Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа», с.Волконское
Козельского района Калужской области
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: Руководитель методического Заместитель директора Объединения учителей по УВР начальных классов _________________/Сёмина О.Н./ ______________/Федина Л.Н./ Пр.№ 1. от 31.08.2020 г. 31 августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «ООШ», с.Волконское ___________ /Кондрахина В.Н./ «01 » сентября 2020 г. |
Рабочая программа по русскому родному языку
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Дудрова Л.В.
2020 – 2021 уч. г.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС, ООП НОО на 2020 – 2023, согласно учебному плану МКОУ «ООШ», с.Волконское на 2020 – 2021 учебный год
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова Родной русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019 г.
В соответствии с учебным планом школы на 2020 – 2021 учебный год на учебный предмет отводится 0,5 часов в неделю, 34 недели, всего 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических),
представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
-понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических), лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
-умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 |
2 | Язык в действии | 6 |
3 | Секреты речи и текста | 5 |
Итого: | 17 часов |
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Секреты речи и текста (5 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова.
Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Дата | Тема урока | Тип урока | Примечание |
План | Факт |
III четверть – 10ч |
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч) |
1 | 11.01. 2021 г. | | По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | Урок изучения нового | |
2 | 18.01. | | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | Урок изучения нового | |
3 | 25.01. | | Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы. | Урок изучения нового | |
4 | 01.02. | | Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | Урок изучения нового | |
5 | 08.02. | | В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | Урок изучения нового | |
6 | 15.02. | | Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | Урок изучения нового | |
Язык в действии (6 ч) |
7 | 22.02. | | Помогает ли ударение различать слова? | Урок изучения нового | |
8 | 01.03. | | Для чего нужны синонимы? | Урок изучения нового. | |
9 | 09.03. | | Для чего нужны антонимы? | Урок изучения нового | |
10 | 15.03. | | Как появились пословицы и фразеологизмы? | Урок изучения нового. | |
IVчетверть – 7ч |
11 | 29.03. | | Как можно объяснить значение слова? | Урок изучения нового | |
12 | 05.04. | | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | Урок изучения нового. | |
Секреты речи и текста (5 ч) |
13 | 12.04. | | Учимся вести диалог. | Урок изучения нового | |
14 | 19.04. | | Составляем развёрнутое толкование значения слова. | Урок изучения нового | |
15 | 26.04. | | Устанавливаем связь предложений в тексте. | Урок изучения нового | |
16 | 17.05. | | Создаём тексты-инструкции. | Урок изучения нового | |
17 | 24.05. | | Создаём тексты-повествования. | Урок развития умений и навыков. | |