Просмотр содержимого документа
«КТП Внеурочная деятельность. "Школа вежливых наук" 2 класс»
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
В области формирования социальной культуры:
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), Описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы
Модуль (Раздел) «Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения на уроке и перемене. Понятие о школьных принадлежностях. Правила поведения на школьном дворе.
Модуль (Раздел) «Правила общения» (взаимоотношения с другими людьми). Понятие вежливого общения. Привычка употреблять вежливые слова. Желание и умение сопереживать , оказывать помощь окружающим как основа внимательного отношения к ним. Важность доброжелательного характера общения со сверстниками. Культура поведения в семье.
Модуль (Раздел) «О трудолюбии. Культура внешнего вида». Понятие добросовестного отношения к учебе. Отрицательное влияние на человека лени. Стремление помогать другим своим трудом (дома и в школе).
Модуль (Раздел) «Внешкольный этикет». Манеры поведения. Основные правила поведения в общественных местах (кино, театре, транспорте). Умение правильно реагировать на приглашение в гости. Формирование понимания элементарного этикета разговора по телефону.
Формы и виды контроля
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
Анкетирование учащихся и родителей
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Что такое школьная дисциплина | 1 | Развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий, учить организованно проводить перемены. Разучивание коллективных игр, направленных на саморегуляцию. |
2-3 | Люби книгу. | 2 | Ознакомление с классной библиотечкой. Содержание школьных учебников в чистоте и порядке. Работа в классной библиотеке по подклейке книг. Экскурсия в школьную библиотеку. |
4-5 | Твоя школа. Работа на пришкольном участке. | 2 | Сценки-миниатюры (раскрыть смысл взаимопомощи в школе, обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей в школе). Стихи и загадки о школе, школьной жизни. |
6-7 | Твой класс. | 2 | Распределить обязанности в классе. Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека. Уход за комнатными цветами. Изготовление наглядных пособий. Игры на сплочение коллектива. |
8 | Соблюдение чистоты и порядка. | 1 | Научить детей ответственно относится к школьному имуществу, уважать труд работников школы. Ролевые игры «Школьный повар», «школьная тех.служащая», «школьный дворник». |
9 | Внимательность к окружающим. | 1 | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. |
10 | Обязательность. Дал слово - держи его. | 1 | Чтение рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Обсуждение. |
11 | Разговор по телефону с друзьями. | 1 | Чтение сказки К.Чуковского «Телефон». Работа с картинками. Сценки-миниатюры. |
12 | Доброжелательность в общении. | 1 | Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья», «Три товарища». Ролевые игры. (Познакомить с правилами общения, дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости). |
13 | Поступки твои и других (их оценка). | 1 | Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово». Выставка рисунков. Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; задумываться над сказанным словом. |
14 | Ждем гостей. Сервировка стола для чаепития. | 1 | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. Практическое занятие по сервировке стола. |
15-16 | Правило «Учусь все делать сам». | 2 | Внешний вид школьника. Как привести свою одежду в порядок, не прибегая к помощи взрослых. Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка». Пришивание пуговиц. |
17 | Помогаю своим трудом дома и в школе. | 1 | Обязанности дома. Ролевая игра «Мамин помощник». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова по теме. |
18 | Что значит быть бережливым? | 1 | На что дают карманные деньги, как их расходовать. Игра «Магазин». Этикет покупателя. |
19-20 | Как ты выполняешь правила личной гигиены. | 2 | Уход за волосами, ногтями. Игры. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе» (Научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании). |
21 | Одежду нужно беречь. | 1 | Уход за одеждой и обувью. Овладение навыкам работы со щеткой и кремом для обуви. |
22-24 | Правила поведения в театре. | 3 | Посещение театрального представления. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино. |
25-27 | Правила поведения в музее. | 3 | Посещение краеведческого музея. Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами; усвоить основные правила поведения в театре и в кино. |
28-29 | Правила поведения на выставке. | 2 | Посещение детской художественной школы. Повторение правил пешехода, ПДД. |
30-31 | Меня пригласили на день рождения. | 2 | Составление памятки гостя и приветливого хозяина. Научить детей умению правильно реагировать на приглашение в гости. Разучивание коллективных подвижных игр. Воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в незнакомой обстановке, чутко относится к имениннику, к другим гостям. |
32-34 | Бережное отношение к природе. | 3 | Экскурсия на природу. Правила поведения на природе, забота об экологическом состоянии места отдыха, техника безопасности во время экскурсии. |
| Итого: | 34 ч. | |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержание | Кол-во ч. | Дата | Дата |
I | Раздел «Школьный этикет» | 8 | | |
1 | Что такое школьная дисциплина | 1 | | |
2 | Люби книгу. Работа в классной библиотеке- ремонт книг. | 1 | | |
3 | Люби книгу. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | | |
4 | Твоя школа. Работа на пришкольном участке. | 1 | | |
5 | Твоя школа. Стихи и загадки о школе, школьной жизни. | 1 | | |
6 | Твой класс. Обязанности в классе. | 1 | | |
7 | Твой класс. Игры на сплочение коллектива. | 1 | | |
8 | Соблюдение чистоты и порядка. | 1 | | |
IV | Раздел «Внешкольный этикет» | 13 | | |
9 | Бережное отношение к природе. Экскурсия на природу. | 1 | | |
10 | Бережное отношение к природе. Экскурсия на природу. | 1 | | |
11 | Бережное отношение к природе. Экскурсия на природу. | 1 | | |
II | Раздел «Правила общения» | 6 | | |
12 | Внимательность к окружающим. | 1 | | |
13 | Обязательность. Дал слово - держи его. | 1 | | |
14 | Разговор по телефону с друзьями. | 1 | | |
15 | Доброжелательность в общении. | 1 | | |
16 | Поступки твои и других (их оценка). | 1 | | |
17 | Ждем гостей. Сервировка стола для чаепития. | 1 | | |
IV | Раздел «Внешкольный этикет» (продолжение) | | | |
18 | Правила поведения в театре. | 1 | | |
19 | Правила поведения в музее. | 1 | | |
20 | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | | |
III | Раздел «О трудолюбии. Культура внешнего вида» | 7 | | |
21 | «Учусь все делать сам». Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка». | 1 | | |
22 | «Учусь все делать сам». Пришивание пуговиц. | 1 | | |
23 | Помогаю своим трудом дома и в школе. | 1 | | |
24 | Что значит быть бережливым? | 1 | | |
25 | Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма К.Чуковский «Федорино горе» | 1 | | |
IV | Раздел «Внешкольный этикет» (продолжение) | | | |
26 | Правила поведения в общественном месте | 1 | | |
27 | Правила поведения в общественном месте | 1 | | |
28 | Правила поведения в общественном месте | | | |
III | Раздел «О трудолюбии. Культура внешнего вида» (продолжение) | | | |
29 | Как ты выполняешь правила личной гигиены. Игры. | 1 | | |
30 | Одежду нужно беречь. | 1 | | |
IV | Раздел «Внешкольный этикет» (продолжение) | | | |
31 | Правила поведения в общественном месте | 1 | | |
32 | Правила поведения в общественном месте | 1 | | |
33 | Меня пригласили на день рождения. Составление памятки гостя. | 1 | | |
34 | Меня пригласили на день рождения. Разучивание коллективных подвижных игр. | 1 | | |