СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства развития культуры речи на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" - отличная помощь при выступлении на МО учителей физики. 

Просмотр содержимого документа
«Средства развития культуры речи на уроках физики»



ООО «Столичный учебный центр»










Реферат по дисциплине:


«МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ»


По теме:


«СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»






Исполнитель:

МАКАРОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА

















Москва 2018 год



Содержание


Стр.

Введение

3-4

  1. Культура речи преподавателя.

4-6

  1. Культура речи учителя физики.

6-8

  1. Средства развития культуры речи на уроках физики.

8-13

Заключение

13-14

Список литературы

14





















Введение.

Учитель – свеча, которая светит другим,
сгорая сама.
Джованни Руффини,
Итальянский писатель XIX века

То, как говорят сегодня наши ученики, это следствие пренебрежения, отсутствия заботливого отношения к своему языку. Возродить гордость за «этот клад, это достояние» можем только мы, учителя!

Социально-экономические, культурно-правовые изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к учителю. Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Для деловой речи чрезвычайно важно соответствовать качествам, обусловливающим эффективность делового общения. Одно из них - грамотность. Оно подразумевает не только знание правил словоупотребления, грамматической сочетаемости, моделей предложения, но и разграничение сфер использования языка.

При изучении любого предмета, в том числе и физики, учитель должен помочь учащимся овладеть умениями читать и понимать учебный текст, воспроизводить его общее содержание в устной или письменной форме.

Таким образом, целью данной работы предполагается раскрыть сущность и содержание понятия «культура речи», определить особенности понятия «культура физической речи», рассмотреть вопрос о средствах развития культуры речи на уроках физики.

Выдающиеся воспитатели прошлого – И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, А.С. Макаренко и др., лучшие учителя современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.

Много мудрых советов относительно педагогического общения сказал В.А. Сухомлинский. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое слово сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным» .




  1. Культура речи преподавателя.


Культура речи учителя в решающей степени
определяет эффективность умственного труда его учеников.
В. А. Сухомлинский

Высокая культура речи является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Поведение учителя должно мотивировать учеников стремиться к развитию. Не секрет, что впечатление о дисциплине, изучаемой в школе, в колледже, у обучающихся складывается из многих параметров. Один из параметров – это впечатление о преподавателе, ведущим данную дисциплину: внешний вид педагога, его отношение к предмету, манера держаться, взаимоотношения с обучающимися, с окружающими. Но основное впечатление – это то, как педагог говорит.

Психологами была замечено и доказано, что обучающиеся негативно относятся к даже небольшим погрешностям в речи преподавателя, к однообразности речи, речевым штампам. Подрывается авторитет педагога, нарушается взаимопонимание. Речевая безграмотность педагога, общающегося с детьми, недопустима. Слушая его, обучающиеся не должны отвлекаться от содержания, смысла сказанного из-за неправильного произношения слов, фраз.

Учитель не должен допускать погрешностей в своей речи, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится. Важно, чтобы речь преподавателя не перемежалась какими-либо «вредными словами», которые сами по себе ничего не означая, мешают восприятию речи и пониманию, утомляют слушателей. Филологи дают определение подобным словам: «Это слова и звуки, засоряющие устную речь».

Еще Л.С. Выготский выделял речевую деятельность как фундаментальную и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

Специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно В.И. Аннушкиным, В.И. Кан-Каликом, А.А. Леонтьевым, А.К. Михальской и другими учеными, в трудах которых рассматривается риторические основы учебного общения, педагогические стили общения, условия эффективности педагогической речи.

Правила речевой культуры педагога[2]

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. 

  • Педагог должен говорить внятно. 

  • Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. 

  • Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 

  • Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 

Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. 

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова, использовать педагогическую речь. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза»[3]. 




  1. Культура речи учителя физики.

Физика относится к точным наукам, требует прежде всего, чёткости выражения мысли. На примерах физических формулировок и определений учитель может показать учащимся, как можно внимательно и бережно относиться к слову. Культура физической речи рассматривается как культура речи субъекта, проявляющаяся при описании и объяснении физических явлений и свойств материи, определении и характеристике физических величин, описании физических приборов, механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и логическим рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков, чертежей и схем, формулировке физических законов, раскрытии физических теорий.

Модель культуры речи учителей физики включает пять компонентов[1]:

1) языковой - соблюдение норм литературного языка;

2) коммуникативный - владение функциональными стилями, целесообразность речи, соблюдение правил точности, понятности, чистоты, логичности, уместности речи и т.д.;

3) профессиональный, предполагающий владение нормами двух видов - предметными (знание физики, согласованность темпа изложения с физическим экспериментом, специальные умения: описать и объяснить физическое явление; четко описать структурные формы материи; определить физическую величину; правильно описать физический прибор, механизм, машину; сопровождать физический опыт четким и логическим рассказом; грамотно читать графики, строить рассказ по данному рисунку, объяснять чертежи и схемы; грамотно формулировать физический закон; содержательно раскрыть физическую теорию; правильно читать физические задачи) и педагогическими (владение основами педагогического общения, умение применять различные словесные методы, знание и применение законов логики и логических функций изложения);

4) риторический - четкое представление структуры излагаемого материала;

5) этический - знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации.

Очень важно на уроке, на мой взгляд, не увлекаться построением сложных речевых конструкций, более уместных в общении с коллегами. Материал нужно давать в максимально простой и доступной форме, стимулируя этим активную работу учащихся на уроке. Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех школьников, которые нуждаются в помощи учителя; надо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечить сотрудничество и сотворчество.

Если учитель физики не знает свой предмет (предмет речи), то он исказит ее, и его речь не будет точной. Знание предмета речи (физических понятий, законов, теорий, формул и т.д.) — обязательно. Например, уран — химический элемент, Уран — планета, дифференцировать — решать проблему по частям, дифференцировать — находить дифференциал.

Выразительная речь — это речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. При объяснении учителем физики абстрактного понятия можно использовать метафору (употребление слов в переносном значении), что помогает сделать понятной позицию педагога. Например, построить схему, раскрыть вопрос.

Также используется сравнение (сопоставление предметов, имеющих общий признак). Сравнение является одним из способов познания внешнего мира, поэтому без сравнения не обходится ни сама наука, ни ее язык. Например, электроны — это совсем не шарики-пылинки, а некоторые во многом еще загадочные сгустки материи, которые ведут себя не только как частицы, но и как волны. Электроны движутся по орбитам вокруг ядра (не бильярдный шар). Материальная точка — это не чернильная точечка, а точка, обладающая массой.

Культура речи  учителя физики служит важным показателем владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями. Сфера деятельности является сферой «повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя физики. Данное обстоятельство определяет значимость развития культуры речи учителя физики.



  1. Средства развития культуры речи на уроках физики.


На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Средствами развития культуры физической речи обучающихся являются задания, классифицируемые по следующим признакам: временному параметру, виду использования речи, способу выполнения, способу участия детей, месту проведения, степени самостоятельности, дидактическим средствам, выполняемой функции.

Перечисленные задания могут быть разного вида: на формулировку определения; формирование словарного запаса; описание и объяснение явлений, объектов; формулировку физических понятий и отношений между ними; выделение существенных признаков понятия; составление классификационных схем, таблиц; составление текста по определенному вопросу; различные приемы работы с учебной, справочной, методической и художественной литературой; сравнение, анализ и синтез полученных знаний; решение задач творческого характера.

Очень важно, чтобы ещё в школе дети научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.

Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости мышления. Развитию речи учащихся способствуют упражнения, входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы; упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение существенного, главного в изучении вопросов темы: «Составьте план...», «Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части», «Составьте рассказ о … по плану»; упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия понятий, например: «Составьте сравнительную характеристику...», «Сравните графики...»,  «Сравните устройство приборов»; задачи-вопросы: «Что общего, в чём отличие...?».

На установление причинно-следственных связей используются задания типа: «Выберите правильное утверждение», «Найдите соответствие между…», «Подчеркните лишнее».

Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности физические диктанты, включающие следующие задания: «допишите утверждение, начало которого записано…», «вставьте пропущенные буквы в слова (физические термины, названия приборов, имена ученых)».

Очень хорошо для развития речи и усвоения физических терминов использовать памятки.

Например: План-памятка изучения физических величин.

  • Какое свойство тел или явлений характеризует данная величина?

  • Определение величины.

  • Определительная формула, выражающая связь данной величины с другими.

  • Физический смысл величины.

  • Единицы измерения величины.

  • Способы измерения величины

  • Возможная графическая интерпретация.

Подобные памятки можно использовать для изучения явления, закона, физических теорий.

Используя планы обобщенного характера, необходимо подготовить ответ об одном из явлений, о физической величине, о законе, о приборе и т.д. Ответы могут быть индивидуальными или коллективными – «по цепочке». Выполняя такие задания, учащиеся учатся рассуждать, пользоваться физическими терминами.

На уроках физики можно проводить, как в русском языке, словарную работу. Для словарной работы требуется специальный дидактический материал. У нас составлена картотека трудных слов по физике, взятых из учебников 7-11-х классов. Ученики сами выбирали слова, которые у них вызывают затруднения в правописании или понимании. Эти же слова, написанные крупным шрифтом на стандартных карточках, могут быть расположены на доске под рубрикой «Пиши правильно». Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение понятия – вещь далеко не простая, и школьников целесообразно приучать к различным по форме, но одинаково по смыслу речевым конструкциям. В научной речи много новых для учащихся терминов – существительных, а количество используемых глаголов и прилагательных не велико. Например, частица вещества, расположенная в определённом участке пространства, может двигаться и взаимодействовать с другими объектами. Эти проявления могут быть упорядоченными или хаотичными, быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Определив все эти части речи, добиться понимания их смысла, умение правильно использовать – главная задача усвоения научного речевого стиля. Учащимся можно предложить дать свои варианты определения научного понятия, например: «Плотность – это …», «Плотностью называется ...», «Плотность показывает…», «Чтобы найти плотность, нужно...».

Чтобы на уроке более рационально использовать учебное время, необходим подбор заданий, чтобы одними и теми же действиями достичь сразу же нескольких целей: одновременно знакомить учащихся с новыми фактами, контролируя усвоение, запоминание, воспроизведение и в то же время могут быть реализованы исследовательские и диагностические цели. Прежде всего, устанавливается уровень интеллекта, информированности и интуитивных способностей. Осознанию условий задач используются некоторые приёмы:

Замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение «Воздушная оболочка Земли» можно заменить научным термином «Атмосфера»).

Для выработки умения лаконично формулировать, свою мысль в 7-9-х классах полезны кратковременные игры «Скажи это одним словом», в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом. Например: движение с постоянной скоростью – равномерное; величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени – ускорение; движение с постоянным ускорением – равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени – мощность и т.д. В другом варианте этой игры ставится обратная задача – дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.

Важно приучать подростков внимательно относиться к каждой произнесённой ими фразе, особенно несущей физический смысл. Овладение искусством риторики немыслимо без привития любви к чтению. Поэтому при изучении физики учащиеся пользуются научно-популярной литературой, произведениями из серии «Жизнь замечательных людей», книгами Перельмана, Блудова, Китайгородского и других известных авторов. Составляют аннотации, пишут краткие рецензии о прочитанном, выписывают интересные высказывания учёных, важнейшие выводы, т.е. составляют своеобразный дневник развития физико-технических знаний. В научно-популярных журналах «Наука и жизнь», «Знание – сила» материал изложен доступно и интересно, а поэтому систематическое обращение к ним способствует воспитанию культуры речи учащихся.

Огромный воспитательный потенциал имеет написание рефератов и сочинений по физике, которые посвящены технике, проблемам в науке. Данная работа развивает самостоятельность учащихся, приобщает их к использованию научно-популярной и учебной литературы, учит точному и образному изложению мысли.

Изучение физики способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая - то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзию, искусство, – плохой физик». При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.

Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике.



Заключение.


В заключение хочется привести слова советского педагога-новатора. Писателя Василия Сухомлинского из работы «Сто советов учителю»: «В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом. Следует посоветовать учителю …: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой. Ведите детей в природу, показывайте им тончайшие оттенки цветов, звуков, движений, раскрывайте перед ними человеческий труд как творчество, и пусть все это отражается в слове, в оттенках речи».

Совершенствовать свою речь – задача каждого из педагогов. Недопустимы ошибки в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, использовать новые современные слова и выражения, которые появляются с внедрением новых технологий. От культуры речи педагога зависит культура речи обучающихся. Очевидно, что тема средств развития культуры речи на уроках физики актуальна на современном этапе образования, требует дальнейшего изучения, так как развитие и совершенствование речи детей, обучающихся, воспитанников и есть реализация практического направления деятельности учителя, преподавателя, педагога.

Успешным разрешением проблемы развития культуры речи при обучении физике на современном этапе и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

- построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях обучающегося, его образовательных интересах и потребностях;

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи обучающихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.



Список литературы:

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М.: Рус. яз., 1990. – 247 с.

  2. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В.Иванчикова / / Педагогика. - 2009. - N 3. -С. 83-89.

  3. Зорина Л. Я. Показатели качества современной системы образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс–Традиция, 2007. С. 293–309.

  4. Винокур Г.О. Культура языка. – М. : Издательство «Лабиринт», 2006. – 256 с.

  5. Коломин, В.И. Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики // Наука и школа. 2008. - № 1. - С. 5 - 7.

  6. Мурашев Ю.О., A.A. Культура речи учителя. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -432 с.




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!