Конспект
Культуротворческий урок по литературе в 7 классе
«Путешествие по Санкт-Петербургу в русской литературе»
(заочная экскурсия)
Цель: Осмыслить роль образа Петербурга в русской литературе.
Задачи:
1.Познакомить с изображением города в русской литературе.
2. Воспитывать чувство любви и гордости к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.
3.Развивать собственное отношение к произведениям русской литературы, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы.
Технологии: личностно-ориентированная технология с использованием ИКТ
Вид урока: культуротворческий
Тип урока: урок по изучению обзорной темы
Оборудование: репродукции картин русских художников, вариации на тему Петербурга, музыкальное сопровождение для медиапрезентации учащихся, компьютер, мультимедийная система, экран.
Подготовительная работа: учащиеся разделены на творческие группы.
«Оформители» готовят стенд «Виды Петербурга», выставку книг о городе, выставку портретов писателей и поэтов, которые писали о Петербурге.
«Художники» рисуют иллюстрации с видами города.
«Поэты» пишут стихи, посвященные Петру 1 и Санкт-Петербургу.
«Архитекторы» оформляют стенд «Архитектура Петербурга»
«Артисты» репетируют инсценировки, танцевальная группа разучивает полонез.
6. Эпиграф.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А. С. Пушкин.
Ход урока:
Звучит музыка. Песня А. Розенбаума «Вальс на Лебяжьей канавке.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Звучит «Гимн великому городу» Р. Глиэра
1. Чтец:
Над седою Невой величавою
Стольный город Петров возвышается,
Он навеки повенчан со славою,
Петербургом тот град называется.
И свой гений пронес он сквозь годы,
И три века он прожил не зря, –
Ведь культуры родной и свободы
В нем не раз занималась заря.
А дворцы его, храмы и парки,
И созвездье великих имен
Величавы, державны и ярки,
Силой творческой он озарен. /А.Александров/
Ведущий:
2. Петербург, зародившийся при великих потрясениях всей народной жизни, глубоко поразил воображение русского народа. Благодаря этому новая столица поставила перед сознанием народа ряд вопросов. В чем заключается связь между Петербургом и Россией, какова будет судьба созданного как будто наперекор стихиям города? Личность строителя чудотворного тесно связалась в воображении со своим созданием. Необыкновенный город казался многим каким-то наваждением, призраком. Все эти мотивы вызывали в русской литературе ряд примечательных откликов и наполнили содержание образа Петербурга, передавшееся от поколения к поколению.
В творчестве одних писателей Петербург отразился в ряде ярких образов монументального характера, других увлек он в свое прошлое. Третьи, возрождая всё богатство содержания исторического образа Петербурга, создали глубокие и сложные образы, переломившие их миросозерцание. Это было последним даром старого Петербурга русской литературе.
Основная часть.
Ведущий:
3. В России известно неисчислимое множество мест, изображенных в литературе и связанных с жизнью писателей и поэтов. В сознание читательских поколений вошли Москва Карамзина, Грибоедова, Герцена, Островского, Булгакова, Бородино Лермонтова и Льва Толстого, воронежская степь Кольцова, Тургеневская Орловщина, некрасовская Ярославщина, рязанское раздолье Есенина, смоленское поле Твардовского – этому перечню нет конца. Идуи паломники в Святые горы, Михайловское, Тригорское, Болдино, Тарханы, Пятигорск, Ясную Поляну, Мелихово…
Вряд ли найдется город или село, где не вспоминали бы писателей-земляков, не искали бы картин своего края на книжных страницах. Вся русская земля – живой и вечный образнашей литературы, начиная от «Повести временных лет» и до книг, открываемых нами сегодня.
4. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Мне о России надо говорить…»
Ведущий:
5. И всегда, если речь заходит о литературе и её роли в России, мысль неизменно обращается к Санкт-Петербургу. Дело тут в особенном отношении к городу. В тех произведениях, что так или иначе связаны с Петербургом, мы находим широчайшую гамму чувств и настроений – от любви до ненависти, от восторгов до проклятий. Нет только одного – равнодушия. Каким бы не изображался город, всегда ощутима зачарованность писателя этим городом, неотвратимая личная причастность к его судьбе. Оттого, может быть, город в литературе так многолик: создавая его образ, писатель вкладывает в него так или иначе свое искусство, все свои идеалы и помыслы.
6. Чтение стихотворения А Григорьева «Город».
Ведущий:
7. Каждый раз обращение к Санкт-Петербургу – труднейшая задача для художника, этап на эго пути. И очень часто – событие в развитии словесного искусства.
Мы знаем Петербург пушкинский, гоголевский, некрасовский, Петербург Достоевского, Блока, Ахматовой, Набокова.
Из нашего сознания не уходит и Ленинград Ольги Берггольц, незабываемый , как её стихи, звучавшие по блокадному радио, оставшиеся на скорбных памятниках Пискаревки.
8. Чтение стихотворения М. Дудина «Все с этим городом навек…»
9. Сегодня мы приглашаем Вас на заочную экскурсию по нашему любимому городу…
Чтец:
10. Давно стихами говорит Нева, страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
11. Ведущий:
Не найдется в России города, где бы не хранили память о его основателях, защитниках, строителях.
Многие русские города связывают свое происхождение с Петром 1, на основе легенд и домыслов. Например, Петрозаводск, Петродворец, Петрокрепость. Но город, воплотивший личность, судьбу, деяния его первостроителя, ставший ему живым памятником вечной славой и укором – такой город в России один-единственный. Поэтому образ Петербурга в литературе соотносится с образом Петра. Петр-Петербург-Россия – эта связь определена и отражена в русской литературе.
Когда город едва поднялся над болотами, царю пришлось создать специальный указ, чтобы при встрече с ним подданные не падали на колени, как полагалось по древнему обычаю, и не марались в грязи!
12.. Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»
13.Чтение стих. М.В. Ломоносова «Надпись 1.К статуе Петра Великого»
14.Инсценирование отрывка из повести А.С. Пушкина «Арап Петра Великого»
15. Чтец:
Вырос город на болоте
Блеском суетным горя,
Пусть то было по охоте
Самовластного царя,
Но чту в Петре Великом то,
Что он умен и смел,
В самовластье самом диком
Правду высмотреть сумел.
16. Инсценирование. А.С. Пушкин «Арап Петра Великого» (…Арап приезжает из Франции…)
17.«Приехал я из Франции и увидел новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия…»
18. Ведущий:
В самом деле, куда забросило русскую столицу – на край света!
19. Чтение отрывков из произведений Н.В. Гоголя «Петербургские записки», «Невский проспект», А. Герцена «Москва и Петербург».
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы…!»
( Во время чтения отрывка модно одетые люди, дамы с зонтиками, кавалеры, прохаживаются по «Невскому проспекту».
20. Звучит музыка. Песня А. Розенбаума «Прогулка по Невскому»
21. Чтение стихотворений:
-Ф. Тютчев «Глядел я, стоя над Невою..»
-А. Григорьев «Город»
-Н. Агнивцев «Странный город»
22. Инсценирование. «»Разговор Петра 1 с шутом Балакиреевым»
23. Чтение стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала случайно…» (муз. фон)
24.Исполнение танца под музыку Вивальди «Полонез»
25. Чтец:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
26. Звучит песня в исполнении А. Пугачевой на слова О Мандельштама «Я вернулся в мой город…»
27. Чтение стихотворений:
-А. Апухтин «Петербургская ночь»
-А. Ахматова «Летний сад»
28. Ведущий:
Петербург построен Петром Великим как столица
Новой Российской империи.
29. Чтец:
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы?!
30. Чтец:
Красуйся, град Петров,
И стой неколебимо, как Россия!
Да усмирится под тобой
Уж покоренная стихия!
31. Звучит песня в исполнении Б. Гребенщикова
«Под небом голубым, есть город золотой…»
(2 вар: гимн Петербургу
«Санкт-Петербург – гордая, сильная птица…»)
Заключение. Подведение итогов.
Домашнее задание: написать отзыв об уроке.