Мастер класс для ребят
Кукла « Ангелочек»
Цель: приобщение воспитанников к русской культуре.
Задачи:
продолжить знакомство с народной игрушкой;
научить воспитанников приёмам изготовления куклы « Ангелочек»;
развивать мелкую моторику, внимание, память, речь;
закрепить правила безопасного обращения с инструментами, познакомить с историей их появления;
воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
Словарная работа: тулово, нимб, оберег.
Оборудование: Презентация, мультимедиа, инструменты (иглы, ножницы, утюг, булавки), методическая карта « Кукла «Ангелочек».
Ход занятия
( Слайд №1) « Игрушки своими руками»
Воспитатель держит в руках листок, делает вид, что ничего не может понять, что там. Увидев ребят, взрослых обращает на них внимание.
В:- Ой, добрый день дорогие гости, ребята!
Только что получила письмо от Василисы Премудрой, а что в нём никак не могу понять. Помогите мне.
На мультимедиа появляется ребус ( Слайд № 2) – дети отгадывают, появляется (Слайд №3)
В: Изготовление игрушки – это один из самых давних видов декоративно – прикладного творчества.
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Самые ранние игрушки были примитивны и представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: (Слайд №4) игрушечные инструменты, посуда, погремушки, свистульки, (Слайд№5-6) лошадки, (Слайд№7) рыбки, птички, (Слайд№8) фигурки людей (Слайд№9). Их изготовляли из того, что давала щедрая природа (из веток, соломы, (Слайд№10) глины, (Слайд№11) дерева (Слайд№12-13).) Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, (Слайд№14) издавать звуки и шумы, ярко и красиво расписывали. (Слайд№15).Важную роль отводили кукле, (Слайд№16) так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода, взрослые поощряли игры в куклы. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. Были и куклы обереги, их клали в колыбель к ребёнку, чтобы кукла охраняла его покой и сон. В русской деревне тряпичная кукла (Слайд№17-18) – наиболее распространенная игрушка и была она в каждом крестьянском доме. Тряпичные куклы: свёртывали в скалку кусочек ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки – вот и готова кукла. Куклу наряжали, (Слайд№19-20) но лицо не рисовали, такие куклы назывались « безликими». По народным поверьям, кукла (Слайд№21) с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребёнку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Итак, игрушка – кукла (Слайды№22,23,24,25,26,27) имеет многовековую историю, она забавляет ребёнка и в то же время помогает ему познавать мир.
В Сергиевом Посаде (Слайд№28) есть уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки (Слайды№29-52) от самых древних до современных. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные мастерские, где работали мастера разных профессий: лепщики, резчики, столяры, раскрасчики – ведь игрушки стал делать не один мастер, а несколько.
И тема нашего занятия (Слайд№53) « Кукла « Ангелочек»
Но, чтобы изготовить мягкую игрушку, необходимы различные инструменты. Вот о них мы сейчас и поговорим.
Загадки: (Слайд №54)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Кристина)
Иглу (Слайд№55) изобрёл ещё первобытный человек – он сшивал звериные шкуры, прокалывал их острыми костями (Слайд№56) животных или рыб. Это были древние шила. На смену древним костяным иглам пришли бронзовые, потом железные. А около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. (Слайд№57)
(Слайд №58) Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (Валя)
Ответ (Слайд№59)
Приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то догадался соединить (Слайд№60) ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы - для стрижки овец. Затем человек (Слайд№61) придумал заменить мостик гвоздиком. Так и появились (Слайд№62) современные ножницы, без которых человеку уже не обойтись.
( Слайд №63) Сама мала, носик острый, голова кругла?
Ответ (Слайд№64)
Служит булавка для временного (Слайд№65) скрепления деталей. Самым древним родственником булавки были, по всей видимости, шипы (Слайд№66) растений. Не случайно в некоторых языках слово « булавка» происходит от латинского «шип». Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, (Слайд№67) оформляли драгоценностями, ведь иногда булавки использовались для украшения.
( Слайд №68) Он разгладит все морщинки,
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (Юля)
Ответ (Слайд№69)
Современный утюг – это утюг электрический, и появился он совсем недавно. Раньше на Руси вместо утюга использовали обструганную палку и рифленую доску. На смену этому способу пришёл (Слайд№70) утюг паровой. Внутрь корпуса помещали горящие угли. Чтобы угли лучше горели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали назад – вперёд: « Ух – ух, Ух – ух, разгорайся мой утюг!» Работа с таким утюгом могла заменить физзарядку.
И мы сейчас с вами отдохнём. ( Слайд№71) Физминутка
В: Итак, мы с вами познакомились с основными инструментами, (Слайд№72)необходимыми нам в работе. Но, инструменты, которыми мы будем пользоваться, при неправильном обращении могут быть очень опасны. Поэтому соблюдение правил (Слайд№73) по технике безопасности обязательно. Давайте послушаем, как нужно это делать.
Дети читают стихи
Во-первых, иголки свои собери.
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет. ( Саша К.)
У нас, у иголок, имеются ушки,
А ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.
Проверь, они счастливы будут безумно,
А мы-то, с тобой поступили так умно! ( Витя В)
Ты не бери иголку в рот!
Иголка острая – не плод!
Ты лучше с нею не шути,
А, то окажется внутри. ( Рома Ч)
Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
Тебе ж потом воткнётся в пятку. (Вова Б)
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя, бывает неохота. ( Влад П)
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай. ( Саша М, Костя К)
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И, на место положить. ( Алёша М)
В: Напомнить хочу про рабочее место –
Диван или кресло?
Нет, им там не место!
Усядемся лучше с тобой за столом,
И ткань здесь разложим, и мыло найдём,
Коробку достанем, где все инструменты,
Сошьём все детали, набьём элементы,
Те, из которых игрушка родится,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!
(Дети садятся за столы)
В: Ребята, изготовление игрушек – это кропотливый ручной труд, требующий от вас аккуратности, усидчивости, творческого настроя. Ребята, посмотрите на выставку игрушек. Эти игрушки сделаны руками ребят кружка « Умелые руки». На выставке есть работы наших девочек. После занятия вы их посмотрите, а в дальнейшем сами научитесь изготавливать мягкие игрушки. А сегодня мы научимся с вами изготавливать куклу, которую в давние времена делали во многих губерниях России.
Эту куклу дарили на именины, и называлась она – (Слайд№74) « «Ангелочек».
Сегодня провести занятие мне помогут: Кристина, Вика, Валя, Юля.
Кристина – Итак, приступим. Куклу мы будем изготавливать по старинной технологии, точно так же, как это делали наши прабабушки. Первое, что мы должны сделать, - это голову и тулово.
В: Что такое тулово?
Туловом называли в старину туловище куклы.
(Слайд№75) Берём лоскут светлой ткани, на самую середину кладём кусочек ваты и складываем лоскут по диагонали. (Слайд №76)
А теперь сформируем голову и перевяжем её тесьмой. У нас готова голова и тулово. (Слайд№77)
Юля – А теперь сделаем руки. (Слайд№78) Расправим получившиеся концы лоскута и подвернём уголки, а затем перевяжем их.
Валя – У нас готовы голова и руки куклы. А я покажу, как сделать ей платье. (Слайд№79). Для этого перевяжем тесёмкой место условной талии.
В: Ребята, а вы запомнили, на какой праздник принято дарить ангелочка? Да, на именины или день ангела. День рождения празднуют в тот день, когда человек родился, а именины – в день памяти святого с твоим именем. Например, у Павлов – это 19 ноября, У Кириллов – 20 ноября и т. д.
Вика: У любого ангелочка есть крылья и нимб. (Слайд№80) Нимб – это светящийся круг над головой, знак отличия ангела, от простого смертного. Берём заготовки крылышек и привязываем их за спиной. А нимб привязываем к нижней части головы куклы.
В: Ребята, давайте внимательно посмотрим на методическую карту изготовления куклы « Ангелочек». (Слайд№81) Итак, наша народная игрушка – кукла « Ангелочек» готова.
Заключительная часть:
В: А в завершении нашего занятия давайте вспомним, с какими новыми словами мы познакомились. Я предлагаю отгадать кроссворд. (Слайд№82).
По горизонтали:
Светящийся круг над головой святого? ( Нимб) (Слайд№83)
Старинная кукла или амулет, призванные защищать человека от злых духов и всего плохого. (Оберег) (Слайд№84)
Туловище куклы (Тулово) (Слайд№85)
День памяти святого или день ангела (Именины) (Слайд№86)
По вертикали:
Кукла, которую мы изготовили. (Ангелочек) (Слайд№87)
В: Молодцы, ребята! Ангелочков можно подарить нашим гостям. А наше занятие подошло к концу. Сегодня мы научились изготавливать куколку – ангелочка по старинной традиционной технологии и узнали много нового. Девочки попробовали себя в роли консультантов. Я хочу всех поблагодарить за проведённое занятие.
(Слайд № 88) – Спасибо! До новых встреч!