СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и история Древнего Рима, характеристика основных особенностей технических достижений.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура и история Древнего Рима, характеристика основных особенностей технических достижений.

Просмотр содержимого документа
«Культура и история Древнего Рима, характеристика основных особенностей технических достижений.»

Культура Древнего Рима. ЧастьI

Географическое положение
Государство Древний Рим возник на Апеннинском полуострове. Апеннинский полуостров — один из крупнейших полуостровов Европы, расположенный на юге континента и омываемый водами Средиземного моря. Апеннинский полуостров на западе омывается Тирренским морем, на востоке — Адриатическим морем, на юге — Ионическим морем.
Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков.
Культура этрусков
Этруски - древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние.
В древнейший период истории Апеннинского полуострова этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии. Развитию торговли и промышленности и культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани.
Этрусская религия носила мрачный и жестокий характер и признавала полную, рабскую зависимость человека и человеческого общества от богов. Все акты человеческой жизни были обставлены определёнными обрядами (церемониями — слово, которое римляне производили от названия этрусского города Цере). Они верили в возмездие после смерти и посмертную жизнь обставляли всевозможными представлениями ужаса.
Этрусские женщины пользовались почётным положением и свободой, они имели право участвовать в пирах, сидя рядом с мужчинами; имена у этрусков давались не по отцу, а по матери.
Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, города этруссков строились по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. В центре этрусского города помещался храм. Уже в 7 в. до н.э. у этрусков были многочисленные города-крепости, обнесённые массивными стенами. Вскоре они превратились в города-государства (напоминающие греческие полисы).
Для своих обычных построек этруски избегали пользоваться камнем, предпочитая дерево, кирпич-сырец, терракотовые покрытия. Из камня делались фундаменты, городские стены, обкладки колодцев и т.п. Камень использовали для погребальных сооружений - наземных камер и вырубаемых под землей гробниц, то есть для священных построек. Возможно, расположение городов этрусков на возвышенностях, кроме оборонительных функций, преследовало своей целью подчеркнуть их божественность, близость к богам.
Центр города назывался "регий". Мундус - сакральный камень, располагавшийся в геометрическом центре регия и непосредственно связанный с верховной властью. Души предков, по представлению этрусков, совершали свое загробное путешествие через Подземный мир к Небесному миру, поэтому камень, им посвященный, был своеобразными воротами во все запредельные миры, где души предков могли находиться.
Этруски заимствовали у греков художественные формы и приёмы в области живописи, керамики и отчасти архитектуры, их богов: Лето, Аполлона, Аида, у римлян их богов: Нептуна, Минерву, Марса, Вулкана и др., Но они и сами передали римлянам весьма многое в области религиозной, общественной, военной и частной жизни. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н. э. К наиболее характерным сторонам этрусской национальной культуры относится их зодчество, перенесённое из Малой Азии на новую родину этрусков. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Этрусское храмостраительство явилось для Италии совершенно новым этапом ее культурного развития, так как до этрусков почитание италийскими племенами богов, духов и сил природы происходило только у источников, в пещерах, лесах и священных рощах
Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами. О богатстве материальной культуры этрусков свидетельствует убранство многочисленных могил в этрусских некрополях. Некрополь – «город мертвых».
Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н. э. Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. В 6 в. до н. э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры, - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима.
Влияние культуры этрусков на Рим
Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. У этрусков римляне заимствовали 12 ликторов, кресло из слоновой кости, пурпуровую и окаймленную пурпуром тогу, вышитую пальмовыми ветвями тунику, башмаки с загнутыми вверх носками. Ликтор - государственная должность в Риме; вооруженные фасциями (топор, вставленный в связку прутьев), ликторы сопровождали высших должностных лиц.
Периодизация истории Древнего Рима
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления.
Царский период (754 — 510 до н. э.).
Республика (510 — 27 год до н. э.)
Империя (30/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)
Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация — области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом.
Черты римского мировосприятия.
Точность и историзм мышления, суровость, большая практичность. Религия носила государственный характер. Римские божества были покровителями отдельных видов человеческой деятельности (боги удачи, плодородия, домашнего очага, мира, добродетели). В Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.
Возрастание значения Рима.
Рим стоит на нижнем течении реки Тибр.Рим основан по преданию Ромулом, который убил своего брата Рема, чтобы стать единоличным правителем, на одном из семи холмов с поселениями латинян и сабинян, как исследователи предполагают, в 753 г. до н.э. Центр города Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной холмами Капитолием, Палатином и Квириналом.
После завоевания Италии Рим стал крупным государством в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном, расположенным на территории Северной Африки.В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. Так как государство постоянно воевало, заметную роль в нем начала играть армия, во главе которой стояли полководцы. Полководцы получали особые привилегии на право командовать, так называемые империумы. Так появилось слово император и позже - империя. Первым императором должен был стать полководец Юлий Цезарь, который отказался подчиниться Сенату. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, племянник убитого Юлия Цезаря, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию. От имени Цезарь происходит и слово Царь – Кесарь.
Идеология и система ценностей римских граждан
Её определял прежде всего патриотизм — представление об особой избранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.
Римская архитектура
В одной надписи на мраморной плите Август с гордостью сообщает, что он принял Рим глиняным, а оставляет мраморным. Он считал, что не только архитектура, но и всё искусство и культура древнего Рима должно прежде всего служить интересам государства, воспевать могущество империи, прославлять патриотизм, изображать его самого как справедливого и добродетельного правителя.
Огромное государство требовало нового подхода к строительству. Если греки для каждого из своих храмов подбирали индивидуальные размеры, то римляне унифицировали архитектурные приемы, в результате этого они стали возводить огромные сооружения в самых разных частях империи, пользуясь трудом рабов. На всех пространствах, которые были завоеваны римскими солдатами, распространялась единая, унифицированная, государственно насаждаемая римская культура.
Римский Форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политическое значение. Форум служил центром общественной жизни. В эпоху правления Августа форум в результате постепенной разновременной застройки достиг таких огромных размеров, что превратился в центр деловой, религиозной и общественной жизни города. При Августе было возведено множество монументов в честь победы над Антонием и Помпеем – врагами Цезаря и Августа.
Типы римских сооружений: акведуки, термы, триумфальные арки и колонны, амфитеатры.
К I в. н. э. в Риме насчитывалось 11 водопроводов - акведуков, и около 600 фонтанов. Самый крупный водопровод Марция, сооруженный в 144 г. до н. э. был длиной около 90 км, он действует и в наши дни. К III в. н. э. в Рим поступало ежедневно до 1 млн. м3 воды и римское население было обеспечено водой полностью. Для римлянина баня – терма - была местом встреч и проведения досуга. В банях устраивали библиотеки, проходили диспуты. Ежедневное посещение бани стало обычаем ко времени империи. Гладиаторские цирки амфитеатры - стали строиться повсеместно. Самый знаменитый амфитеатр – Колизей (Колоссальный).
Колизей
Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг. Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м. При таких размерах он мог вместить в себя до 125000 зрителей.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического и в верхнем — коринфского стиля. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами.
Сосредоточием и символом культуры Древнего Рима выступает Колизей или любой другой амфитеатр в городах Римской империи. Здесь мы наблюдаем чисто римское чувство жизни и красоты, столь отличное от греческого. Организацией зрелищ занимались императоры и власть на местах, а самыми распространенными и популярными среди знати и народа были гладиаторские бои, но и ими не ограничивались. На сооружение амфитеатров, содержание отборного числа гладиаторов, а также животных - от лошадей и быков до косуль, львов и пантер, на организацию празднества в определенные дни - тратились баснословные средства. Такова римская эстетика, в которой проступает идеология Римской империи, идеология величия и могущества, с утверждением мирового владычества Рима.
Пантеон - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона, перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43,5 м), который представляет собой вес, направленный вертикально вниз. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше – окулюс, диаметром ок. 9 м, через которое проникает свет. Просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. примыкает к ротонде. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой. Пантеон – одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до 19 в. не существовало купола большего диаметра. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.
Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария. В одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль. Название «Пантеон» закрепилось и за монументальным храмом св. Женевьевы в Париже, приобретя с тех пор новый смысл – усыпальницы национальных героев.

Триумфальные арки и колонны
Наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину холма Капитолия. Герой триумфа носил тунику, расшитую пальмами, и лавровый венок. Право на триумф давал сенат за особо крупную победу.
Триумфальная арка Тита — однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера.
Триумфальная арка Септимия Севера — трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума. Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей над Парфией в двух военных кампаниях. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами.
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней дороге триумфов. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильванского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне. Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени.
Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
Главные достижения римлян
Римляне научились создавать огромные внутренние пространства, не используя внутренние опоры. Связано это было с тем, что они использовали новую форму перекрытия. Не горизонтальную плиту, как греки, а цилиндрический свод из бетона и камня. Такой свод опирается не на колонны, а на стены. Используя бетон, римляне научились создавать архитектурное сооружение арку ( арка - от латинского «аркус» - лук), ставя арки на столбы, они могли обойтись и без опорных стен. Греческие ордеры стали для них лишь частью украшения, потеряв свою чисто инженерную роль. Колоннами, а чаще полуколоннами с различными капителями римляне украшали почти все свои сооружения. Именно эту идею воспримет сначала эпохаВозрождения, а затем через нее весь европейский мир и Америка.
Римляне создали и тип монастырского свода, который сыграет огромную роль в будущей архитектуре христианства. Такой свод представляет из себя многоугольное здание, перекрытое сомкнутым сводом. Уже у римлян появились вогнутые сферические стены - «паруса», играющие огромную роль в архитектуре православия. Появилось у римлян и такое сооружение как базилика, представляющее из себя здание прямоугольной формы, именно эта форма здания станет главенствующей в архитектуре европейского средневековья. Наряду с дорическим и ионическим ордерами, римляне чаще использовали коринфский и тосканский.
Римское искусство времен империи грандиозно, мощно, не учитывает соотношение с человеком и подавляет его идеей величия. Этому искусству присуща и такая черта, как помпезность, совершенно не известная грекам.
(Помпезность - слишком большая торжественность и пышность). Каждый раз, когда в Европе будут складываться государства, похожие на римскую империю по масштабу и величию, будет воскресать римская архитектурная форма.
Римская скульптура
Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.
С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. — периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.
Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.
Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.
При преемниках императора Августа — правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.
Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации – приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам бо́льшую правильность и обобщенность.
Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.
Во времена императора Марка Аврелия – философа на троне – была создана конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.
Рим на пике могущества
Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Столица Рим стала миллионным городом, куда сходились нити политической и экономической жизни покоренных им стран. Возникло множество городов и военных лагерей, строились военные сооружения, крепости, мосты, дороги. Обширная торговля и мореплавание обусловили строительство гаваней, складов, магазинов, рынков. Потребность городов в воде удовлетворялись с помощью акведуков. Усложнилась общественная жизнь городов. Наряду с культовыми сооружениями возводились здания на городских площадях - форумах, строились театры, цирки, термы (бани). Возводились здания для правительственных учреждений и местной администрации: канцелярии, архивы, базилики для заседания судей и других собраний. Строились Триумфальные арки и колонны. Римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы. Греческая культура и римская цивилизация лежат в основе развития европейской цивилизации и культуры.
Гибель Римской империи
В последние десятилетия II в. н. э. Римская империя вела изнурительные войны, в которых Рим часто терпел поражения. Эти внешние события совпали с глубоким кризисом рабовладельческого общества и во многом были обусловлены этим кризисом. Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения, и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В годы правления императора Константина армия стала пополняться отрядами из варварских племен, так как римское государство испытывало большие трудности при вербовке воинов из местного населения, которое все больше и больше прикреплялось к месту жительства и профессиям. Варвары, поступавшие на римскую военную службу, приобретали римское гражданство, а за заслуги они получали повышения — могли переходить на службу в дворцовую стражу и достигать значительных чинов. Таким образом был открыт доступ выходцам из варварских племен к высшим должностям империи, который сыграл важнейшую роль в дальнейшей истории домината.
Христианство становится господствующей религией
К этому времени сильное влияние получило развитие христианства, несмотря на то, что христиан преследовали за отказ поклоняться статуе императора и за чуждую римскому гражданину жизнь. Христианство создало свою стройную организационную структуру – церковь. Константин сумел оценить силу церковной организации и авторитет христианства среди самых различных слоев населения империи и особенно армии. Константин усмотрел в учении христиан мощную церковную организацию, которая могла стать прочной опорой абсолютной власти императора. Кроме этого, император Константин был блистательным политиком-практиком. Он видел всю безрезультатность религиозных преследований, которые лишь накаляли внутреннюю обстановку в империи, а поэтому Константин принял решение о примирении с христианской церковью и о ее поддержке. Уже в 311 г. август Галерий отменил гонения на христиан, а в 313 г., после того, как Константин и Лициний победили соперников за власть, они в городе Медиолане издали свой знаменитый эдикт, который впоследствии получил название Meдиоланского (Миланского) эдикта. Согласно этому эдикту, христианская религия объявлялась равноправной со всеми другими религиозными системами. Конфискованное или разграбленное во время гонений церковное имущество было возвращено христианам или за него выплачивалась компенсация. В дальнейшем император Константин оказывал христианам особое покровительство. Так из гонимого учения христианство стало государственной религией, из «церкви борющейся» — «церковью торжествующей». После смерти Константина началась война за власть. Оставшиеся два сына Константина поделили власть. Констанций II получил восточную часть Империи со столицей в Константинополе (основан Константином), а Констант - западную с Римом.
В 395 г. восточная и западная части империи разделились.
В конце IV в. началось так называемое «великое переселение народов», которое было вызвано движением огромной коалиции племен во главе с гуннами из прикаспийских степей в западном направлении. Во время этого «великого переселения народов» конца IV — V в. в невиданных ранее масштабах произошли перемещения многочисленных народов, племенных союзов и племен Восточной и Центральной Европы. Они оказали огромное влияние на социально-экономические отношения и на политическое положение как в Европе, так и во всем Средиземноморье, на падение рабовладельческого римского общества, на падение всей античной цивилизации. В 476 г. Западная Римская империя пала, эпоха античности завершилась.
После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!