Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа Реутов
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №5»
____________И.К.Евдокимова
«_____» ________2019 г.
Рабочая программа учителя Демидовой Татьяны Николаевны
(ФИО)
по технологии, 1-А класс
(предмет)
(базовый уровень)
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса составлена учителем начальных классов Демидовой Т.Н. на основе следующих нормативно-правовых документов:
Устав МБОУ СОШ № 5 г. Реутова
Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ №5
Рабочая программа учебного курса «Математика» на уровень начального общего образования МБОУ СОШ №5 г. Реутова
Календарный учебный график школы на 2019/ 2020 учебный год
Цели программы:
Основными целями начального обучения курса «Технология» являются:
развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка),
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта,
представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи программы:
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Место учебного курса в учебном плане на класс:
На изучение учебного предмета «Технология» отводится 1 час в неделю. В течение учебного года этот курс изучается в 1-м классе в количестве 33 часов.
Характеристика класса:
В 1 «А» классе 33 человека: 18 девочек, 15 мальчиков. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса программы и не требует корректировки в содержании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
-умения положительно относиться к учению;
- умения проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- умения принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
- умения чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- умения самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- умения чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя.
- умения бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- умения осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- умения с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- умения под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты (по разделам):
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
– узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- узнавать способы разметки на глаз, по шаблону;
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам;
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Природная мастерская (9 часов).
Рукотворный и природный мир города.
Рукотворный и природный мир села.
На земле, на воде и в воздухе. Название транспортных средств в окружающем пространстве. Функциональное назначение транспорта.
Природа и творчество. Природные материалы. Виды природных материалов. Сбор, виды засушивания. Составление букв и цифр из природных материалов.
Листья и фантазии. Знакомство с разнообразием форм и цвета листьев разных растений. Составление композиций.
Семена и фантазии. Знакомство с разнообразием форм и цвета семян разных растений. Составление композиций.
Композиция из листьев. Что такое композиция? Знакомство с понятием «композиция». Подбор листьев определённой формы для тематической композиции.
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Знакомство с понятием «орнамент». Составление разных орнаментов из одних деталей – листьев (в круге, квадрате, полосе).
Природные материалы. Как их соединять? Обобщение понятия «природные материалы». Составление объёмных композиций.
2. Пластилиновая мастерская (4 часа).
Материалы для лепки. Что может пластилин? Знакомство с пластичными материалами – глина, пластилин, тесто. Введение понятия «инструмент». Знакомство с профессиями людей. Исследование свойств пластилина.
В мастерской кондитера. Как работает мастер? Введение понятия «технология». Знакомство с профессией и материалами кондитера. Изготовление пирожных, печенья из пластилина.
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Обучать умению определять конструктивные особенности изделий и технологию их изготовления. Изготовление морских обитателей из пластилина.
Наши проекты. Аквариум. Работа в группах.
3. Бумажная мастерская (15 часов).
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Оборудование рабочего места. Знакомство с ножницами, правилами техники безопасности. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок.
Наши проекты. Скоро Новый год! Работа с опорой на рисунки. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок.
Бумага. Какие у неё есть секреты? Введение понятия «бумага - материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием. Профессии мастеров, использующих бумагу в своих работах.
Бумага и картон. Какие секреты у картона? Введение понятия «картон - материал». Знакомство с разновидностями картона. Исследование свойств картона.
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Введение понятия «оригами». Точечное наклеивание бумаги.
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Введение понятия «аппликация». Изготовление изделий из оригами.
Животные зоопарка. Одна основа, а столько фигурок? Закрепление приёмов сгибания и складывания. Изготовление изделий в технике оригами. Наша армия родная. Представление о 23 февраля - День защитника Отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, водное пространство, о родственниках, служивших в армии. Введение понятия «техника». Изготовление изделий в технике оригами.
Ножницы. Что ты о них знаешь? Введение понятий «конструкция», «мозаика». Выполнение резаной мозаики.
Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет? О роли матери в жизни человека. Изготовление изделия, включающего отрезание и вырезание бумажных деталей по прямым, кривым и ломаным линиям, а также вытягивание и накручивание бумажных полос.
Шаблон. Для чего он нужен? Введение понятие «шаблон». Разнообразие форм шаблонов. Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов.
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Изготовление изделий из деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам.
4. Текстильная мастерская (5 часов).
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Введение понятия «ткани и нитки - материалы». Завязывание узелка.
Игла – труженица. Что умеет игла? Введение понятий «игла – швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок». Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка.
Вышивка. Для чего она нужна? Обобщение представление об истории вышивки.
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Изготовление изделий с вышивкой строчкой прямого стежка и её вариантами.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Природная мастерская | 9 ч |
2 | Пластилиновая мастерская | 4ч |
3 | Бумажная мастерская | 15ч |
4 | Текстильная мастерская | 5 ч |
Итого: 33 часа
календарно- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание |
1 | Рукотворный и природный мир города. | 02.09-06.09 | | |
2 | Рукотворный и природный мир села | 09.09-13.09 | | |
3 | На земле, на воде и в воздухе. | 16.09-20.09 | | |
4 | Природа т творчество. Природные материалы. | 23.09-27.09 | | |
5 | Листья и фантазии. | 30.09-04.10 | | |
6 | Семена и фантазии. | 14.10-18.10 | | |
7 | Композиция из листьев. Что такое композиция? | 21.10-25.10 | | |
8 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | 28.10-01.11 | | |
9 | Природные материалы. Как их соединить? | 05.11-08.11 | | |
10 | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 11.11-15.11 | | |
11 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 25.11-29.11 | | |
12 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 02.12-06.12 | | |
13 | Наши проекты. Аквариум. | 09.12-13.12 | | |
14 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | 16.12-20.12 | | |
15 | Наши проекты. Скоро Новый год! | 23.12-30.12 | | |
16 | Бумага. Какие у неё есть секреты? | 09.01-10.01 | | |
17 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 13.01-17.01 | | |
18 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 20.01-24.01 | | |
19 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 27.01-31.01 | | |
20 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 03.02-07.02 | | |
21 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 10.02-14.02 | | |
22 | Шаблон. Для чего он нужен? | 17.02-28.02 | | |
23 | Наша армия родная. | 02.03-06.03 | | |
24 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 10.03-13.03 | | |
25 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 16.03-20.03 | | |
26 | Образы весны. Какие краски у весны? | 23.03-27.03 | | |
27 | Настроение весны. Что такое колорит? | 30.03-03.04 | | |
28 | Праздники весны и традиции. Какие они? | 13.04-17.04 | | |
29 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 20.04-24.04 | | |
30 | Игла-труженица. Что умеет игла? | 27.04-30.04 | | |
31 | Вышивка. Для чего она нужна? | 06.05-08.05 | | |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 12.05-15.05 | | |
33 | Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. | 18.05-22.05 | | |