СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кубик Блума" как один из приёмов в формировании смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Кубик Блума" или "Ромашка Блума". Приём, который может помочь в формировании смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«"Кубик Блума" как один из приёмов в формировании смыслового чтения»

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ (мастер-класс)

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Образовательные цели, согласно его теории, разделяются на три блока:

  • когнитивная («Знаю»),

  • психомоторная («Творю») и

  • аффективная («Умею»).

Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигнут высот, покорив которые, станут знаменитыми». Мы не будем говорить о знаменитостях, поговорим о ребёнке успешном.



Прием, который может помочь в формировании смыслового чтения называется «Кубик Блума» или «Ромашка Блума»

Суть приёма

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Если используется ромашка, то на лепестках.


Использование вопросов может быть в двух вариантах:

  • Учитель задает вопросы.

  • Ученики сами формулируют вопросы.

Вопрос должен начинаться со слова, выпавшего на грани кубика, лепестке ромашки.



Назови? Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Это блок информационных вопросов. Основная их задача – сбор фактов, информации.

Например: «Назовите автора, которому принадлежат слова…..?».



Почему? Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: «Почему данное высказывание является актуальным по сей день?»


Объясни? Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

  • Ты действительно думаешь, что … ?

  • Ты уверен, что …?

Например: Вы действительно думаете, что в наш высокотехнологичный мир необходимо как можно больше запоминать, цеплять знаний?


Предложи? Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложите, как бы ты объяснил своей коллеге о великой силе знания?

Придумай? — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, какое знание может или могло бы изменит ваше будущее?


Поделись? — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности, учат анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

Например: Поделись, что тебя поразило, удивило в высказывании?


Чем больше вопросов, тем больше отвечаем, а значит лучше понимаем.



Екатерина Александровна напомнила нам о трёх этапах работы над текстом

  • До чтения

  • Во время чтения

  • После чтения

Сегодня на нашем занятии мы поработаем с приёмом «Ромашка Блума» на этапе

  • До чтения

  • После чтения

Вопросы перед Вами, название текста («Декабрист»).




Если возникла проблема, то с чем она связана? (не понятно о чём пойдёт речь).

И так 1. На этом этапе Тема должна быть обязательно сформулирована, для того чтобы очертить круг вопросов, на которые возможно ответить.

1 группа –цветок

Красивый комнатный цветок, который в самые суровые декабрьские холода радует хозяев пышным розовым цветением, все называют декабристом. Не все знают, что у цветка несколько названий. Научные сотрудники именуют его не иначе как кактусом шлюмбергера. А в народе он известен как варварина коса, рождественский кактус.

Растение, которое не боится зимних холодов, довольно неприхотливо в уходе. Тем не менее, для того чтобы декабрист каждый год радовал пышными гроздьями цветов, следует правильно поливать и вовремя подкармливать его.

Кроме своевременного полива и подкормки, необходимо создать оптимальные условия для цветения. Цветок должен почувствовать приближение холодов. С середины октября необходимо создать условия в помещении, где находится комнатное растение, соответствующие холодному времени года. Несмотря на то что родина декабриста комнатного - Южная Америка, страна с довольно теплым климатом, растение достаточно стойко переносит холода. В комнате необходимо поддерживать температуру не выше 15 градусов. Цветок должен почувствовать приближение зимы. Дело в том, что когда в России зима, в это время в Южной Америке разгар лета. Родина декабриста (цветка) определяет время цветения данного комнатного растения. Поливать комнатное растение следует не чаще 1 раза в неделю. Декабрист очень любит солнечный свет, поэтому горшок с растением должен стоять в самой светлой части комнаты.

С этим растением связано немало примет, поверий и слухов. К примеру, его пышное цветение указывает на то, что все домочадцы здоровы и счастливы. Экстрасенсы и люди, занимающиеся магией, считают цветок проводником в другой мир. И те граждане, которые узнают об этом, отказываются от идеи «поселить» растение у себя дома.  Однако цветок может подавать знаки, указывающие на скорое наступление хороших событий. Рассмотрим несколько «добрых» примет:

  • Своевременное цветение рождественского кактуса должно обрадовать всех членов семьи. Ведь значит, что в будущем их ждут только позитивные моменты. А появление первых цветков накануне наступления нового года – настоящий подарок судьбы. В этом случае декабрист предсказывает следующее: в ближайшие 365 дней владельца дома и его близких ждет финансовое благополучие.

  • Растение зацвело раньше срока – здесь тоже нет ничего плохого. Кактус предвещает интересные встречи, появление новых друзей. Произойдут яркие события: исполнение давнего желания, получение наследства и др.

  • Появление бутонов в середине осени (речь идет об октябре) сулит скорое пополнение в семье.


2 группа- так и не написанное произведение Льва Николаевича Толстого «Декабрист»

«Декабрист»

26 августа 1856 года, в день своей коронации, Александр II издал Высочайший манифест, который предусматривал амнистию всех декабристов. В том же году, по-видимому, под впечатлением от этого события Лев Толстой задумывает написать роман о возвращающемся из ссылки декабристе.

О начале работы Толстой сообщает издателю многих записок декабристов Александру Герцену в письме из Брюсселя от 14 марта 1861 года: «…Вы не можете представить, как мне интересны все сведения о декабристах в „Полярной звезде“. Я затеял месяца четыре тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. Я хотел поговорить с Вами об этом, да так и не успел». В этом же письме он дает описание главного героя: «Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56-м году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России. Тургеневу, которому я читал начало, понравились первые главы».

К 1861 году были написаны три главы, в которых действительно выведен декабрист Петр Иванович Лабазов, возвращающийся вместе с женой Натальей Николаевной, дочерью Соней и сыном Сергеем из сибирской ссылки в Москву. Впрочем, несмотря на лестную оценку Тургенева, дальше этих глав роман «Декабрист» не продвинулся. Чем дальше, тем больше в Толстом зреет желание написать масштабное полотно.

Постепенно изначальный замысел «Декабристов» расширяется и углубляется. Толстой приходит к мысли, что начинать действие романа с 1856 года не совсем правильно — необходимо включить в повествование и сам год декабристского восстания. В одном из черновых набросков предисловия к «Войне и миру» он пишет: «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя». Творчески этот «переход к 1825 году» ни в чем не выразился, по крайней мере в бумагах Толстого нет ничего относящегося к этой стадии работы. Видимо, писатель действительно недолго задержался на этом замысле и вскоре обратился к 1812 году, о чем писал все в том же предисловии: «Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к эпохе его молодости, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно».

Со временем первоначальный замысел менялся все больше. Толстой уже не планирует описывать судьбу одного декабриста, эта идея отступила на второй план, а на первый вышли, по признанию самого писателя, «и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени», то есть сформировалась та самая «мысль народная», которая вылилась в великой произведение «Война и мир».


3 группа- грузовой пароход «Декабрист», купленный Россией в 1904 году в Англии. Несмотря на свой возраст в годы Великой Отечественной войны  был одним из крупнейших судов, мог перевозить 8 тысяч тонн грузов и при этом развивать скорость 12 узлов (22 км/ч).

24 метровые бронзовые плиты с силуэтами судов лежат у подножия памятника морякам торгового флота, погибшим в огненных рейсах в годы Великой Отечественной войны. Одна из позеленевших от времени и туманов плит посвящена пароходу "Декабрист"

В войну это был самый большой в стране двухвинтовой пароход. Поэтому в числе первых дальневосточных судов после начала войны "Декабрист" ушел на западный бассейн доставлять военную технику, боеприпасы из Америки и Англии в Заполярье. Капитаном на него назначили Степана Беляева.

Трагическая история, выпавшая на долю моряков, случилась в ноябре 1942 года. В этот период англичане из-за больших потерь отказались сопровождать грузовые караваны, и наши капитаны стали выходить в одиночное плавание. Ушел один в свой последний рейс и "Декабрист".

В полдень, когда на несколько часов установился короткий полярный день, "Декабриста" атаковали десять вражеских самолетов. Вдруг корпус судна вздрогнул, словно налетел на скалу. Судно стало крениться на левый борт. Самолеты, израсходовав боезапас, улетели. Посоветовавшись с помощниками, Беляев принял решение - экипажу покинуть судно. Четыре шлюпки с 80 членами экипажа отошли от "Декабриста" в темноту северной ночи.

Несколько суток шторм швырял шлюпки по морю. Люди страдали от голода, хотя у них были сухари, консервы. Но губы и языки распухли от холода, морской воды и жажды. Пробовали собирать с брезента снег, но он оказался соленым. Лежали, прижавшись друг к другу, чтобы согреться, все чаще впадали в забытье. Внезапно болезненную дрему нарушил крик матроса Павла Лобанова: "Берег, берег!". Так, 15 ноября 1942 года, после 11 суток дрейфа по Северному Ледовитому океану, группа изможденных, ослабевших от голода моряков очутилась на необитаемом острове в безмолвных просторах Арктики. Круглые сутки несли вахту, поддерживали огонь в печке. Дневальный варил суп из муки и консервов. Пили эту пресную баланду. В хорошую погоду ходили на берег искать выброшенные морем продукты, собирали плавник. Их становилось все меньше и меньше. В живых осталось четверо. Они так ослабли, что порывы ветра валили с ног. Беляев до последнего поддерживал товарищей: "Не надо падать духом, верьте в спасение, - говорил он. - Мука есть, напечем сухарей, отремонтируем шлюпку и пойдем в Мурманск. Мы - на острове Надежды, а он ближе к Родине".

Как-то днем капитан прилег и задремал. Разбудил его орудийный выстрел. Капитан глянул в оконце и увидел рубку подводной лодки и шлюпку, идущую к берегу. Дверь хижины распахнулась. В ее проеме стояли немецкие матросы с автоматами. Беляева схватили и повели к берегу. Когда он очутился в каюте подводной лодки и подошел к зеркалу, то невольно отступил назад. На него смотрел седой старик с длинными спутанными волосами, распухшим синим лицом. Так закончилась шестимесячная зимовка.

Беляева передали в концентрационный лагерь в норвежском городке Тромсе. Там он узнал, что фашистов разбили под Сталинградом, гонят на запад. И ему стало понятно, почему немецкий моряк, приносивший бачок с пищей, тихо говорил: "Гитлер капут".

Когда Беляева водили на работы, он всматривался в лица узников - вдруг встретит моряков с "Декабриста". И действительно однажды увидел в колонне Бородина и Наталич. Василий рассказал, что их всех забрала подводная лодка. Но во время перехода четвертый их товарищ - Павел Лобанов - умер. Встречи моряков были недолгими - их перевели в разные лагеря.

8 мая советские войска освободили узников. Беляев вернулся на Родину. На Камчатке на пароходе "Бухара" открывал новую Камчатско-Чукотскую линию. Через некоторое время к нему приехали Надежда Наталич и Василий Бородин, ставшие супругами. И вновь моряки с "Декабриста" стали работать вместе.

О пережитом особо не рассказывали. Не то было время. Только Степан Беляев доверял бумаге свои воспоминания. А после хрущевской оттепели, когда стали широко отмечать День Победы, Надежда Матвеевна Наталич, уже пенсионерка, стала часто приезжать во Владивосток и рассказывала новому поколению моряков о трагической и мужественной судьбе экипажа "Декабриста". Степан Поликарпович, к сожалению, не дожил до таких времен. Но память о нем увековечена названием улицы в Петропавловске-Камчатском. Был буксир, носящий его имя. Жена Мария Андреевна безуспешно пыталась опубликовать воспоминания мужа. Но они не укладывались в героико-патриотическую схему тех лет. Где сейчас находятся эти воспоминания - не удалось установить. А в память о подвиге экипажа "Декабриста" на норвежском острове Надежды горняки установили памятник. Самый северный в мире памятник дальневосточным морякам.





Все ли вопросы вы сможете задать? Что для этого надо сделать?


Прочитайте тексты и постарайтесь составить вопросы, записывая на лепестках ромашки.

Помните, чем больше вопросов, тем больше отвечаем, а значит лучше понимаем.