Культура Беларуси во второй половине XVIII в.
Подготовка к экзамену
10 класс
План
- Развитие образования и науки в условиях Просвещения
- Начало периодической печати
- Архитектура
- Живопись
- Крепостной театр
- Музыка
- Декоративно-прекладное искусство
Основные понятия: идеи физиократов, диссиденты, рококо
Персоналии: Иоахим Хрептович, Жана Эммануэля Жилибера, Антоний Тизенгауз, Адам Нарушевич, Иосиф Еленский, Михаил Карпович, Мартин Почобот- Обляницкий, Казимир Нарбут, Соломон Майман, Матей Догель, Станислав Конарский, Кароль Вырвич, Ян Пашаковский, Франтишка Папроцкий, Франтишек Смуглевич, Ян Рустем, Юзеф Ксаверий Гесский, Франтишек Уршуль Радзивил, Михаил Казимир Огинский
1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения
Развитие образования и науки во второй половине XVIII в. осуществлялось в условиях проникновения из Европы идей просвещения, которые проповедовали приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом объявлялся образованный человек.
Просвещение на белорусских землях не имело такого революционного характера, как, например, во Франции. Новые идеи укоренялись путем реформ, направленных на решение аграрного вопроса, обеспечение равноправия представителей разных слоев, организацию системы образования.
1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения
Иоахим Хрептович , занимавший посты маршалка, а потом канцлера ВКЛ, основал в Варшаве Товарищество друзей наук , а в своем имении — образцовую сельскохозяйственную общину.
Гродненский староста, меценат Антоний Тизенгауз пригласил в Гродно французского хирурга, анатома, доктора медицины, ботаника Жана Эммануэля Жилибера. Под его руководством начала действовать медицинская школа в Гродно, при которой были созданы клинический госпиталь, анатомический кабинет, аптека, анатомический музей, ботанический парк, библиотека. Благодаря усилиям Ж. Жилибера были открыты акушерская, ветеринарная, финансовая, чертежная, художественная школы.
Иоахим Хрептович
Жан Эммануэлm Жилибер
Антоний Тизенгауз
1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения
Просветители поддерживали концепцию натурального права , которое, по их мнению, дано Богом, закреплено общественным договором с властью и должно охватывать и объединять все население.
Выходец из бедной шляхетской семьи Иосиф Еленский, которого историки считают первым «шляхетским революционером», критиковал крепостное право, выступал за равенство сословий и демократическую республику.
Адам Нарушевич по просьбе короля Речи Посполитой подготовил «Историю польского народа», выступал за монархию с сильной центральной властью.
Адам Нарушевич
1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения
Широко распространились в Беларуси идеи физиократов — французских буржуазных экономистов, признающих землю и земледелие единственным источником богатства, а сельскохозяйственную работу — единственным производственным трудом. Приверженцем таких взглядов в Беларуси стал Михал Карпович .
Определенную роль в становлении идей Просвещения сыграл защитник православия Георгий Конисский . Его взгляды имели религиозный характер. Бога он считал первопричиной всего существующего на земле. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Посполитой и пропагандировал необходимость центральной власти. Защищал права диссидентов — шляхты некатолического вероисповедания.
Георгий Конисский
1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения
Мартин Почобут-Одляницкий
Центром образования и науки являлась Главная школа ВКЛ (с 1781 г.так стала называться Виленская иезуитская академия).
Большой вклад в развитие науки внес ее ректор Мартин Почобут-Одляницкий. Он изучал планету Меркурии, определил координаты многих населенных пунктов на территории Беларуси. Был избран членом-корреспондентом Парижской академии наук и Лондонского астрономического товарищества.
Виленская иезуитская академия
1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения
Казимир Нарбут считал, что философия должна служить обществу, поддерживал реформы в стране, высказывал свое увлечение развитием мануфактур.
Соломон Майман
Европейскую популярность своими трудами получил философ-просветитель Соломон Майман. Являлся первым комментатором и критиком известного немецкого философа Иммануила Канта.
Казимир Нарбут
Матей Догель
Развитие исторической науки связано с именем Матея Догеля, который опубликовал сборник документов по истории внешней политики под названием «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Великого Княжества Литовского»
1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения
С середины XVIII в. начались изменения в школьном образовании. В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия, которая считается первым в Европе светским учреждением образования типа министерства образования.
Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство образованием перешло из рук церковных учреждений к государственным органам. Большое значение имело изучение польского языка и природоведения. Один из руководителей Станислав Конарский обосновал необходимость эстетического и физического воспитания детей. Популярными среди учеников школ были учебники по всеобщей истории Кароля Вырвича, который считал, что история — совокупность изменений в политической жизни, обычаях, религии, науке, искусстве.
Станислав Конарский
2. Начало периодической печати
XVIII в. стал началом периодической печати, что связано с деятельностью Яна Пашаковского и Франтишка Папроцкого, которые занимались изданием календарей. В этих календарях перечислялись астрономические явления, важнейшие события из истории ВКЛ.Ф. Папроцкий издавал еженедельник «Курьер Литэвски» (на польском языке). В нем была напечатана книга «Домашние сведения о Великом Княжестве Литовском»
В 1776 г. вышла в свет первая периодическая газета на территории Беларуси — «Газета Гродненская».
Король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский ввел должность цензора, который не допускал в печать «ненадежные» для правительства статьи.
3. Архитектура
В отрасли архитектуры под влиянием французских образцов по проектам лучших европейских архитекторов в имениях магнатов и шляхты начинают возводиться дворцово-замковые комплексы. По высказыванию знаменитого российского историка Василия Иосифовича Ключевского, «государство (имеется в виду Речь Посполитая) закрылось во дворцах». В архитектуре конца XVIII в. барокко постепенно сменил классицизм.
Несвижский замок. Резиденция Радивилов
Резиденция
Сапег в Ружанах
Резиденция Огинских в Слониме. Реконструкция
Дворцово-парковая архитектура была связана со строительством в магнатских резиденциях парков с многочисленными водоемами, каналами, каменными гротами и т. д., которые закладывались на самых живописных территориях. Вид парка — «пейзаж» — играл основную роль при его планировании.
4. Живопись
В живописи популярными оставались портретный и исторический жанры.
Преподаватели Виленского университета Франтишек Смуглевич, который разработал первую программу обучения живописи, и Ян Рустем. Им принадлежит множество картин на историческую тематику, вт. ч. посвященных личности Т. Костюшко.
Ян Рустем,
картина "Мария Мирская
Франтишек
Смуглевич
Франтишек Смуглевич
Персидские послы у короля Эфиопии
Ян Рустем
4. Живопись
Юзеф Ксаверий Гесский нарисовал портрет последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Художник не мог рисовать короля с натуры, поэтому пользовался уже существующими зарисовками. Это обусловило ту особенность картины, которая сразу бросается в глаза, — непропорциональность нижней и верхней частей фигуры короля.
Станислав Август Понятовский ,
последний король Речи Посполитой
5. Крепостной театр
Самым ярким явлением в развитии культуры второй половины XVIII в. стал крепостной театр. Наибольшую известность приобрели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были пьесы по произведениям хозяйки Несвижа Франтишки Уршули Радзивилл , которая была женой магната Михала Казимира Радзивилла (по прозвищу Рыбонька). Ее пьесы были отображением стиля рококо, который театрализовал быт. Сюжеты постановок отображали повседневную жизнь в Несвиже.
Франтишка Уршула Радзивилл
5. Крепостной театр
Европейскую славу в этот период получил Слонимский крепостной театр Михала Казимира Огинского , Огинский был чрезвычайно разносторонней и талантливой личностью:
- оперным композитором,
- музыкантом-виртуозом,
- поэтом.
Театр был назван "усадьбой муз ".
Он вмещал 2500 зрителей.
Здесь давались грандиозные представления на сцене, размеры которой позволяли выезжать на нее на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений.
5. Крепостной театр
Во второй половине XVIII в. по-прежнему действовали кукольные театры ( батлейки ) и школьные театры при иезуитских коллегиумах. В некоторых из них использовался белорусский язык, например, в постановках Каэтана Марашевского и Михала Цецерского. Они показывали тяжелое положение крепостного населения, а также создали множество образов белорусских крестьян.
6. Музыка
2. В XVIII в. на первый план в развитии искусства вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов.
Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты стала опера на сюжет из жизни дворян или крестьян.
Так, инициатором создания одной из опер стал виленский воевода Кароль Станислав Радзивилл , известный своим прозвищем
Пане Коханку.
Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханка»
6. Музыка
Популярным музыкальным жанром являлись также полонезы. Автором одного из них стал участник восстания 1794 г. Михал Клеофас Огинский , племянник Михала Казимира Огинского. Полонез получил название «Прощание с Родиной». Поместье Залесье возле Сморгони (современная Гродненская область), принадлежавшее Михалу Клеофасу Огинскому, получило название «Северные Афины».
Михал Клеофас Огинский
Осип Козловский
Директором императорских театров и создателем официального гимна Российской империи стал уроженец Могилевщины Осип Козловский. Участник русско-турецкой войны, он, по случаю взятия войсками Суворова турецкой крепости Измаил, написал полонез под названием «Гром победы, раздавайся», много лет использовавшийся в качестве российского гимна.
7. Декоративно-прикладное искусство
Примерами декоративно-прикладного искусства являются изделия мануфактур. Одна из первых — Уречская стекольная мануфактура (на территории современной Минской области), созданная по образцу Дрезденской королевской зеркальни. Здесь выпускались зеркала, которые приобрели европейскую известность.
Мировую славу имела Слуцкая мануфактура шелковых поясов. Широкий шелковый пояс был необходимой частью магнатского и шляхетского костюмов. В качестве образца для слуцких поясов служили изделия, привезенные из Малой Азии и Персии (отсюда название мануфактур — персиарни).
Еще одна ткацкая мануфактура Радзивиллов по изготовлению полотна для обивки стен, скатертей, безворсовых ковров (гобеленов) существовала в Кореличах (современная Гродненская область). Здесь местными мастерами была выткана серия гобеленов с сюжетами на исторические темы.