СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе. 170 часов. ФГОС.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ. 170 ЧАСОВ.
№ | Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля самостоятельной работы | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||
План | факт | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
| Русский язык как развивающееся явление | Урок изуче- ния нового материала | Содержание УМК. Русский язык – один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Учебное исследование. | Знать: содержание и назначение УМК, условныеобозначения, используемые в нём; основныеизменения, происходившие в языке с течением времени. | Развёрнутый ответ на вопрос о путях развития русского языка | Выполнить №4, стр.5 | ||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (15 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. | Комбинированный урок | Синтаксис и пунктуация. Словосоче- тание. Состав словосочетания. Глав- ное и зависимое слово в с/с. Предложение. Виды пр-ний по цели высказывания. Состав пр-ний. Грамматическая основа. Второстепенные члены. Знаки препинания в простых и сложных пр-ниях. Синтаксический разбор пр-ний и с/с. Составление пр-ний по схемам. Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять состав с/с и пр-ний; находить главное и зависимое слово в с/с, грамматическую основу пр-ний; распознавать однородные члены; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных пр-ниях; выполнять синтаксический разбор с/с и пр-ний. | Словарно-орфографическая работа | Прочитать $ 1, выполнить №9 | ||||||||||||||||||||||
3
4 |
|
| Синтаксис и Пунктуация.
Пунктуационный разбор. | Уроки- практикумы | Практическая работа, тест | Прочитать $ 2, выполнить №11 | ||||||||||||||||||||||||
5 |
|
| Лексика и Фразеология. | Комбиниро- ванный урок | Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочёты | Словарный диктант | Прочитать $ 3, выполнить №16 | ||||||||||||||||||||||
6 |
|
| Фонетика и орфография. Орфограмма – буква. | Комбиниро- ванный урок | Фонетика и орфография. Фонетичес- кий состав слов. Орфограмма- буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах; признаки орфограмм-букв. Уметь: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов. | Объяснительный диктант | Прочитать $ 4, выполнить №19 | ||||||||||||||||||||||
7 |
|
| Фонетика и орфография. Фонетический состав слова. | Урок- практикум | Практическая работа | Прочитать $ 4, выполнить №21 | ||||||||||||||||||||||||
8
|
|
| Словообразование и орфография: морфемный и словообразовательный разбор.
| Комбиниро- ванный урок
| Словообразование и орфография. Состав слова. Морфемный и словообразовательные разборы.
Однокоренные . слова и слова с омонимичными корнями. Орфограммы в разных частях слов.
| Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически
| Словарно- орфографическая работа | Прочитать $ 5, выполнить №24 | ||||||||||||||||||||||
9 |
|
| Словообразование и орфография.
| Урок- практикум | Практическая работа | выполнить задание на карточке | ||||||||||||||||||||||||
10 |
|
| Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. | Комбиниро- ванный урок |
Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически. | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 6, выполнить №30 | ||||||||||||||||||||||
11
12 |
|
| Морфологический разбор слова.
Морфология и орфография: правописание безударных окончаний глагола | Уроки- практикумы | Практическая работа, предупре- дительный диктант | выполнить разбор 5 или 7 слов Выполнить упр.43 или упр.44 | ||||||||||||||||||||||||
13 |
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамма- тическим заданием | составить словарный диктант из 20 слов | ||||||||||||||||||||||
14 |
|
| Анализ контроль- ного диктанта по теме «Повторение изученного в 5-6классах» | Урок корре- кции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | Прочитать $ 6, выполнить № 31 | ||||||||||||||||||||||
15 |
|
| Текст | Развитие речи | Текст. Абзац. Средства связи предложений в тексте. Типы речи и их признаки | Знать: понятиятекст, абзац; типы речи и их признаки. Уметь: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с основной темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи предложений в тексте | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 7, выполнить № 46 | ||||||||||||||||||||||
16 |
|
| Стили литератур- ного языка | Развитие речи | Стиль речи (художественный, разго- ворный, научный, деловой) | Знать: стили речи и их признаки Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи по их характерным признакам | Текущий контроль | Прочитать $ 8, выполнить №51 | ||||||||||||||||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Причастие (31 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
| Причастие как часть речи | Урок изучения нового материала | Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор глаголов и прилагательных. | Знать: понятие причастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий; признаки глагола и прилагательного у причастий. Уметь: распознавать причастия, отличать их от глаголов и прилагательных; определять морфологические признаки и синтаксическую роль причастий; выполнять морфологический разбор глагола и прилагательного | Рассказ на лингвистическую тему | выполнить задание в тетради Прочитать $ 9 | ||||||||||||||||||||||
18 |
|
| Публицистический стиль | Развитие речи | Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику –основная задача публицистического стиля | Знать: признаки публицистического стиля речи, его языковые особенности. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 10, выполнить №62 | ||||||||||||||||||||||
19 |
|
| Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок изучения нового материала | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы. | Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Уметь: склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи | Текущий контроль, словарный диктант | Прочитать $ 11, выполнить №67 | ||||||||||||||||||||||
20 |
|
| Причастный оборот | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову | Знать: понятия причастный оборот, определяемое слово. Уметь: распознавать причастные обороты в предложениях; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Прочитать $ 12, выполнить № 70 | ||||||||||||||||||||||
21 |
|
| Выделение при- частного оборота запятыми | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Пунктуация в предложениях с причастным оборо- том. Орфоэпические нормы. Синтак- сический разбор пр-ний. Конструи- рование пр-ний с причастными обо- ротами | Знать: правила пунктуации в пр-ниях с причастным оборотом. Уметь: выделять причастные обороты запятыми, выразительно читать и реконструировать предложения с причастными оборотами; выполнять синтаксический разбор предложений | Объяснительный диктант | Прочитать $ 12, выполнить №74 или выписать 5 – 6 предложений | ||||||||||||||||||||||
22 |
|
| Описание внешности человека | Развитие речи | Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты) | Знать: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном произведении. Уметь: устно и письменно составлять развёрнутое описание знакомого человека | Сочинение-миниатюра | Прочитать $ 13, выполнить №80 | ||||||||||||||||||||||
23 |
|
| Действительные и страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий | Знать: понятия действительные/страдательные причастия. Уметь: различать действительные и страдательные причастия и правильно употреблять их в речи
| Работа с дидактическим материалом | Прочитать $ 14, выполнить №84 | ||||||||||||||||||||||
24 |
|
| Краткие и полные страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы | Знать: понятия полные/краткие страдательные причастия; особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения полных и кратких страдательных причастий. Уметь: различать полные и краткие страдательные причастия; определять синтаксическую роль кратких страдательных причастий | Объяснительный диктант | Прочитать $ 15, знать правило, выполнить №89 | ||||||||||||||||||||||
25 |
|
| Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий наст.времени | Урок изучения нового материала | Действительные причастия настоя- щего времени. Образование действ. причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; правило право- писания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать и образовывать действительные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Словарный диктант | Прочитать $ 16, знать правило, выполнить № 91 | ||||||||||||||||||||||
26 |
|
| Гласные в суффиксах действительных причастий наст.времени | Урок закреп ления знаний | Индивидуальные задания | Прочитать $ 16, выполнить № 94 | ||||||||||||||||||||||||
27 |
|
| Действительные причастия прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | Действительные причастия прошедшего времени. Образование действ. причастий прошедшего времени. | Знать: способы образования действительных причастий прошедшего времени; Уметь: распознавать и образовывать действительные причастия прошедшего времени; |
| Прочитать$ 17, Выполнить № 97 | ||||||||||||||||||||||
28 |
|
| Изложение | Развитие речи | Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика | Изложение | Повторить справочный материал | ||||||||||||||||||||||
29 |
|
| Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
| Урок изучения нового материала | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило право- писания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать и образовывать страда- тельные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными и наоборот | Словарно-орфогра- фическая работа | Прочитать$ 18, №103 | ||||||||||||||||||||||
30 |
|
| Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Урок-практикум | Тест | Прочитать$ 18, выполнить №105 | ||||||||||||||||||||||||
31 |
|
| Страдательные причастия прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Употребление причастий в речи. Закрепление правила правописания н и нн в прилаг-ых. Учебное исследование | Знать: способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: распознавать и образовывать страда- тельные причастия настоящего времени; правильно писать суффиксы причастий; предупреждать ошибки в употреблении причастий | Объяснительный диктант | Прочитать$ 19, выполнить №109 | ||||||||||||||||||||||
32 |
|
| Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Урок изучения нового материала | Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени | Знать: условия выбора гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь: образовывать полные и краткие страда- тельные причастия прошедшего времени; использовать способ выбора гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени | Словарно-орфографическая работа | Прочитать$ 20, выполнить №113 | ||||||||||||||||||||||
33 |
|
| Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | Урок изучения нового материала | Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Устный рассказ на лингвистическую тему
| Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Объяснительный диктант | Прочитать$ 21, выучить правило, выполнить №115 | ||||||||||||||||||||||
34 |
|
| Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Урок-практикум | Практическая работа | Знать правило, выполнить №118 | ||||||||||||||||||||||||
35 |
|
| Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Урок изучения нового материала | Краткие прилагательные, образованные путём перехода причастий в прилагательные. Правописание Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных | Тест | Прочитать $ 22, выполнить №124 | ||||||||||||||||||||||
36 |
|
| Правописание н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
|
|
| выполнить №128 или задания в тетради | |||||||||||||||||||||||
37 |
|
| Выборочное изложение (художественное описание литератур. героя) | Развитие речи | Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту | Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики | Изложение | Повторить справочный материал | ||||||||||||||||||||||
38 |
|
| Морфологический разбор причастия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий | Комплексный анализ текста | Прочитать$ 23, выполнить №131 или разобрать 4 причастия | ||||||||||||||||||||||
39 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Урок изучения нового материала | Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием НЕ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Причастный оборот. Учебное исследование. | Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями | Объяснительный диктант | Прочитать$ 24, выполнить по выбору №134-135 | ||||||||||||||||||||||
40 |
|
| Правописание НЕ с причастиями | Урок-практикум | Тест | Выполнить по выбору №137, 138 | ||||||||||||||||||||||||
41 |
|
| Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Правило правописания гласныхЕ и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Учебное исследование | Знать: Правило правописания гласныхЕ и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Объяснительный диктант | Прочитать$ 25, выучить правило, выполнить по выбору №140/142 | ||||||||||||||||||||||
42
43 |
|
| Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы» Письмо сочинения по личным наблюдениям | Развитие речи | Описание внешности человека. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: подбирать и систематизировать материалы к сочинению по личным наблюдениям; писать сочинение, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение | Прочитать $ 25, выполнить №145, 146 | ||||||||||||||||||||||
44 |
|
| Повторение и обобщение изученного о причастии | Урок-практикум | Причастие. Морфологические и син- таксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пун- ктуация в предложениях с причастным оборотом. Правописание причастий. Причастия в устной речи. Морфоло- гический разбор причастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания и произношения причастий; расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; выделять причастный оборот графически; выполнять морфологический разбор причастий | Тест | Ответить на контрольные вопросы стр.72, выполнить упр 158 | ||||||||||||||||||||||
45 |
|
| Контрольный диктант по теме «Причастие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему | Диктант с грамматическим заданием |
| ||||||||||||||||||||||
46 |
|
| Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | Выполнить № 157 | ||||||||||||||||||||||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
47 |
|
| Деепричастие как часть речи | Урок изучения нового материала | Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий | Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия. Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и определять, к какому слову в предложении они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий | Словарный диктант | Прочитать $ 26, выполнить №161 | ||||||||||||||||||||||
48 |
|
| Деепричастный оборот. Запятые при деепричаст- ном обороте
| Урок изучения нового материала | Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член предложения. Конструирование предложений с деепричастными оборотами | Знать: понятие деепричастный оборот. Уметь: распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 27, выполнить №164 или 166 | ||||||||||||||||||||||
49 |
|
| Знаки препинания . при деепричаст- ном обороте | Урок-практикум | Тест | Прочитать $ 27, выполнить №169 или 168 | ||||||||||||||||||||||||
50 |
|
| Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Урок изучения нового материала | Правило правописания НЕс деепричастиями. НЕ с разными частями речи | Знать: правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь: распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи | Объяснительный диктант | Прочитать $ 28, выполнить №172 | ||||||||||||||||||||||
51
52 |
|
| Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида | Урок изучения нового материала
Урок изучения нового материала
| Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами –В и –ВШ деепричастий совершенного вида. Учебное исследование. | Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами –В и –ВШ деепричастий совершенного вида. Уметь: распознавать и образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида | Словарно- орфографическая работа | Прочитать $ 29, №175 или 176
Прочитать $ 30, №181 или 186
| ||||||||||||||||||||||
53 |
|
| Морфологический разбор деепричастия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепри- частия. Учебное исследование. | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор деепричастий | Комплексный анализ текста | $ 31, №189 или 184 по выбору | ||||||||||||||||||||||
54
|
|
| Повторение и обобщение изученного о деепричастии | Урок повторения и обобщения знаний | Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий | Тест, объяснительный диктант | Выполнить №194 | ||||||||||||||||||||||
55
56 |
|
| Подготовка к рассказу на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц | Развитие речи | Рассказ. Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи- нения. | Знать: жанровые особенности и композицию рассказа; творческую историю создания картины «Вратарь» (кратко). Уметь: писать сочинение-рассказ на основе картины от имени одного из действующих лиц, соблюдая определённый стиль речи и композицию | Сочинение |
| ||||||||||||||||||||||
57
|
|
| Повторение и обобщение изученного о деепричастии | Урок повторения и обобщения знаний | Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий | Предупредительный диктант | $ 31, №192 | ||||||||||||||||||||||
58 |
|
| Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием |
| ||||||||||||||||||||||
59 |
|
| Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками |
| ||||||||||||||||||||||
НАРЕЧИЕ (35 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
60 |
|
| Наречие как часть речи | Урок изучения нового материала | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий | Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 32, выучить правило №197 | ||||||||||||||||||||||
61 |
|
| Смысловые группы Наречий. | Урок изучения нового материала | Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование | Знать: смысловые группы наречий. Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся | Словарный диктант | Прочитать $ 33, выполнить №202 | ||||||||||||||||||||||
62 |
|
| Наречия указательные, вопросительные, отрицательные.
| Урок закрепления знаний | Распределительный диктант | Выполнить №208 | ||||||||||||||||||||||||
63 |
|
| Степени сравнения наречий | Урок изучения нового материала | Сравнительная и превосходная сте- пень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование. | Знать: понятия сравнительная/превосходная степень сравнения наречий; способы образования степеней сравнения наречий. Уметь: распознавать наречия в форме сравнит.и превосх. степени и определять их синтаксической роль; отличать сравн. степень наречий от сравн. степени прилагательных | Текущий контроль | Прочитать $ 34, №214 | ||||||||||||||||||||||
64 |
|
| Морфологический разбор наречия
| Урок изучения нового материала
| Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфо- логического разбора наречий | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий | Комплексный анализ текста | Знать порядок разбора, выполнить №216 | ||||||||||||||||||||||
65
|
|
| Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | Развитие речи | Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения | Знать: особенности рассуждения как типа речи; композицию рассуждения. Уметь: самостоятельно писать сочинение- рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | Дописать сочинение | ||||||||||||||||||||||
66 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е | Урок изучения нового материала | Правописание НЕ с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему.
| Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Уметь: правильно писать НЕ с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного написания | Объяснительный диктант | $ 36, выучить правило, выполнить №220 | ||||||||||||||||||||||
67 |
|
| Правописание НЕ с наречиями на –О и -Е | Урок- практикум | Тест | $ 36, №226, 223 по выбору | ||||||||||||||||||||||||
68 |
|
| Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | Урок изучения нового материала | Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наре- чий. Правописание гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | Знать: способы образования отрицательных наречий. Правила правописания гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Творческий диктант | $ 37, выучить правило, выполнить №229 | ||||||||||||||||||||||
69 |
|
| Правописание отрицательных наречий | Урок- практикум | Тест | выполнить по выбору №231, задания в тетради | ||||||||||||||||||||||||
70 |
|
| Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | Урок изучения нового материала | Правописание одной и двух букв Н в наречиях на –Ои –Е. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. Учебное исследование
| Знать: правило правописания одной и двух букв Н в наречиях на –Ои –Е. Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв Н в нём нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия | Объяснительный диктант | Прочитать $ 38, выполнить №234 | ||||||||||||||||||||||
71 |
|
| Правописание одной и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | Урок- практикум | Тест | $ 38,повторить правило, выполнить №236 | ||||||||||||||||||||||||
72
73 |
|
| Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы о,е,ё после шипящих в разных частях слова. | Урок изучения нового материала
Урок - практикум | Условия выбора гласных О и Е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи | Знать: условия выбора гласныхО и Е после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правила правописания гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи и обозначать данные орфограммы графически | Творческий диктант | Прочитать $ 40, выполнить №243
Составить словарный диктант | ||||||||||||||||||||||
74 |
|
| Буквы О и А на конце наречий | Урок изучения нового материала | Образование наречий. Условия выбора гласныхОи А на конце наречий. Орфоэпические нормы. | Знать: условия выбора гласныхОи А на конце наречий. Уметь: определять способ образования наречий пользоваться алгоритмом выбора гласныхО и А на конце наречий и обозначать данную орфограмму графически
| Работа с дидакти- ческим материалом | $ 41, выучить правило, №246/247 по выбору | ||||||||||||||||||||||
75
76 |
|
| Подготовка к изложению с элементами сочинения Изложение с элементами сочинения | Развитие речи | Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте слова, выражающие отношение автора к персонажам; писать изложение близко к тексту; выполнять творческое задание к тексту | Изложение с элементами сочинения | Выполнить №248 | ||||||||||||||||||||||
77 |
|
| Дефис между частями слова в наречиях | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование | Знать: Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Уметь: определять способ образования наречий, распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные | Объяснительный диктант | Выучить правило $ 42, №253 | ||||||||||||||||||||||
78
79 |
|
| Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Проверочная работа «Дефис между частями слова в наречиях» | Уроки закрепления знаний | Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование пр-ний с наречиями. Учебное исследование | Знать: Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Уметь: определять способ образования наречий распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные | Распределительный диктант, тест | $ 42, №254
Выполнить задания в тетради | ||||||||||||||||||||||
80 |
|
| Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Ус- ловия слитного и раздельного напи- сания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омоними-чные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы. | Знать: Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от сущ-ных и количественных числительных. Уметь: определять способы образования наречий; распознавать условия слитного и раз- дельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи. | Словарный диктант | Прочитать $ 43, выполнить №259 | ||||||||||||||||||||||
81 |
|
| Правописание наречий, образованных от сущ-х и количественных числительных
| Урок-практикум | Текст | выполнить, №262 | ||||||||||||||||||||||||
82 |
|
| Мягкий знак после шипящих | Урок изучения нового материала | Орфограммы, связанные с правописанием Ь после шипящих на конце слова. Правописание Ь после шипящих на конце наречий | Знать: правило правописания Ь после шипящих на конце наречий. Уметь: распознавать условия написания Ь после шипящих на конце слов разных частей речи и обозначать данную орфограмму | Объяснительный диктант | Прочитать $ 44, выполнить №265 или 266 | ||||||||||||||||||||||
83
84 |
|
| Описание действий человека. Сочинение о труде. | Р.Р. | Описание как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения | Знать: особенности описания как типа речи; композицию описания. Уметь: самостоятельно писать сочинение-описание на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение |
| ||||||||||||||||||||||
85
86
87 |
|
| Повторение по теме «Правописание наречий». Проверочная работа «Правописание наречий». Обобщающий урок по теме «Наречие» | Комбинированный урок | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Морфологический разбор наречий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор наречий | Тест | контрольные вопросы, стр.123 | ||||||||||||||||||||||
88 |
|
| Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием |
| ||||||||||||||||||||||
89 |
|
| Работа над ошибками контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками |
| ||||||||||||||||||||||
| КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
90 |
|
| Категория состояния как часть речи | Урок изучения нового материала | Категория состояния. Общее грам- матическое значение, морфологиче- ский признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художе- ственных текстах. Сходство и разли- чия наречия и категории состояния | Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчёркивать слова категории состояния как члены предложения | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 45, выучить правило, №275 | ||||||||||||||||||||||
91 |
|
| Употребление слов категории состояния в художественных текстах. | Урок-практикум | Самостоятельная работа | Прочитать $ 45, №278 | ||||||||||||||||||||||||
92 |
|
| Морфологический разбор категории состояния | Урок изучения нового материала | Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Порядок морфологического разбора категории состояния. Морфологический разбор наречий. Различение слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных. Конструирование сложных предложений со словами категории состояния. Учебное исследование | Уметь: различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные; выполнять морфологический разбор слов категории состояния, наречий; составлять сложные предложения со словами категории состояния | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 46, знать порядок разбор, выполнить №280 | ||||||||||||||||||||||
93
94 |
|
| Подготовка к написанию сжатого изложения с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») | Р.Р. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особен- ности текста. Приёмы сжатия текста | Уметь: определить тему и основную мысль текста, составлять его план, писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы | Изложение | Прочитать $ 46, №281 | ||||||||||||||||||||||
95 |
|
| Повторение и обобщение изученного о категории состояния | Урок-практикум | Категория состояния. Общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Правописание слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. Учебное исследование | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов категории состояния | Тест | Задание на карточке | ||||||||||||||||||||||
96 |
|
| Сочинение на лингвистическую тему | Р.Р. | Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему | Уметь: писать сочинение на лингвистическую тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | Написать сочинение | ||||||||||||||||||||||
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||
97 |
|
| Самостоятельные и служебные части речи | Урок изучения нового материала | Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи | Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи | Текущий контроль | $ 47, выполнить №284 | ||||||||||||||||||||||
|
| ПРЕДЛОГ (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
98 |
|
| Предлог как часть речи | Урок изучения нового материала | Служебные части речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Предлоги и омонимичные приставки Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов | Знать: понятие предлог; морфологические признаки предлога; роль предлогов в с/с и пр-ниях. Уметь: распознавать предлоги; различать предлоги и омонимичные приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; определять, какие смысловые отношения выражают предлоги | Комплексный анализ текста | $ 48, выполнить №288, знать правило | ||||||||||||||||||||||
99 |
|
| Употребление предлогов | Урок изучения нового материала | Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами. Конструирование предложений | Уметь: определять, какие смысловые отношения выражают предлоги; употреблять предлоги в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка; писать предлоги с другими словами раздельно; составлять пр-ния и с/с с использованием различных предлогов | Словарный диктант | Прочитать $ 49, выполнить на выбор №292, 294 | ||||||||||||||||||||||
100 |
|
| Непроизводные и производные предлоги | Урок изучения нового материала | Производные/непроизводные пред- логи. Образование непроизводных предлогов. Употребление производ- ных и непроизводных предлогов. Приёмы различения предлогов и омонимичных частей речи | Знать: понятия производные/непроизводные предлоги. Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 50, выполнить на выбор №299, дидактический материал | ||||||||||||||||||||||
101 |
|
| Употребление производных предлогов | Урок-практикум | Употребление производ- ных и непроизводных предлогов. Приёмы различения предлогов и омонимичных частей речи | Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи | Практический материал | Выполнить № 301 | ||||||||||||||||||||||
102 |
|
| Простые и составные предлоги. | Урок изучения нового материала | Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлогов. Учебное исследование | Знать: понятия простые/составные предлоги; Уметь: различать простые и составные предлоги
| Самостоятельная работа | Прочитать $ 51, №304 | ||||||||||||||||||||||
103 |
|
| Морфологический разбор предлога |
|
| Знать: порядок морфологического разбора предлога. Уметь: выполнять морфологический разбор предлогов.
| Самостоятельная работа | Знать порядок разбора, выполнить 4 слова - предлога | ||||||||||||||||||||||
104
105 |
|
| Особенности текст а– репортажа. Репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу |
Р.Р. | Понятие «репортаж». Тексты - репортажи Творческая история картины «Детская спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи- нения | Знать: жанровые особенности репортажа; творческую историю картины «Детская спортивная школа». Уметь: писать сочинение-репортаж, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение |
Работу доделать. | ||||||||||||||||||||||
106 |
|
| Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок изучения нового материала | Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омонимичные части речи. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов |
Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов.
Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги, предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Объяснительный диктант | Прочитать $ 53, выполнить №309 | ||||||||||||||||||||||
107
108 |
|
| Правописание производных предлогов
Практическая работа «Слитное и раздельное написание производных предлогов» | Урок-практикум | Практическая работа | Прочитать $ 53, выполнить №311 | ||||||||||||||||||||||||
109
110 |
|
| Повторение изученного о предлоге
Обобщающий урок по теме «Предлог» | Уроки повторения и обобщения знаний | Предлог. Морфологические призна- ки предлогов. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлогов. Учебное исследование. Лингвистические игры | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила правописания и употребления предлогов; выполнять морфологический разбор предлогов | Объяснительный диктант, творческий диктант | Задание в тетради | ||||||||||||||||||||||
111 |
|
| Контрольный диктант по теме «Предлог» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | ||||||||||||||||||||||
112 |
|
| Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | Составить словарный диктант | ||||||||||||||||||||||
СОЮЗ (18 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
113
|
|
| Союз как часть речи | Урок изучения нового материала | Союз. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предложений | Знать: понятие союз; морфологические признаки союза; функции союзов. Уметь: распознавать союзы, отличать их от предлогов; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике; расставлять знаки препинания в сложных предложениях | Словарный диктант | Прочитать$ 54, выучить правило, выполнить №316 | ||||||||||||||||||||||
114 |
|
| Простые и составные союзы | Урок изучения нового материала | Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных предложений | Знать: понятия простые/составные союзы. Уметь: различать простые и составные союзы; расставлять знаки препинания в сложных пр-иях | Комплексный анализ текста | Прочитать$ 55, выполнить №319 | ||||||||||||||||||||||
115 |
|
| Союзы сочинительные и подчинительные
| Урок изучения нового материала | Сочинительные и подчинительные союзы в синтаксических конструкциях разного вида.
Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предложениях. | Знать: понятия сочинительные и подчинительные союзы; функции сочинительных и подчинительных союзов в синтаксических конструкциях разного вида. Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы; расставлять знаки пре- пинания в сложных предложениях | Текущий контроль | Прочитать$ 56, выполнить №322 | ||||||||||||||||||||||
116 |
|
| Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми пр-ниями в союз- ном сложном предложении | Урок- практикум | Комплексный анализ текста | Прочитать$ 57, выполнить №325 | ||||||||||||||||||||||||
117 |
|
| Сочинительные союзы | Урок изучения нового материала | Сочинительные союзы, их функции. Группы сочинительных союзов по значению. Сочинительные союзы, употреблённые для связи частей целого текста | Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции. Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; употреблять сочинительные союзы для связи частей целого текста | Выборочный диктант | Прочитать$ 58, выполнить №328 | ||||||||||||||||||||||
118 |
|
| Роль сочинительного союза И в простом предожении с однородными членами и в сложном предложении | Урок изучения нового материала | Сочинительный союзИ в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии, знаки препинания в них. Синтаксический разбор пр-ний. Конструирование пр-ний по схемам | Уметь: расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии; определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор пр-ний; конструировать предложения по схемам | Комплексный анализ текста | Прочитать$ 58, выполнить №330 | ||||||||||||||||||||||
119 |
|
| Урок – практикум по теме «Сочинительные союзы» | Урок- практикум | Сочинительные союзы, их роль в пр- нии. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции. Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Тест | Творческая работа ) упр.335) | ||||||||||||||||||||||
120 |
|
| Подчинительные союзы.
| Урок изучения нового материала | Подчинительные союзы, их роль в пр-нии и тексте. Группы подчинительных союзов по значению. Запятые в СПП. | Знать: группы подчинительных союзов по значению, их функции; Уметь: расставлять знаки препинания в СПП, определять роль подчинительных союзов в них; конструировать пр-ния по схемам | Словарно- орфографическая работа | Прочитать$ 59, выполнить по выбору №339, 340 | ||||||||||||||||||||||
121 |
|
| Морфологический разбор союза | Урок изучения нового материала | Порядок морфологического разбора союза. Конструирование СПП по схемам | Знать: порядок морфологического разбора союза. Уметь: выполнять морфологический разбор союзов; | Текущий контроль | Выполнить разбор 4 союзов | ||||||||||||||||||||||
122 |
|
| Сочинение-рассуждение на заданную тему | Развитие речи | Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в текс- те-рассуждении. Языковой материал для сочинения | Уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | выполнить №343 | ||||||||||||||||||||||
123 |
|
| Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы | Урок изучения нового материала | Правописание союзов также, тоже, зато, чтобы. Различение союзов также, тоже, зато, чтобы и омонимичных наречий и местоимений с частицами. Учебное исследование | Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать. | Объяснительный диктант | Прочитать $ 61, выполнить №346 | ||||||||||||||||||||||
124 |
|
| Правописание союзов также, тоже, зато, чтобы | Урок- практикум | Тест | Прочитать $ 61, №350 | ||||||||||||||||||||||||
125 |
|
| Повторение изученного о союзе | Урок повторения и обобщения знаний | Морфологические признаки и функции союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание и употребление союзов. Морфо логический разбор союзов. Знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии
| Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных пр-ниях | Предупредительный диктант | контрольные вопросы стр.165 | ||||||||||||||||||||||
126
|
|
| Обобщающий урок по теме «Союз» | Урок повторения и обобщения знаний | Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание и употребление союзов. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных пр-ниях | Предупредительный диктант | Задания в тетради | ||||||||||||||||||||||
127 |
|
| Контрольная работа по теме «Союз» | Урок контроля знаний | Союз. Морфологические признаки союзов. Правописание союзов. | Знать: теоретический материал по теме «Союз» | Контрольная работа | Задание в тетради | ||||||||||||||||||||||
128
129 |
|
| Подготовка к контрольному изложению. Контрольное изложение | Урок – практикум
Урок контроля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение |
| ||||||||||||||||||||||
130 |
|
| Анализ контрольного изложения | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении. | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном изложении | Работа над ошибками | выполнить №356 | ||||||||||||||||||||||
| ЧАСТИЦА (20 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
131 |
|
| Частица как часть речи | Урок изучения нового материала | Частица. Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы | Знать: понятие частица; функции частиц, разряды частиц. Уметь: распознавать частицы и определять их роль; различать формообразующие и смысловые частицы | Текущий контроль | Прочитать $ 62, выполнить №359 | ||||||||||||||||||||||
132 |
|
| Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок изучения нового материала | Формообразующие частицы, их функции. Различение частиц и омонимичных частей речи. Грамматические разборы. Лингвистические игры | Знать: понятие формообразующие частицы; функции формообразующих частиц. Уметь:распознавать формообразующие частицы и определять их роль; различать частицы и омонимичные части речи | Словарный диктант | Прочитать $ 63, выполнить №362 | ||||||||||||||||||||||
133 |
|
| Смысловые частицы: вопросительные, указательные, восклицательные | Урок изучения нового материала |
Смысловые частицы, их функция. Богатство оттенков значения смысловых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи. Учебное исследование | Знать: понятие смысловые частицы. Уметь: распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выра- жают; употреблять частицы в устной и письмен- ной речи | Объяснительный диктант | Прочитать $ 64, составить таблицу, выполнить № 366 | ||||||||||||||||||||||
134
135 |
|
| Разряды смысловых частиц. Практическая работа по теме «Разряды частиц» | Уроки закрепления знаний | Выборочный диктант, тест | $ 64, выполнить по выбору №374, 375 | ||||||||||||||||||||||||
136 |
|
| Раздельное и дефисное написание частиц | Урок изучения нового материала | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Раз- личение частиц и омонимичных частей речи | Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 65, выучить правило, выполнить №381 | ||||||||||||||||||||||
137 |
|
| Морфологический разбор частицы | Урок изучения нового материала
| Общее значение и разряды частиц. Порядок морфологического разбора частицы | Уметь: выполнять устный и письменный мор- фологический разбор частиц | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 66, выполнить №384 | ||||||||||||||||||||||
138 |
|
| Отрицательные частицы НЕ и НИ | Урок изучения нового материала | Отрицательные частицы, их функции Употребление частиц НЕ и НИ. Слит- ное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами
| Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц НЕ и НИ; условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц,
Уметь: Определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; | Комплексный анализ текста | Выучить правило$ 67, № 389 | ||||||||||||||||||||||
139 |
|
| Правописание отрицательных частиц НЕ и НИ | Урок изучения нового материала
| Тест | выполнить №392 | ||||||||||||||||||||||||
140 |
|
| Практическая работа по теме «Различение частицы НЕ и НИ» | Урок- практикум | Работа с дидактическим материалом | Прочитать $ 67, дидактический материал | ||||||||||||||||||||||||
141 |
|
| Правописание не и ни с разными частями речи | Урок- практикум | Объяснительный диктант | Дидактический материал | ||||||||||||||||||||||||
142 |
|
| Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Урок изучения нового материала | Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи | Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ- | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 68, выполнить №394 | ||||||||||||||||||||||
143 |
|
| Правописание частицы НЕ и приставки НЕ- | Урок изучения нового материала
| Тест, сжатое изложение | $ 68, №398 | ||||||||||||||||||||||||
144 |
|
| Частица НИ, приставка НИ-союз НИ - НИ | Урок изучения нового материала | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. Условия слитного и раздель- ного написания НИ с разными частя- ми речи. Учебное исследование. Конструирование предложений | Знать: условия слитного и раздельного написания НИ с разными частями речи. Уметь: различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ-НИ | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 69, №404 | ||||||||||||||||||||||
145 |
|
| Различие частицы НИ, приставки НИ-союза НИ - НИ | Урок- практикум | Тест | Прочитать $ 69, №406 | ||||||||||||||||||||||||
146 |
|
| Повторение и обобщение изученного о частице | Урок повторения и обобщения знаний | Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможнос- ти частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц. Учебное исследование | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила правописания час- тиц; употреблять частицы в устной и письменной речи; выполнять морфологический разбор частиц | Объяснительный диктант | Контрольные вопросы стр.187 | ||||||||||||||||||||||
147
148 |
|
| Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень». Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень». | Уроки развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сочинение. | Сочинение |
| ||||||||||||||||||||||
149 |
|
| Контрольная работа по теме «Частица» | Урок контроля
| Частица. Морфологические признаки частиц. Разряды частиц. Правописание частиц. | Знать: теоретический материал по теме «Частица» | Контрольная работа | Составить словарный диктант ( 30 слов) | ||||||||||||||||||||||
150 |
|
| Рассказ на основе жизненного опыта (устный или пись- менный) | Р.Р. | Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения | Знать: жанровые особенности рассказа. Уметь: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта | (устное или письменное) Сочинение-рассказ | $ 69, выполнить №413 | ||||||||||||||||||||||
| МЕЖДОМЕТИЕ (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
151 |
|
| Междометие как часть речи | Урок изучения нового материала | Междометие. Производные и непро изводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях | Знать: понятие междометие. Уметь: отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия | Комплексный анализ текста | Прочитать $ 70, выполнить №416 | ||||||||||||||||||||||
152 |
|
| Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок изучения нового материала | Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи. Знаки препинания в пр-ниях с междометиями. | Уметь: распознавать условия употребления дефиса в разных частях речи | Словарно- орфографическая работа | $ 71, №419 | ||||||||||||||||||||||
153 |
|
| Производные междометия. | Урок изучения нового материала | Конструирование предложений с междометиями. Учебное исследование | Уметь: конструировать пр-ния с междометиями и расставлять в них знаки препинания | Объяснительный диктант | По выбору: выписать из текстов, дидактический материал | ||||||||||||||||||||||
154 |
|
| Обобщение по теме «Междометие». Проверочная работа по теме «Междометие» | Урок- практикум | Тест | $ 71 задание в тетради | ||||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (16 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||
155 |
|
| Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | Урок повторения и обобщения знаний. | Русский язык. Разделы науки о русском языке. Текст. Виды текстов. Стили речи | Знать: разделы науки о русском языке, предмет их изучения; понятие текст; виды тестов, их признаки; стили речи, их признаки. Уметь: определять принадлежность текста к определённому стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на зад.тему | Сочинение-миниатюра | $ 72, 73, задание на карточке | ||||||||||||||||||||||
156
157 |
|
| Подготовка к контрольному сочинению на заданные темы. Контрольное сочинение на заданные темы. | Уроки контроля знаний | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. | Сочинение |
| ||||||||||||||||||||||
158 |
|
| Анализ контроль- ного сочинения | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном сочинении | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном сочинении | Работа над ошибками | Задание в тетради | ||||||||||||||||||||||
159 |
|
| Фонетика. Графика. | Урок повторения и обобщения знаний | Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов
| Текущий контроль | Прочитать $ 74, выполнить №431 | ||||||||||||||||||||||
160 |
|
| Лексика и фразеология | Урок повторения и обобщения знаний | Лексика. Словарное богатство языка Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употреб- ления. Толковые словари. Фразеоло гия. Стили речи
| Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями | Тест | Прочитать $ 75, выполнить №434 | ||||||||||||||||||||||
161 |
|
| Морфемика. Словообразование | Урок повторения и обобщения знаний | Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразова- тельный разбор слов | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов | Тест | Ответить на вопросы $ 76, выполнить №439 | ||||||||||||||||||||||
162 |
|
| Морфология. | Урок повторения и обобщения знаний | Морфология. Часть речи, их морфо- логические и синтаксические приз- наки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов Стилистическая принадлежность частей речи
| Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь: распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов | Тест | Ответить на вопросы $ 77, выполнить №444 или 445 | ||||||||||||||||||||||
163
164 |
|
| Синтаксис словосочетания и предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Урок повторения и обобщения знаний Урок повторения и обобщения знаний | Синтаксис и пунктуация. Словосоче- тание. Простые и сложные пр-ния, знаки препинания в них. Синтакси- ческий разбор пр-ний | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: расставлять знаки преп. в простых /сложных пр-ниях; выполнять синтаксический разбор с/с и пр-ний
| Объяснительный диктант, тест | Прочитать $ 79, №459
Прочитать $ 80, выполнить №463 | ||||||||||||||||||||||
165
166 |
|
| Правила написания слов.
Буквенные и небуквенные орфограммы
| Уроки повторения и обобщения знаний
| Орфография. Пунктуация. Части речи Учебное исследование | Уметь: применять на практике правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-7 классах | Предупредительный диктант, тест | Ответить на вопросы $ 78, №451
Выполнить № 453 | ||||||||||||||||||||||
167 |
|
| Защита исследова- тельских проектов | Урок-конференция | Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад | Уметь: представлять учебный исследовательский проект, сопровождая выступление презентационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования.
| Доклад по теме учебного исследования | Опережающее задание | ||||||||||||||||||||||
168 |
|
| Контрольная работа за курс 7 класса. | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Граммати- ческие разборы | Уметь: самостоятельно писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | ||||||||||||||||||||||
169 |
|
| Работа над ошибками, допушенными в контрольной работе. | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании
| Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | Выполнить лингвистический анализ текста | ||||||||||||||||||||||
170 |
|
| Итоги учебного года. | Урок обобщение | Орфография. Пунктуация. Грамма- тика
| Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 7 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения и навыки | Тест |
|