СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи учителя физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи учителя является важным показателем владения предметом, методикой обучения, коммуникативными требованиями в свете новых требований к педагогу

Просмотр содержимого документа
«Культура речи учителя физики»






Реферат по теме:


«Средства развития культуры речи на уроках физики»






Исполнитель:


Бельская Галина Ивановна

















Содержание ……………………………………………….2

Введение …………………………………………………..3-4

  1. Культура речи как педагогическая необходимость …….5-6

  2. Особенность понятия «Культура физической речи»…..7-9

  3. Средства развития культуры речи на уроках физики …9-11

Заключение…………………………………………………..12

Список литературы………………………………………….13





















Введение

Владение основами педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения. А. С. Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно". Из этого признания А. С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.

Необходимая в деятельности учителя культура речи - это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А. С. Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет" .

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость владения словом: "Я убежден, - писал он, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться"

Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности учителя физики, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-педагогическая компетентности.

     Будущий учитель физики должен свободно владеть физико-математическим аппаратом, а также профессиональной коммуникативностью культуры речевой деятельности, которая имеет две стороны: владение преподавателем нормами литературного языка и владение закрепленным за каждым видом профессиональной деятельности речевым оформлением.

Таким образом, целью данной работы предполагается рассмотреть вопрос о культуре речи учителя физики как важном показателе владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями в свете новых требований к педагогу.



























Культура речи как педагогическая необходимость

Общение между учителем и учеником – одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством .Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания),имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.В.Леонтьев). Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.

Учитель должен помнить о том, что существуют нормы языка, которые необходимо знать. О необходимости оттачивать речь стоит не просто говорить ребятам: эту речь, точную, логичную, выразительную, им надо показывать. Учителю позволено много меньше, чем тому, для кого речь не является средством трудовой деятельности, для кого речевая (коммуникативная) и профессиональная задачи не являются столь близкими. Педагогическая деятельность является «живым общением». Школьники резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, затасканным фразам. Речь выполняет важнейшую коммуникативную функцию, и небрежное отношение к родному языку подрывает авторитет педагога, нарушает взаимопонимание. Учитель иногда разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и небрежностью, несмотря на блестяще сформированную ситуацию занятия.

Речевые ошибки, речевая двусмысленность в устах учителя недопустимы. Иногда эрудированный и методически грамотный педагог не может найти общего языка с классом лишь потому, что не ищет этого языка, уделяет ему недопустимо мало времени, небрежно относясь к фактам говорения и общения. Речевая культура- визитная карточка учителя, и при всей предметной эрудиции отсутствие или небрежность этой «карточки» может оказаться не только причиной срыва занятия, но и фактором устойчивого личностного неприятия учителя. Таким образом, педагогическая культура речи- это знание и нормы, и ситуации общения; а значит, и нормативность, и целесообразность как равновеликие категории. Но нарушающий целесообразность в большей мере совершает риторическую ошибку, а отсутствие нормативного регулирования – ошибка культурноречевая. Если педагогу неизвестна норма,- не будет достигнута важная цель педагогического общения –передача информации и формирование системы ценностей, в том числе речевых, у учащихся.

Культура речи позволяет учителю при соблюдении этики общении обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей.
















Особенности понятия «культура физической речи»

Физическая компонента школьного образования наряду с другими дисциплинами должна обеспечивать всестороннее развитие личности. Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Но в гуманитарных учебниках очень мало внимания уделяется научному стилю. Однако крайне важно, чтобы дети ещё в школе научились чётко и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы. Учебная и другая научно – популярная литература порой представляются подросткам совершенно недоступными для восприятия и запоминания. Поэтому учитель должен обладать такой культурой речи, чтобы были достигнуты цели обучающего воздействия на ученика и успешности общения.

Культуру речи учителя физики отличают такие черты, как

  • сознательность,

  • творчество - целесообразный выбор речевых средств адекватных коммуникативно – педагогической ситуации на уроке, в рамках которой решается коммуникативно – познавательная задача ,

  • информативность и содержательность,

  • ясность и убедительность,

  • выразительность, эмоциональность и обращенность,

  • логичность -целеноправленная последовательность изложения учебного материала кратчайшими путями и с наименьшей затратой времени, приводящей к осознанному осмыслению его учащимися,

  • результативность – мерило эффективности коммуникативно – обучающего процесса, в котором учитель подчиняет свою речь конкретным целям и задачам.


Следовательно, культура речи учителя физики как способ проявления личности учителя – индивидуальная деятельность, которая проявляется, прежде всего, в выборе языковых и речевых средств, соответствующих педагогической ситуации.

Культура речи учителя физики связана не только с сообщением знаний об изучаемом предмете, но и с формированием речевых навыков и умений учащихся в учебном процессе Дидактическая речь – это сложная речемыслительная деятельность, направленная на решение задач, вытекающих из ситуаций педагогической деятельности учителя физики.

Модель культуры речи учителя физики включает пять компонентов:

  1. языковый – соблюдение норм литературного языка,

  2. коммуникативный – владение функциональными стилями, целесообразность речи, соблюдение правил точности, понятности, чистоты, логичности, уместности речи и т.д.;

  3. профессиональный, предполагающий владение нормами двух видов – предметными (знание физики, согласованность темпа изложения с физическим экспериментом, специальные умения: описать и объяснить физическое явление; четко описать структурные формы материи; определить физическую величину; правильно описать физический прибор, механизм, машину; сопровождать физический опыт четким и логическим рассказом; грамотно читать графики, строить рассказ по данному рисунку, объяснять чертежи и схемы; грамотно формулировать физический закон; содержательно раскрыть физическую теорию; правильно читать физические задачи) и педагогическими (владение основами педагогического общения, умение применять различные словесные методы, знание и применение законов логики и логических функций изложения);

  4. риторический – четкое представление структуры излагаемого;

  5. этический – знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации.

Средства развития культуры речи на уроках физики

Решая задачу развития культуры речи, нельзя строить речь по шаблону, делать её монотонной и серой. Можно использовать сравнения. Например, зависимость сопротивления проводника от его длины, сечения , температуры можно пояснить с помощью наглядной картины: группа спортсменов бежит по проспекту навстречу потоку пешеходов; идущие люди представляют определенное сопротивление бегущим; чем длиннее трасса, чем больше народу встретят легкоатлеты, больше сопротивление их бегу; чем шире дорога при том же потоке людей, тем сопротивление, естественно, будет меньше; чем быстрее идут люди в потоке (аналогия с молекулярным движением при росте температуры), тем сильнее нужно лавировать между ними, тем сопротивление будет больше.

Средствами развития физической речи могут быть задания разного вида: на формулировку определения; формирование словарного запаса; описание и объяснение явлений, объектов; формулировку физических понятий и отношений между ними: выделение существенных признаков понятия; составление классификационных схем, графов; составление текста по определенному вопросу; различные приемы работы с учебной, справочной, художественной литературой; сравнение, анализ и синтез полученных знаний; решение задач творческого характера.

Примеры заданий:

  1. На формулировку физических понятий и отношений между ними.

Изобразить графически силу тяжести, действующей на:

а) камень, лежащий на склоне горы;

б) шар, висящий на подвесе;

в) на летящий мячик в каждом положении (по стробоскопическому снимку).

Конкретизация понятий. Например: «Какими видами механической энергии обладают тела: летящая пуля, самолёт на взлётной полосе, изогнутая стальная пластинка, теннисный мяч в полёте? Приведите свои примеры.»

  1. На составление классификационных схем, графов. Например, классификация по различным основаниям – в зависимости от формы траектории (прямолинейное и криволинейное), от изменения скорости (равномерное и неравномерное).

  2. На решение творческих задач:

а)Составление авторского опорного конспекта ранее изученной темы на большом листе ватмана. Всем ученикам можно предложить создать «универсальную» шпаргалку по данной теме.

б)Перенести учебную ситуацию на фантастическую планету: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению учёных, вес зонда оказался равен нулю. Как такое могло случиться? Какова продолжительность суток на планете, если её масса М, а радиус R?

в)Ученикам предлагается разработать:

  • частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

  • чайнворды, кроссворды и т.п.;

  • тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;

  • учебные комиксы.

г)Приём «Лови ошибку»: учитель даёт серию формул или формулировок. Среди которых есть правильные и неправильные. Нужно найти неправильные. Доказать их неверность и заменить правильными.

д)Подумай и ответь на вопросы:

1.В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.

2.Электромагнит используют в качестве «крюка» при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а он не поднялся. Перечислите возможные причины.

е)Реши задачу «Хитрость Змея Горыныча»:

Повадился Змей Горыныч разорять деревни да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались одни старики да дети… но дети были очень смекалистые. Зимой схватил их Змей и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное – аппетит, все семь голов заболели. Тогда решил он обхитрить детей. «Я выпущу вас на волю,- сказал он им,- если принесёте мне ведро живой воды, чтоб омолодиться. Но такое условие: чтоб воду принесли без посуды!» что поделаешь – дети согласились. Где ручей подземный с живой водой – известно. Да как условие Змея выполнить?

В процессе выполнения различных заданий по физике дети учатся точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно строить свой ответ. Такие задания способствуют также пополнению словарного запаса.


















Заключение

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлимая черта культурного. человека. Совершенствовать свою речь- задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью. Не допускать ошибок в произношении, правильно строить предложения , ставить ударение на нужном слоге. Нужно постоянно обогащать свой словарный запас, учиться чувствовать своего собеседника, уметь правильно подбирать наиболее подходящие слова и конструкции, исключать местные диалекты. Речь учителя должна быть выразительной, с хорошо поставленной дикцией, с правильной тональностью.

Язык учителя должен быть эталоном для учащихся.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека, в том числе и учителю физики, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.



















Список литературы

А.А.Мурашов Культура речи учителя Москва-Воронеж 2002

А.Гин Приёмы педагогической техники. Вита- Пресс 114с.

Алексеевнина А.К. От физических понятий к культуре речи. Фундаментальные исследования.- 2014-№6-4.-с.807-811

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:Учебное пособие –СПб:Питер,2006.- 304 с (Серия «Учебное пособие)

Интернет ресурсы: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34245

Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова,Е.Ю.Кашаева. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов –на-Дону.Феникс 2005-299с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!