СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культовая архитектура

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Культовая архитектура

Просмотр содержимого документа
«Культовая архитектура»

Сама Кааба – это не название мечети. Это строение кубической формы, высота которого составляет 13,1 метра. Состоит из мекканского чёрного гранита и стоит на мраморном основании. Расположена постройка в центре главной мусульманской мечети Масджид аль-Харам.

Слово «масджид» с арабского языка переводится как «место простирающихся ниц», а буквальный перевод полного названия храма – «Запретная (Заповедная) Мечеть». Данное словосочетание можно встретить в Коране 15 раз. Это огромное строение, которое постоянно реконструировалось и дополнялось благодаря халифам, султанам и саудовским королям. И главной её особенностью является тот факт, что это и есть то место, где находится Кааба. Площадь, занимаемая мечетью, включая Каабу, достигает 193 тысяч метров квадратных, на которых одновременно могут вести паломничество около 130 тысяч мусульман.

Кааба – это то место, в сторону которого обращаются лицом, когда молятся. Если человек пребывает внутри мечети, то в ней есть обозначение, в какой стороне находится главная мечеть (Кааба) – специальная ниша в стене, именуемая михрабом. Михраб есть в каждой мусульманской мечети по всему земному шару.

Как появилась Кааба

Каждый мусульманин в мире знает, что такое Кааба. Главная святыня ислама возникла ещё в незапамятные времена. Когда Адам, первый человек на Земле, был изгнан из Рая, он не находил места себе и попросил Бога дать ему разрешение соорудить здание, подобное небесному храму. В Коране это строение названо «Дом Посещаемый».

В ответ на молитвы Адама Аллах послал на землю ангелов, которые указали на место строительства Каабы. И место это было расположено прямо под небесным храмом в Мекке.

Чёрный камень Каабы

Как известно, Кааба – это мусульманская святыня, здание в форме куба. И главной особенностью его является восточный угол. Все потому, что в этот угол вмонтирован особый черный камень, который имеет серебряное окаймление.

Существует легенда в арабской традиции, которая гласит, что этот камень был дан Адаму самим Богом. Изначально этот камень был белым (белый райский яхонт). По преданию, в нём можно было увидеть Рай. Но он почернел из-за людских грехов и порочности.

Эта легенда также гласит, что, когда настанет Судный день, этот камень воплотится в ангела, который засвидетельствует всех паломников, которые когда-либо прикасались к камню.

Есть еще одно поверье, и исследователи это подтверждают, которое утверждает, что этот чёрный камень – часть метеорита. Из-за этого камня строение также иногда называют «Чёрная Кааба».

Особенности строения

Двери кубической святыни выполнены из тикового дерева, украшенного позолотой. Данный образец дверей стал заменой аналогу 1946 года в 1979 году. Дверной проём расположен на высоте человеческого роста от фундамента. Чтобы попасть внутрь, используется специальная деревянная лестница на колесиках.

У каждого из углов строения есть своё название: восточный угол называется каменным, западный – ливантийским, северный – иракским, и южный угол называется йеменским.

Ключи от дверей хранит семейство мекканского Бени Шейбе, члены которого стали первыми хранителями, по преданию, избранными самим Пророком Мухаммедом.

Во время паломничества в Мекку храм Кааба обычно закрыт, доступ внутрь запрещен. Открывается строение только для почётных гостей в сопровождении губернатора Мекки всего два раза в год. Данная церемония называется «очистка Каабы», она проводится за 30 дней до Рамадана, а также за 30 дней до хаджа.

Очищение Каабы проводится особыми вениками и водой, взятой из священного колодца Замзам с добавлением персидской розовой воды.



Большое количество паломников сделало невозможным свободное посещение храма ввиду его маленьких размеров. Вход внутрь разрешен лишь особым гостям – для них двери Каабы открыты дважды в год. Они могут увидеть святыню изнутри во время двух церемоний омовения, которые проходят до начала священного месяца Рамадана и перед хаджем.Последователи ислама имеют возможность совершить паломничество в Мекку, во время которого они могут дотронуться до своей главной святыни. Посещение этих мест представителями других религий практически невозможно. Во время хаджа возле Каабы находится огромное количество людей, ежегодно здесь регистрируются сотни несчастных случаев. Существует возможность посмотреть онлайн-трансляцию паломничества мусульман, а также ознакомиться с уникальными кадрами, показывающими Каабу изнутри

Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из блоков мекканского гранита на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы постоянно покрыты особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:

восточная стена — 14,80 метров;

стена со стороны Хатем — 10 метров;

сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом — 9,15 метров;

западная сторона — 14,2 метров.

Чёрный камень (араб. الحجر الأسود — аль-хаджар аль-асвад) — камень, вмонтированный в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м[3]. Видимая площадь поверхности камня примерно 16,5×20 см.



14

Голуба́я мече́ть или Мече́ть Султанахме́т (тур. Sultanahmet Camii) — первая по значению мечеть Стамбула. Насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря, в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, напротив музея Ая-София. Мечеть является одним из символов города.

архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и решивший превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где отвечал за сооружения, связанные с водоснабжением.

Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. По легенде, султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариации изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон, были привезены из Венеции, но позднее были заменены.

Одним из поразительных элементов мечети является михраб — молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки. Рядом с михрабом находится минбар — место имама для чтения проповедей.

С западной части мечети есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с Аллахом.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов — предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

Двор Голубой мечети имеет такой же размер, как и сама мечеть. Стены двора украшены аркадами.

Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.



25

Мечеть султана Хасана (араб. جامع السلطان حسن‎) — считают стилистически самым компактным и обобщающим из всех памятников Каира. Это один из шедевров архитектуры Мамлюков. Здание было построено султаном Хасаном ибн аль-Насиром Мухаммадом Калауном в 1356 г., для того, чтобы быть мечетью и религиозной школой для всех четырех суннитских правовых школ (шафиитов, маликитов, ханафитов и ханбалитов).

Строительство началось в 1356 году и закончилось шесть лет спустя, в 1362 году. Один из минаретов разрушился во время строительства, в результате погибли около сотни учеников медресе[1]. Государство было в состоянии финансировать столь крупное строительство несмотря на потери от чумы. При возведении здания использовалась облицовка, демонтированная с великих пирамид.

Султан был убит прежде, чем мечеть была закончена. В мавзолее, который был предназначен для султана Хасана, вместо него похоронены двое его сыновей.

Фасад 76 метров длиной и 36 метров высотой. Карнизы, входная дверь, мавзолей и монументальная лестница особенно примечательны. Стихи от Корана в изящном куфическом стиле и подлинниках сулюс украшают внутренние стены.

Точно дивная фата-моргана,
Виден город у ночи в плену,
Над мечетью султана Гассана

Минарет протыкает луну.

— Николай Гумилёв. Из сборника "Шатёр".



29

Мече́ть Ибн Тулу́на (араб. مسجد أحمد بن طولون‎‎) расположена в Каире, столице Египта. Возможно, это самая старая мечеть Фустата, сохранившая свой первоначальный облик, восходящий к середине IX века.

По преданию, проект мечети был разработан архитектором-христианином, освобожден из темницы специально для этой цели[3]. Мечеть была возведена в стиле построек Саммары (минарет Малвия и Большая мечеть в Самарре), обычном для времён династии Аббасидов.[5] Её современный общий вид, в противопоставление преобладающему большинству мечетей Каира, несёт в себе черты влияния архитектурных традиций Багдадского халифата. Мечеть построена вокруг внутреннего двора, с каждой из четырёх сторон которого — крытый зал, причём больший — со стороны киблы. В пространстве между внутренними и внешними стенами мечети был фонтан для омовения (сабиль). Особый сабиль с высокой куполообразной крышей был возведён в центральном внутреннем дворике в конце XIII века султаном Ладжином

C трёх сторон двор мечети окружён аркадами. Стрельчатые арки упираются на квадратные столбы. С четвёртой стороны к сахну примыкает молитвенная зала, где находится михраб, построенный ещё во времена Ибн Тулуна, но в дальнейшем значительно перестроенный. Четыре колонны с прекрасными капителями, которые украшают зал, представляют собой сполии из какой-то византийской церкви времён Юстиниана[6].

На западной стороне мечети возвышается минарет, что весьма необычно для Каира и выдаёт багдадские веяния. Эта постройка не соединена с основным помещением мечети. Минарет был построен в конце ХІІІ века.

Мечеть Ибн Тулуна сложена из обожённого кирпича и покрыта известковой обмазкой, что опять же является свидетельством оригинальности сооружения для Каира — так как в регионе достаточно камня, который используется как строительный материал. Этот факт также указывает на следование зодчими багдадской традиции.

Архивольты больших и малых арок, капители колон, карнизы и т. д. украшены стилизованными растительными узорами, традиционными для исламского искусства.

Существует легенда, будто сам Ибн Тулун был ответственен за проект минарета: сидя со своими чиновниками, он рассеянно испачкал часть пергамента вокруг своего пальца. Когда чиновники поинтересовались, что он делает, он ответил смущенно, что проектирует минарет.

Некоторые эпизоды фильма о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил» снимались в мечети Ибн Тулуна и в музее Гейер-Андерсона.

39

 

Название Тадж-Махал может быть переведено, как «Величайший Дворец» (где тадж — венец, и махал — дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как «Правитель Мира» (где шах — правитель, джахан — мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как «Избранница Дворца» (где мумтаз — лучший, махал — дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.

 Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу,

Вход в мавзолей выполнен четырьмя огромными арками, в верхней части, представляющими из себя срезанный купол. Верхняя часть каждой арки выходит за пределы крыши с помощью дополнение к фасаду.

В целом здание увенчано пятью куполами, расположенными совершенно симметрично, как и остальные части комплекса. Все купола в их верхней части имеют украшения в виде листьев лотоса. Крупнейший из них (18 метров в диаметре и 24 в высоту) расположен по центру, а остальные четыре поменьше (8 метров в диаметре) размещены вокруг центрального. Высота центрального купола подчеркнута и дополнительно увеличена цилиндрическим элементом (барабан), который выставляется над крышей на высоту 7 метров, и на который опирается купол. Этот элемент, однако, почти не видно, от взгляда его прикрывает выступающая часть входных арок. Таким образом, создается впечатление, что купол намного больше, чем есть на самом деле. В углах внешних стен выстроены высокие декоративные шпили, которые так же обеспечивают визуальный акцент на высоту купола.

Мусульманские традиции запрещают украшать могилы и тела, поэтому Шах-Джахан и Мумтаз похоронены в более простом помещении, расположенном ниже зала с кенотафами. Размер кенотафа Мумтаз 2,5 на 1,5 м, он украшен письменами, превозносящих ее характер. Кенотаф Шаха-Джахана находится с западной стороны от кенотафа Мумтаз и является единственным асимметричным элементом всего комплекса.

Минареты имеют вид усеченного конуса высотой 41,6 метра, и расположены на той же мраморной террасе, что и мавзолей. Они слегка наклонены наружу таким образом, чтобы в случае сильного землетрясения и обрушения не повредить мавзолей. Минареты немного ниже центрального купола мавзолея, и как бы подчеркивают его грандиозность. Как и мавзолей, они полностью покрыты белым мрамором, но несущая конструкция выполнена из кирпича.

Сад представляет собой квадрат со стороной 300 м, разделенный на 4 равные части двумя каналами, которые пересекаются посередине, и имеет характерный для времени Великих Моголов вид. Внутри есть цветники, тенистые улицы и водные каналы, которые создают поразительный эффект, отражая образ здания за ними. Каждый квадрат, образованный каналами в свою очередь делиться еще на 4 части мощеными дорожками. Говорят, что в каждом из этих малых квадратов были посажены 400 деревьев.

Структура сада восходит к самому видению рая в то время: считалось что рай — это идеальный сад обильно орошаемый водой. Представление сада, как символа рая, усиливается надписями на Великих вратах, приглашающих вступить на небеса.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!