СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интересов и способностей мотивированных детей на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Токаева Татьяна Александровна

Учитель физики МБОУ СОШ им.Семенова Д.В.№21,

Г.Владикавказ

[email protected]

 

Развитие интересов и способностей мотивированных детей на уроках физики

 

Аннотация: В статье анализируется проблема развития интересов и способностей мотивированных детей. Рассматривается применение методики АМО(активный метод обучения ) на разных этапах урока, для создания условий для самореализации и стимулирования роста образовательной активности. Статья призывает к интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов и к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ключевые слова : активный метод обучения, развитие, мотивация, интерес, урок, учащиеся, педагоги

Введение: Физика - один из самых интересных и познавательных предметов в школьной программе. Однако не все дети проявляют интерес и способности к этому предмету. Как развить интерес и способности мотивированных детей на уроках физики? Какие методы и приемы обучения можно использовать для этого? В этой статье я рассмотрю тему «Развитие интересов и способностей мотивированных детей на уроках физики». Я представлю вам различные активные методы обучения (АМО), которые способствуют активному взаимодействию учащихся между собой и с учителем, стимулируют творческое мышление и самореализацию детей, а также повышают их мотивацию к обучению. Я покажу вам примеры применения АМО на разных этапах урока физики, а также дам рекомендации по их использованию.  надеемся, что эта статья будет полезна и интересна для вас, а также поможет вам повысить свою креативность и сформировать собственный стиль творческой педагогической деятельности.

Для написания статьи я использовала следующие методические материалы: объяснение, рассказ, беседа с показом практических действий, использование наглядности, материалы для практической работы, презентация.

Основная часть

Все уроки, как люди, похожие и разные

Если к ним приглядеться с разной стороны.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть уроки, как страшный, мучительный сон.

"Ученикам" В. Троицкий

Что делает наши уроки и уроки наших учеников счастливыми, удовлетворяющими и продуктивными? Как мы можем заинтересовать, активизировать и развить творческий потенциал наших учеников? Какое слово лучше всего характеризует эти цели? Мотивация.

Мотивация - это то, что вдохновляет нас и наших учеников к обучению, к открытию нового, к совершенствованию своих навыков. А как мы можем повысить мотивацию детей? Необходимо прежде всего обратить внимание на следующие аспекты:

1. Развитие интеллектуальных  способностей обучающихся

2. Развитие самостоятельности обучающихся

3. Создание проблемной ситуации.

4. Формирование метапредметных Компетенций

5. Вариативность педагогических Технологий

Методы активного обучения направлены на то, чтобы стимулировать познавательную деятельность обучающихся.

В процессе обучения можно выделить несколько видов активности участников. Физическая активность означает, что участники перемещаются, сидят, говорят или слушают, пишут или рисуют. Социальная активность проявляется, когда участники задают вопросы, отвечают на них, делятся своими точками зрения. Познавательная активность выражается в том, что участники обучения дополняют или исправляют высказывания педагога, рассказывают о своем профессиональном опыте, самостоятельно ищут решение проблемы. Эффективный урок подразумевает сочетание всех трех видов активности. Инициатива участников заключается в том, что участники самостоятельно выбирают вид деятельности для решения каждой из учебных задач, например: изменения в физическом окружении ,взаимодействия друг с другом.

В образовательном процессе можно выделить три явных вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один неявный – эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может осуществляться либо один из видов, либо их комбинация. Степень активизации учащихся определяется тем, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии реализуется

 Фазы (этапы) модерации уроков.

1 фаза. Вступление и погружение в тему – начало урока, активизация участников. Фаза знакомства с ситуацией, определения проблемной области и дальнейшая конкретизация темы урока. Проводится с целью поднятия познавательной активности, формирования уверенности в своих возможностях и положительного настроя всех участников образовательного процесса.

В процессе этого этапа мы проводим упражнение «Поздоровайся глазами».

- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). Пожелаем друг другу здоровья, успеха.

С этого упражнения вы можете начинать любой урок.

Для вовлечения в образовательный процесс используется один из универсальных с точки зрения этапа урока методов АМО « Кластер»Этот прием помогает систематизировать знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая схема материала, показывающая смысловые связи того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает скопление, сгусток. Ученик пишет в центре листа ключевое понятие, а от него рисует лучи-стрелки в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи распространяются дальше и дальше. Кластер может быть использован на разных этапах урока.

На этапе вызова - для активизации мыслительной деятельности.

На этапе осмысления - для организации учебного материала.

На этапе рефлексии - при обобщении того, что учащиеся изучили.

Учителю этот метод позволит лучше узнать класс и каждого ученика.

Эффективная организация класса в процессе урока, максимальное включение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное выполнение целей урока. Именно такую организацию предусматривает технология АМО, основанная на применении активных методов обучения.

При желании к этому методу можно обращаться не единожды каждый раз открывая для учеников возможность познания и самосовершенствования путем активного участия в работе класса и образовательном процессе.

На этом этапе важно, что бы ученики самостоятельно формулировали цели, так они  являются осознанными и эмоционально комфортными, С полным пониманием происходящего ученики становятся ответственными за выполнение самостоятельно выдвинутых проблем. Таким образом, с самого начала урока у обучающихся формируется ответственное отношение к процессу обучения.

Интерактивная лекция (инпут) – это фаза введения новой информации. Подход к введению новой информации на уроках физики в большинстве случаев имеет смешанный характер , комбинируя сольное выступление с дискуссией и совместной , а иногда и самостоятельной работой с учебником, Разбирая все аспекты темы как около доски, так и за рабочим местом, выполняя периодически решение задач, для усвоения материала практическим путем.

Для этого на данном этапе предлагается использование простого, но эффективного метода Метод«Инсерт» (Пометки на полях)

Этот метод помогает ученику контролировать своё понимание прочитанного задания или текста. Он несложен в исполнении.

Пометки могут быть следующие:

 

V

+

-

?

!

Знаю

Новое

Иначе думал

Не знаю

Ответ готов

Данный метод заставляет ученика не только читать, но и вникать в задание, в текст, проверять своё понимание в ходе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет сопоставлять новую информацию с существующими знаниями. Исходя из результатов метода ученик восполняет недостающие пробелы в знаниях, формулируя и задавая правильные вопросы направленные на  лучшее понимание текущей темы

 

Этот метод хорош как при освоении информации самостоятельно, давая возможность качественно выполнять домашние задания и сформулировать будущие вопросы, которые можно и нужно задать учителю, так и непосредственно на уроках, отслеживая понимание текущего материала.

Промежуточная фаза – Физическая минутка.

Одним из способов активизации учебной деятельности учеников является физическая минутка на уроках. Это небольшой комплекс физических упражнений, который помогает ученикам отвлечься от учебного материала, расслабиться, размяться и восстановить работоспособность. Физическая минутка способствует улучшению кровообращения, дыхания, зрения, осанки и настроения учеников.

Физическая минутка проводится в течение 1-3 минут. Физическая минутка состоит из 3-5 простых и знакомых ученикам упражнений, которые можно выполнять в ограниченном пространстве. Физическая минутка может быть сопровождена музыкой, элементами самомассажа и другими средствами.

Физическая минутка - это простой и эффективный способ активного обучения, который помогает ученикам лучше усваивать учебный материал, повышать свою мотивацию и творческий потенциал.

Проведение физ.минутки после получения новых знаний поможет разгрузить  ученика и способствует дальнейшему продуктивному анализу полученных знаний в третьей фазе

Фаза 3 Проработка содержания темы- Проработка содержания темы на уроках - это процесс, в ходе которого учитель и ученики взаимодействуют с учебным материалом, изучают его с разных сторон, анализируют, обобщают и применяют его. Проработка содержания темы на уроках способствует формированию понятий, знаний, умений и навыков учеников по изучаемому предмету.

Это важный этап активного обучения, который помогает ученикам глубже понять и запомнить учебный материал, развить свои когнитивные и мета когнитивные стратегии, повысить свою мотивацию и интерес к предмету. Одним из эффективных методов является

Метод «Написание синквейна».

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а) На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это тема синквейна.

б) На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в) На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г) На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д) На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Для проведения уроков в 9-11 классах необходимо вводить дополнительный этап урока, так как подготовка к ГИА является неотъемлемой частью урока у учеников выпускающихся классов. Для этой фазы урока АМО может предоставить такой метод как «Кейс технология».

Это метод, который основан на решении конкретных задач-ситуаций (кейсов), которые отражают реальные или вымышленные проблемы в разных сферах. Кейс-технология помогает обучаемым применять теоретические знания к практическим задачам, развивать профессиональные компетенции, “мягкие навыки”, такие как коммуникация, критическое мышление, творчество, работа в команде. Кейс-технология также способствует повышению эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых, стимулирует дискуссию, обмен мнениями и опытом.

Очень часто на ГИА приходиться встречаться с кейс технологией при выполнении заданий 18- 21. Суть технологии заключается в том, что ребята должны почитать текст и ответить на вопросы.

Пример решения 22 задания ОГЭ.

Задача: Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.

Решение

Краткая запись условия:

Вопрос: Из какой кружки можно пить чай, не обжигая губы?

Анализ условия: По условию задачи в обе кружки налита жидкость одной и той же температуры, но одна кружка сделана из металла, а другая – керамическая.

Выделение логических шагов (доказательства) в решении задачи

1 шаг. Энергия от нагретой воды передается поверхности кружки при их непосредственном контакте.

2 шаг. От одной части кружки к другой передача энергии осуществляется путем теплопроводности.

3 шаг. Теплопроводность металла и материала, из которого изготовлена керамическая кружка, различна.

Осуществление решения

Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки, так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической.

Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

Формулировка ответа

Ответ: Легче пить чай, не обжигая губы, из керамической кружки.

Образец оформления задачи на экзамене ОГЭ

Ответ на задачу предполагает два элемента:

1) правильный ответ на поставленный вопрос и

2) пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления.

Ответ: Из керамической кружки.

Пояснение: Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки. так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, так как в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической. Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

 Последняя фаза урока- Рефлексия или подведение итогов

Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают обучающимся оглянуться и оценить реализованные и приобретенные знания, умения и качества, выявить успехи и неудачи, обрисовать перспективы. Тем самым, возрастает уверенность в себе и в том, что в своей дальнейшей деятельности они смогут применить полученные знания и умения на практике.

Важным аспектам перед завершением урока является обратная связь учащихся, то как они оценивают занятие , какие комментарии или просьбы выдвигают необходимо фиксировать для дальнейшего проведения самоанализа и увеличение эффективности урока путем внедрения объективно необходимых изменений. Учитель вправе внедрять методики АМО на свое усмотрение, в статье приведены лишь некоторые из множества общедоступных активных методов обучения

Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Активные методы обучения - это современный и эффективный способ развивать у учащихся разные компетенции и воспитывать их как личности. Однако, как и любая методика, она имеет свои особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя.

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие интересов и способностей мотивированных детей на уроках физики»

Токаева Татьяна Александровна

Учитель физики МБОУ СОШ им.Семенова Д.В.№21,

Г.Владикавказ

Tokaeva70@bk.ru


Развитие интересов и способностей мотивированных детей на уроках физики


Аннотация: В статье анализируется проблема развития интересов и способностей мотивированных детей. Рассматривается применение методики АМО(активный метод обучения ) на разных этапах урока, для создания условий для самореализации и стимулирования роста образовательной активности. Статья призывает к интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов и к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ключевые слова : активный метод обучения, развитие, мотивация, интерес, урок, учащиеся, педагоги

Введение: Физика - один из самых интересных и познавательных предметов в школьной программе. Однако не все дети проявляют интерес и способности к этому предмету. Как развить интерес и способности мотивированных детей на уроках физики? Какие методы и приемы обучения можно использовать для этого? В этой статье я рассмотрю тему «Развитие интересов и способностей мотивированных детей на уроках физики». Я представлю вам различные активные методы обучения (АМО), которые способствуют активному взаимодействию учащихся между собой и с учителем, стимулируют творческое мышление и самореализацию детей, а также повышают их мотивацию к обучению. Я покажу вам примеры применения АМО на разных этапах урока физики, а также дам рекомендации по их использованию. надеемся, что эта статья будет полезна и интересна для вас, а также поможет вам повысить свою креативность и сформировать собственный стиль творческой педагогической деятельности.

Для написания статьи я использовала следующие методические материалы: объяснение, рассказ, беседа с показом практических действий, использование наглядности, материалы для практической работы, презентация.

Основная часть

Все уроки, как люди, похожие и разные

Если к ним приглядеться с разной стороны.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть уроки, как страшный, мучительный сон.

"Ученикам" В. Троицкий

Что делает наши уроки и уроки наших учеников счастливыми, удовлетворяющими и продуктивными? Как мы можем заинтересовать, активизировать и развить творческий потенциал наших учеников? Какое слово лучше всего характеризует эти цели? Мотивация.

Мотивация - это то, что вдохновляет нас и наших учеников к обучению, к открытию нового, к совершенствованию своих навыков. А как мы можем повысить мотивацию детей? Необходимо прежде всего обратить внимание на следующие аспекты:

1. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся

2. Развитие самостоятельности обучающихся

3. Создание проблемной ситуации.

4. Формирование метапредметных Компетенций

5. Вариативность педагогических Технологий

Методы активного обучения направлены на то, чтобы стимулировать познавательную деятельность обучающихся.

В процессе обучения можно выделить несколько видов активности участников. Физическая активность означает, что участники перемещаются, сидят, говорят или слушают, пишут или рисуют. Социальная активность проявляется, когда участники задают вопросы, отвечают на них, делятся своими точками зрения. Познавательная активность выражается в том, что участники обучения дополняют или исправляют высказывания педагога, рассказывают о своем профессиональном опыте, самостоятельно ищут решение проблемы. Эффективный урок подразумевает сочетание всех трех видов активности. Инициатива участников заключается в том, что участники самостоятельно выбирают вид деятельности для решения каждой из учебных задач, например: изменения в физическом окружении ,взаимодействия друг с другом.

В образовательном процессе можно выделить три явных вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один неявный – эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может осуществляться либо один из видов, либо их комбинация. Степень активизации учащихся определяется тем, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии реализуется

Фазы (этапы) модерации уроков.

1 фаза. Вступление и погружение в тему – начало урока, активизация участников. Фаза знакомства с ситуацией, определения проблемной области и дальнейшая конкретизация темы урока. Проводится с целью поднятия познавательной активности, формирования уверенности в своих возможностях и положительного настроя всех участников образовательного процесса.

В процессе этого этапа мы проводим упражнение «Поздоровайся глазами».

- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). Пожелаем друг другу здоровья, успеха.

С этого упражнения вы можете начинать любой урок.

Для вовлечения в образовательный процесс используется один из универсальных с точки зрения этапа урока методов АМО « Кластер»Этот прием помогает систематизировать знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая схема материала, показывающая смысловые связи того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает скопление, сгусток. Ученик пишет в центре листа ключевое понятие, а от него рисует лучи-стрелки в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи распространяются дальше и дальше. Кластер может быть использован на разных этапах урока.

На этапе вызова - для активизации мыслительной деятельности.

На этапе осмысления - для организации учебного материала.

На этапе рефлексии - при обобщении того, что учащиеся изучили.

Учителю этот метод позволит лучше узнать класс и каждого ученика.

Эффективная организация класса в процессе урока, максимальное включение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное выполнение целей урока. Именно такую организацию предусматривает технология АМО, основанная на применении активных методов обучения.

При желании к этому методу можно обращаться не единожды каждый раз открывая для учеников возможность познания и самосовершенствования путем активного участия в работе класса и образовательном процессе.

На этом этапе важно, что бы ученики самостоятельно формулировали цели, так они являются осознанными и эмоционально комфортными, С полным пониманием происходящего ученики становятся ответственными за выполнение самостоятельно выдвинутых проблем. Таким образом, с самого начала урока у обучающихся формируется ответственное отношение к процессу обучения.

Интерактивная лекция (инпут) – это фаза введения новой информации. Подход к введению новой информации на уроках физики в большинстве случаев имеет смешанный характер , комбинируя сольное выступление с дискуссией и совместной , а иногда и самостоятельной работой с учебником, Разбирая все аспекты темы как около доски, так и за рабочим местом, выполняя периодически решение задач, для усвоения материала практическим путем.

Для этого на данном этапе предлагается использование простого, но эффективного метода Метод«Инсерт» (Пометки на полях)

Этот метод помогает ученику контролировать своё понимание прочитанного задания или текста. Он несложен в исполнении.

Пометки могут быть следующие:

Данный метод заставляет ученика не только читать, но и вникать в задание, в текст, проверять своё понимание в ходе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет сопоставлять новую информацию с существующими знаниями. Исходя из результатов метода ученик восполняет недостающие пробелы в знаниях, формулируя и задавая правильные вопросы направленные на лучшее понимание текущей темы

Этот метод хорош как при освоении информации самостоятельно, давая возможность качественно выполнять домашние задания и сформулировать будущие вопросы, которые можно и нужно задать учителю, так и непосредственно на уроках, отслеживая понимание текущего материала.

Промежуточная фаза – Физическая минутка.

Одним из способов активизации учебной деятельности учеников является физическая минутка на уроках. Это небольшой комплекс физических упражнений, который помогает ученикам отвлечься от учебного материала, расслабиться, размяться и восстановить работоспособность. Физическая минутка способствует улучшению кровообращения, дыхания, зрения, осанки и настроения учеников.

Физическая минутка проводится в течение 1-3 минут. Физическая минутка состоит из 3-5 простых и знакомых ученикам упражнений, которые можно выполнять в ограниченном пространстве. Физическая минутка может быть сопровождена музыкой, элементами самомассажа и другими средствами.

Физическая минутка - это простой и эффективный способ активного обучения, который помогает ученикам лучше усваивать учебный материал, повышать свою мотивацию и творческий потенциал.

Проведение физ.минутки после получения новых знаний поможет разгрузить ученика и способствует дальнейшему продуктивному анализу полученных знаний в третьей фазе

Фаза 3 Проработка содержания темы- Проработка содержания темы на уроках - это процесс, в ходе которого учитель и ученики взаимодействуют с учебным материалом, изучают его с разных сторон, анализируют, обобщают и применяют его. Проработка содержания темы на уроках способствует формированию понятий, знаний, умений и навыков учеников по изучаемому предмету.

Это важный этап активного обучения, который помогает ученикам глубже понять и запомнить учебный материал, развить свои когнитивные и мета когнитивные стратегии, повысить свою мотивацию и интерес к предмету. Одним из эффективных методов является

Метод «Написание синквейна».

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а) На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это тема синквейна.

б) На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в) На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г) На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д) На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Для проведения уроков в 9-11 классах необходимо вводить дополнительный этап урока, так как подготовка к ГИА является неотъемлемой частью урока у учеников выпускающихся классов. Для этой фазы урока АМО может предоставить такой метод как «Кейс технология».

Это метод, который основан на решении конкретных задач-ситуаций (кейсов), которые отражают реальные или вымышленные проблемы в разных сферах. Кейс-технология помогает обучаемым применять теоретические знания к практическим задачам, развивать профессиональные компетенции, “мягкие навыки”, такие как коммуникация, критическое мышление, творчество, работа в команде. Кейс-технология также способствует повышению эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых, стимулирует дискуссию, обмен мнениями и опытом.

Очень часто на ГИА приходиться встречаться с кейс технологией при выполнении заданий 18- 21. Суть технологии заключается в том, что ребята должны почитать текст и ответить на вопросы.

Пример решения 22 задания ОГЭ.

Задача: Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.

Решение

Краткая запись условия:

Вопрос: Из какой кружки можно пить чай, не обжигая губы?

Анализ условия: По условию задачи в обе кружки налита жидкость одной и той же температуры, но одна кружка сделана из металла, а другая – керамическая.

Выделение логических шагов (доказательства) в решении задачи

1 шаг. Энергия от нагретой воды передается поверхности кружки при их непосредственном контакте.

2 шаг. От одной части кружки к другой передача энергии осуществляется путем теплопроводности.

3 шаг. Теплопроводность металла и материала, из которого изготовлена керамическая кружка, различна.

Осуществление решения

Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки, так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической.

Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

Формулировка ответа

Ответ: Легче пить чай, не обжигая губы, из керамической кружки.

Образец оформления задачи на экзамене ОГЭ

Ответ на задачу предполагает два элемента:

1) правильный ответ на поставленный вопрос и

2) пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления.

Ответ: Из керамической кружки.

Пояснение: Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки. так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, так как в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической. Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

Последняя фаза урока- Рефлексия или подведение итогов

Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают обучающимся оглянуться и оценить реализованные и приобретенные знания, умения и качества, выявить успехи и неудачи, обрисовать перспективы. Тем самым, возрастает уверенность в себе и в том, что в своей дальнейшей деятельности они смогут применить полученные знания и умения на практике.

Важным аспектам перед завершением урока является обратная связь учащихся, то как они оценивают занятие , какие комментарии или просьбы выдвигают необходимо фиксировать для дальнейшего проведения самоанализа и увеличение эффективности урока путем внедрения объективно необходимых изменений. Учитель вправе внедрять методики АМО на свое усмотрение, в статье приведены лишь некоторые из множества общедоступных активных методов обучения

Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Активные методы обучения - это современный и эффективный способ развивать у учащихся разные компетенции и воспитывать их как личности. Однако, как и любая методика, она имеет свои особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя.

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.