Курс «Занимательная грамматика» неразрывно связан с изучением учебного предмета «Русский язык», а значит, является основой развития интеллектуальных и творческих способностей, мышления, воображения обучающихся, является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Специфика заключается в том, что для рассмотрения выбраны отдельные аспекты изучения русской грамматики.
Просмотр содержимого документа
«КТП по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" в 6 классе.»
Пояснительная записка
Курс «Занимательная грамматика» неразрывно связан с изучением учебного предмета «Русский язык», а значит, является основой развития интеллектуальных и творческих способностей, мышления, воображения обучающихся, является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Специфика заключается в том, что для рассмотрения выбраны отдельные аспекты изучения русской грамматики (термин «грамматика» в широком понимании), а именно фонетика, морфемика, лексика, фразеология, словообразование, морфология.
Цели
Овладение практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения; расширение объема используемых в речи грамматических средств.
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, стремления к речевому самосовершенствованию.
Развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Задачи курса «Занимательная грамматика»:
углублять знания в области русской грамматики;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику, мышление;
развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку;
совершенствовать коммуникативные умения;
воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.
Результаты изучения курса:
Личностные
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка;
стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
способность извлекать информацию из различных источников;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные
умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи;
пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и другими аспектными словарями;
умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного).
Способы определения результативности:
оценка творческой деятельности обучающихся (составление вопросов к языковой викторине, заданий к лингвистической игре);
оценка познавательной активности обучающихся при подготовке к занятиям (доклады, сообщения, в т.ч. с электронной презентацией);
оценка коммуникативных умений обучающихся на занятиях (устные монологические высказывания, работа над созданием текста в паре и группе)
Содержание курса:
Содержание занятий позволяет обучающимся ответить на вопросы: Что такое грамматика? Для чего нужно знать грамматику? Курс имеет практическую направленность: использование разнообразных грамматических средств в устной и письменной речи.
Разработанный курс учитывает возрастные особенности обучающихся. Задания касаются тем по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, изучаемых на уроках русского языка в 5-6 классах по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Понятие грамматика рассматривается в широком понимании, поэтому в курс занятий включены помимо словообразования и морфологии фонетика и лексика).
Курс «Занимательная грамматика» позволяет повторно обратиться к избранным вопросам с более глубоким погружением в тему. Формы работы предполагают занимательный характер (лингвистическая игра, викторина, грамматическая эстафета и др.), что позволит повысить интерес пятиклассников и шестиклассников к сложным теоретическим вопросам. Каждое занятие обучающиеся работают в составе временных групп или в парах.
Курс «Занимательная грамматика» разработан для обучающихся 5-6 классов с учетом закономерностей изучения русского языка и рассчитан на 68 часов (34 часа +34 часа) (1 час в неделю).
Класс | Название раздела | Количество часов |
6 | Введение | 1 |
Лексика. Фразеология | 13 |
Словообразование. Орфография | 12 |
Морфология. Орфография | 8 |
Итог: | 34 |
6 класс
Тематическое планирование (34 часа)
№ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | Дата проведения |
Введение (1) |
1. | Лингвистическая викторина (по следам занятий в 5 классе). | Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса. | |
Лексика. Фразеология (13) |
2. | 1. История лексики. Родные слова. | Лексика. История Исконная лексика. | |
3. | 2. Слова-«предки». | Старославянизмы. | |
4-5. | 3-4. Слова-«пришельцы» | Заимствованные слова. | |
6. | 5. Диалектизмы… Какие они? | Диалектные слова. | |
7. | 6. Лексика профессионалов. | Профессиональные (специальные слова). | |
8. | 7. Почему стареют слова? | Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. | |
9. | 8. Какие слова считаются новыми? | Новые слова (неологизмы). Окказионализмы. | |
10-13. | 9-12. В мире фразеологии. | Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание. | |
14. | 13. Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». | Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология» | |
Словообразование. Орфография (12) |
15. | 1. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий) | Морфемы. Словообразование и формообразование. | |
16-17. | 2-3. Как в русском языке образуются слова? | Способы словообразования. | |
18. | 4. Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. | Приставка. Правописание приставок. | |
19. | 5. Приставки- нарушители «главного» правила. | Единообразное написание приставок. | |
20-21. | 6-7. Самые «трудные» приставки. | Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-. | |
22-23. | 8-9. Корни слов: постоянство и измены. | Правописание гласных в корнях слов. | |
24. | 10. Орфография суффиксов. | Правописание суффиксов. | |
25-26. | 11-12.Подготовка и проведение игры «Жизнь и творчество морфем» | Понятия, изученные в теме: «Словообразование. Орфография» | |
Морфология. Орфография (8) |
27. | 1. Законы написания существительных. | Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных | |
28-29. | 2-3. Как правильно писать числительные? | Правописание имен числительных. | |
30-31. | 4-5. Местоимения, которые пишутся непросто. | Разряды местоимений. Правописание местоимений. | |
32-33. | 6-7.Глагольная орфография. | Глагол. Правописание глаголов. | |
34. | 8. Итоговое мероприятие за курс «Занимательная грамматика» 6 класса. | Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 6 класса. | |
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1965
Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994
Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1980
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987
Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. М.: Новый Диск, 2010
Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» (М.: «Просвещение», 2013)
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (Мультимедийное энциклопедическое издание).
Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
Электронные приложения к газете «Первое сентября. Русский язык»
Рекомендуемая литература (для обучающихся и родителей):
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987