им. И.Х.Тхагушева с.Георгиевское
№ п/п | Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности | Количество часов | Дата проведения | Форма работы / характеристика деятельности обучающихся |
План | Факт |
Раздел 1. «Человек, семья, общество…» | |
11 | Как и для чего создается семья? | 1 | | | Беседа на основе презентации «Семья в различные исторические эпохи». Анализ репродукций картин известных художников, посвященных семье в разные исторические эпохи. Создание плаката «Современная семья». Дискуссия на тему «Выбор спутника жизни» |
1.2 | Семья как ценность для ребенка | 1 | | | Беседа и создание схемы «Значение семьи в жизни человека». Анализ предложенных ситуаций, показывающих влияние семьи на жизнь подростка |
1.3 | Семья и ее роль в обществе | 1 | | | Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа. Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми и родителями. Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» |
1.4 | Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми. | 1 | | |
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные» | |
2.1 | Родословная моей семьи | 1 | | | Составление родословных на основе предложенных учителем и/или обучающимися макетов |
2.2 | Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). | 1 | | | Беседа на основе презентации «Способы сохранения исторической памяти о семье». Составление схемы «Как в моей семье сохраняется память о поколениях». Знакомство с электронными ресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи, и разработка алгоритма действий |
2.3 | Предания и традиции моей семьи. | 1 | | | Проектная деятельность «Предания и традиции моей семьи». Практикум «Семейные традиции |
2.4 | Родители. Особая роль и ответственность родителей в современной семье. | 1 | | | Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов, мультипликационных фильмов о гармоничных отношениях в семье. Создание облака слов на тему «Ценности семьи» |
2.5 | Уважительное взаимодействие родителей и детей | 1 | | | Анализ кейсов на тему «Стили воспитания». Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то...» |
2.6 | Братья и сестры | 1 | | | Обсуждение темы «Взаимоотношения с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо ли быть единственным ребенком в семье», «Нас в семье двое/трое», «У меня много братьев и сестер». Составление правил конструктивного взаимодействия с братьями и сестрами. Обсуждение кейсов о конструктивном взаимодействии детей с братьями и сестрами |
2.7 | Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками? | 1 | | | Анализ иллюстраций на тему «Межпоколенное общение». Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков с бабушками и дедушками, для выработки бесконфликтной стратегии поведения. Практикум «Уважение к старшим и помощь в семье» |
2.8 | Мои близкие и дальние родственники | 1 | | | Игра «Самое главное качество моего родственника» на основе родословной. Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» |
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…» |
3.1 | Что мы называем своим «домом»? | 1 | | | Составление облака слов «Дом» на основе ассоциаций. Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты» |
3.2 | Ведение домашнего хозяйства | 1 | | | Беседа на основе презентации «Семейное хозяйство в разные исторические периоды развития России». Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства |
3.3 | Семейный бюджет | 1 | | | Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов |
3.4 | Детские накопления и цели их использования | 1 | | | Решение практических задач, направленных на выявление рациональных способов расходования карманных денег |
3.5 | Семейный быт. Красота, комфорт и уют в доме | 1 | | | Игра «Красота и комфорт в доме» на основе предложенных карточек (иллюстрации, предметы интерьера). |
3.6 | Семейный быт. Традиции обустройства дома в разных регионах России | 1 | | | Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства) в разных регионах России». Проектная деятельность по теме «Мой вклад в чистоту и порядок в доме». Продолжение разработки коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» |
Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…» |
4.1 | Как создать благоприятную семейную атмосферу? | 1 | | | Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений, видеосюжетов о семейной атмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологической атмосферы в семье. |
4.2 | На чем держится семья? | 1 | | | Беседа по теме «Нравственные основы взаимоотношений в семье». Анализ учебных кейсов о конструктивном взаимодействии членов семьи. |
4.3 | Как избегать конфликтов в семье? | 1 | | | Обсуждение темы общения в семье на основе презентации. |
4.4 | Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. | 1 | | | Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье |
4.5 | Важность уважения родителями выбора ребенка. | 1 | | | Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителей в ситуации поиска подростком «правильного» варианта решения жизненной проблемы. |
4.6 | Что помогает семье объединиться? | 1 | | | Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем (в виде иллюстраций, видеосюжетов) |
4.7 | Важность семейных праздников. | 1 | | | Конкурс проектов «Моя любимая семейная игра». Обсуждение результатов проектов. Составление алгоритма проектирования семейного праздника |
4.8 | Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи | 1 | | | Обсуждение интересных маршрутов для семьи на основе интерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход» |
4.9 | Здоровый образ жизни в семье | 1 | | | Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации учителя и личного социального опыта. Составление домашнего меню |
4.10 | Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи | 1 | | | Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях на территории России на основе презентации. |
Раздел 5. «Современная семья и право» |
5.1 | Вступление в брак | 1 | | | Работа с фрагментами Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации. Обсуждение важности вступления в брак |
5.2 | Поддержка государством семей с детьми | 1 | | | Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии», «финансовые организации», «материнский капитал». Решение практических задач для понимания возможностей использования семьями услуг финансовых организаций |
5.3 | Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи | 1 | | | Обсуждение деятельности социальных служб по поддержке семьи на основе презентации. Знакомство школьников с электронными ресурсами социальных служб |
5.4 | Права и обязанности родителей и детей | 1 | | | Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности родителей» |
5.5 | Права и обязанности ребенка в семье. | 1 | | | Работа с фрагментами правовых источников. Игра «Права и обязанности детей» |
5.6 | Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. | 1 | | | Работа с фрагментами правовых источников. Анализ сайта Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Завершение создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» |