СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП родная русская литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

5-9 классы

 

Просмотр содержимого документа
«КТП родная русская литература»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николькинская СОШ »








Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №1 от

«30» августа _2019 г.


Согласовано:

Зам. директора по УВР

________ Стекольников А.А..

«30» августа 2019 г.

Утверждаю:

Директор МБОУНиколькинская СОШ

________ Кузьмин В.А.

«_31»_августа__2019 г.

Рабочая программа учебного предмета




«Родная литература (русская)»

5-9 классы.

Учитель Стекольникова Ю.В.









Количество часов в неделю – 0,5 ч.

Количество недель – 34

Общее количество часов в 5,7-9 классе – 17ч.

Преподаётся интегрировано в 6 классе

Год составления – 2019

Срок реализации – 2019-2020 учебный год














Николькино 2019


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

5-9 классы


Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по родной русской литературе для 5-9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Николькинская СОШ

*Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровень основного общего образования (5-9 классы) ФГОС, разработанная департаментом образования Белгородской области, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» . * . Учебный план МБОУ «Николькинская СОШ» .


Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Оренбургской области;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

В рамках учебного плана МБОУ «Николькинская СОШ» при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на русском» на уровне начального общего образования и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования)учитывается, что учебный предмет предусматривает изучение родного русского языка из числа языков народов Российской Федерации. Для пятидневной учебной недели предусматривается обучение по рабочим программам предметных областей «Родной язык и литературное чтение на русском» на уровне начального общего образования и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) в рамках обязательной части учебного плана в 1-4 кл,5 кл, 7-9 кл по 0, 5 часов в неделю, всего по 17 часов в год, в 6 классе интегрировано на соответствующих учебных занятиях по предметом обязательной части учебного плана: русский язык, литературное чтение и литература. Рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС



Планируемые результаты

освоения учебного курса «Родная литература»

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" будет обеспечивать:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать:

Родная литература:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления


Личностные результаты должны отражать:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты должны отражать:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты должны отражать:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.





Содержание учебного предмета

5 класс

Введение (1)

Слово как средство создания образа.


Из литературы XIX века (4)

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен. Мораль.

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке.

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Сочинение "Зло и добро в сказке".


Поэзия ХIХ века о родной природе (2)

П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.


Из литературы XX века (6)

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Аллегорический язык сказки.

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение " Мир глазами ребѐнка".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

М.И.Семенова. Сказка «Бедный и богатый». Краткие сведения об авторе-земляке. Решение серьезных философских проблем. В чем счастье человека.


Родная природа в произведениях поэтов XX века (3)

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать еѐ красоту. Единство человека и природы.

Практикум выразительного чтения.

Творчество поэтов Оренбургской области (1)

Г.Ф.Хомутов. Ну, что ты растопырился, как веник?Особенности языка писателя.





6 класс

Введение (1)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.


Литературная сказка (1).

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.


Из литературы ХIХ века (3)

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «ДетствоТѐмы» Глава «Экзамены». Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Поэтический образ Родины. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.


Из литературы ХХ века (11)

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба.. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны».

Главы «Где искать спасения?»,

«На Андрюшкин остров»,

«Война вокруг нас кружит…». Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилѐв «Жираф».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе» Духовно-нравственная проблематика рассказа.

Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».


Творчество поэтов Оренбургской области (1)

Ю.А.Безус«Родное»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.





7 класс

Введение (1)

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Роль родного слова в формировании личности человека.


Из литературы XVIII века (1)

И. И.Дмитриев. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.


Из литературы XIX века (4)

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценѐнномА.С.Пушкиным. Стихотворение «К Пушкину».

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

В.М.Гаршин Рассказ «Сигнал».Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу любой ценой.

Сочинение по творчеству В.М.Гаршина


Из литературы XX – XXI века (10)

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война»).

В.О.Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе".

С.А.Баруздин. ственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А.Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.


Творчество поэтов Оренбургской области (1)

В.А Пшеничников. «Что я могу сказать о сентябре».







8 класс

Из древнерусской литературы (1)

Рассказы русских летописей XII – XIV веков «О князе Александре Невском». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.


Из литературы XIX века (6)

Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.

Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе."


Из литературы XX века (9)

Пантелеев Л. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Жажда личного подвига во имя победы.

Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»

Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.

Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.

Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Сочинение по творчеству данных писателей Л. Пантелеева.

Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ѐлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.


Творчество поэтов Оренбургской области (1). Михалѐв В.В. Стихотворения. Бескорыстная любовь к родной земле.




9 класс

Из русской литературы XVIII века (1)

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.


Из литературы XIX века (2)

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. Рассказ «Свечка».

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.


Из литературы XX века (4)

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).


Из современной русской литературы (9)

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе.

Анализ рассказа «Дыхание».

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Сочинение " Диалог поколений".

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказе «Первая исповедь». Средства выражения авторской позиции.

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Сочинение по творчеству Б. Екимова.

Творчество поэтов Оренбургской области (1).

А.А.Тепляшин «Перекаты Урала». Любовь к малой родине.





Тематическое планирование по предмету


Раздел

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

5 класс

Введение. Из литературы XIX века

5

Актуализируют знания о литературе XIX века. Углубляют знания о жанре басни. Осваивают понятие об авторской сказке.

Поэзия ХIХ века о родной природе

2

Учатся анализировать стихотворения о природе

Из литературы XX века

6

Знакомятся с литературным процессом ХХ века. Учатся анализировать тексты писателей 1 половины ХХ века

Родная природа в произведениях поэтов XX века

3

Знакомятся с особенностями воспроизведения образа родной природы в стихотворениях поэтов ХХ века. Учатся сопоставлять их с изученными лирическими произведениями

Творчество поэтов Оренбургской области

1

Знакомятся с творчеством поэтов Оренбургской области


6 класс

Введение. Литературная сказка

2

Учатся воспринимать книгу как духовное завещание одного поколения другому. Знакомятся с понятием литературная сказка.

Из литературы ХIХ века

3

Актуализируют знания о литературе XIX века. Учатся анализировать аксиологические основы, заложенные в произведении.

Из литературы ХХ века

11

Осваивают особенности литературного процесса ХХ века. Анализируют жанрово-родовую специфику произведений ХХ века. Создают письменное монологическое высказывание, аргументируя свое мнение примерами из литературы ХХ века.

Творчество поэтов Оренбургской области

1

Актуализируют знания о творчестве поэтов Оренбургской области. Знакомятся с произведениями о природе поэтов-земляков.


7 класс

Введение. Из литературы XVIII века

2

Актуализируют знания о литературе XVIII века. Учатся осознавать значение художественного произведения в культурном наследии России, роль родного слова в формировании личности человека.

Из литературы XIX века

4

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Анализируют произведения патриотической и нравственно-этической проблематики. Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему

Из литературы XX – XXI века

10

Знакомятся с особенностями современного литературного процесса. Учатся анализировать произведения современной поэзии и прозы.

Творчество поэтов Оренбургской области

1

Актуализируют знания о творчестве поэтов Оренбургской области. Готовят сообщения, презентации.



8 класс

Из древнерусской литературы

1

Учатся анализировать произведения летописного жанра. Определяют специфику и уникальность жанра летописи.

Из литературы XIX века

6

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Анализируют произведения духовно-нравственной проблематики.

Из литературы XX века

9

Актуализируют знания о литературном процессе ХХ века. Отрабатывают навыки выразительного чтения наизусть.

Творчество поэтов Оренбургской области

1

Актуализируют знания о творчестве поэтов Оренбургской области. Анализируют произведения о родной земле.


9 класс

Из русской литературы XVIII века

1

Актуализируют знания о литературе XVIII века. Знакомятся с прозой русского романтического направления 18 века

Из литературы XIX века

2

Актуализируют знания о литературном процессе XIX века. Учатся анализировать произведения духовно-нравственной направленности.

Из литературы XX века

4

Актуализируют знания о литературном процессе ХХ. Учатся производить анализ художественного текста в аксиологическом аспекте.

Из современной русской литературы

9

Знакомятся с особенностями современного литературного процесса. Анализируют произведение в его жанрово-родовой специфике. Создают письменное монологическое высказывание на заданную тему.

Творчество поэтов Оренбургской области

1

Актуализируют знания о творчестве поэтов Оренбургскойобласти. Анализируют произведения о родной земле.

Итого:

85 часов













Календарно-тематическое планирование

5 КЛАСС

урока

Тема

Основное содержание

Даты

Введение (1)

1

Слово как средство создания образа


Из литературы XIX века (4)

2

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Отец и сыновья».

Нравственная проблематика басен. Мораль


3

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?»

Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке.


4

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья».

Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.


5

Домашнее сочинение "Зло и добро в сказке".


Поэзия ХIХ века о родной природе (2)

6

П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег».

Краткие сведения о поэте. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.


7

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок».

Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.


Из литературы XX века (6)

8

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща».

Краткие сведения о писателе. Аллегорический язык сказки.


9

В.А.Сухомлинский."Легенда о материнской любви».

Краткие сведения о писателе. Особенности жанра. Значение финала.


10

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба».

Краткие сведения о писателе. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.


11

Сочинение " Мир глазами ребенка".


12

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».

Краткие сведения о писателе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.


13

М.И.Семенова. Сказка «Бедный и богатый».

Краткие сведения об авторе-земляке. Решение серьезных философских проблем. В чем счастье человека.


Родная природа в произведениях поэтов XX века (3)

14

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь».

Краткие сведения о поэте. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.


15

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»

Краткие сведения о поэте. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать еѐ красоту. Единство человека и природы.


16

Практикум выразительного чтения.


Творчество поэтов Оренбургской области (1)

17

Г.Ф.Хомутов. Ну, что ты растопырился,

как веник?

Г.Ф.Хомутов. Ну, что ты растопырился, как веник? Особенности языка писателя.



ИТОГО


17

























Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

6 КЛАСС

урока

Тема

Основное содержание

Кол-во часов

Введение (1)

1/1

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

Литературная сказка (1)

2/6

Н.Д.Телешов. «Белая цапля»

Назначение человека.

1

Из литературы XIX века (3)

3/12

А.С.Пушкин. «Выстрел»

Мотивы поступков героев повести.

1





4/18

Н.Г..Гарин-Михайловский. Рассказ «Детство Тёмы», «Экзамены»

Психологизм произведений писателя. Преодоление собственных слабостей.

1

5/20

А.К.Толстой. «Край ты мой…» Поэтический образ Родины.

1

Из литературы XX века (11 )

6/24

Ю.Вронский. Рассказ «Юрьевская прорубь ».

Формирование характера подростка.

1

7/27

Анализ главы «Бунт Мартина»

Нравственные уроки повести.

1

8/28

Софья Радзиевская. Рассказ «Болотныеробинзоны ».

Смелость ,мужество героев.

1

9/31

Софья Радзиевская. Рассказ «На Андрюшкин остров ».

Глубокая вера в человека.

1

10/32

Софья Радзиевская. Рассказ «Война вокруг нас кружит ».

Драматическая история жителей деревушки.

1

11/33

А.П.Гайдар. «Тимур и его команда»

Тема дружбы,отношения взрослых и детей.

1

12/34

Сочинение "Нужны ли сейчас тимуровцы?".

1

13/39

А Блок. «Ты помнишь,в нашей бухте сонной…».

Н.Гумилёв. «Жираф»

Стихи о прекрасном и неведомом.

1

14/40

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе»

Духовно-нравсвенная проблематика рассказа.

1

15/43

А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день».

Смысл названия рассказа.

1

16/49

Ю.Кузнецова. «Помощница ангела ».

Взаимопонимание детей и родителей.

1

Творчество поэтов Оренбургской области (1)

17/58

Ю.А.Безус. «Родное ».

Поэтическое изображение родной природы.Лирический герой.

.

1


ИТОГО


17







Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

7 КЛАСС

урока

Тема

Основное содержание

Кол-во часов

Введение (1)

1

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Роль родного слова в формировании личности человека.

1

Из литературы XVIII века (1)

2

И. И. Дмитриев. Русская басня. «Два веера», «Нищий и собака»

Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

1

Из литературы XIX века (4)

3

Ф.Н.Глинка. Стихотворение

«К Пушкину».

Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценѐнномА.С.Пушкиным. Стихотворение «К Пушкину».

1

4

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»

Проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.


1

5

В.М.Гаршин Рассказ «Сигнал».

Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу любой ценой.

1

6

Домашнее сочинение по творчеству В.М.Гаршина

1

Из литературы XX – XXI века (10)

7

А. Т.Аверченко. Рассказ «Специалист».

Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой. Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

1

8

Ю.М.Нагибин. Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина

Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война»)

1

9

В.О.Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки».

Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

1

10

Ю.Я.Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».

Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».

1

11

В.Н.Крупин. «Женя Касаткин».

Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

1

12

Домашнее сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе".

1

13

С.А.Баруздин. «Тринадцать лет».

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

1

14

А.В. Масс. Рассказ «Расскажи про Иван Палыча».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

1

15

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

1

16

Е.А.Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства».

Взгляд на вопросы нравственности.

1

Творчество поэтов Оренбургской области (1)

17

В.А. Пшеничников. «Что я могу сказать о сентябре».

В.А Пшеничников. «Что я могу сказать о сентябре».

.

1


ИТОГО


17








Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

8 КЛАСС

урока

Тема

Основное содержание

Кол-во часов

Из древнерусской литературы (1)

1

Рассказы русских летописей 12-14 вв. «О князе Александе Невском»

Образное отражение жизни в древе русской литературе.

1

Из литературы XIX века (6)

2

А.А.Бестужев-Марлинский. Рассказ «Вечер на бивуаке ».

Лицемерие и эгоизм светского общества.

1

3

Е.А.Баратынский. «Водопад ».

Звукопись ,отражение мира чувств человека.

1


4

В.М.Гаршин. «То ,чего не было»

Аллегорический смысл, мастерство иносказания.

1

5

А.Н.Апухтин..Стихотворение «День ли царит,тишина ли ночная…»

Поэтические традиции 19 века.

1

6

Л.А.Чарская. «Гимназистки», «Тайна»

Тема равнодушия и непонимания. Ранимость подростка..

1

7

Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе».

1

Из литературы 20 века (9)

8

Пантелеев Л. Рассказ «Главный инженер»

.Образы детей в произведениях о ВОВ.

1

9

Р.Рождественский .«На земле безжалостно маленькой».

Величие духа»маленького человека».

1

1

Пермяк Е.А. «Ужасный почерк» . Жизненная позиция героя рассказа.

1

11

Ю.Я.Яковлев. «Рыцарь Вася»

Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

12

В.Ф.Козлов. «Сократ мой друг»

Поступок героя как отражение характера.

1

13

Л.Романова «Мы приговариваем тебя к смерти»

Одиночество подростков в современном мире..

1

14

Сочинение по творчеству данных авторов.


1

15

Ю.Левитанский,Б.Окуджава. «Песенка о ночной Москве».

Практикум выразительного чтения.

1

16

А.Макаревич. «Пока горит свеча» Мотив одиночества в лирике.

1

Творчество поэтов Оренбургской области (1)

17

В.В.Михалев.Стихотворения.

Бескорыстная любовь к малой родине.


1


ИТОГО


17






Календарно-тематическое планирование .

9 КЛАСС

урока

Тема

Основное содержание

даты

Из русской литературы XVIII века (1)

1

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена»

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

3.09

Из литературы XIX века (2)

2

Л.Н.Толстой. Рассказ «Свечка».

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. Рассказ «Свечка».

10.09

3

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь».

Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

17.09

Из литературы XX века (4)

4

В.В.Вересаев. «Загадка».

Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

24.09

5

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре».

Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

1.10

6

К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди».

Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

8.10

7

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).

15.10

Из современной русской литературы (9)

8

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки». Рассказ «Дыхание»

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе.

Анализ рассказа «Дыхание».

22.10

9

В.Г.Распутин. «Женский разговор».

Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

5.11

10

Домашнее сочинение " Диалог поколений".

12.11

11

Т.Н. Толстая. «Соня».

Мотив времени – один из основных мотивов рассказа

19.11

12

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Анализ рассказа «Первая исповедь»

Традиции русской классической прозы в рассказе «Первая исповедь». Средства выражения авторской позиции.

26.11

13

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления».

Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

3.12

14

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления».

Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

10.12

15

Захар Прилепин. «Белый квадрат».

Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

17.12

16

Домашнее сочинение по творчеству Б. Екимова.

24.12

Творчество поэтов Оренбургской области (1)

17

А.А.Тепляшин «Перекаты Урала».

Любовь к малой родине.


29.12


ИТОГО


17



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!