СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на 2017 - 2018 учебный год.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дубровская средняя школа
Киквидзенского района Волгоградской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
с зам.директора по УВР приказом директора школы
__________/Елесина Н.В. от________2016 г. №
_______________/Балычева О.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык», 7 класс
на 2017- 2018 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Кравцова Ольга Ивановна
х.Дубровский, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); примерной программы основного общего образования по русскому языку (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») с учетом авторской программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2009 г.), Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС, учебного плана МКОУ «Дубровская СШ» на 2017-2018 учебный год.
Используется учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2017 г., авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская., А.Д. Дейкина, А.М. Александрова.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая учебная программа – 136 ч, 4 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Цели и задачи организации учебной деятельности:
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок развития речи.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий: урок развития речи (изложение, сочинение), игровой урок, урок-зачет, тестирование, практикум.
Технологии: развитие критического мышления, проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен:
1. Знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
2. Овладеть умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изучаемого материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения- рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Количество часов | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
|
Повторение изученного в 5-6 классах | 12 | 4 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. |
31 |
7 |
Деепричастие. | 13 | 1 |
Наречие. | 26 | 5 |
Категория состояния. | 5 | 2 |
Служебные части речи. | 37 |
|
Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
|
Предлог. | 9 |
|
Союз. | 12 |
|
Частица. | 15 |
|
Междометие. | 2 |
|
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | 9 | 1 |
Всего | 136 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12 ч + 4 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (31ч + 7 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (13 ч + 1 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении.
Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (26 ч + 5 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (5 ч + 2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (9 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Союз (12 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Частица (15 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VII КЛАССЕ (9 ч + 1 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС
136 часов (4 часа в неделю)
№ урока | Наименование раздела/ темы | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды деятельности формы работы, формы контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка. Вопросы учителя, самостоятельная работа. Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» | 4.09 |
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 6 КЛАССАХ (12 ч, к.д-1, р/р-4) | ||||||
2/1 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора). Самостоятельная работа
| 6.09 |
|
3/2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения. Беседа по вопросам о пунктуации. Диктант по учебнику – повторение однородных членов и знаков препинания между ними
| 7.09 |
|
4/3
| Лексика и фразеология | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов). Лексический диктант. Сочинение-миниатюра (используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера)
| 8.09 |
|
5/4
| Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор. Самостоятельная работа | 11.09 |
|
6/5 | Р. Фонетика. Сжатый пересказ. План текста | 1 | Урок развития речи | Чтение и разбор текста. Краткий пересказ второй части текста. Составление плана текста. План текста. 1.Необычный мёд. 2.Цветы Заполярья. 3.Переселение пчёл. 4.Древний союз природы и человека.
| 13.09 |
|
7/6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора. Практикум, анализ текста. Орфографическая диктовка | 14.09 |
|
8/7
9/8
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Морфология и орфография (практикум). Р. Открытия Ломоносова в лингвистике
| 2 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений. Словарный диктант | 15.09 18.09 |
|
10/9 | Р. Текст. Типы речи | 1
| Урок развития речи | Беседа по вопросам учебника, работа с текстами: составление плана, выделение смысловых частей | 20.09 |
|
11/10 | Р.Стили литературного языка
| 1
| Урок развития речи | Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы | 21.09 |
|
12/11
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | Урок контроля | Проверка знаний, полученных в 5-6 классах. Диктант с грамматическим заданием
| 22.09 |
|
13/12 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
| 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 25.09 |
|
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | ||||||
ПРИЧАСТИЕ (31 ч, к.д-1, р/р-7) | ||||||
14/1 | Причастие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль. Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | 27.09 |
|
15/2 | Р. Публицистический стиль | 1 | Урок развития речи | Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов; составление таблицы, работа с учебником. Свободный диктант. Из газет и журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты, характерные для данного стиля | 28.09 |
|
16/3 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Осложнённое списывание | 29.09 |
|
17/4
18/5 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
| 2
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Объяснительный, срезовый словарный диктанты | 02.10 04.10 |
|
19/6
20/7 | Р. Описание внешности человека. | 2 | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова). Описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы». Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | 05.10 06.10 |
|
21/8
| Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления. Словарный диктант | 09.10 |
|
22/9 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении. Свободный диктант. | 11.10 |
|
23/10
24/11
| Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека. | 12.10 13.10 |
|
25/12
| Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы. Творческое списывание | 16.10 |
|
26/13
27/14
| Р. Вопросный план. Изложение от 3-го лица с употреблением причастий, которые являются ключевыми словами отрывка | 2 | Урок развития речи | Развитие речи учеников. Закрепление знаний о причастии. Обсуждение плана. Пересказ. Письмо изложения. 1.С какими чувствами вспоминает Т.Л.Сухотина своё детство? 2.В какой атмосфере выросла дочь Л.Толстого? 3.Кому она особенно благодарна за своё детство? 4.Какую роль сыграл отец в жизни дочери? 5.За что Т.Сухотина благодарна своей матери? 6.Что дала детям семьи Толстых Ханна, английская воспитательница? | 18.10 19.10 |
|
28/15
| Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия. Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия». | 20.10 |
|
29/16
30/17
| Страдательные причастия прошедшего времени | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам. Словарный диктант | 23.10 2.10 |
|
31/18
| Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Словарный диктант. | 25.10 |
|
32/19
33/20
| Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Тест. Объяснительный диктант | 26.10 27.10 |
|
34/21
35/22
| Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? | 28.10 7.11 |
|
36/23
37/24
| Р. Выборочное изложение по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» | 2 | Урок развития речи | Отбор материала, составление плана изложения. Приемы описания предмета. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | 9.11 10.11 |
|
38/25
| Морфологический разбор причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль. Комплексный анализ текста | 11.11 |
|
39/26
40/27
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Составление таблицы «НЕ с причастием» | 14.11 16.11 |
|
41/28
| Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих. Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант | 17.11 |
|
42/29
| Повторение изученного. Зачёт по теме «Причастие» | 1 | Урок повторения и закрепления изученного материала | Обобщение сведений о причастии. Морфологические признаки причастия, орфография причастия. Применение изученных орфографических правил на практике. Зачёт | 18.11 |
|
43/30 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | Урок контроля | Проверка знаний о причастии. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 21.11 |
|
44/31
| Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии | 1 | Урок работы над ошибками | Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий. Работа с текстами разных стилей и жанров | 23.11 |
|
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (13 ч, к.д-1, р/р-1) | ||||||
45/1 | Деепричастие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая роль деепричастий. Объяснительный диктант | 24.11 |
|
46/2
47/3 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Словарный диктант | 25.11 28.11 |
|
48/4 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правило правописания НЕ с деепричастиями. Выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставление написания НЕ с причастиями и глаголами, составление связного рассказа на грамматическую тему. Работа по карточкам | 30.11 |
|
49/5
50/6 | Деепричастия несовершенного вида | 2 |
| Деепричастия несовершенного вида и их образование. Диктант «Проверь себя». | 1.12 2.12 |
|
51/7
52/8 | Деепричастия совершенного вида | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деепричастия совершенного вида и их образование. Словарный диктант с обозначением деепричастных оборотов | 5.12 7.12 |
|
53/9 | Р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | 1 | Урок развития речи | Особенности текста – описания действий, повествования; главная мысль. Сочинение | 8.12 |
|
54/10 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте. Редактирование текста, осложнённое списывание | 9.12 |
|
55/11 | Повторение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Закрепление и обобщение знаний и умений о деепричастии. Морфологические признаки, орфография, применение знаний на практике. Словарный диктант. Тест | 12.12 |
|
56/12 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 14.12 |
|
57/13 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Тестирование | 1 | Урок работы над ошибками | Работа над ошибками. Тестирование. | 15.12 |
|
НАРЕЧИЕ (26 ч, к.д-1, р/р-5) | ||||||
58/1
59/2
60/3 | Наречие как часть речи | 3 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | 16.12 19.12 21.12 |
|
61/4
62/5
63/6 | Смысловые группы наречий | 3 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Разряды наречий по значению. Употребление наречий. Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | 22.12 23.12 26.12 |
|
64/7
| Р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»
| 1 | Урок развития речи | Составление плана, написание сочинения. Формировать навык построения связного текста, рассказа, умение подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | 28.12 |
|
65/8
66/9
| Степени сравнения наречий | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной), критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов. Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | 29.12 30.12 |
|
67/10
| Морфологический разбор наречия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи. Диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | 16.01 |
|
68/11
69/12
| Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы | 18.01
19.01 |
|
70/13
| Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правописание отрицательных наречий. Условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, опознавание наречий с орфограммой, различение приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях. Словарный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ - в отрицательных наречиях и местоимениях? | 20.01 |
|
71/14
72/15 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е
Р. Описание действий | 1
1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков Урок развития речи | Правило написания н и нн в наречиях на -о и –е. Значение наречий при описании действий. Условия выбора написания н и нн в наречиях на –о и –е, совершенствование навыков монологической речи. Анализировать текст, исправлять речевые ошибки. Словарная работа. Тренировочные упражнения | 23.01 25.01 |
|
73/16 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, опознавание наречий с этой орфограммой, определение общего в написании разных частей речи с Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е | 26.01 |
|
74/17 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв о и а на конце наречий. «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | 27.01 |
|
75/18
76/19 | Р. Подробное изложение с элементом сочинения. | 2 | Урок развития речи | Подготовка к подробному изложению. Нахождение слов, которые выражают отношение к персонажам и их действиям. Написание изложения с элементом сочинения. -Как вы понимаете последнюю реплику – гневный ответ женщины? Изложение с творческим заданием. Нахождение слов, с помощью которых выражается отношение к персонажам и их действиям: яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (котёнок), поспешно, сердито, гневно (женщина). - Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков? (Они бездействуют, равнодушно ждут, что произойдёт, поэтому автор не наделил этих героев эпитетами).
| 30.01 1.02 |
|
77/20
| Р.Сочинение по картине Е.И.Широкова «Друзья» | 1 | Урок развития речи | Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине. Беседа, сочинение по картине. | 2.02 |
|
78/21 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила дефисного написания наречий. Распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием. Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи | 3.02 |
|
79/22 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий» | 6.02 |
|
80/23 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Формирование умений опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце. Выборочный диктант | 8.02 |
|
81/24 | Повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий. Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме. Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Диктант | 9.02 |
|
82/25 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Урок контроля | Диктант с дополнительными заданиями | 10.02 |
|
83/26 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование | 13.02 |
|
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (5 ч, к.д -, р/р-2) | ||||||
84/1
85/2
86/3 | Категория состояния как часть речи
Р. Слова категории состояния. Работа с текстами. Пересказ одного из отрывков
Морфологический разбор категории состояния
| 1
1
1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
Урок работы над ошибками
Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
| Знакомство с основными значениями слов категории состояния. Выделение грамматической основы односоставного предложения
Роль слов категории состояния в художественной речи. Совершенствование умения «видеть» слова категории состояния в тексте. Анализ текста с нахождением слов категории состояния и пересказ одного из отрывков
Морфологический разбор слов категории состояния.
Тренировочные упражнения
| 15.02
16.02
17.02 |
|
87/4 | Р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля» | 1 | Урок развития речи | Элементы анализа текста. Сжатое изложение. Цель текста – привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном | 20.02 |
|
88/5 | Повторение изученного по теме «Слова категории состояния» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знакомство с основными заслугами А.Х.Востокова. Составление плана статьи. Рассуждение на тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?» | 22.02 |
|
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (37 ч, к.д-3, р/р -) | ||||||
89/1 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
| Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Работа с текстом | 24.02 |
|
ПРЕДЛОГ (9 ч, к.д-1, р/р -) | ||||||
90/1 | Предлог как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | 27.02 |
|
91/2 | Употребление предлогов
| 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями. Диктант. Редактирование текста | 1.03 |
|
92/3
| Непроизводные и производные предлоги | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов. Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | 2.03 |
|
93/4
94/5 | Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога | 2
| Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Простые и составные предлоги. Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний. Работа по карточкам. Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически | 3.03 6.03 |
|
95/6
96/7 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи. Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | 9.03 10.03 |
|
97/8 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | Урок контроля | Диктант с дополнительными заданиями | 13.03 |
|
98/9 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок. Работа над ошибками. | 15.03 |
|
СОЮЗ (12 ч, к.д-1, р/р -) | ||||||
99/1
100/2 | Союз как часть речи
Простые и составные союзы | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы. Простые и составные союзы. Объяснительный диктант. Графический диктант. Составление предложений по схемам | 16.03 17.03 |
|
101/3
| Сочинительные и подчинительные союзы | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания. Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | 20.03 |
|
102/4
| Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков
| Формирование умений разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | 22.03 |
|
103/5
104/6 | Сочинительные союзы | 2 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. Диктант | 23.03 24.03 |
|
105/7
106/8 | Подчинительные союзы | 2 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы подчинительных союзов по значению. Конструирование предложений | 3.04 5.04 |
|
107/9 | Морфологический разбор союза | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Порядок морфологического разбора. Разряды союзов по строению и значению. Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | 6.04 |
|
108/10
109/11 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ
Повторение изученного о союзах | 1
1 | Урок формирования знаний, умений и навыков Урок повторения, обобщения изученных знаний | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление союзов. Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам | 7.04 10.04 |
|
110/12 | Контрольный диктант по теме «Союз» | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | 12.04 |
|
ЧАСТИЦА (15 ч, к.д-1, р/р -) | ||||||
111/1
| Работа над ошибками. Частица как часть речи. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа над ошибками. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Определить значение частиц в тексте. | 13.04 |
|
112/2
113/3
| Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Разряды частиц. Формообразующие частицы. Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения. | 14.04 17.04 |
|
114/4
115/5
116/6
| Смысловые частицы.
| 3 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определённых стилях речи. Словарная работа. Тренировочные упражнения. | 19.04 20.04 21.04 |
|
117/7
| Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Формирование умения выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами. Свободный диктант. Работа с текстом. | 24.04 |
|
118/8
| Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора частицы. Общее значение, правописание частиц. Формирование умения определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать. Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз). | 26.04 |
|
119/9
120/10
| Отрицательные частицы не и ни. | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отрицательные частицы. Положительный смысл предложения при наличии в нем двойного отрицания. Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с частицей НЕ. | 27.04 28.04 |
|
121/11
122/12 | Различение частицы и приставки НЕ- | 2 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Формирование умений применять правила написания НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределенных местоимениях. Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ – приставкой, частью корня и частью приставки. | 3.05 4.05 |
|
123/13 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Правописание НИ с разными частями речи. Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант. | 5.05 |
|
124/14 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | Урок повторения и обобщения изученного материала | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи. Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения».
| 8.05 |
|
125/15 | Контрольный диктант по теме «Частица» | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | 10.05 |
|
МЕЖДОМЕТИЕ (2 ч) | ||||||
126/1 | Анализ контрольного диктанта. Междометие как часть речи | 1
| Урок формирования знаний, умений и навыков | Классификация и исправление допущенных ошибок. Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий. Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | 11.05 |
|
127/2
| Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Правописание дефиса в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Составление диалога с включением в него междометий | 12.05 |
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 классах (9 ч, к.д-1, р/р-1) | ||||||
128/1
| Разделы науки о языке. Р. Текст. Стили речи
| 1
| Урок повторения и закрепления изученного | Повторение разделов науки о языке. Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте. Анализ текстов разных типов и стилей | 15.05 |
|
129/2
| Фонетика. Графика | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы. Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их. Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика | 17.05 |
|
130/3
131/4 | Контрольная работа и её анализ | 2 | Урок контроля. Урок работы над ошибками | Закрепление орфографических и пунктуационных навыков. Виды разборов. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками | 18.05 19.05 |
|
132/5
| Лексика и фразеология | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение лексики и фразеологии. Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов, употребление слова в несвойственном ему значении). Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок. | 22.05 |
|
133/6 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение морфем. Способы образования слов. Правописание морфем. Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя». | 24.05 |
|
134/7
| Морфология. | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение системы частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. Работа по карточкам, диктант. | 25.05 |
|
135/8 | Орфография.
| 1
| Урок повторения и закрепления изученного | Повторение темы «Орфография» по вопросам. Тренировочные упражнения. Словарный диктант. Выразительное чтение стихотворений. | 26.05 |
|
136/9 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение синтаксиса и пунктуации. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический и пунктуационный разборы. Словарно-орфографическая работа. Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам. Тренировочные упражнения. | 29.05 |
|
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – методический комплект:
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений , 2017.
Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией М. Баранова, Т. Ладыженской, М. Шанского.- Волгоград: «Учитель», 2017.
«Русский язык. 7 класс. Поурочные разработки», авт.- сост. Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2017
Дополнительная литература
1. Современные открытые уроки 7 класс. Е. А. Полежаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015.
2. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева.- Волгоград: «Учитель», 2013.
3. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс. А. Б. Малюшкина.- М.: ТЦ «Сфера», 2014.
4. Как написать сочинение? (справочник школьника).- Москва, 1997.
5.Тесты по русскому языку 7 класс. Е. М. Сергеева.- М.: «Экзамен», 2012.
6. Репродукции картин по развитию речи (русский язык и литература) 5 – 7 класс. Л. М. Зельманова, Е. И. Колокольцев, 1998.
7. Русский язык для 5 – 8 классов ( основные правила, образцы разбора, словарные слова и др.). Л. А. Орлова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
8. Обучение сочинениям. 5 – 8 класс. А. М. Гринина – Земскова.- Волгоград: «Учитель».
9. Сочинения по русскому языку и литературе для 5 – 8 классов. Л. Н. Ситникова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
10. Нестандартные уроки русского языка 5 – 7 класс. Л. В. Булгакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
11. Диктанты и изложения. 5 – 8 класс. В. О. Зюба. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
12. Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс. Г. А. Богданова.
13. Русский язык. 5-11классы: диктанты. Г. П. Попова, 2015.
34