Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6/6 ч) (*контекстное изучение с темами других содержательных линий) |
Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! (1/1 ч) | Технология как наука о преобразовании мира. Развитие технологий. Непрерывность процесса преобразовательной деятельности человека. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение потребностей человека в продуктах материальной культуры. Ключевые технические изобретения в истории человечества и на современном этапе развития общества. Профессии людей, связанные с производством и обработкой бумаги и картона, текстильных материалов | Под руководством учителя: — прогнозировать получение практических результатов деятельности в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать пути и средства деятельности в зависимости от возможных и ограничивающих условий; — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий); — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем, выдвигать возможные способы их решения; выделять пути и средства совершенствования продукта и деятельности, к нему приводящей; — осуществлять совместную деятельность по различным линиям сотрудничества; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Основы проектной деятельности* (2/2 ч) | Представление результатов проектной деятельности в виде электронной презентации с использованием программы Power Point. Критерии оценки проектной деятельности и защиты творческого проекта |
Тема 3. Основы самообслуживания (1/1 ч) | Виды украшений человека (аксессуары, ювелирные изделия, бижутерия). Особенности изготовления и ношения украшений у различных народов (история и современность). Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления украшений в традициях народных промыслов. Изготовление украшений для себя и своих близких |
Тема 4. Основы культуры быта (2/2 ч) | Основы самообслуживания и культуры дома. Меню ужина. Правила сервировки стола к ужину. Приёмы украшения блюд. Особенности интерьера жилища человека в разные исторические времена. Дизайн окон. Приёмы изготовления украшений для дизайна окон. Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (16/16 ч) |
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/2 ч) | Виды бумаги специального назначения, их свойства: твёрдость, упругость, электропроводность, жиро- и водопроницаемость. Нетканые швейные материалы, их виды. Общие сведения о назначении и характерных особенностях трикотажных полотен, синтепона, ватина, флизелина, их применении для изготовления одежды. Заготовка и обработка древесины (технологический и экологический аспекты). Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства и производство. Папье-маше. История и современность техники. Изделия в технике папье-маше и их конструктивные особенности. Способы отделки готового изделия. Изонить. Основные элементы техники изонити. Приёмы стилизации деталей композиции для техники изонити. Макраме. История плетения, его основные узлы. Динамические игрушки. Конструктивные особенности деталей и способы их соединения в изделие. Плоские игрушки из ткани. Работа с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани. Постоянное и временное соединение деталей. Изделия из реек, их конструктивные особенности и приёмы изготовления. Изделия из фанеры, выпиленные лобзиком по внешнему контуру. Лобзик, его устройство, приёмы работы им. Декорирование фанеры выжиганием. Прибор для выжигания, приёмы выжигания рисунков | Под руководством учителя: — исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): доступные материалы, их виды, свойства, конструктивные особенности используемых инструментов; приёмы работы с освоенными приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — создавать образ конструкции, выражать его в адекватной графической форме, воплощать в материале, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения для реализации образа; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи и замысла; — осуществлять самоконтроль качества изделия (по предложенным критериям и показателям); — участвовать в совместной творческой и проектной деятельности при выполнении заданий; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/2 ч) | Инструменты и приспособления для выполнения изонити, плетения, макраме; папье-маше; выпиливания лобзиком, выжигания, пиления древесины и соединения деталей с помощью гвоздей; обработки фанеры. Правила безопасной работы с ними |
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (4/4 ч) | Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): на основе развёрток куба и прямоугольного параллелепипеда, в технике папье-маше по готовой и самодельной формам; динамических игрушек разных типов; в технике шитья; обработки древесины и выпиливания фигур лобзиком |
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (6/6 ч) | Правила и приёмы: чтения чертежей из трёх видов детали или изделия, технических рисунков, развёрток; создания базовой формы из папье-маше и её декорирования; выполнения элементов техники изонити; узелкового плетения в технике макраме; раскроя и соединения деталей из ткани (временного и постоянного); динамических соединений деталей; разметки, пиления, зачистки и отделки древесины; выжигания; выпиливания фигур лобзиком |
Тема 5. Графические изображения в преобразовательной деятельности (2/2 ч) | Чтение чертежей, состоящих из трёх видов. Признаки и конструктивные элементы куба и прямоугольного параллелепипеда. Этапы построения развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда. Технический рисунок, его назначение и этапы чтения |
3. Конструирование и моделирование (7/7 ч) (*контекстное изучение с темами других содержательных линий) |
Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности* (1/1 ч) | Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.) | Под руководством учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — характеризовать основные (конструкторско-технологические и дизайнерские) требования к изделию; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту, схему, чертёж из одного вида) и выполнять по ней работу; — проектировать материальные и информационные продукты (индивидуальные и групповые): осознание и выделение проблемной ситуации, поиск и отбор необходимой информации, создание идей и их отбор, планирование и практическая реализация образа объекта, определение своего места в общей деятельности; — отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических, декоративно-художественных и проект ных задач в зависимости от возможных и ограничивающих условий; — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Конструирование и моделирование несложных объектов (6/6 ч) | Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения. Приёмы проектных задач. Презентация результатов проектной деятельности. Критерии оценки качества проектной деятельности и защиты творческого проекта |
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) (5/5 ч) |
Тема 1. Знакомство с компьютером (1/1 ч) | Современные технические устройства для работы с информацией, история их создания и современные функции | Под руководством учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; — исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы), их свойства; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзаца; технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов; — проектировать информационные продукты (индивидуальные и коллективные) — информационные проекты: искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции, обобщать их в единую тематику, представлять на экране компьютера и вербально; — использовать информационные объекты для создания образа изделия в соответствии с замыслом; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации; — обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Работа с информацией (2/2 ч) | Электронная почта, приёмы передачи электронного письма. Электронная презентация |
Тема 3. Компьютерное письмо (2/2 ч) | Приёмы создания электронной презентации в программе Power Point |