СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культ семьи в традиционном индийском обществе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрываются основные моменты культа семьи в традиционном индийском обществе. 

Просмотр содержимого документа
«Культ семьи в традиционном индийском обществе»

Культ семьи в традиционном индийском обществе.

Индуизм – одна из самых древних религий, которая уходит своими корнями в далёкое прошлое. Многие исследователи считают, что создателями фундаментальных особенностей этой религии были люди, которые обладали чертами негро-австролоидного расового типа. Вероятно, их предки населяли территорию Индии с древнейших времён. Основные особенности их религии, которые удалось определить, свидетельствуют о том, что эти люди знали уже в те далёкие времена большую часть культов, которые в дальнейшем вошли в индуизм. Большое влияние на процесс формирования индуизма оказали племена ариев, которые приходили в эти районы постепенно, начиная с III тысячелетия вплоть до завершения II тыс. до н.э. 1

«Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящим в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение».2

Но, безусловно, неотъемлемым и фундаментальным в индуизме является институт семьи и семейно-брачных отношений.

Культура Индии отличается большим своеобразием и уникальностью, многие выдающиеся специалисты говорят о наличии в индийской культуре высокого уровня синкретизма.  За всю свою богатую и длительную историю существования Индия смогла сохранить высокий уровень уникальности большинства своих  древних культурных традиций и при этом заимствовала самые лучшие элементы культурных обычаев от стран завоевателей, оказывающих своё влияние на всю Азиатскую территорию.

Для жителей Индии семейные ценности имеют первостепенное значение. Безусловно, присутствуют отголоски западного влияния на культурную и духовную организацию индийской семьи, но это воздействие невелико, так как родители с ранних лет воспитывают детей на основе богатого культурного наследия страны. 

На протяжении всего исторического развития в индийском обществе большое предпочтение отдавалось традиционным семейным ценностям, несмотря на тот факт, что многие городские семьи в настоящее время нередко предпочитают нуклеарную структуру семьи, что связано с социально-экономическими особенностями, которые продиктованы традиционной расширенной системой развития семейных отношений в индуизме.3

Основополагающим понятием для постижения основ развития и существования индийского общества и культуры, безусловно, является «семья». Индийская семья базируется на принципе общинности – желания отдельных членов индийской семьи всегда направлены на достижение всеобщего блага семейной группы, которая представлена несколькими поколениями, нередко проживающими под одной крышей.4 Основой и своеобразным фундаментом развития индийской семьи, бесспорно, являются многочисленные традиции ( подчинение и уважение старшего члена семьи, выбор родителями девушки жениха и т.д.) , религиозно-духовные нормы, которые оказывают большое влияние на повседневное поведение индусов.

В отличие от многих европейских стран в Индии большое значение отводится соблюдению традиций и обычаев, которым должны следовать не только представители местного население, но и иностранные граждане, которые приезжают в Индию в качестве туристов.5

Но в своей работе мне хотелось бы затронуть тему не правил поведения в обществе, а традиций, которые сформировались внутри семьи в процессе исторического развития. Безусловно, семейная жизнь в Индии подчинена определённым правилам и строго регламентируется. В индийском обществе до сих пор большую роль играют обычаи, сформировавшиеся сотни лет назад, которые во многом продиктованы делением индийского общества на касты.

Ярким примером является самостоятельный выбор отцом семейства жениха для дочери (браки были очень ранние, еще до достижения девушкой половой зрелости). 6 Допускались браки только между представителями одинаковых каст, важно отметить, что муж чаще всего должен был иметь более высокое социальное положение, чем жена. В Индии строго запрещались разводы и повторные браки. Свадьба всегда была неотъемлемым элементом в жизни каждого индуса, кроме того, свадьба для индусов является не столько желанием и праздником, сколько обязанностью. Как и в далёком прошлом родители самостоятельно устраивают браки своих детей, огромное значение имеет при этом статус, каста и положение человека в обществе. Для высших слоёв был характерен обычай оставлять приданое за невестой, что имеет широкое распространение и в настоящее время.

Воспитание младшего поколения основывается на строгих принципах и полном поклонении и повиновении отцу, зачастую отсутствует предоставление свободы выбора (ярким примером является покорное согласие дочери, связанное с выбором её родителями жениха). Воспитание детей в индийской семье всегда основывается на взаимном уважении, любви, взаимопонимании друг к другу и исключительно в благоприятной обстановке.7 Может сложиться впечатление, что феномен традиционной семьи настолько сильно закрепился в сознании индусов, что никакое падение нравов, общественный прогресс не смогут пошатнуть его. В действительности, это не совсем так. «Традиции и обычаи, бесспорно, имеют очень большое значение (например, почтительное и уважительное отношение жены к мужу), но в настоящее время в Индии постепенно укореняются права женщин и всё большее распространение получают гражданские браки, происходит плавное уравнение в правах мужчин и женщин». 8

Таким образом, несмотря на то, что в Индии исторически сложилось, что один – добытчик, а другая обязана создавать и поддерживать в доме уют — все равно, отношения в индийской семье основываются на взаимопонимании, равенстве и искренней любви, а семейные ценности, обычаи и традиции являются основой благополучного развития не только отдельно взятой семьи, но и всего общества в целом.



1 Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Наука.- 1993.-С.23.

2 Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. — СПб.-1998. -С. 34.

3 Горюнов В.И. Индия / В.И. Горюнов. - М.: Муравей.- 2002.-С.48.

4 Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Наука.-1993. -С. 78.

5 Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура /М. Эдварс. – М.: ЗАО Центрполиграф.-2005.-С. 64.

6 Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Наука.-1993. -С.50.

7 Альбедиль М.Ф. Модель брачного поведения в южноиндийской мифологии / М.Ф. Альбедиль // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб.: Наука.-1991. – С.32.

8 Бэшем А. Чудо, которым была Индия / А. Бешем. - М.: Восточная литература РАН.-2000. -С.614.