СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культуротворческий урок по литературе «Путешествие по Санкт-Петербургу в русской литературе» (заочная экскурсия)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культуротворческий урок представлен в форме литературно-музыкальной композиции " Путешествие по Санкт-Петербургу в русской литературе" в  форме заочной экскурсии. для учащихся 7-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Культуротворческий урок по литературе «Путешествие по Санкт-Петербургу в русской литературе» (заочная экскурсия)»


Конспект


Культуротворческий урок по литературе в 7 классе


«Путешествие по Санкт-Петербургу в русской литературе»

(заочная экскурсия)


Цель: Осмыслить роль образа Петербурга в русской литературе.


Задачи:


1.Познакомить с изображением города в русской литературе.

2. Воспитывать чувство любви и гордости к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

3.Развивать собственное отношение к произведениям русской литературы, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы.

Технологии: личностно-ориентированная технология с использованием ИКТ

Вид урока: культуротворческий

Тип урока: урок по изучению обзорной темы 

Оборудование: репродукции картин русских художников, вариации на тему Петербурга, музыкальное сопровождение для медиапрезентации учащихся, компьютер, мультимедийная система, экран.

Подготовительная работа: учащиеся разделены на творческие группы.


  1. «Оформители» готовят стенд «Виды Петербурга», выставку книг о городе, выставку портретов писателей и поэтов, которые писали о Петербурге.


  1. «Художники» рисуют иллюстрации с видами города.


  1. «Поэты» пишут стихи, посвященные Петру 1 и Санкт-Петербургу.


  1. «Архитекторы» оформляют стенд «Архитектура Петербурга»


  1. «Артисты» репетируют инсценировки, танцевальная группа разучивает полонез.


6. Эпиграф.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

А. С. Пушкин.



Ход урока:



Звучит музыка. Песня А. Розенбаума «Вальс на Лебяжьей канавке.


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Звучит «Гимн великому городу» Р. Глиэра


1. Чтец:

Над седою Невой величавою
Стольный город Петров возвышается,
Он навеки повенчан со славою,
Петербургом тот град называется.

И свой гений пронес он сквозь годы,
И три века он прожил не зря, –
Ведь культуры родной и свободы
В нем не раз занималась заря.

А дворцы его, храмы и парки,
И созвездье великих имен
Величавы, державны и ярки,
Силой творческой он озарен.       /А.Александров/


Ведущий:

2. Петербург, зародившийся при великих потрясениях всей народной жизни, глубоко поразил воображение русского народа. Благодаря этому новая столица поставила перед сознанием народа ряд вопросов. В чем заключается связь между Петербургом и Россией, какова будет судьба созданного как будто наперекор стихиям города? Личность строителя чудотворного тесно связалась в воображении со своим созданием. Необыкновенный город казался многим каким-то наваждением, призраком. Все эти мотивы вызывали в русской литературе ряд примечательных откликов и наполнили содержание образа Петербурга, передавшееся от поколения к поколению.

В творчестве одних писателей Петербург отразился в ряде ярких образов монументального характера, других увлек он в свое прошлое. Третьи, возрождая всё богатство содержания исторического образа Петербурга, создали глубокие и сложные образы, переломившие их миросозерцание. Это было последним даром старого Петербурга русской литературе.


  1. Основная часть.

Ведущий:

3. В России известно неисчислимое множество мест, изображенных в литературе и связанных с жизнью писателей и поэтов. В сознание читательских поколений вошли Москва Карамзина, Грибоедова, Герцена, Островского, Булгакова, Бородино Лермонтова и Льва Толстого, воронежская степь Кольцова, Тургеневская Орловщина, некрасовская Ярославщина, рязанское раздолье Есенина, смоленское поле Твардовского – этому перечню нет конца. Идуи паломники в Святые горы, Михайловское, Тригорское, Болдино, Тарханы, Пятигорск, Ясную Поляну, Мелихово…

Вряд ли найдется город или село, где не вспоминали бы писателей-земляков, не искали бы картин своего края на книжных страницах. Вся русская земля – живой и вечный образнашей литературы, начиная от «Повести временных лет» и до книг, открываемых нами сегодня.


4. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Мне о России надо говорить…»

Ведущий:


5. И всегда, если речь заходит о литературе и её роли в России, мысль неизменно обращается к Санкт-Петербургу. Дело тут в особенном отношении к городу. В тех произведениях, что так или иначе связаны с Петербургом, мы находим широчайшую гамму чувств и настроений – от любви до ненависти, от восторгов до проклятий. Нет только одного – равнодушия. Каким бы не изображался город, всегда ощутима зачарованность писателя этим городом, неотвратимая личная причастность к его судьбе. Оттого, может быть, город в литературе так многолик: создавая его образ, писатель вкладывает в него так или иначе свое искусство, все свои идеалы и помыслы.


6. Чтение стихотворения А Григорьева «Город».


Ведущий:


7. Каждый раз обращение к Санкт-Петербургу – труднейшая задача для художника, этап на эго пути. И очень часто – событие в развитии словесного искусства.

Мы знаем Петербург пушкинский, гоголевский, некрасовский, Петербург Достоевского, Блока, Ахматовой, Набокова.

Из нашего сознания не уходит и Ленинград Ольги Берггольц, незабываемый , как её стихи, звучавшие по блокадному радио, оставшиеся на скорбных памятниках Пискаревки.


8. Чтение стихотворения М. Дудина «Все с этим городом навек…»


9. Сегодня мы приглашаем Вас на заочную экскурсию по нашему любимому городу…


Чтец:

10. Давно стихами говорит Нева, страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.


11. Ведущий:

Не найдется в России города, где бы не хранили память о его основателях, защитниках, строителях.

Многие русские города связывают свое происхождение с Петром 1, на основе легенд и домыслов. Например, Петрозаводск, Петродворец, Петрокрепость. Но город, воплотивший личность, судьбу, деяния его первостроителя, ставший ему живым памятником вечной славой и укором – такой город в России один-единственный. Поэтому образ Петербурга в литературе соотносится с образом Петра. Петр-Петербург-Россия – эта связь определена и отражена в русской литературе.

Когда город едва поднялся над болотами, царю пришлось создать специальный указ, чтобы при встрече с ним подданные не падали на колени, как полагалось по древнему обычаю, и не марались в грязи!


12.. Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»


13.Чтение стих. М.В. Ломоносова «Надпись 1.К статуе Петра Великого»


14.Инсценирование отрывка из повести А.С. Пушкина «Арап Петра Великого»


15. Чтец:

Вырос город на болоте

Блеском суетным горя,

Пусть то было по охоте

Самовластного царя,

Но чту в Петре Великом то,

Что он умен и смел,

В самовластье самом диком

Правду высмотреть сумел.


16. Инсценирование. А.С. Пушкин «Арап Петра Великого» (…Арап приезжает из Франции…)


17.«Приехал я из Франции и увидел новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия…»


18. Ведущий:

В самом деле, куда забросило русскую столицу – на край света!

19. Чтение отрывков из произведений Н.В. Гоголя «Петербургские записки», «Невский проспект», А. Герцена «Москва и Петербург».

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы…!»

( Во время чтения отрывка модно одетые люди, дамы с зонтиками, кавалеры, прохаживаются по «Невскому проспекту».


20. Звучит музыка. Песня А. Розенбаума «Прогулка по Невскому»


21. Чтение стихотворений:

-Ф. Тютчев «Глядел я, стоя над Невою..»

-А. Григорьев «Город»

-Н. Агнивцев «Странный город»


22. Инсценирование. «»Разговор Петра 1 с шутом Балакиреевым»


23. Чтение стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала случайно…» (муз. фон)


24.Исполнение танца под музыку Вивальди «Полонез»


25. Чтец:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…


26. Звучит песня в исполнении А. Пугачевой на слова О Мандельштама «Я вернулся в мой город…»


27. Чтение стихотворений:

-А. Апухтин «Петербургская ночь»

-А. Ахматова «Летний сад»


28. Ведущий:

Петербург построен Петром Великим как столица

Новой Российской империи.

29. Чтец:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?!


30. Чтец:

Красуйся, град Петров,

И стой неколебимо, как Россия!

Да усмирится под тобой

Уж покоренная стихия!


31. Звучит песня в исполнении Б. Гребенщикова

«Под небом голубым, есть город золотой…»

(2 вар: гимн Петербургу

«Санкт-Петербург – гордая, сильная птица…»)


  1. Заключение. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание: написать отзыв об уроке.