1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составляются на основе: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г №373; с изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МО и Н РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по технологии и на основе авторской программы«Технология» 4 класс Н.И. Роговцевой , С.В. Анащенковой.(М.: Просвещение, 2015г.)
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
Учебного плана МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»; - учебно-методического комплекса
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Уровень – базовый
Направленность – начальное общее образование
Срок реализации программы - 1 год
Цели и задачи учебного курса
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности
2.Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся
Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик научится:
-называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного
мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность- и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Ученик получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте;
- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Ученик научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов,
их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественными конструктивным свойствам в соответствии
с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами:
чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Ученик получит возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем
замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Ученик научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Ученик получит возможность научиться:
- соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных
геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Ученик научится:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным
компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и PowerPoint.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой,
визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а так же познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение курса «Технология» 4 классе обеспечивает достижение следующих
личностных результатов:
овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
предметными результатами изучения технологии в четвёртом классе являются:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники без опасности;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
3.Содержание учебного предмета
Введение. Как работать с учебником (1ч)
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Человек и земля (22ч)
Вагоностроительный завод (2ч)
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Полезные ископаемые (2ч)
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.
Автомобильный завод (2ч)
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыка работы с различными видами конструкторов.
Монетный двор (2ч)
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приёмом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод (2ч)
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.
Швейная фабрика (2ч)
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Обувное производство (2ч)
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемые для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.
Деревообрабатывающее производство (2ч)
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
Кондитерская фабрика (2ч)
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Бытовая техника (2ч)
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Тепличное хозяйство (1ч)
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Человек и вода (3ч)
Водоканал (1ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды , определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Порт (1ч)
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.
Узелковое плетение(1ч)
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».
Самолётостроение. Ракетостроение (3ч)
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Человек и информация (5ч)
Создание титульного листа (1ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в создании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Работа с таблицами (1ч)
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.
Создание содержания книги (1ч)
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы (2ч)
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Итоговый урок (1ч)
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
4.Тематическое планирование/ лист корректировки
№ п\п | Название раздела | 4 класс (кол-во часов) | ИКТ | ОБЖ | РК |
1 | Давайте познакомимся | 1 | | | |
2 | Человек и земля | 22 | 15 | 3 | 2 |
3 | Человек и вода | 4 | 2 | | |
4 | Человек и воздух | 3 | 2 | | |
5 | Человек и информация | 5 | 5 | | |
ИТОГО | 34 | | | |
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету «Технология»
№ урока | раздел | Планируемое количество часов | Фактическое количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Согласовано |
26-28 | Человек и воздух | 3 | 3 | Карантин, приказ директора школы от 02.02.2020 № 234 | взаимопоглащение | Сизоркина С.В. |
29-34 | Человек и информация | 5 | 5 | взаимопоглащение |
взаимопоглащение |
5.Календарно-тематическое планирование
уроков технологии
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс
Н.И.Роговцева «Школа России» - 34 часа
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Понятия | д/з | дата |
Как работать с учебником (1 час) ОБЖ-1 |
1 | Как работать с учебником. Объяснение новых понятий. Обобщение знаний о материалах и их свойствах. ОБЖ Правила работы с чертежными инструментами | Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 4 класса. Создавать пиктограммы и наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. | Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними. | Объяснять новые понятия: материалы, технология, инструменты, технологический процесс, приёмы работы. | Бумага, картон, клей, прочитать материал в учебнике | |
Человек и земля (21 час) ИКТ-15, ОБЖ-3, РК-2 |
2 | Вагоностроительный завод. Ходовая часть тележки. Создание модели из бумаги. ИКТ Виртуальная экскурсия на вагоностроительный завод | Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. | Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля | черчение | Бумага, картон, клей, прочитать материал в учебнике | |
3 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. Выполнение построения чертежа развёртки и сборка изделия. | Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела. | Объяснять новые понятия. Применять на практике алгоритм построения деятельности. Выполнять построение чертежа развёртки и сборку. | Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели из бумаги Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. | Бумага, картон, клей, прочитать материал в учебнике | |
4 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. Построение чертежа развёртки и сборка. ИКТ Что такое буровая вышка | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. | Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Создавать модель буровой вышки из металлического конструктора. Проводить презентацию работы. | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России. | Бумага, картон, клей, прочитать материал в учебнике | |
5 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. Определение технологии лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. ИКТ Добыча малахита | Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). | Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Создания Определять способ создания при помощи техники « русская мозаика». Называть профессию «мастер по камню». | Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета | Конструктор | |
6 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. Изготовление модели автомобиля из конструктора. ИКТ Заочная экскурсия на завод КАМАз ОБЖ Работа с конструктором | Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ). | Анализировать структуру технологической карты. Изготавливать модель автомобиля. Применять при работе правила безопасного использования отвёртки и гаечного ключа. | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов. | Конструктор | |
7 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. Работа с конструктором. ИКТ Заочная экскурсия на завод КАМАз. Сборка машин | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов. | Работать с конструктором. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. | Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) | фольга | |
8 | Монетный двор. Стороны медали. Медаль. Работа с металлизированной бумагой. ИКТ Заочная экскурсия на монетный двор | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. | Объяснять новые понятия: знак отличия, рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, теснение. Работать с металлизированной бумагой. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. | Фольга | |
9 | Монетный вор. Стороны медали. Медаль. Освоение правил тиснения фольги. ИКТ Какое бывает теснение | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. | Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. | Пластилин | |
10 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. Ознакомление с особенностями изготовления фаянсовой посуды. ИКТ Заочная экскурсия на фаянсовый завод | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. | Объяснять новые понятия, называть профессии. Выполнять эскиз декора вазы, используя приёмы работы с пластичными материалами. | Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. | Пластилин | |
11 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. Работа с пластилином. ИКТ Изготовление посуды из глины | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. | Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Изготавливать изделие с соблюдением этапов технологии создания изделий из фаянса. | Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. | Ткань, иголка, ножницы, нитки | |
12 | Швейная фабрика. Прихватка. Создание лекало и выполнение при помощи него разметки деталей. ИКТ Заочная экскурсия на швейную фабрику. ОБЖ Правила работы с иглой и швейными материалами | Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. | Объяснять новые понятия, называть профессии. Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения строчку прямых, косых и петельных стежков. | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства | Ткань, иголка, ножницы, нитки | |
13 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. Соединение деталей изделия при помощи стежков. | Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. | Применять умения работать с ножницами, иглой, циркулем. Использовать для соединения строчку прямых, косых и петельных стежков. | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. | Ткань, иголка, ножницы, нитки, атласные ленты, картон, клей | |
14 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. Создание модели обуви из бумаги. ИКТ Заочная экскурсия на обувную фабрику. | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. | Объяснять новые понятия, называть профессии. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Создавать модель обуви из бумаги. | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. | Ткань, иголка, ножницы, нитки, атласные ленты, картон, клей | |
15 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. Презентация работы. ИКТ Моделирование | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию работы. | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. | Деревянные рейки, спички | |
16 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. Изготовление изделия из реек. Экскурсия | Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. | Называть правила безопасности работы столярным ножом. Изготавливать изделие из реек. Декорировать изделие. | Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. | Деревянные рейки, спички | |
17 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. Презентация работы. РК 41 ЛПК | Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию работы. | Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. | Печенье, какао, масло, перчатки | |
18 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» Знакомство с технологией производства шоколада ИКТ Заочная экскурсия на кондитерскую фабрику. ОБЖ Правила работы с пищевыми продуктами | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. | Объяснять новые понятия, называть профессии. Рассказывать о технологии производства шоколада из какао-бобов | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. | . Печенье, какао, масло, перчатки | |
19 | Кондитерская фабрика. Практическая работа. Тест «Кондитерское изделие». РК Кондитерское производство Бикинского района | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. | Приготовлять пирожное «Картошка». Применять правила поведения при приготовлении пищи, правила пользования газовой плитой. | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. | Бумага, клей, ножницы, картинки бытовой техники | |
20 | Бытовая техника. Настольная лампа. Знакомство с правилами эксплуатации бытовой техники. ОБЖ Правила работы с электроприборами | Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значение в жизни человека. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. | Объяснять новые понятия, называть профессии. Называть правила эксплуатации бытовой техники, правила работы с электричеством. Объяснять действие простой электрической цепи. | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. | | |
21 | Бытовая техника. Практическая работа «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов». | Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. | Осваивать приёмы работы в технике «винтаж». Собирать модель лампы. Называть правила работы ножницами, ножом и клеем. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по данным критериям. Презентовать изделие. | Бумага, картон, клей, ножницы | |
22 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. Знакомство с технологией выращивания растений в теплицах. ИКТ/РК Заочная экскурсия в теплицу | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. | Объяснять новые понятия, называть профессии. Рассказывать о технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплице. Выращивать рассаду в домашних условиях. | Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. | | |
Человек и вода (3 часа) ИКТ-2 |
23 | Водоканал. Фильтр для воды. Определение количества расходуемой воды с помощью струемера. ИКТ Что такое струеметр | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды. | Объяснять новые понятия. Рассказывать о значении воды в жизни человека и растений. Знакомиться со способами фильтрации воды и способами экономного расходования воды, определять количество расходуемой воды с помощью струемера. | Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струе мер и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. | | |
24 | Порт. Канатная лестница. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. ИКТ Заочная экскурсия по порту | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. | Объяснять новые понятия. Называть профессии. Понимать важность узлов для крепления грузов. Изготавливать лестницу с использованием способов крепления морскими узлами. | Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. | | |
25 | Узелковое плетение. Браслет. Освоение приемов выполнения одинарного и двойного плоских узлов. | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме». | Объяснять понятие «макраме». Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. | Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». | | |
Человек и воздух ( 3 часа) ИКТ-2 |
26 | Самолетостроение. Самолет. Изготовление модели самолета из конструктора. ИКТ Самолетостроение | Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. | Объяснять новые понятия. Называть профессии. Называть профессии. Объяснять конструктивные особенности самолётов. Использовать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. | Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы. | | |
27 | Ракетостроение. Ракета-носитель. Выполнение модели ракеты из картона, бумаги. ИКТ Ракетостроение | Первичные сведения о космических ракетах. Изготовление модели из бумаги и картона. | Использовать знания о бумаге: её свойствах, видах. Выполнять модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | | |
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. | Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. | Объяснять новые понятия. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием | | |
Человек и информация ( 6 часов) ИКТ-5 |
29 | Создание титульного листа. Применение правил работы на компьютере. | Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства. | Объяснять новые понятия. Называть профессии. Называть виды и способы передачи информации. Применять правила работы на компьютере. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. | | |
30 | Работа с таблицами. Создание таблицы в программе Microsoft Word. | Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. | Объяснять новые понятия. Применять правила работы на компьютере. | Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word. | | |
31 | Создание содержания книги. Работа с компьютером. | ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. | Рассказывать о процессе редакционно-издательской подготовки книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word. | Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. | | |
32 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». Знакомство с переплетными работами. | Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой. | Объяснять новые понятия. Понимать значение разных элементов в структуре переплёта. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. | Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. | | |
33 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественник». | Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой. | Называть правила работы шилом и иглой. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. | Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. | | |
34 | Итоговый урок. Презентация изделий. | Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы | | |