Модули и кубики сингапурской системы
Первое, что бросается в гла за, – необычное расположе ние парт. Два стола сдвинуты вместе, и четверо учеников си- дят за ними лицом друг к другу. При этом двое из них неизбежно оказываются спиной или боком к школьной доске. Урок сосре- дотачивается не у доски, даже если она интерактивная. Самое интересное происходит в центре класса. На математике в школе № 5 учитель подает на интерактивную доску разнообразные задания: «Сумма чисел 7 и 4» или «Умень- шить 45 на 3». Каждый из четы- рех учеников начальных классов, сидящих за одним столом, пишет свой ответ. По команде педагога дети обмениваются между собой ответами. Они зачитывают их друг другу и с помощью преподавателя выясняют, правильно ли подошли к решению. На физике и химии в лицее № 4 та же ситуация больше напоми- нает «взрослый» тренинг. Четверо старшеклассников, сидящих друг напротив друга, по очереди про- износят ответы на задание и об- суждают достоинства и недостат- ки своих ответов. Учитель задает вопрос (например, «Каковы ха- рактеристики электротока?»). Ре- бята из четверки отвечают корот- ко, по одному слову. Если ответ Такой браслет ученика начальной школы содержит все необходимые учебники 37сентябрь 2013 управление школой 37январь 2014 управление школой 37январь 2014 управление школой предполагается длинным, то один говорит, а другой слушает. В лю- бой момент педагог может спро- сить: «Как твой сосед ответил на мой вопрос?» …В основе так называемой сингапурской системы (она раз- работана в школах Сингапура и распространяется методистами компании Educare Co-operative Limited) лежат коммуникатив- ность и сотрудничество. Школь- ный урок выстраивается, как из детских кубиков. В Сингапуре ис- пользуется не менее 250 разноо- бразных модулей, в г. Азнакаево пока гораздо меньше. Вот один из модулей: по знаку учителя класс разбивается на мно- жество пар или несколько групп. Каждый участник должен най- ти ответ на вопрос и постараться помочь соседу. Только при таком условии команда (обычно состоя- щая из четырех человек) получит хорошую оценку. Подсказки при- ветствуются. Но лишь те, что про- износятся по команде педагога. Учеников предлагается делить на четыре уровня по успеваемости и сажать вместе для оказания по- мощи. При подобном построении урока учитель меняет свою роль: он становится модератором дискус- сии, наставником и помощником. Кстати, результаты применения новой технологии позволяют по- нять, почему наполняемость клас- сов в сингапурских школах остает- ся одной из самых высоких в мире – 40 человек. Когда класс разбит на группы по 8 учеников, обуча- ющих и слушающих друг друга, преподаватели находят способы проверять пройденный матери- ал и получают время для объяс- нения нового. Практика взаимо- обучения в школе оказывает свое влияние на то, что юные гражда- не Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. Согласно данным исследования PIRLS, уро- вень функциональной грамотно- сти здесь – один из высочайших среди всех стран. А с 1995 года сингапурские школьники демон- стрируют лучшие знания в между- народном исследовании TIMSS. В 2008 году консалтинговая компания McKinsey назвала син- гапурскую систему школьного образования самой эффектив- ной в мире. Несмотря на то что в городе-государстве Сингапуре всего 350 школ и классы перепол- нены, в 2007 году международ- ная компания IMD пришла к вы- воду: сингапурские школы дают образование, которое лучше, чем в других странах, отвечает требо- ваниям глобальной экономики. «Эта система очень похожа на советские и российские разра- ботки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова, – считает руководитель Центра прикладных экономических ис- следований и разработок Инсти- тута развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. – Одна- ко в Восточной Азии их довели до технологии». «Специалисты из Сингапура рассказывали нам, что, создавая данную систему, они взяли луч- шее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт, – вспоминает руководитель Информационно-методического центра г. Азнакаево Лилия Ах- мадишина. – Главное – коллек- тивное, или кооперативное, об- учение, система Выготского, они сами это признают. Мы пока реализуем первый этап – обучились сами и пытаемся все понять и привести в соответ- ствие с собственным опытом». В 2013 году в Министерстве образования и науки Республи- ки Татарстан подписано соглаше- ние с сингапурской компанией «Educare»: учителям Татарстана предложили обучение по методи- кам компании. Причем азнакаев- ские преподаватели и методисты учились не только у методистов из Казани, но и у носителей методи- ки в Сингапуре. Ключевое понятие, которое ученикам и учителям следует уяс- нить, приступая к занятиям по мо- дулям сингапурской системы, за- ключается в непривычном для общеобразовательной школы слове «партнер». С еще более не- Уроки физики и химии с использованием сингапурской системы в лицее № 438сентябрь 2013 управление школой 38январь 2014 управление школой 3838январь 2014 управление школой привычными уточнениями: пар- тнер по лицу (тот, кто сидит на- против тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом). «Внимание! Говорят партнеры по плечу, – объявляет педагог. – А теперь послушаем мнение пар- тнеров по лицу». Как бы странно ни звучали в классе такие обращения, учителя соглашаются: система позволяет реализовать то, чего привычные методики до сих пор не давали. «Мы всегда говорили о рабо- те в парах, – уверяют азнакаев- ские преподаватели. – Важно, что в этой системе она выстроена по определенным принципам. Сре- ди учеников должно быть равно- правие. Например, очередность, когда они могут давать короткие ответы. Групповая работа – не новость для российской школы. Но, с дру- гой стороны, мы в России никогда не добивались того, чтобы каж- дый член группы, отвечая, вносил в ответ что-то свое. Чаще всего оказывалось: девочка-отличница говорит, а все остальные пас- сивны, слушают. Здесь каждому участнику дается задание, он его выполняет, и потом вся группа де- лится своим мнением. Дети учат- ся взаимодействию. Они обучают друг друга и тем самым экономят время учителя». …В классе тишина: дети сидят за столами, по четыре человека, лицом друг к другу. Они прилеж- но записывают свои ответы на ма- леньких листочках. По знаку пре- подавателя ребята берут листочки и разбегаются по классу. В течение нескольких минут кабинет запол- няется жужжанием голосов. В сво- бодном пространстве, оставленном между столами, образуются мно- гочисленные пары. Дети встают и поднимают руку, давая понять, что готовы говорить и им нужен пар- тнер (тем же знаком педагог уста- навливает тишину на уроке). Затем школьники по очереди зачитывают собственный ответ на вопрос учите- ля. Далее находят себе новую пару. Все заново читают ответы партнеру. Потом они вернутся за столы и бу- дут слушать педагога. Это только один из элементов по- строения урока обществознания. Спрашиваю: насколько отли- чается предлагаемая методика от изучаемой в педвузе? «На мой взгляд, она не осо- бенно отличается, так как ее син- гапурские создатели пользова- лись и достижениями российской педагогики, – отвечает учитель истории и обществознания шко- лы № 5 г. Азнакаево Ильдар Ша- рифуллин. – Только структурам, из которых строится урок, созда- тели методики дали английские названия. На данный момент, как вы видите, я использую методи- ку для опроса по домашнему за- данию, актуализации пройден- ного, установления связи между старым и новым параграфом. Се- редину урока, предназначенную для изучения материала, я прово- жу по традиционному методу, по- тому что он мне ближе. На занятии мы используем не всю методику, а только опреде- ленные структуры: они помога- ют раскрепостить детей, вовлечь всех в происходящее. Пользуясь старыми методиками, я бы опро- сил по истории и обществознанию всего двух-трех человек. Сейчас же трудятся все: групповая работа сочетается с индивидуальной». «Методика, которую я только что начала использовать, в основ- ном подходит для актуализации знаний, для повторения, – согла- шается с коллегой учитель физи- ки лицея № 4 Гульназ Харисова. – Для проверки знаний она очень удобна, так как идет полный охват класса. Такую работу лучше про- водить именно для того, чтобы посмотреть усвоение. А вот но- вую тему, на мой взгляд, нужно объяснять фронтально». Но будут ли знания, полу- ченные на подобных уроках, соответствовать федеральным стандартам? Педагоги школы № 2 г. Азнака- ево, в день моего приезда прово- дившие круглый стол «Одаренные дети – будущее России», уверены: сингапурская методика позволяет полностью соблюсти ФГОС. К тому Уроки естествознания и обществознания с использованием сингапурской системы в школе № 5 39сентябрь 2013 управление школой 39январь 2014 управление школой 39январь 2014 управление школой же они отметили одну важную осо- бенность: учителю стало легче со- ставлять план урока. Теперь в нем можно перечислить, какие моду- ли (у них есть номера и английские названия) использовать в тот или иной момент. Этого достаточно. Увеличились ли эмоцио- нальные и интеллектуальные затраты педагога на один урок по сингапурской системе? Ответы разные. «В какой-то мере да, – полагает учитель истории и обществозна- ния Ильдар Шарифуллин. – Но я считаю: любая профессия сегодня требует более сложной подготов- ки и детальной разработки». «Нет», – отвечают преподава- тели школы № 2. По их мнению, новая система во многом облег- чает им жизнь: работа с несколь- кими группами по четыре челове- ка и проще, и эффективнее, чем фронтальная с целым классом. «Сингапурская система пред- лагает готовый алгоритм, как на конвейере: задача первая, вто- рая, третья... – поясняет Лилия Ахмадишина. – Обычно методика предметных областей у нас сла- бовата. А здесь все раскладыва- ется на модули, при каждом шаге педагогу объясняется, что делать. Готовыми алгоритмами система и привлекательна для учителей». Но как отражается на школь- никах их перевод в разряд винтиков и колесиков внутри модулей и структур? Методисты из Сингапура дей- ствуют последовательно: они ну- меруют всё – от используемых преподавателями модулей до парт и даже самих детей. На каждом школьном столе установлена бир- ка с номером, либо лежит листок бумаги, на котором указаны номе- ра сидящих учеников: 1, 2, 3, 4… Тот, кто сидит рядом с цифрой 1, должен приучиться к тому, что на этом уроке он «номер один». Есть и другой вариант – поделиться на четные и нечетные номера. «Четные номера, обратитесь к нечетным!» – командует учи- тель. Или: «Нечетные номера, вы- полняйте задание». Или: «Четные и нечетные пар- тнеры обмениваются своими за- даниями». Не обезличивает ли ребенка подобная нумерация? «Вовсе нет! – возражают мне. – Ведь дети не весь урок занимаются под номерами. Это только один из его элементов. Номера используют- ся в тот момент, когда учителю нужно распределить между учащимися за- дания и рационально использовать время. А когда дети подготовили от- веты и начали отвечать, педагог об- ращается к ним только по имени». Какое будущее ждет сингапур- скую систему? «Мы научились применять отдельные модули, – говорят учителя. – Осталось са- мое главное – пропустить данную систему через себя»