Культура добрососедства.
Тема. Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ».
Цель: через знакомство с фольклором, национальной литературой, расширить представления младших школьников о многообразии культур народов, проживающих рядом, о языковой среде.
Задачи: иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений; раскрыть уникальность каждого народа и способствовать совершенствованию разговорной практики на родном языке; объяснить возможность понимания «языка соседа», использования его как средства коммуникации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
– Многие из вас знают, что насколько разнообразен мир животных и растений, настолько разнообразен мир людей, которые живут на нашей планете. Люди отличаются друг от друга не только по росту, по цвету кожи, глаз, волос, но и по характеру. Они говорят на разных языках, носят разную одежду, научились понимать друг друга, договариваться между собой. На Земле живут свыше 2000 народов, и каждый человек принадлежит к какой-либо национальности.
– И хотя все люди очень разные, но всех их объединяет очень важное. Кто-то из вас смог бы дополнить мой рассказ и назвать, что же объединяет людей? (Внимание к окружающему миру, способность заботиться о людях, с которыми живут рядом, умение оказывать посильную помощь и т.п.).
III. Работа по теме.
1. Работа по тетради.
Чтение русских, крымскотатарских, болгарских колядок (с. 48)
- Вспомните, во время каких праздников дети ходят по домам и поют колядки и щедровки?
- Знаете ли вы ещё какие-нибудь колядки или щедровки?
2. Знакомство с терминами:
Календарный фольклор – устное народное творчество, в котором нашли отражение различные виды хозяйственной деятельности человека и представления людей о сезонных изменениях в природе.
Коляда – рождественская обрядовая песня.
Веснянка – старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны.
3. Чтение веснянок славянских народов (с. 50)
- Узнай у своих близких, какие песни они пели во время весенних праздников?
- Что пекли их бабушки во время этих праздников?
4. Разучивание припевки, игра с одноклассниками в народные игры
«Золотые ворота», «Жаворонок».
5. Чтение закличек (с. 51)
- Найдите в тексте «помощников» Весны, которых призывали люди.
- Нарисуйте помощников Весны, которые понравились тебе больше всего.
6.Отгадывание весенних загадок (с. 49)
7. Работа над пословицами и поговорками (с. 52)
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
8. Работа с журналом «Крымуша»
– Мы живем в России, где трудятся люди разных национальностей и все они хотят, чтобы страна наша стала краше, богаче. А Родина начинается с края, где человек родился и проживает. Наш Крым – это не просто часть России. Это волшебный край. И чтобы вы больше узнали о месте, где вы проживаете, Крымуша принес вам эти журналы.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.