муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.2018г | | Утверждаю: Директор школы ________О.И. Никифорова Приказ№______ от ___.___.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Школьный театр «Петрушка»
Разработана на основе авторской программы
под редакцией В.А. Горского
Разработчик:
учитель начальных классов
МБОУ «Зеленодольская СОШ»
Г.Г. Капустина
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
«Человек обладает способностью любить, и, если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость». Эти слова Эрика Фромма. И чтобы развить способность любить и найти ей применение, надо создать условия адаптации и социализации ребенка в социальной среде. Одной из таких возможностей является кукольный театр, коллективная деятельность которого объективно создает условия для расширения круга для коммуникативной компетентности взаимоотношений и устойчивости между детьми.
Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться через театрализованные представления
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в школьном театре;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить правильно использовать термины.
Итоги занятий подведены в форме спектакля, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в паре.
Примерная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Возраст: начальная степень образования.
Содержание курса
1.Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Вы" бор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол.
4. Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
5. Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
6. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
7. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Название темы | Форма организации | Виды деятельности |
|
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | Занятие | Беседа Практическая работа |
2 | Устройство ширмы и декораций | Занятие | Презентация Групповая работа Практическая работа |
3 | Особенности изготовления кукол | Занятие | Парная, индивидуальная Практическая работа |
4 | Речевая гимнастика | Занятия | Парная, индивидуальная Практическая работа |
5 | Особенности работы кукловода | Занятие | Парная, индивидуальная Практическая работа |
6 | Выбор пьесы | Занятие | Парная, индивидуальная Практическая работа |
7 | Генеральная репетиция. Спектакль | Занятие спектакль | Театрализованное представление Групповая работа |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | 2 |
2 | Устройство ширмы и декораций | 6 |
3 | Особенности изготовления кукол | 8 |
4 | Речевая гимнастика | 4 |
5 | Особенности работы кукловода | 6 |
6 | Выбор пьесы | 4 |
7 | Генеральная репетиция. Спектакль | 4 |
| ИТОГО | 34 |
Перечень приложений
Приложение 1. Лист корректировки рабочей программы
Приложение 2. Учебно-методическое обеспечение
Приложение 1
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
Учебно-методическое обеспечение
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под ред. В.А. Горского. М. : Просвещение, 2010.