СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура 9-13 вв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 10 класса Культура 9-13вв. 

Просмотр содержимого документа
«Культура 9-13 вв.»

Урок истории по теме: «Культура Руси X-XIII вв.» 10 класс. (профиль - 1 час.)

Агузарова С.И. учитель истории.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы:

  • Методы: наглядный, частично-поисковый.

  • Методы контроля: устный.

  • Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками.

  • Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цели: 

1) образовательные задачи:

  • раскрыть отличительные черты культуры X-XIIIвв.

  • выяснить как зарождалась культура Руси XIIIв. и какое влияние на неё оказала культура Византии.

2) развивающие задачи:

  • развить умение учеников пользоваться источниками и давать оценку деятельности русских мастеров.

  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

  • развивать умение работать в парах.

3) воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах.

Оборудование: 

  • Сахаров А.Н. БугановВ.И.История России с древнейших времён до конца XVIIвека.М., “Просвещение”, 2010 г.;

  • ПК,

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • презентация с присоединенными аудио приложением.



План:

1.Как зарождалась культура Руси.

2.Устное народное творчество.

3.Письменность, грамотность, школы.

4.Летописи.

5. Литература.

Ход урока

Эпиграф к уроку. «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами прославлена ты… Всем преисполнена, земля Русская…»

«Слово о погибели Русской земли».

Приложение 1.Музыка – Д.Кобалевский.2 часть, Первая симфония П.Чайковского1 часть.)

1.Так далёкие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, литературы, поразительной красоты ювелирные изделия создавались мастерами в разных русских княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.

Задание: Вспомнить что такое культура. Культура – совокупность достижений человечества в производственной , общественной и духовной сферах.

Давайте выясним: Как зарождалась культура Руси и особенности формирования древнерусской культуры.

Работа в парах с учебником пар17п.1. Составить план ответа.

Особенности формирования древнерусской культуры:

План:

  1. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои особенные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо – Восточной Руси.

  2. В ней отразилась культура соседних племён - балтов, финно – угорских, иранских, скифских.

  3. Большое влияние оказала христианская Византия, которая была одним из наиболее культурных государств мира.

  4. Восточные славяне получили от первобытной зпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор – былины, сказки, обрядовые песни.

2.Устное народное творчество. Приложение 2. Во время просмотра презентации составить кластер: устное народное творчество.

Устное народное творчество

Кластеры:



3. Письменность, грамотность, школы.

Молчат гробницы, мумии и кости.-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Иван Бунин.

Вопросы к классу: Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты опровержимо свидетельствуют, что письменность существовала и ранее. Найдите свидетельства о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. (работа с учебником. Пар.17 п.2, с.128.) «Житие» Кирилла, договоры Руси с Византией, берестяные грамоты. Приложение 3. Слайд 2-5.

После просмотра презентации ответьте на вопрос: Какую роль в распространении грамотности сыграло принятие христианства на Руси?

Ответ: Церковь способствовала распространению грамотности письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы и библиотеки.

Вопрос: Где формировались кадры первых русских грамотеев?

Ответ: В школах, которые открывались при церквах со времён Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого. Приложение 3 Слайды 6-13

5.Летописи. Приложение3. Слайды 14-17.

Летописи – изложение событий по годам.

Вопрос: Почему летописи были делом государствееным?

Ответ: Этим историческим литературным произведениям придавалось большое значение, ведь они помогают понять самобытность народа, создают картину исторического развития русского государства. Летописи вобрали в себя книжные и фольклорные традиции литературы Киевской Руси. Они имеют эстетичную, историческую ценность и учат нас понимать, какого рода мы дети.Летописи рассказывают о том, что происходило на киевских землях в то или другое время. Указывалась роль князя в описываемых событиях. О его взаимоотношениях с боярством и другими князьями.

По мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться и появились летописные своды в Смоленске, Черниговые, Пскове и др.

6.Литература.

Общий подъём Руси в 11в., создание центров грамотностии появление образованных людей определили развитие древнерусской литературы. У людей появилась потребность донести до читателя свои взгляды на жизнь, свои размышления о смысле власти и общества, поделиться своим жизненным опытом.Приложение 3 Слайды:18-

Выписать в тетрадь литературные произведения и их авторов пользуясь текстом учебника.

В начале 40-хгг. 11в. Первый митрополит Киевский и всея Руси Иларион создал «Слово о Законе и Благодати», в котором он изложил своё понимание места Руси в мировой истории, роли великокняжеской властии её значение для русских земель. Иларион противопоставляет «закон» «благодати». При этом закон не истина, а лишь тень, хотя и подготавливает к принятию истины. Во второй части Иларион переходит к описанию распространения христианства по Русской земле, которое осуществил равноапостольный  Владимир Святославович. Христианство связывается с церквями, иконами, крестами, монастырям, пришедшим на смену капищам, бесам и идолам. 

«Память и похвала Владимира» - монаха Иакова.2 пол. 12в.«Хождение игумена Даниила в святые места.» - игумен Даниил,«Слово» и «Моление» Даниила Заточника «Слово о полку Игореве.» «Поучение к детям» - Владимира Мономаха.

Вопросы: Какое влияние на культуру Руси оказала Византия? Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идёт о самобытности древнерусской культуры?

Ответ: Византия оказала огромное влияние на культуру Древнерусского государства. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. Она помогла перейти от ячычества к христианству, стала источником славянской грамотности, быстрого и всестороннего развития культуры.

Сказатьт, что Русь слепо копировала культуру Византии мы не можем, так как в кульуре Руси10-13вв сохраняются языческие духовные традиции - это можноувидеть в устном народном творчестве. Каноны церковного византийского искусства претерпели изменения они стали мирскими, человеческими.

Оценки за урок.

Д.з. пар.17.



Источники информации:

1.А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. "История России с древнейших времён до конца XVII века". М., “Просвещение”, 2012 г.

2.А.М.Сахаров, А.В.Муравьёв. « Очерки истории русской культуры 9-17вв»., М., «Просвещение», 1984.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

4. http://sbiblio.com/biblio/archive/kuskov_istorija/01.aspx

5.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8&stype=image&lr=11022&noreask=1&source=wiz







5.Наше знакомство с древнерусской культурой будет не полным без знакомства с архитектуры.

Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. Можно ли согласиться с этим высказыванием? Презентация. Приложение 4

Вывод: Деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Пар.18 п.1.уч.

6.Ремесло. презентация.Работа с документами в парах.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!