Просмотр содержимого документа
«КТП «Проектная мастерская» для учащихся 8 классов»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Проектная мастерская» разработана учащихся 8 - классов МБОУ СОШ № ___ г. ___________ на 2021-2022 учебный год на основе рабочей программы «Проектная мастерская»основного общего образования, утвержденной приказом от 30 августа 2021 № ____г и так же с учетом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №___, утвержденной приказом от 30.08.2021 г №____
Рабочая программа «Проектная мастерская» предназначена для обучения учащихся 8 классов основам исследовательской и проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Программа включает 34 часа из расчёта 1 час в неделю (40 минут).
Цель программы - формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.
Актуальность программы обусловлена введением в федеральные государственные стандарты общего образования понятия «исследовательская и проектная деятельность». Так, во ФГОС для основной школы сказано, что «Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности». Это ставит перед учителем задачу обучения учащихся специфике этих видов деятельности, овладения ими навыками реализации исследовательских и проектных задач, освоения главных структурных элементов исследовательской и проектной деятельности, способности переносить их с одного предметного материала на другой.
Задачи программы:
Программа направлена на решение как специальных предметных, так и общих развивающих, воспитательных и метапредметных задач.
Обучающие: знакомство с современными проблемами избранного актуального направления науки, основными перспективами его развития; освоение основных положений методологии исследовательской и проектной деятельности и их практического применения; развитие представлений о сборе и первичной обработке материалов при естественно-научных исследованиях; закрепление и расширение учебного материала познания в области физики, химии, биологии.
Развивающие: развить познавательный интерес к объектам и процессам окружающего мира; способствовать развитию когнитивных способностей, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; способствовать развитию экологического мышления; способствовать развитию творческих способностей; способствовать получению и закреплению общетрудовых, специальных и профессиональных умений и навыков; развить у подростков умение работать с программным обеспечением, специальными приборами.
Воспитательные: - способствовать появлению у подростков интереса к научному исследованию; - воспитывать самостоятельность, ответственность, умение адекватно оценить свою работу и работу сверстников, работать в команде; - развивать навык групповой работы с получением совместного результата; - формировать сознательное и ответственное отношение к личной ой безопасности и безопасности окружающих.
B каждую тему включено теоретическое занятие, раскрывающее основные методологические положения исследовательской и проектной деятельности. Каждое занятие посвящено определённому этапу реализации исследовательской и проектной деятельности, снабжено примерами из истории науки и техники, образными высказываниями известных учёных, комментариями к понятиям и определениям, а также иллюстрациями. Важное значение уделяется расширению культурного кругозора учащихся при включении межпредметного материала, их знакомству с жизнью и деятельность известных ученых и пропедевтике понятий учебных предметов, преподаваемых в более старших классах. Во вторую часть каждой темы включено практическое занятие по выполнению командной проектной работы в лабораториях физики, химии или биологии.
Выполнение проекта проходит в командах при делении учебной группы на части в соответствии с интересами учащихся. Общей объединяющей темой для всех проектных работ является тема воды.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что, принимая участие в программе, обучающийся получает мотивацию к реализации самостоятельных проектов и исследований, целенаправленной познавательной деятельности, развитию значимых социальных межличностных отношений, основанных ценностях научной деятельности; ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции по отношению к своей будущей профессиональной деятельности в сфере науки и техники, её вклада в возможное экономическое развитие страны; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
2. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
по плану | факт |
1 | Исследование и проектирование | | |
2 | Исследование и проектирование | | |
3 | Проблемный вопрос | | |
4 | Проблемный вопрос | | |
5 | Актуальность | | |
6 | Актуальность | | |
7 | Источники информации | | |
8 | Источники информации | | |
9 | Тема работы | | |
10 | Тема работы | | |
11 | Объект и предмет | | |
12 | Объект и предмет | | |
13 | Цель работы | | |
14 | Цель работы | | |
15 | Задачи работы | | |
16 | Задачи работы | | |
17 | Гипотеза работы | | |
18 | Гипотеза работы | | |
19 | Методы исследования и проектирования | | |
20 | Методы исследования и проектирования | | |
21 | Планирование | | |
22 | Планирование | | |
23 | Корректировка плана. | | |
24 | Корректировка плана | | |
25 | Результаты и их обработка. | | |
26 | Результаты и их обработка | | |
27 | Анализ результатов. | | |
28 | Анализ результатов | | |
29 | Подготовка отчёта | | |
30 | Подготовка отчёта | | |
32 | Инфографика | | |
32 | Инфографика | | |
33 | Выступление | | |
34 | Выступление | | |