1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Добрый день, ребята! Меня зовут Сегодня я проведу для вас урок математики. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, поднимите его, чтобы я увидела. Теперь поднимите тетрадь, затем рабочую тетрадь. А теперь ручку, карандашик и ластик. -У кого все необходимое есть, красиво садятся. Спинка прямая, ручки на парте. -Ребята, посмотрите, я раздала вам карточки с картинками. -Что изображено на первой карточке?? -А куда мы отправимся сегодня на уроке? -Ребята, мы продолжаем путешествие в стране геометрии. Жителями этой страны являются геометрические фигуры. -Но особенно интересное путешествие вы совершите уже в старших классах. -Перед тем как мы перейдем к новому материалу, нам нужно повторить то, что мы уже знаем. Посмотрите на вторую карточку. -Какие геометрические фигуры нас встречают? Давайте их перечислим. -А сейчас мы узнаем, кто является основными гостями нашего урока? -Для этого на третьей картинке вам нужно расставить числа в порядке возрастания. -Кто же станет основными гостями нашего урока? -А что это такое? -Значит куб и квадрат станут основными гостями нашего урока. -Молодцы. И помните, что знание этого материала поможет вам в изучении нового. | Приветствуют учителя, садятся на места. Проверяют готовность к уроку. Поднимают руки с учебником, чтобы показать наличие учителю, поднимают руки с печатными рабочими тетрадями, поднимают руки с рабочими тетрадями в клетку, показывают наличие канцелярских принадлежностей. Красиво садятся, с прямой спинкой, ручки кладут на парту. Рассматривают карточки с картинками. На первой карточке изображен красивый замок В королевство геометрии Смотрят на вторую карточку Квадрат, прямая линия, окружность, прямоугольник, многоугольник, треугольник, кривая линия, угол Хорошо Находят третью картинку Нашими гостями станут куб и квадрат Это геометрические фигуры Хорошо | Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии | -Итак, у вас на партах лежат 2 геометрические фигуры, квадрат и куб. -А Давайте рассмотрим эти фигуры и подумаем, чем они отличаются друг от друга? -Как мы будем сравнивать? На что будем обращать внимание? -Давайте сначала рассмотрим квадрат -А теперь посмотрите на куб и скажите в чем сходства между этими фигурами? -А теперь положите перед собой квадрат. Что мы можем сказать? -Значит, что мы можем сказать про квадрат? -А теперь поставьте перед собой куб. -Что мы видим? -А верхняя часть куба находится в этой плоскости? -А что мы можем сказать про верхнюю часть куба? -Что мы сейчас сделали? -Ребята, какая фигура называется кубом? -Как называются элементы куба? -Где у вас возникло затруднение? -Что нужно делать, когда возникло затруднение? -Почему оно возникло? -С помощью слов я не смог/ла объясните причину затруднения. -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | Рассматривают фигуры Будем рассматривать и находить общие признаки У квадрата есть вершины, углы, стороны И куб и квадрат имеют вершины, углы, стороны, но их количество разное Кладут квадрат перед собой на парте Он полностью лежит на столе и все точки все в плоскости стола Что квадрат-это плоская фигура Ставят перед собой на парте куб Что нижняя часть куба находится в плоскости стола Нет, не находится Что она возвышается над плоскостью Сравнивали квадрат и куб Затрудняются ответить В названии фигуры и элементах куба Остановиться и подумать Потому что мы этого еще не проходили Я не смог/ла назвать фигуру и свойства куба, потому что я этого еще не знаю. Учебник и знания учителя | Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные- осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. |
3. Целеполагание | -Ребята, возьмите в руки следующую карточку. -Что это такое? -А давайте прочитаем, что мы сегодня узнаем. -Читай, Вася. -А теперь прочитаем, чему мы научимся. -Читай, Леся. -В конце урока мы вернемся к этой карточке и отметим что мы узнали и чему научились за урок. | Берут в руки следующею карточку и рассматривают ее Здесь написано то, что мы узнаем и чему научимся Мы узнаем какая фигур называется кубом Как называются элементы куба Где в жизни мы встречаемся с кубом Как выглядит развертка куба Давать определение понятию куб Показывать элементы куба и определять их количество Приводить примеры предметов кубической формы Рисовать куб | Регулятивные- по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять ее на протяжении всего урока. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -Давайте откроем тетради, запишем число и классную работу. -Какое сегодня число? -Отступаем 2 клетки вниз и 10 влево, записываем 30 но-я-бря. -Ниже по середине записываем классная работа -Ребята, а что мы можем сказать о кубе? -А что еще можем сказать о кубе? -А еще? -Найдите в толковых словарях определение понятия куб. И прочитайте его жужжащим чтением. -Кто готов прочитать определение понятия куб? -Аня, прочитай. -Молодцы. -Что мы сейчас узнали? -А чему научились? -Молодцы. -А что нам не знакомо в определении понятия? -А какая у нас следующая задача? -Возьмите в руки куб. У вас есть квадрат. Приложите квадрат к кубу. -Что вы заметили? -И как называется? -Определите, сколько граней у куба. -А что мы видим? -Значит, что мы можем сказать? -Сейчас пальчиком проводим по верхней грани, далее спускаемся вниз к общей грани. Проводим пальчиком по боковой грани (показываю своими руками на кубе), спускаемся вниз-общая сторона. -А что нам нужно узнать? -А называется она ребром. -А теперь посчитаем, сколько ребер у куба? -Что делают ребра у куба? -Они сходятся и образуют сначала углы и каждый такой угол мы называем….?(показываю на кубе). -Вершиной, молодцы. -А из каждой вершины выходят….? -Ребра, правильно. -А сколько вершин у куба? -А сейчас откройте учебник на странице 44. -Прочитайте тему урока. -Найдите оранжевую рамочку и прочитайте ее жужжащим чтением. -Аня, прочитай вслух. -А что такое грани? -А что такое стороны квадрата? -А что такое концы ребер? -А теперь повернитесь к соседу по парте и покажите ему на кубе где у нас грани, где ребра, а где вершины. -А теперь поменяйтесь. -Посмотрите на картинку. -Как вы думаете, почему некоторые линии изображены пунктиром, а некоторые изображены сплошной линией? -Как мы это можем объяснить? -А сколько граней куба мы всегда видим? (3). -Ребята, а сейчас вам нужно будет поработать в парах. -Каждый из вас своему соседу должен рассказать элементы куба и их количество. Отмечайте свои ответы на листочке и посмотрите насколько верно вы назвали элементы куба и их количество. -Давайте проверим: У куба 8 вершин, 6 граней, 12 ребер. -Молодцы. -Чему мы сейчас научились? -Отступите 2 клетки вниз от классной работы. Возьмите в руки карандаш и линейку. -Давайте вместе со мной начертим куб у себя в тетрадях. (Черчу на доске куб.) -Обратите внимание на то, как мы прорисовываем дальние границы куба-пунктирной линией. Почему мы так делаем? -Чему мы сейчас научились? -Молодцы. | Записывают число и классную работу Что это геометрическая фигура Что она объемная Она состоит из квадратов Ищут в толковых словарях определение понятия куб Желающие тянут руки Куб-это геометрическая фигура, каждая грань которого представляет собой квадрат. Определение куба Давать определение кубу Грань Научиться называть элементы куба и определят их количество Берут в руки куб. Прикладывают квадрат к кубу Что квадрат это сторона куба Гранью 6 Одна сторона общая Все грани равны Пальчиком проводят по верхней грани, далее спускаются вниз к общей грани. Проводят пальчиком по боковой грани, спускаются вниз-общая сторона Название грани 12 Они сходятся Вершиной Ребра 8 Открывают учебник на странице 44 КУБ Находят оранжевую рамочку и читают ее жужжащим чтением Квадраты, из которых составлен куб-это грани куба. Стороны квадратов-ребра куба. Концы ребер-вершины куба. Квадраты, из которых составлен куб Ребра куба Вершины Поворачиваются друг к другу и показывают на кубе грани, ребра и вершины Смотрят на картинку Потому что это задние стенки куба 3 Хорошо Работают в парах. Рассказывают соседу элементы куба и их количество, отмечают свои ответы на листочках и проводят самоконтроль Проверяют Называть элементы куба и определять их количество Отступают 2 клетки вниз, берут карандаш и линейку Вместе с учителем чертят куб Обозначают «невидимые» границы куба пунктирной линией Потому что мы их не видим Рисовать куб | Познавательные- проводили сравнение и осуществляли анализ объектов. Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные- способности к самооценке на основе критериев |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Чему мы научились? -Давайте посмотрим на третью задачу. -Посмотрите на следующую карточку, которую я вам дала. -А где в жизни мы встречаемся с кубом? (различные коробки, кубки и т.д.) -Приведите своему соседу по парте 2 примера. -Молодцы. -А теперь давайте поработаем с кубом. -Возьмите куб, который я вам дала и аккуратно разверните его. Он специально склеен не до конца. -Что мы видим? -Сколько таких квадратиков? -Молодцы. -Ребята, сейчас мы будем работать следующим образом. -Я на парту буду выдавать 2 развертки куба. Вы и ваш сосед по парте собираете куб из этих разверток, затем проверяете кубы друг у друга, меняетесь развертками и делаете то же самое уже с другими развертками куба. -После этого а листочках, которые я вам раздам, вам нужно будет галочкой отметить, получилось ли у вас поработать с разверткой, а крестиком отметить если не получилось. (раздаю листочки) -Если у вас что-то не будет получаться, поднимите руку, я подойду. -Задание понятно? -Выдаю на парты первые развертки: -Отметили результат на листочках? -Молодцы. Выдаю вам вторые развертки. -Получилось? -Отметили результат на листочках? -Молодцы -Выдаю третьи развертки. -Получилось? -Отметили результат на листочках? -Молодцы -Выдаю четвертые развертки. -Получилось? -Отметили результат на листочках? -Молодцы -Выдаю последние развертки. -Получилось? -Отметили результат на листочках? -Молодцы -А теперь поднимите руку те, у кого только галочки. -Поднимите руку те, у кого есть 1 крестик. -Поднимите руку те, у кого есть 2 и более двух крестиков. -Что делаем с теми, у кого много крестиков? -Что мы сейчас делали? -Чему еще мы научились? -Молодцы. -А сейчас я выдам вам еще одну карточку с заданием. Задание на карточке: Из фигур, изображенных на рисунке, выберите те, которые являются развёртками куба. Выделите их цветом. -Прочитайте задание на карточках про себя жужжащим чтением. -Что нужно сделать? -Закрасьте развертки, которые являются кубом зеленым цветом, а те которые не являются красным цветом. -Итак, какие фигуры закрасили зеленым цветом? -А какие красным? -Молодцы. -Зарисуйте в тетрадях одну из разверток куба карандашом, используя линейку. -Что мы сейчас делали? -Что мы научились делать? | Называть элементы куба и определять их количество Рассматривают следующую карточку Это могут быть какие-нибудь коробки, игральные кости, кубик-рубика Приводят по 2 примера соседу Хорошо Берут куб в руки и разворачивают его Развертка состоит из квадратиков 6 Внимательно слушают учителя Хорошо Да, понятно Складывают куб из развертки И отмечают результат на листочках Да, отметили Складывают куб из развертки И отмечают результат на листочках Да Отметили Складывают куб из развертки И отмечают результат на листочках Да, получилось Да, отметили Складывают куб из развертки И отмечают результат на листочках Да, получилось Да, мы отметили Складывают куб из развертки И отмечают результат на листочках Да, получилось Да, все отметили (пример) Поднимают руки Поднимают руки Поднимают руки Им нужно потренироваться складывать развертки Складывали кубы Складывать кубы по разверткам Хорошо Получают карточку и читают задание Читают задание про себя Из фигур, изображенных на рисунке, выбрать те, которые являются развёртками куба. Выделить их цветом. Берут в руки зеленый и красный карандаш Зеленым закрасили фигуры под буквами а,б,г,д,е,ж в и з Работали с развертками куба Научились работать с разверткой куба и рисовать ее в тетради | Коммуникативные- включаться в диалог, проявлять инициативу и активность. Личностные- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
6. Самостоятельная работа | -Ребята, а сейчас вам нужно будет поработать самостоятельно. -Я раздам вам листочки с заданием. -Вы выполняете задания на листочках ручкой. -Все понятно? -Готовность покажите посадкой. -Все закончили? -Давайте проверим ваши работы. -Раздаю образец. -А теперь поменяйтесь своими проверенными работами с соседом по парте и еще раз проверьте работы друг друга. -Молодцы. -Оцените свою работу. | Получают листочки с заданием. Читают задания. Выполняют их ручкой на карандаше. Да, все понятно Готовность показывают посадкой Проверяют свои работы по образцу. Там где правильно ставят галочку, где не правильно крестик. Меняются работами и проверяют их еще раз Оценивают свою работу | Познавательные- проводить сравнение, осуществлять анализ объектов, делать выводы. Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные- способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
8. Рефлексивно-оценочные действия | Итак, давайте вернемся к нашим целям и задачам. -Все ли цели мы достигли? -Все ли задачи выполнили? -Вам понятна эта тема? -Что такое куб? -Что узнали о кубе? -Повторите названия элементов куба. | Берут в руки карточку Да Да Да Куб-это геометрическая фигура, каждая грань которого представляет собой квадрат. Где в окружающем мире мы можем встретить куб, как выглядит развёртка куба. Названия элементов куба и их количество. Грань, ребро, вершина. | Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |