СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куликовская битва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Куликовская битва

Цель: Познакомить с новыми историческими событиями

Задачи Учить работать с исторической картой, логически мыслить, правильно оценивать исторические события, сформировать представления о подвигах защитников Руси, воспитывать патриотические чувства и чувство гордости за своих предков.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: учебник,слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

•   Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

•   Как возникали монастыри?

•   Как назывался монастырь около города Радонежа?

•  Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

- Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?

- Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

3. Тест

1. Какое прозвище дал народ князю Ивану Даниловичу?

 а) Невский                б) Долгорукий           в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев                      б) Москва                  в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка

б) кошель с деньгами

в) головной убор

4.  Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменялись

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была

III. Самоопределение к деятельности

—  Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.

ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчи­кам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Мо­сковское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневан­ный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и об­ратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Ива­нович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монгола­ми все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со сво­ими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дру­жинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких же­лезных колец. Кроме кольчуг, употреблялись еще кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных уда­ров к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сза­ди прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий вооружался по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле, налуче. Колчан и налуч де­лали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князя благословил Сергий Радонежский — основа­тель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пе­ресвета и Ослябю.

Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - на­встречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Ку­ликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпухов­ского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина на­смерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы сыпались дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стре­мительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отсту­павшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была пол­ной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на осво­бождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжа­лись. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столк­новения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликов­ская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончатель­ное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

V. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику

С. 70-72

—  Прочитайте текст. Какими качествами должны были обла­дать воины в ту пору?

—  Когда состоялась битва на поле Куликовом?

2. Работа с картой

—  Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1.  Викторина

1. Кто из русских князей бросил вызов Орде?

 2. Что происходило в ту пору в Орде?

3. Почему Мамай выступил против Руси?

4. Когда это стало известно?

5. Что предпринял Дмитрий Иванович?

 6. Кто откликнулся на этот призыв?

7. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

8. Где было намечено сражение?

9. Когда состоялась битва?

10. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович?

11. Где находился сам князь? 12. Как проходила битва?

13. Чем закончилась битва?

14. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича?

VIII. Подведение итогов урока

-  Какова была цель урока?

-  Какие знания мы открыли?  (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 74 учеб­ника.)

IX. Рефлексия

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 70-74 учебника.

Просмотр содержимого документа
«Куликовская битва»

Окружающий мир 17.02.2021

Тема: Куликовская битва

Цель: Познакомить с новыми историческими событиями

Задачи Учить работать с исторической картой, логически мыслить, правильно оценивать исторические события, сформировать представления о подвигах защитников Руси, воспитывать патриотические чувства и чувство гордости за своих предков.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: учебник,слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я, карта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

• Как возникали монастыри?

• Как назывался монастырь около города Радонежа?

• Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

- Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?

- Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

3. Тест

1. Какое прозвище дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский б) Долгорукий в) Калита

2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев б) Москва в) Ростов

3. Что такое калита?

а) большая калитка

б) кошель с деньгами

в) головной убор

4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменялись

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была

III. Самоопределение к деятельности

— Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.

ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчи­кам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Мо­сковское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневан­ный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и об­ратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Ива­нович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монгола­ми все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со сво­ими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дру­жинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких же­лезных колец. Кроме кольчуг, употреблялись еще кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных уда­ров к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сза­ди прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий вооружался по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле, налуче. Колчан и налуч де­лали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князя благословил Сергий Радонежский — основа­тель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пе­ресвета и Ослябю.

Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - на­встречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Ку­ликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпухов­ского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина на­смерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы сыпались дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стре­мительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отсту­павшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была пол­ной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на осво­бождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжа­лись. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столк­новения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликов­ская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончатель­ное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

V. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику

С. 70-72

— Прочитайте текст. Какими качествами должны были обла­дать воины в ту пору?

— Когда состоялась битва на поле Куликовом?

2. Работа с картой

— Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение войск.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Викторина

1. Кто из русских князей бросил вызов Орде?

2. Что происходило в ту пору в Орде?

3. Почему Мамай выступил против Руси?

4. Когда это стало известно?

5. Что предпринял Дмитрий Иванович?

6. Кто откликнулся на этот призыв?

7. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

8. Где было намечено сражение?

9. Когда состоялась битва?

10. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович?

11. Где находился сам князь? 12. Как проходила битва?

13. Чем закончилась битва?

14. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича?

VIII. Подведение итогов урока

- Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли? (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 74 учеб­ника.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 70-74 учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!