СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кукольный театр во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал об истории создания кукольного театра, создании кукольного театра во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Кукольный театр во внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №18 имени А. М. Горького» города Воткинска Удмуртской Республики

Проектная работа

«Волшебный мир - кукольный театр»









Автор работы: коллектив 2а класса


Руководитель: Микрюкова Е.Н. учитель начальных классов,

Ворожейкина О.Н., руководитель кружка ЭБЦ, «Мягкая игрушка»








г. Воткинск

2020 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………..

1.1. «История появления кукольных театров»…………………………….

1.2. Распространение кукольного театра в Киевской Руси………………..

1.3. Театр скоморохов…………………………………………………………

1.4. Петрушка – первая кукольная игрушка………………………………….

1.5. С.В.Образцов – основатель кукольного театра в нашей стране………

1.6. Виды кукол……………………………………………………………….

1.7. Способы управления куклами…………………………………………..

1.8. Праздник кукольника………………………………………………………

1.9. Современный кукольный театр……………………………………………..

Глава 2. Практическая часть………………………………………...........

2.1.Создание кукольного спектакля………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

















Введение

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива, поэтому можно сказать, что тема на данный момент достаточно актуальна.

Интернет и телевидение отучило людей ходить в театр, мы считаем, что наша работа поможет нашим одноклассникам окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание ходить в театр и просто сделать нашу школьную жизнь интереснее.
Цель работы – Создание кукольного театра

Объект исследования – кукольный театр

Предмет исследования: кукольный театр развивает у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомит с множеством детских сказок.

Задачи:

  • Изучить историю происхождения кукольного театра;

  • найти информацию в различных источниках для решения поставленной проблемы;

  • формировать умения на основе анализа полученной информации планировать дальнейшую деятельность;

  • развивать умение работать в группе (распределять работу, согласовывать действия, осознанно формировать требования к своему исполнению и творчеству своих товарищей);

  • формировать умение оформлять результаты своей деятельности в виде кукольного спектакля для показа его перед учащимися начальной школы и воспитанниками детских садов №14, №25.

  • Сделать выводы

Планируемый продукт проекта:

постановка спектакля «Маша и медведь» для учащихся начальной школы и воспитанников детских садов №14, №25.





















































Глава 1. Теоретическая часть

1.1. «История появления кукольных театров»

Кукольный театр, как искусство, имеет очень длинную историю, которая началась еще в Древнем Египте. Историки считают, что в те далекие времена, женщины в сопровождении музыкантов ходили селениями с куклой в руках.

На вид размер ее был до сорока сантиметров, а в действие кукла приводилась при помощи веревочек. Такие куклы также встречались на территории Сирии и Латинской Америки. Возраст таких кукол достигает 4 тыс.лет. (рис 1)

Рис. 1

В основу сюжета представлений ложились истории и легенды о богах и подвигах героев. Роль Бога человек не смел примерять на себя — это делали куклы. Такие представления показывались на движущихся колесницах, и каждый новый отрывок спектакля показывался на новой колеснице.

Зрители располагались по обе стороны дороги и могли наблюдать за представлением. Такой принцип показа представлений получил название в истории «педжент», т.е. переносная сцена.(рис.2)

Рис.2

В древней Греции существовали совершенно другие куклы: это были куклы-автоматы, их изготавливали из дорогостоящих пород деревьев и драгоценных сплавов. (рис.3)

Рис.3

Сделать так, чтобы они двигались, было очень сложно и поэтому в действие их приводили исключительно в самые торжественные моменты, на праздниках, во время религиозных действий.

Также в древней Греции кто-то придумал для представлений использовать ящик. В истории этот вид кукольного театра получил название «Вифлеемский ящик»

Чуть позже в той же Греции, кому-то пришло в голову убрать одну из стенок ящика и разделить его пополам (рис.4)

Рис.4

Со временем менялись и сценарии постановок — они становились все более разнообразными.

В древнем Риме проводились целые фестивали с участием огромных кукол, их главная цель была — смешить или пугать людей. Такие коллекции карикатурных кукол были практически в каждом доме и представляли собой особый элемент декора помещений.(Рис.5)

Рис.5

Со временем, после распада античных государств, кукольный театр унаследовали следующие поколения и они привнесли в развитие кукольного театра свои элементы. Так искусство кукольного театра получило распространение по всему миру.

1.2. Распространение кукольного театра в Киевской Руси

Долгое время на Руси кукольных театров не было. Просто кукольники ходили по ярмаркам из города в город с маленькой ширмой и несколькими куклами. Все их ждали и любили: и бедные и богатые. А первое историческое свидетельство, указывающее на существование кукольных представлений в России, относится к 1636 г.

Существовало три вида направлений кукольного театра:

  • Церковный (Рис.6)

Рис.6

  • Придворный (Рис.7)

Рис.7

  • Народный (Рис.8)

Рис.8

1.3. Театр скоморохов

Но самым древним, заслуженно считается театр народных актеров – театр скоморохов. (Рис.9)


Рис.9

Этим видом искусства мог заниматься любой желающий: каждый, кто считал, что он умеет петь, танцевать, шутить и умел играть на музыкальных инструментах.

Однако, популярными становились лишь те, кто выделялись на фоне остальных — самые талантливые. В самом начале представления не требовали больших актерских трупп, поэтому скоморохи вели бродячий образ жизни, переезжая от одного города к другому, а со временем скоморошество развилось в профессиональное искусство, которое мы называем кукольным театром

1.4. Петрушка – первая кукольная игрушка

К сожалению, до нас практически не дошло никакой информации о том, как выглядели представления перчаточной куклы в нашей стране до прошлого века. Зато сохранилось много описаний различных уличных представлений, которые можно было часто увидеть на улицах, во время ярмарок или в специально арендованных помещениях (отдельные театры кукол появились позже). 
Самыми известными были «петрушечники» – кукловоды, которые использовали перчаточные куклы. Чаще всего они выступали вместе с шарманщиками. Целыми днями они рассказывали историю Петрушки – аналога итальянского персонажа Пульчинеллы. (Рис.10,11)

Рис.10- Петрушка рис.11-Пульчинелло

У Петрушки были рубаха и красные шаровары, а на голове он носил колпак с бубенчиками. Данный персонаж был известен своим озорным нравом, постоянно лез в драки и наводил шуму. С помощью Петрушки не стеснялись высмеивать попов, полицию, богатых господ и всех, кто так или иначе притеснял простой народ. 

В современном театре Петрушка выглядит немного иначе. (Рис.12) Рис.12

Каждый зритель понимает, что успех представления зависит в первую очередь от мастерства актера и его умения руководить куклой. И кукла — это главная часть успеха. Во все времена куклу, которая умела говорить и двигаться, считали волшебной и относили к разряду чудес. 

1.5. С.В.Образцов – основатель кукольного театра в нашей стране

Странный» талантливейший дядечка –так называли Сергея Владимировича Образцова, человека, который был единственным в СССР, кто так высоко поднял искусство кукловодов и делал все, чтобы это направление развивалось. Он создал свой театр в 1931 году, и начиналось это дело с небольшим количеством энтузиастов. Нужно не забывать, что, то время было достаточно тяжелым, революционным. Даже в 30-е годы все еще что-то строилось, создавалось, заново придумывалось. С театром было тоже самое. Но Образцов сделал жизненно важный ход. Он пригласил к сотрудничеству тех людей, которые работали в ярмарочных балаганах. И они совместно придумали марионеточное представление «Цирк на сцене». Вот с этого, собственно, и началось… 

Работа была не легкой. С большой машиной, на которой было написано «Театр кукол», они разъезжали по городу – в садики, школы, больницы – и показывали свой детский спектакль. А с премьерой другого спектакля начался подбор своего репертуара. Спектакль этот назывался «Джим и Доллар», он был из агитационных. (рис13)

Рис.13

А потом родился еще один шедевр от Образцова и его компании, а именно – «По щучьему велению». Год рождения этого спектакля – 1936, а играется он до сих пор. И, причем, с теми же куклами и с теми же декорациями. Многие критики того времени считали, что это лучший спектакль за все годы. (рис 14)

Рис 14

Итак, имея три спектакля, кукольный театр Образцова начинает набирать популярность. И в конце концов, видя, что труппа постоянно скитается, правительство решает выделить для них здание на площади Маяковского. Именно там родился еще один шедевр – «Волшебная лампа Алладина». Красивый, сказочный, жутко восточный спектакль завораживал не только детей, но и взрослых. (Рис.15)

Рис. 15

Но все эти спектакли померкли после того, как театр создал свой мировой шедевр – «Необыкновенный концерт». Почему померкли и почему мировой? Потому что этот большой двухчасовой спектакль был чистым экспериментом, и никто не знал, что из этого получится, а получилось нечто потрясающее. А мировым он стал после того, как кукольный театр объехал с ним весь мир, и неизменно эта работа встречалась бурными аплодисментами. Мало того, именно этот спектакль внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самое популярное кукольное шоу в мире. «Необыкновенный концерт», как ни старались, хотели обойти американцы, создав свое «Маппет-шоу».  (рис16)

Рис.16

В 1970 году в городе Москва театр переехал в новое, специально построенное здание, у которого было два зала, большое фойе и место для сохранностей музея кукол. В этом театре самый большой музей кукольных игрушек. Но детский театр удивил еще одним – часами с ящичками. Эти часы установлены на фасаде и каждый час из ящичков кто-нибудь да высовывается. Но полностью все ящички открываются в полдень или в полночь. Все сказочные персонажи высовываются из ящичков под музыку на мотив «Во саду ли, в огороде…».  (рис 17)

Рис.17

Сергея Образцова уже давно нет, но его театр жив до сих пор, пройдя через все современные испытания. Мало того, они сохранили свои шедевры и радуют ими уже не одно поколение юных зрителей. 

1.6. Виды кукол

Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.

Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.

Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.

Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.

Гапитно-тростевая кукла

Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.

Пятачковая кукла

Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены.

Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.

Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.

Ростовая кукла

Тантамареска — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

1.7. Способы управления куклами

Способ управления куклой и есть главный отличительный знак для театра.

Первый способ — куклой управляют снизу, а главный инструмент для управления это руки актера. Такие куклы называются верховые. Во время постановки актер находится за ширмой, а его руки подняты вверх. В свою очередь верховые куклы еще разделяются на перчаточные (Рис.18) и тростевые (Рис.19). Названия этих кукол говорят сами за себя.

Рис.18 Рис.19

Второй способ управления куклой — сверху — актер как бы нависает над куклой сверху и управляет ей при помощи деревянных или металлических прутьев, к которым на нитках и прикреплена кукла. В основном таких кукол называют — марионетками. (Рис.20, 21)

Рис.20 Рис.21

Кроме двух основных видов театральной куклы существует еще очень много кукол, внешний вид которых не вписывается ни в одно описание.

Вертепные куклы — которыми управляют открыто, они существуют уже много веков и имеют внушительные размеры. Механика их управления тоже очень сложная. Многие из них самостоятельно могут двигаться и перемещать предметы, а есть даже такие, которые умеют играть на музыкальных инструментах. (рис. 22)

Рис.22

Театр теней — относится еще к одному виду театрального действия. На первый взгляд этот вид кукольного театра может показаться скучным и однообразным, а куклы не представляют ничего необычного, но на самом деле, даже для игры с тенью используют самые различные куклы, как по фактуре и объему, так и по цветам. Таким образом создавая необычные представления при помощи игры света и теней. (Рис.22,23)

Рис.23

Нужно сказать, что сколько народов,  столько и видов кукольного театра. В каждой стране возникали и возникают свои виды театрального действия, которые в дальнейшем станут традиционными и получат свое название. Они отображают культуру и ценности народа

1.8. Праздник кукольника

Гениальный кукольник открывает зрителю новый мир, мир глубокой печали и безграничной радости, пробуждая в нем самые лучшие человеческие чувства. Такие кукольники в двадцатом веке, в 1929 году, создали «Международный союз кукольных театров» (UNIMA) для обсуждения и решения общих для всех проблем. В 2000 году с трибуны восемнадцатого конгресса UNIMA проходящем в Магдебурге иранец Дживада Золфагарихо заявил о необходимости профессионального праздника для всех кукольников. Идея вызвала бурное обсуждение, но до юридического закрепления данного предложения дело так и не дошло. Но идея не умерла. В 2002 году на очередном заседании, президент UNIMA Маргарета Никулеску снова подняла вопрос, некогда не доведенный до конца, в результате приняли решение праздновать профессиональный праздник кукольника 21 марта. (рис.24)

Рис.24

В течение веков эти люди дарили нам радость, веселили, развлекали, утешали и при этом не могли заявить в отличие от других «сегодня мой профессиональный праздник». Сейчас у них есть такая возможность, но, как всегда, кукольники и в свой праздник будут дарить нам радость, ведь они, как никто знают – чем больше отдаешь, тем больше получаешь

1.9. Современный кукольный театр

В современном мире можно выделить следующие направления кукольных театров:

*эстрадный театр кукол

*кукольную мультипликацию

детские спектакли

  • телевизионные программы с участием кукольных персонажей

  • живой план


На сегодняшний день в России насчитывается более 100 кукольных театров. Каждый из них известен своими детскими спектаклями, пьесами и представлениями. Мы собрали для вас список государственных и других театров кукол (помимо театра Образцова, конечно же).

Екатеринбургский театр кукол (Екатеринбург) 
Екатеринбургский театр кукол берет начало в 1932 году. Он был основан на базе Свердловского ТЮЗа и постепенно стал одним из самых известных кукольных театров в России. Надо сказать, что здание театра много раз меняли, но сейчас это два зала на 100 и 280 человек. Поработали и над эстетической составляющей – появилась новая эмблема и улучшенный интерьер. При театре работает музей театральной куклы «Петрушкин дом». В репертуаре – порядка 40 произведений. Еще один из старейших кукольных театров России – Ростовский театр кукол, основанный в 1933 году. Примечательно, что в разное время здесь руководили талантливые ученики известных людей – В. Быков (ученик Образцова), Б. Сахновский (ученик Станиславского), а также Л. Стельмахович (ученик Мейерхольда). 
Театр непрерывно развивается, и помимо спектаклей предлагает интересные встречи в рамках программы «Волшебство театрального закулисья», которая позволяет детям и их родителям поближе познакомиться с театральной жизнью. Среди других крупных площадок можно выделить Большой театр кукол (Санкт-Петербург), Новосибирский областной театр кукол (Новосибирск), «Ульгэр» (Улан-Удэ), Сахалинский театр кукол (Южно-Сахалинск), Самарский театр кукол (Самара), Пермский театр кукол (Пермь), Ижевский театр кукол (Ижевск). Татарский государственный театр кукол «Экият» («сказка» в переводе с татарского языка), расположенный в Казани, является одним из самых старых в стране. Открыли его в 1934 году, а первыми спектаклями стали «Кошка и Лешка», «Красный Петрушка» и «Петрушка-октябренок». Отличительной особенностью стало то, что все представления ставились на двух языках – татарском и русском. 
В 2012 году кукольный театр переехал в новое огромное здание, на строительство которого ушло три с половиной года и которое стало одним из самых больших среди всех театров кукол в России. В распоряжении – два зала вместимостью 100 и 250 человек. В «Экият» детские спектакли и по сей день ставятся на двух языках. В репертуаре – свыше 40 представлений. Огромным спросом пользуются новогодние спектакли. 

Глава 2. Практическая часть

2.1.Создание кукольного спектакля

Когда ребенок появляется на свет рядом с ним есть его родители, бабушки, дедушки, сестрички и братики, а ещё различные игрушки, которыми они играют. Когда ребенок начинает подрастать, он начинает играть игрушками в ролевые игры, например, в папы, мамы, разные герои сказок……. Разнообразие и длинная история кукольного театра показывает, что этот вид детского досуга стоит того, чтобы дети познакомились с ним и получили массу положительных эмоций от кукол, которыми можно самостоятельно управлять. Самые доступные для малышей куклы — это перчаточные куклы.

Такие куклы есть в продаже, а можно изготовить их и самим — сшить из перчатки или варежки, или связать куклу крючком или сшить по выкройкам.

В сентябре 2019 года к нам пришла новый руководитель кружка «Мягкая игрушка» Ольга Николаевна Ворожейкина и пригласила нас окунуться в новый мир – мир кукольного театра. В первом классе мы уже познакомились с первым азами шитья и пробовали самостоятельно шить мягкие игрушки. Ольга Николаевна предложила сшить перчаточные куклы сказочных героев, а потом разыграть спектакль. Тут и началась наша сложная, но интересная работа.

1. Мы выбрали сценарий сказки. Всем понравилась сказка в современной обработке «Маша и медведь», которую нашли в интернете на сайте Олеси Артемьевой. (Приложение 1).

2. Познакомили с ним наших родителей, составили план работы, распределили обязанности и договорились, когда должна быть выполнена работа. На уроках рисования и на классом часе мы познакомились с историей возникновения кукольного театра, видами кукол, как куклами управляют, кто был родоначальником кукольного театра в нашей стране.

3.Родители приготовили для нашей работы различный материал: ткани, тесьму, пуговицы, ленту атласную, мел, нитки, иголки, ножницы, глаза для персонажей сказки.

4.Сначала мы принялись шить героев сказки. Выкройки для кукол приготовила Ольга Николаевна. (Приложение 2)

Каждая девочка выбрала того героя, которого хотелось бы ей сшить это: дед, бабка, Маша, медведь, девочки-подружки, собака.



Мы трудились больше месяца. Нужно было выполнить работу и чисто, и красиво. И вот наши герои сказки готовы.

5.В это же время семья Хариновых готовили ширму для спектакля. Для её изготовления понадобились: рейки деревянные, ткань, степлер, шуруповерт, саморезы, петли, морилка, баллончик-распылитель (золото), колёсики.



Мальчики принесли её в для того, что бы на ней оформить декорации.

6.Кстати, готовить декорации работа тоже интересная. Для их изготовления нам понадобились: картон, гуашь, ткань, фетр, цветные карандаши, фломастеры, ткань, ножницы, клей ПВА, кисточки №5,6,7. Мы приготовили для этого: два домика, деревья, цветы.

После того как сшили кукол и сделали декорации, мы задекорировали ширму.



7.Ну а теперь можно приниматься за репетиции. Чтобы никому не было обидно, мы выбрали голосованием два состава для выступления.

Первый состав:

Второй состав:

Во время репетиций мы заучивали слова, отрабатывали дикцию, выразительность речи, артистичность.

8.В следующем этапе нашей работы принимал весь класс. На уроке изобразительного искусства мы узнали, что такое афиши и приготовили с Юлией Николаевной Караваевой, мамой Киры, свои афиши для выступлении со сказкой «Маша и медведь» в детских садах №14, №25. Выступления будут проходить в феврале месяце.



Такие афиши у нас получились.



9.Афиши в детских садах развесят родители нашего класса. В день выступления весь материал помогут привезти тоже наши взрослые.

В конце своей работы над проектом мы подвели итоги нашей работы.

Заключение

Итак, работая над проектом, хотим сказать, что цель, которую мы ставили перед собой, мы достигли - кукольный театр создан. Кукольный театр действительно развивает у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомит с множеством детских сказок. Эта тема стала для нас интересной и мы хотим продолжить свою работу по изучению кукольного театра. Мы поставили перед собой задачу поподробнее узнать о перчаточных куклах, сделанных в разных стилях. Например, в стиле папье маше, с которыми мы уже начали знакомиться и делать.

Работа над проектом позволила нам:

  • Научиться отбирать материал по определенной теме, анализировать и выделять главное.

  • Выполняя проект, мы учились: работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассников и приходить к общему мнению, высказывать свою точку зрения. Во время работы, мы узнали много новой и интересной информации о куклах и кукольном театре, получили много положительных эмоций.

  • В процессе работы над проектом мы учились побеждать стеснительность, выражать свои мысли, становились быть раскованными и уверенными в себе, тренировали память, развивали речь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!