Учебная дисциплина: История.
Курс: 1.
Раздел программы: «Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи»
Тема урока: Культурная революция Петра I.
Тип урока: Урок - исследовательская работа.
Цель урока: охарактеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в.
Задачи урока:
- Образовательные – студенты должны уметь характеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в., раскрывать революционный характер петровских преобразований, определять значение развития культуры России XVIII в.
- Воспитательные – способствовать воспитанию у обучающихся гордости и любви к наследию своего народа, способствовать формированию нравственных качеств личности.
- Развивающие – создавать условия для развития навыков исследовательской деятельности, умения анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, делать выводы и умозаключения.
Материально-техническое обеспечение урока:
- маркерная доска;
- учебное пособие “История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей. Часть 1\ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков – М., Академия, 2011 г.;
- рабочие листы (приложение 1);
- кластер (Приложение 3);
- информационные источники для работы по группам (Приложение 4).
- электронная презентация «Культурная революция Петра I» (Приложение 5).
Ход урока
Стадия вызова.
Организационный момент.
Звучит музыка.
Здравствуйте ребята. Вы снова на уроке истории.
Сегодня мы продолжим работу по изучению раздела «Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи». При работе на уроке предлагаю Вам использовать рабочие листы, в которых нужно выполнять записи (Приложение 1).
Наш урок начнем с инсценировки.
Учащиеся исполняют сценку (Приложение 2).
Благодарим наших актеров и просим занять свои места.
Актуализация
Какая эпоха отражена в инсценировке? Эпоха времён Петра I.
Это какой век? Начало XVIII в.
Какая основная мысль заложена в инсценировке? Сначала учись, потом женись.
Учеба – это составляющая образования, а образование часть чего? Культуры.
Какая будет тема урока?
Студенты высказывают предположения.
Культурная революция Петра 1(Слайд 1).
Запишите тему урока в рабочие листы.
Что такое революция? Коренной переворот в какой-нибудь области жизни, науки, производства.
Что такое культура? Культура – это способности и возможности человека, выраженные в материальных и духовных ценностях.
А духовные ценности - составляющие чего? Нравственности.
А что такое нравственность?
Определение понятия нравственность записано в ваших рабочих листах, которыми я предлагаю вам пользоваться в течение урока.
Я попрошу кого-нибудь из вас зачитать определение понятия нравственность.
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил (Слайд 2).
Также нравственность - это проявление нашей воспитанности, а также образованности в части знания истории и культуры нашего государства. Таким образом, нравственность – есть мерило культуры человека, уровня его развития.
Постановка цели урока
О чём мы сегодня узнаем? Узнаем о преобразованиях в области культуры в эпоху Петра I, а также воспитании нравственности у людей через эти преобразования.
Какую поставим цель урока? Я предлагаю вам в помощь алгоритм для постановки цели урока (Слайд 3).
Обучающиеся строят цель урока по алгоритму.
Постановка проблемного вопроса
Ребята, обратите внимание на эпиграф урока (Слайд 4), как вы понимаете слова, что XVIII столетие «идолов свергло к земле…», почему эта эпоха дарует «истину, вольность и свет»?
Высказывают предположения.
XVIII в. – очень важная веха в истории России и развитии русской культуры. Вначале XVIII в. в России, главным образом благодаря реформам Петра 1, происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация, т.е. обмирщение культуры. Общество становится светским, т.е. не зависящим от церковных догматов (правил), мирским, гражданским. (Слайд 5)
Запишите определение понятия секуляризация в рабочие листы.
Сегодня существует две точки зрения на реформы Петра в области культуры (западников и славянофилов).
Предлагаю в течение урока найти ответ на проблемный вопрос: культурные преобразования Петра - революция или наоборот Россия свернула с исконно русского пути? (Слайд 6)
Чтобы на него ответить мы с вами проведем исследование, узнаем, какие преобразования были проведены при Петре 1 в трех областях культуры – наука и образование, искусство и быт и посмотрим, как они повлияли на русское общество (Слайд 7).
Вы разделены на команды, согласно этим направлениям. В течение урока вы будете работать с материалами, которые лежат у вас на столах. Познакомьтесь с ними, пожалуйста (Приложение 3):
- примеры указов Петра I;
- советы из книги «Юности честного зерцала, или Показания к житейскому обхождению, собранного от разных авторов»;
- дополнительный раздаточный материал.
По итогам работы вы будете отвечать на вопросы, и вносить ответы в рабочие листы, также мы должны заполнить кластер (Приложение 4) (Слайд 8). Найдите его у себя в раздаточном материале. Каждый правильный вопрос и ответ будет оценен.
Все баллы вы самостоятельно вносите в свои рабочие листы – каждый из вас – свои баллы. В конце урока вы суммируете баллы из кластера и личные, и мы подведем итог. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. «5» получат те участники команд, которые будут самыми активными и внесут наибольший вклад в победу.
Стадия осмысления.
Работа в группах.
Чтобы узнать о науке и образовании, искусстве и быте времён Петра I, (Слайд 9) я предлагаю вам погрузиться в исследование примеров указов царя, выдержек из «Юности честного зерцала» и дополнительного материала. Первая команда изучает науку и просвещение, вторая – искусство, а третья – быт людей.
На выполнение задания 15 минут.
Студенты работают в группах с печатными информационными источниками.
Заполнение кластера.
Итак, какие преобразования были проведены в области науки и просвещения? Внесем ответы в кластер. Для этого приглашаю одного участника первой команды к доске.
Заполняется кластер, направление «Наука и просвещение».
Молодцы, ребята. У других команд есть дополнения?
Петр сказал: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».
Ребята, какой первый урок нравственности преподал нам Петр Алексеевич? Учиться и еще раз учиться для того, чтобы стать профессионалами своего дела, приносить пользу нашему государству, прославлять его своими успехами.
Запишите урок в рабочие листы.
Теперь предлагаю исследовать область искусства. (Слайд 10)
И я приглашаю одного из участников второй команды к доске. Заполним кластер.
Запишите определение понятия «Петровское барокко» (Слайд 11).
У других команд есть что добавить? Вносятся дополнения в кластер.
Ребята, русские художники 18 столетия обращаются к представлениям просветителей и гуманистов, вспомните, пожалуйста, чему они учили? Высказываются мнения.
Европейский гуманизм требовал изысканности вкуса, красоты языковых форм и речи и т.д. Главное – эстетика внешняя. Российский же гуманизм трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания. Именно это стремились передать деятели искусства 18 в.
Какой второй урок преподал нам Петр 1?
Быть гуманными, толерантными, милосердными, а также вежливыми, красивыми и ухоженными.
Есть такое золотое правило нравственности: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Запишите урок в рабочие листы.
Нам осталось исследовать преобразования в быту людей эпохи Петра 1 (Слайд 12). Я попрошу к доске участника третьей команды. Заполним кластер.
Запишите в рабочие листы определение понятия ассамблеи (Слайд 13).
Дополнения будут?
Вносятся дополнения в кластер.
В сборнике «Юности честное зерцало» Петр 1 учит нас как нужно себя вести в обществе. Что полезного вы извлекли для себя?
Высказываются.
Какой третий урок преподал нам Петр 1?
Не сплетничать и не подслушивать. Быть скромными, смиренными, трудолюбивыми, самостоятельными, а самое главное, чтить своих родителей.
Студенты записывают урок в рабочие листы.
Стадия рефлексии.
Работа с таблицей «тонких» и «толстых» вопросов.
Теперь каждый из вас попробует придумать по тонкому и толстому вопросу для таблицы в рабочих листах. Каждая команда придумывает вопросы по своей тематике. На выполнение 2 минуты. За каждый придуманный вопрос вы получите балл.
Каждый участник команды придумывает минимум один тонкий и один толстый вопрос.
Теперь каждая команда задаст соперникам по одному тонкому и одному толстому вопросу. За каждый правильный ответ вы получите балл.
Отвечают на вопросы.
Значение реформ
Давайте посмотрим, что у нас получилось, и подведем итоги урока. Посмотрите на готовый кластер. Что изменилось в жизни людей? Каково значение реформ Петра для России?
Студенты работают с кластером. Делают умозаключение о преобразованиях в эпоху Петра.
Запишите значение реформ Петра в рабочие листы (Слайд 14).
Ответ на проблемный вопрос
Теперь давайте вспомним поставленный в начале урока вопрос: культурные преобразования Петра - революция или наоборот Россия свернула с исконно русского пути?
Студенты в ходе дискуссии высказывают мнения.
Ребята, два с половиной века философы, историки и писатели спорят о значении преобразований в русской культуре петровской эпохи, но независимо от точки зрения исследователей, все сходны в одном – Петр I был одним из важнейших деятелей в истории России. Именно благодаря ему, история России разделится на допетровский и послепетровский период, а преображенная Россия уже никогда не вернется обратно. А это, безусловно – революция.
Подведение итогов урока
Ребята, какие уроки нравственности преподал нам сегодня Петр 1? Что из этого вы возьмете на вооружение?
Формулируют ответы.
Подсчитайте баллы. У кого больше?
Определяется команда – победитель, выделяются активные студенты, выставляются оценки, записывается разно уровневое домашнее задание (Слайд 15).
Обязательный уровень: продолжить исследование эпохи Петра дома по материалам параграфов 43 и 45 - прочитать.
Творческое задание: написать сообщение об одном из деятелей культуры 1 чет. 18 в.
Мотивация на продолжение изучения материала
Петровские преобразования в области просвещения и культуры не только способствовали европеизации России, но и подготовили почву для расцвета последующего, «золотого» века русской культуры. Реформы Петра предстоит продолжить последующим правителям, России и этот материал нам предстоит изучить на следующих уроках культуры.
Напоследок передаю вам наказ Петра:
«Не забывайте, что мастера мне нужны, а токмо дальше нужно продолжать учиться и не лениться, раньше времени не жениться» (Слайд 16).
Всем спасибо за работу! (Слайд 17)