Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» МО «Ленский район» РС (Я)
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол метод. объединения Зам. директора по УР И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
№__1_от_31.08.22 г. _________Церковникова А.А. _____________Тарбаева Е.Ф.
______________Попова С.С.
Адаптированная рабочая программа
по предмету
«Профильный труд (кулинарное дело)»
для 7 «а» класса
на 2022-2023 учебный год
Разработчик программы:
учитель профильного труда:
Казакова М.В.
2022 г.
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в VII классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Специфика рабочей программы.
Возможность овладения профессией обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от профессионализма педагога, проводимой им коррекционной работы по повышению уровня познавательной активности и развитию их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи обучающимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии:
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Санитария и гигиена. Физиология питания. Заготовка продуктов. Первичная и тепловая обработка круп. Сервировка стола. Макаронные изделия. Блюда из молока. Напитки. Блюда из творога. Изделия из пресного теста. Практическое повторение.
Программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ VIII вида.
Описание места учебного предмета «Профильный труд (кулинарное дело)» в учебном плане.
Предмет «Профильный труд (кулинарное дело)» входит в образовательную область «Технология» учебного плана муниципального казённого образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида М.О. «Ленский район».
Рабочая программа рассчитана в 7 классе на 62 часов в год, 2 часа в неделю.
Программа формирования базовых учебных действий
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Учебно-методический комплекс.
Учебник | «Технология 5 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2017. «Технология 5 класс», В.Д. Симоненко Ю.В. Крупская, Н. И. Кизеева, Л. В. Сазонова.:-М, «Вентана-Граф» 2000. «Технология ведения дома 5 класс», И.А. Сасова.:-М, «Вентана-Граф» 2017. «Технология ведения дома 5 класс», Н.В.Синицина, В.Д. Симоненко.:-М, «Вентана-Граф» 2017. «Технология 5 класс» Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова,.:-М, «ДРОФА» 2019. «Технология 6 класс», В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2000. «Технология 6 класс» Обслуживающий труд, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2011. «Технология 6 класс» Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова,.:-М, «ДРОФА» 2019. «Технология 7 класс» Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова,.:-М, «ДРОФА» 2019. «Технология 7 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2018. |
Методическая (дополнительная) литература | Методическое пособие «Технология 6 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, С.Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2008. « Необычные блюда из овощей», Г.И. Поскребышева: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2008. «Вегетарианский стол», Ю.Крылов: - М., «Издательство«Аркаим», «Урал Л.Т.Д.» 2003. «Как грамотно приготовить завтрак», Е.Левашева.: - М., ООО «Издательство «Э» 2015. «Учимся готовить за 30 минут» Кулинария для начинающих, А, Байжанова.: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2014 |
В программе возможны изменения и дополнения.
Календарно-тематическое планирование «Профильный труд (кулинарное дело)» 7 «а» класс
№ | Кол-во часов | Тема | БУД | План. дата | Факт. дата |
| | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | | |
1-2 | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Повторить и закрепить знания по правилу поведения в кулинарной мастерской. Закрепить навыки по соблюдению техники безопасности при работе в кулинарной мастерской. Провести беседу о профессии пекарь. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | 05.09 05.09 | |
| | | Санитария и гигиена (повторение). | | |
3 | 1 | Организация рабочего места. | Повторить и закрепить навыки самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать прядок на нем во время работы. Повторить и закрепить знания по санитарно-гигиенические требования к содержанию помещения кухни. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 12.09 | |
4 | 1 | Спецодежда. | Повторить и закрепить знания по санитарно-гигиенические требования к одежде. Повторить и закрепить навыки по уходу за спецодеждой. Закрепить навыки завязывания фартука и косынки. Уважительно и бережно относится к одноклассникам и результатам их деятельности. | 12.09 | |
5 | 1 | Личная гигиена. | Повторить и закрепить знания правила личной гигиены. Совершенствовать навыки по уходу за руками (правила мытья рук и правила стрижки ногтей). Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | 19.09 | |
6 | 1 | Основные правила ухода за посудой. | Повторить и закрепить навыки мытья кухонной посуды, столовой посуды и столовых приборов. Освоить правила ухода за кухонной мойкой. Определить безопасные для здоровья моющие, чистящие и дезинфицирующие средства. | 19.09 | |
| | | Физиология питания. | | |
7 | 1 | Принципы рационального питания. | Ознакомить с основными принципами рационального питания (разнообразие, сбалансированность, чувство меры, режим). Формировать знания правильного питания. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 26.09 | |
8 | 1 | Режим питания. | Закрепить понятия о режиме питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Использовать полученные знания для самостоятельного составления плана режима питания. Расширять кругозор и словарный запас. | 26.09 | |
| | | Заготовка продуктов. | | |
9-10 | 2 | Заготовка продуктов. Протирание с сахаром. | Познакомить с общими правилами консервирования продуктов (протирание с сахаром) и условиями хранения продуктов. Формировать знания первичной обработки продуктов. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 03.10 03.10 | |
11-12 | 2 | ТБ при работе с ручной мясорубкой. | Разъяснить правила безопасного пользования ручной мясорубкой. Провести разборку и сборку ручной мясорубки. Аккуратно и бережно относится к посуде, инструментам и приспособлениям. | 10.10 10.10 | |
13 | 1 | Самостоятельная работа по теме: «Заготовка продуктов». | Закрепить полученные знания для самостоятельного консервирования продуктов на зиму. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 17.10 | |
14-16 | 3 | Практическая работа по теме: «Заготовка продуктов». | Протереть ягоды с сахаром и переложить в банки. Формировать навыка консервирования продуктов и пользования ручной мясорубкой. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 17.10 24.10 24.10 | |
| | | Инструктаж по ТБ. | | |
17-18 | 2 | Инструктаж по ТБ. | Закрепить знания правила поведения в кулинарной мастерской. Совершенствовать навыки безопасной работы в кулинарной мастерской. Приобретать навыки самостоятельно организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. | 14.11 14.11 | |
| | | Первичная и тепловая обработка круп. | | |
19-20 | 2 | Крупы. Первичная обработка. | Дать представления о понятии происхождения, питательных свойств и разновидностей круп. Ознакомить с первичной обработкой круп (перебирают, удаляют примеси, промывают), с крупами, которых моют и не моют (манная, геркулес). Использовать усвоенные логические операции на наглядном примере. | 21.11 21.11 | |
21-22 | 2 | Технология приготовления блюда из рисовой крупы. | Разъяснить технологию приготовления блюда из рисовой крупы. Дать понятия о видах каш (рассыпчатые, вязкие, жидкие). Провести первичную обработку крупы. Приготовить блюдо из рисовой крупы. Совершенствовать навыки пользования электроплитой. Осознанно действовать на основе разных видов инструкции для решения практических и учебных задач. | 28.11 28.11 | |
23-24 | 2 | Технология приготовления блюда из гречневой крупы. | Познакомить с технологией приготовления блюда из гречневой крупы. Провести первичную обработку крупы. Приготовить блюдо из гречневой крупы. Совершенствовать навыки безопасной работы с горячими жидкостями. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | 05.12 05.12 | |
25-26 | 2 | Самостоятельная работа по теме: «Приготовление каш». | Составить технологическую карту приготовления блюда из гречневой или рисовой крупы. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 12.12 12.12 | |
27-30 | 4 | Практическая работа по теме: «Приготовление каш». | Формировать и закреплять навыки приготовления рассыпчатых каш. Освоить санитарно-гигиенические требования к содержанию помещения кухни, правил мытья кухонной и столовой посуды. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 19.12 19.12 26.12 26.12 | |
| | | Инструктаж по ТБ. | | |
31-32 | 2 | Инструктаж по ТБ. | Закрепить знания правила поведения в кулинарной мастерской. Совершенствовать навыки безопасной работы в кулинарной мастерской. Освоить навыки самостоятельно организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. Аккуратно и бережно относится к посуде, инструментам и приспособлениям. | 16.01 16.01 | |
| | | Сервировка стола. | | |
33-34 | 2 | Сервировка стола к ужину. Практическая работа. | Дать представления о понятии сервировки стола к ужину. Повторить и закрепить правила поведения за столом и правила пользования столовыми приборами. Составить меню на ужин. Накрыть стол к ужину с учетом выбранного меню. Формировать навыки сервировки стола к ужину. Использовать усвоенные логические операции на наглядном примере. | 23.01 23.01 | |
35-36 | 2 | Правила складывания салфеток. Практическая работа. | Ознакомить с правилами складывания салфеток (бумажные, тканевые) различными способами. Формировать навыки складывания салфеток простым способом. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 30.01 30.01 | |
| | | Макаронные изделия. | | |
37 | 1 | Виды макаронных изделий. | Дать понятия о разновидностях макаронных изделий (трубчатые, нитеобразные, лентообразные, фигурные). Сообщить о питательных свойствах макаронных изделий. Расширять кругозор и словарный запас. | 06.02 | |
38 | 1 | Технология приготовления блюда из макаронных изделий. | Ознакомить с технологией приготовления блюд из макаронных изделий. Аккуратно и бережно относится к посуде, инструментам и приспособлениям. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | 06.02 | |
39-40 | 2 | Практическая работа по теме: «Блюда из макаронных изделий». | Приготовить блюдо из макаронных изделий с маслом, с сыром. Формировать навыки приготовления блюд из макаронных изделий. Совершенствовать навыки безопасной работы в кулинарной мастерской. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 13.02 13.02 | |
| | | Блюда из молока. | | |
41-42 | 2 | Молоко. Блюда из молока. | Дать представление о понятии питательной ценности молока и способах термической обработки. Ознакомить с блюдами из молока (кондитерские изделия, супы, каши, кисели). Сообщить об условия и сроки хранения свежего молока. Расширять кругозор и словарный запас. Использовать усвоенные логические операции на наглядном примере. | 20.02 20.02 | |
43-44 | 2 | Каша манная. Практическая работа. | Объяснить технологию приготовления манной каши и правила подачи блюд из молока. Приготовить молочную манную кашу. Формировать навыки приготовления молочных каш. Совершенствовать навыки безопасной работы при использовании горячих жидкостей. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | 27.02 27.02 | |
45-46 | 2 | Молочный суп. Практическая работа. | Разъяснить технологию приготовления молочного супа. Приготовить молочный суп. Формировать навыки приготовления молочного супа. Соблюдать санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 06.03 06.03 | |
47 | 1 | Самостоятельная работа по теме: «Каша манная». | Совершенствовать навыки приготовления молочных каш. Закрепить навыки пользования электроплитой. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 13.03 | |
48-50 | 3 | Практическая работа по теме: «Приготовление молочной каши». | Приготовить молочную кашу (манную, рисовую, овсяную). Закрепить навыки мытья кухонной и столовой посуды. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 13.03 20.03 20.03 | |
| | | Инструктаж по ТБ. | | |
51 | 1 | Инструктаж по ТБ. | Закрепить знания правила поведения в кулинарной мастерской. Совершенствовать навыки безопасной работы в кулинарной мастерской. Освоить навыки самостоятельно организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы. Аккуратно и бережно относится к посуде, инструментам и приспособлениям. | 10.04 | |
| | | Блюда из творога. | | |
52 | 1 | Виды кисломолочной продукции | Ознакомить с основными понятиями кисломолочной продукции (сливки, сметана, сыры, творог, йогурт). Рассказать о пищевой ценности молочных изделий. Использовать усвоенные логические операции на наглядном примере. Расширять кругозор и словарный запас. | 10.04 | |
53-54 | 2 | Технология приготовления сырников. | Разъяснить технологию приготовления сырников. Закрепить навыки при работе с электроприборами. Приготовить твороженные сырники. Формировать навыки приготовления твороженных сырников. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 17.04 17.04 | |
| | | Напитки. | | |
55 | 1 | Технология приготовления киселя. | Дать понятия о горячих и холодных напитках. Объяснить технологию приготовления киселя в готовых брикетах и из ягод. Приготовить напиток из ягод. Формировать навыки приготовления киселя. Совершенствовать навыки безопасной работы с горячими жидкостями. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 24.04 | |
56 | 1 | Технология приготовления морса. | Объяснить технологии приготовления напитка из ягод. Формировать навыки приготовления морса из ягод брусники, голубики, смородины. Совершенствовать навыки безопасной работы с горячими жидкостями. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 24.04 | |
| | | Изделия из пресного теста. | | |
57 | 1 | Блюда из пресного теста. | Ознакомить технологией приготовления пресного теста. Познакомить с видами блюд из пресного теста (пельмени, вареники, лапша). Расширять кругозор и словарный запас. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. | 15.05 | |
58 | 1 | Технология приготовления лапши. | Дать понятия о технологии приготовления пресного теста. Познакомить с инструментами и приспособлениями для нарезки домашней лапши. Повторить и закрепить знания по ТБ при работе с ножом. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 15.05 | |
59 | 1 | Контрольная работа по теме: «Блюда из пресного теста». | Составить технологическую карту приготовления пресного теста. Закрепить знания приготовления пресного теста. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 22.05 | |
| | | Практическое повторение. | | |
60-62 | 3 | Практическое повторение по пройденным темам. | Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещения кухни. Провести генеральную уборку помещения кухни, используя дезинфицирующие, моющие и чистящие средства. Провести дезинфекцию кухонной утвари. Совершенствовать навыки мытья кухонной, столовой посуды и приборов. Вступать в контакт и работать в коллективе. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 22.05 29.05 29.05 | |
Планируемые результаты освоения курса
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий инструментов, необходимых на уроках профильного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы, используемые на уроках профильного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от поставленных целей;
экономное расходование материалов;
использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы с последовательным технологическим процессом изготовления;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих работ (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по наведению порядка в кухонном шкафу, на полках, в мастерской после уроков.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования:
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения поощряются, поскольку выполняют коррекционно-развивающую функцию, играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
С точки зрения достоверности результаты оцениваются как «верные» или «неверные». Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.