СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Текстоведение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП Текстоведение»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 с. Архангельское

Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО


на заседании ШМО ____________________

____________________

Протокол №1 от «___»___________2020г.

зам. директора по ВР

________________/ Э.Р. Салахитдинова

«___»________2020г.

Директор МОБУ СОШ СОШ №1 с. Архангельское

__________М.Г. Габитов

Приказ от «01» сентября 2020г. №77






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Текстоведение» (общеинтеллектуальное направление)

для общеобразовательных организаций с русским языком обучения



Класс: 8Б

Учитель: Митрофанова Ольга Александровна

Срок реализации: 1 год













с. Архангельское - 2020


Пояснительная записка


Рабочая программа факультатива разработана на основе Авторской программы по русскому языку и М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010)

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Курс по внеурочной деятельности «Текстоведение» для обучающихся 8 класса рассчитан на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате изучения элективного курса обучающиеся должны

знать\понимать:

  • признаки и строение текста;

  • информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;

  • способы сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);

  • строение такого типа речи как рассуждение;

  • культуру доказательного аргументированного рассуждения;

  • как аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;

  • навыки самопроверки и самооценки;

уметь:

  • выполнять информационную обработку текста;

  • выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;

  • отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;

  • правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);

  • строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

  • аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;

  • уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

  • владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)

Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ.

Ожидаемые результаты.

• успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;

• повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;

• осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы


Содержание программы факультативного курса

Курс состоит из 4 разделов. Программа факультативного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки обучающихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.

1 раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).

2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).

3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).

4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения обучающихся.

Используются следующие виды деятельности:

•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),

•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),

•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).

Курс создает условия для развития общих учебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.




Учебно-тематический план

№ п\п

Содержание

Количество часов

1

Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста

2

2

Микротема. Микротекст. Абзац.

2

3

Виды и средства связи предложений в тексте.

2

4

Способы сокращения текста

9

5

Особенности сочинения-рассуждения

13

6

Редактирование

6

7

Итого

34