Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 с. Архангельское
Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО | |
на заседании ШМО ____________________ ____________________ Протокол №1 от «___»___________2020г. | зам. директора по ВР ________________/ Э.Р. Салахитдинова «___»________2020г. | Директор МОБУ СОШ СОШ №1 с. Архангельское __________М.Г. Габитов Приказ от «01» сентября 2020г. №77 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Текстоведение» (общеинтеллектуальное направление)
для общеобразовательных организаций с русским языком обучения
Класс: 8Б
Учитель: Митрофанова Ольга Александровна
Срок реализации: 1 год
с. Архангельское - 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива разработана на основе Авторской программы по русскому языку и М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010)
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Курс по внеурочной деятельности «Текстоведение» для обучающихся 8 класса рассчитан на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны
знать\понимать:
признаки и строение текста;
информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
способы сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
строение такого типа речи как рассуждение;
культуру доказательного аргументированного рассуждения;
как аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
навыки самопроверки и самооценки;
уметь:
выполнять информационную обработку текста;
выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)
Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ.
Ожидаемые результаты.
• успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
• повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;
• осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы
Содержание программы факультативного курса
Курс состоит из 4 разделов. Программа факультативного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки обучающихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
1 раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения обучающихся.
Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).
Курс создает условия для развития общих учебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание | Количество часов |
1 | Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста | 2 |
2 | Микротема. Микротекст. Абзац. | 2 |
3 | Виды и средства связи предложений в тексте. | 2 |
4 | Способы сокращения текста | 9 |
5 | Особенности сочинения-рассуждения | 13 |
6 | Редактирование | 6 |
7 | Итого | 34 |