СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кубанские диалекты в малом и песенном фольклоре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с  кубанскими диалектами в устном народном творчестве и песенном фольклоре 

Просмотр содержимого документа
«кубанские диалекты в фольклоре. Головко И.Н»



Кубанские диалекты в малом и песенном фольклоре.


Урок кубановедения.

Учитель Головко Ирина Николаевна

МБОУ ООШ № 8

Приморско – Ахтарского района

Краснодарского края





Цель урока: закрепить умение различить литературный язык и диалекты; познакомить с кубанскими диалектами в устном народном творчестве и песенном фольклоре; развивать познавательный интерес к говорам своей малой Родины, речь, память; воспитывать любовь к творческому наследию родного края.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, муз. Центр, карточки с заданиями по группам, карточки со сценками – байками.


1. Организационный момент.

Я спешу сказать Вам: «Здравствуйте»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать Вам: «Благости »,

Чтоб пожелать Вам счастья нового.

Я пожелать хочу Вам радости,

Удач, успехов и везения,

Всем в этом классе

Прекраснейшего настроения!


2. Сообщение темы и цели урока.

Кубань – поля раздольные,

Плетень и хата в хуторе.

Казачьи песни вольные,

Отца советы мудрые.

Кубань – культура славного

Народа православного.

И дедами взлелеянный

Особый говорок.

Вы этот говор бархатный

Из ста других узнаете.

Нам этот говор бархатный

Завещано беречь.

И он для нас сегодня –

Загадка краеведенья,

И ключ от малой Родины

Культурного наследия.

Сегодня мы поговорим с вами о части кубанской культуры – кубанских диалектах, познакомимся, как они звучат в малом и песенном фольклоре.

3. Изложение материала.

1) беседа.

Русский язык состоит из двух пластов – нормативного

( литературного) и диалектов.

- Определите из предложенных слов литературные и диалектные:

хата, дом, пухли, унучка, вниз, вдарить, говорю, чую.

- Вам понятно значение диалектных слов?

- Что такое диалектный язык?

(Диалект – это тоже язык со своей звуковой системой и особенностями, это средство общения жителей определённой области, в котором отражены их культура, обряды и традиции.)

- Может ли кто- либо из вас сказать слова или выражения на кубанском диалекте?

-Давайте выясним, как образовались кубанские говоры?

/появляется на слайде таблица, по которой ведётся обобщение/


Образование кубанских говоров.

Языки и диалекты территорий, откуда шло переселение на Кубань.

Влияние

украинского

языка.

Кубань – многонациональный регион России. Влияние соседства языков славянских, кавказских, тюркских, армянских, греческих

-Откуда шло переселение на Кубань?

-Только ли казаки селились на Кубани?


Обобщение учителя: сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны, что напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему.

-В чём же особенности диалектной речи?

/появляется на слайде таблица, по которой ведётся обобщение/


Диалекты существуют только в устной форме, поэтому более подвижны, имеют много вариантов.

Нет специально разработанных норм. Развиваются не по правилам, а по обычаям.

Используется для обиходно – бытового общения в местном фольклоре. Используется сельским населением старшего поколения.


Обобщение учителя: Самое ценное в говоре – это слова и выражения, которых нет в литературном языке. Они живут в речи, благодаря самобытности, точности, меткости, делают нашу речь неповторимо выразительной. Я хочу, чтобы вы в этом сегодня убедились.

-Так как диалекты существуют только в устной форме, то и встречаются в разговорной речи и жанрах устного народного творчества.

- Какие жанры устного народного творчества вам известны из уроков литературы?

/ после ответов детей появляется слайд УНТ/


2) работа с загадками

Давайте начнём с загадок. Кто знает кубанские загадки?


Ходэ важно по двору, хозяив будэ по утру. (петух)

Кругом хаты сыни лопаты. (окна)

Высить, телепаеца, всяк за ёго хватаеца. (рушник)

Шо в нашей хати за поцелувайло? (кружка)

Сама нэ им, а людэй кормлю? (ложка)

Нова посудыня, а уся у дырах. (сито, друшлаг, решето)

Вин бувае с толокном, з рысом, мясом и пшином,

В пичь спирва юго сажають. А як выйдэ вин оттуда,

То юго кладуть на блюдо. (пирог)

3) работа над пословицами.

Справедливо считается, что пословицы и поговорки, как никакой иной жанр народного поэзии, дают краткую, ёмкую и полную характеристику человека и народа. Среди кубанских пословиц и поговорок немало общерусских, произносимых на свой лад. Кубанцы говорили: «Хто присказки старинни знае, тот в жизни много понимае».


Прочитайте пословицы и образуйте их литературную норму, объясните мудрость.


Добра слава лэжить, а худа бежить.

Добре дило без награды не останыця.

Учись добру- худэ на ум нэ прыдэ.

На добрый прывит, добрый и отвит.


-Какая тема их объединяет? /Тема добра/


4) работа с поговорками и фразеологизмами, байками. Групповая работа.

- Мне требуется 5 артистов для инсценировок баек 2 девочки и 4 мальчика. Получите задания.


-Остальные ребята разделитесь на группы.

Задание: соедините кубанскую поговорку или фразеологизм, записанные на карточке, с литературным значением.


1 группа

Как говорят о человеке,

совершившем

неблаговерный поступок? Найты крайниго.

Чрезмерная занятость Дурна кров грае.


Обвинить без вины кого – то Билого свита не бачить.


2 группа

В каждой семье свои проблемы. Ходыть пэтухом.


Зазнался Нэма тямы.

Не может сделать. Кажна хата горем напхата.

3 группа

Неудачный обмен. Посли дождычка в читвэрх.

Не обращать внимания Поминяв шило на мыло.

Сделает нескоро Глазом нэ моргнуть,

усом нэ повэсты


Проверка выполнения работы. (учитель просматривает карточки)

Чтение и оценки по группам.


6) показ инсценировок кубанских баек.

-А сейчас давайте посмотрим, что получилось у наших артистов.

1 байка.

У речки сидит хлопчик, зад в воду опустил. Шёл мимо дядька, подывывся да и пытае:

- А шо цэ ты тут робышь?

-Дай рубль – скажу.

Дядьке жалко рубля, а любопытство своё берёт.

- На рубль, та скажи!

- Я воду грию, шоб рыбе було теплише…

- Тю, дурень! – плюнул дядька.

- Дурень не дурень, а уже сим рублив заробыв.

2 байка.

Идёт казак, а навстречу ему кум.

- Шо везэшь, кум?

Кум встал с воза, подошёл и на ухо тихонько сказал:

- Овес.

- А шо ты так тыхо кажишь?

-_А шоб кобыла нэ чула.


Итог: - Все ли слова вам были понятны?

- Скажите, так же интересно ярко звучали бы эти байки на литературном языке?

5) работа с песенным фольклором.


Кубань, Кубань, души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо.

Твоя бы песня в вышине плыла.


-Предлагаю вам послушать отрывок песни в исполнении кубанского казачьего хора под руководством Виктора Гавриловича Захарченко «Як служив я в пана..»

- Понравилась ли вам песня, звучащая на кубанском диалекте?

- Все ли слова вам понятны?

- Есть ли желание послушать и другие песни?


4. Итог урока.

Вы убедились, что правильное, уместное использование диалектных слов придаёт речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость. Есть в нашем кубанском фольклоре что-то особенное родное, что мы должны передать всем поколениям, гордясь талантом кубанского народа, кубанской культурой.

Я надеюсь, что этот урок не оставил вас равнодушными, и вы продолжите знакомство с фольклором и диалектами нашей родной Кубани.


На прощание хочу предложить вам очень добрую игру.

Ваша задача выполнять те движения, о которых я буду говорить

Я, ты, он, она – все мы дружная семья.

Здравствуй, друг, который справа.

Здравствуй, друг, который слева

Я, ты, он, она – вместе нам скучать нельзя.

Ты погладь плечо соседа того, который сидит слева,

А теперь плечо соседа того, который сидит справа,

А теперь своё плечо поцелуй ты горячо.

Обними соседа справа, а теперь соседа слева,

Ущипни соседа справа, а теперь соседа слева,

Поцелуй соседа справа, а теперь соседа слева,

Вместе мы одна семья, вместе нам скучать нельзя.

- Все мы одна большая, дружная, многонациональная семья жителей Кубани.

Дружуть хай под свитлым нэбосводом

И сосид с сосидом, и народ с народом.

Будэм жить як братья, бэз вайны и злости.

Со своим фольклором хай приходють гости.










1 байка.

У речки сидит хлопчик, зад в воду опустыв. Шёл мимо дядька, подывывся да и пытае:

- А шо цэ ты тут робышь?

-Дай рубль – скажу.

Дядьке жалко рубля, а любопытство свое бырэ.

- На рубль, та скажи!

- Я воду грию, шоб рыбе було теплише…

- Тю, дурень!

- Дурень не дурень, а уже сим рублив заробыв.


1 байка.

У речки сидит хлопчик, зад в воду опустил. Шёл мимо дядька, подывывся да и пытае:

- А шо цэ ты тут робышь?

-Дай рубль – скажу.

Дядьке жалко рубля, а любопытство свое бырэ.

- На рубль, та скажи!

- Я воду грию, шоб рыбе було теплише…

- Тю, дурень!

- Дурень не дурень, а уже сим рублив заробыв.


1 байка.

У речки сидит хлопчик, зад в воду опустил. Шёл мимо дядька, подывывся да и пытае:

- А шо цэ ты тут робышь?

-Дай рубль – скажу.

Дядьке жалко рубля, а любопытство свое бырэ.

- На рубль, та скажи!

- Я воду грию, шоб рыбе було теплише…

- Тю, дурень!

- Дурень не дурень, а уже сим рублив заробыв.


2 байка.

Идэ казак, а навстричу ёму кум.

- Шо везэшь, кум?

Кум встал с воза, подошёл и на ухо тихонько сказал:

- Овес.

- А шо ты так тыхо кажишь?

- А шоб кобыла нэ чула.


2 байка.

Идэ казак, а навстричу ёму к ум.

- Шо везэшь, кум?

Кум встал с воза, подошёл и на ухо тихонько сказал:

- Овес.

- А шо ты так тыхо кажишь?

-_А шоб кобыла нэ чула.



2 байка.

Идэ казак, а навстричу ёму кум.

- Шо везэшь, кум?

Кум встал с воза, подошёл и на ухо тихонько сказал:

- Овес.

- А шо ты так тыхо кажишь?

-_А шоб кобыла нэ чула.









Как говорят о человеке,

совершившем

неблаговерный поступок? Найты крайниго.

Чрезмерная занятость Дурна кров грае.


Обвинить без вины кого – то Билого свита не бачить.




В каждой семье свои проблемы. Ходыть пэтухом.


Зазнался Нэма тямы.

Не может сделать. Кажна хата горем напхата.




Неудачный обмен. Посли дождычка в читвэрх.

Не обращать внимания Поминяв шило на мыло.

Сделает нескоро Глазом нэ моргнуть,

усом нэ повэсты




Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Кубанские диалекты в малом и песенном фольклоре

Кубанские диалекты в малом и песенном фольклоре

Цель:   закрепить умение различать литературный язык и диалекты; познакомить с кубанскими диалектами в устном народном творчестве и песенном фольклоре;  развивать познавательный интерес к говорам своей малой Родины;  воспитывать любовь к творческому наследию родного края.

Цель: закрепить умение различать литературный язык и диалекты; познакомить с кубанскими диалектами в устном народном творчестве и песенном фольклоре; развивать познавательный интерес к говорам своей малой Родины; воспитывать любовь к творческому наследию родного края.

Хата, дом, пухли, вниз, унучка, чую, говорю Работа в группах.  Определить диалектные слова и их значение. Выбор группы, правильно справившейся с заданием.

Хата, дом, пухли, вниз, унучка, чую, говорю

Работа в группах.

Определить диалектные слова и их значение.

Выбор группы, правильно справившейся с заданием.

Образование кубанских говоров .  Вопросы –помощники.  * Откуда шло переселение на Кубань?  *Кто селился на Кубани?  *Язык какого народа оказал особое влияние? Работа в группах. Выбор группы, правильно справившейся с заданием.

Образование кубанских говоров . Вопросы –помощники. * Откуда шло переселение на Кубань? *Кто селился на Кубани? *Язык какого народа оказал особое влияние?

Работа в группах.

Выбор группы, правильно справившейся с заданием.

Особенности диалектной речи Диалекты существуют только в устной форме. Развиваются не по правилам, а по обычаям. Используются для обиходно – бытового общения в местном фольклоре.

Особенности диалектной речи

Диалекты существуют только в устной форме.

Развиваются не по правилам,

а по обычаям.

Используются для обиходно – бытового общения в местном фольклоре.

Сказки Пословицы Песни Устное народное  творчество Поговорки Байки Небылицы Частушки Загадки

Сказки

Пословицы

Песни

Устное

народное

творчество

Поговорки

Байки

Небылицы

Частушки

Загадки

Кубанские загадки По Д/ З Найти самую неразгадываемую загадку. Каждая группа предлагает все возможные варианты. Выбор лучшей загадки в каждой группе.

Кубанские загадки

По Д/ З

Найти самую неразгадываемую загадку.

Каждая группа предлагает все возможные варианты. Выбор лучшей загадки в каждой группе.

Кубанские пословицы Задание группам. Прочитать, образовать литературную норму, объяснить мудрость. Общее задание: какая тема их объединяет?

Кубанские пословицы

Задание группам.

Прочитать,

образовать литературную норму,

объяснить мудрость.

Общее задание: какая тема их объединяет?

Добрэ дило без награды нэ останыця.  Учись добру – худэ на ум нэ прыдэ.  На добрый прывит, добрый и отвит.  Добра слава лэжить, а худа бижить.
  • Добрэ дило без награды нэ останыця.

  • Учись добру – худэ на ум нэ прыдэ.
  • На добрый прывит, добрый и отвит.
  • Добра слава лэжить, а худа бижить.
Кубанские поговорки и фразеологизмы Работа в парах. Соединить поговорку или фразеологизм на карточке с литературным значением

Кубанские поговорки и фразеологизмы

Работа в парах.

Соединить поговорку или фразеологизм на карточке с литературным значением

Эталон – помощник.  Карточка №1 В каждой семье    Ходэ пэтухом свои проблемы  Зазнался     Нэма тямы   Не может сделать   Кажна хата       горем напхата

Эталон – помощник. Карточка №1

В каждой семье Ходэ пэтухом

свои проблемы

Зазнался Нэма тямы

Не может сделать Кажна хата

горем напхата

Виктор Гаврилович Захарченко- композитор, основатель Кубанского казачьего хора.

Виктор Гаврилович Захарченко- композитор, основатель Кубанского казачьего хора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!