СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Беларуси во второй половине XVIII века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по подготовке к экзамену по истории Беларуси на тему "Культура Беларуси во второй половине 18 века"

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 29»

Вопрос 29. Культура Беларуси во второй половине XVIII в.

План

  1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения.

  2. Начало периодической печати.

  3. Архитектура.

  4. Живопись.

  5. Крепостной театр.

  6. Музыка.

  7. Декоративно-прикладное искусство.


  1. Развитие образования и науки во второй половине XVIII в. осу­ществлялось в условиях проникновения из Европы идей просвещения, которые проповедовали приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом объявлялся образованный человек. Распространению идей Просвещения содейство­вали научные открытия в естественных науках и достижения в области гуманитарных знаний. На территории Беларуси стали известны произ­ведения Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других французских просветителей. Просвещение на белорусских землях не имело такого революционного характера, как, например, во Франции. Новые идеи укоренялись путем реформ, направленных на решение аграрного вопроса, обеспечение равноправия представителей разных слоев, организацию системы образования.

Известный представитель Просвещения магнат Иоахим Хрептович, занимавший посты маршалка, а потом канцлера ВКЛ, основал в Варшаве Товарищество друзей наук, а в своем имении — образцовую сельскохозяйственную общину. Гродненский староста, меценат Антоний Тизенгауз пригласил в Гродно французского хирурга, анатома, доктора медицины, ботаника Жана Эммануэля Жилибера. Под его руковод­ством начала действовать медицинская школа в Гродно, при которой были созданы клинический госпиталь, анатомический кабинет, аптека, анатомический музей, ботанический парк, библиотека. Подобных школ не было в то время ни в Речи Посполитой, ни в Российской империи. В школе были подготовлены три выпуска врачей. Также благодаря уси­лиям Ж. Жилибера были открыты акушерская, ветеринарная, финан­совая, чертежная, художественная школы.

Просветители поддерживали концепцию натурального права, кото­рое, по их мнению, дано Богом, закреплено общественным договором с властью и должно охватывать и объединять все население. Так, напри­мер, уроженец Пинщины известный польский поэт Адам Нарушевич, который по просьбе короля Речи Посполитой подготовил «Историю польского народа», выступал за монархию с сильной центральной влас­тью. Другие просветители поддерживали идею европейского парла­ментаризма с разделом власти на исполнительную, судебную и зако­нодательную. Выходец из бедной шляхетской семьи Иосиф Еленский, которого историки считают первым «шляхетским революционером», критиковал крепостное право, выступал за равенство сословий и де­мократическую республику.

Широко распространились в Беларуси идеи физиократов — фран­цузских буржуазных экономистов, признающих землю и земледелие единственным источником богатства, а сельскохозяйственную работу — единственным производственным трудом. Приверженцем таких взглядов в Беларуси стал уроженец Брестчины Михал Карпович, который одним из первых в ВКЛ начал критиковать крепостное право.

Определенную роль в становлении идей Просвещения сыграл за­щитник православия Георгий Конисский, который в 1755 г. получил сан епископа Могилевского (белорусского). Его взгляды имели ре­лигиозный характер. Бога он считал первопричиной всего существу­ющего на земле. Вместе с тем в своих трудах по некоторым вопросам отходил от церковного учения, уважал взгляды Коперника и Галилея, собирал архивные источники по истории православной церкви в Бела­руси. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Посполитой и пропагандировал необходимость центральной власти. Защищал права диссидентов — шляхты некатолического вероисповедания. Его речь в защиту диссидентов на встрече с королем Речи Посполитой Стани­славом Августом Понятовским в 1765 г. была переведена на европей­ские языки как образец веротерпимости. Король пообещал вернуть православным их права, храмы и монастыри, но свои обещания не вы­полнил. А. С. Пушкин назвал Г. Конисского «одним из самых незабы­ваемых мужей», жизнь которого принадлежит истории.

Центром образования и науки являлась Главная школа ВКЛ (с 1781 г.так стала называться Виленская иезуитская академия). Большой вклад в развитие науки внес ее ректор Мартин Почобут-Одляницкий. Он изу­чал планету Меркурии, определил координаты многих населенных пунктов на территории Беларуси. Был избран членом-корреспондентом Париж­ской академии наук и Лондонского астрономического товарищества.

Виленский профессор, уроженец Гродненщины Казимир Нарбут читал лекции по философии. Он считал, что философия должна служить обществу, поддерживал реформы в стране, высказывал свое увлечение развитием мануфактур. Европейскую популярность своими трудами получил философ-просветитель Соломон Майман, родившийся вблизи местечка Мир (современный Кореличский район Гродненской области). Начальное образование получил в еврейской школе, а потом учился в Германии, являлся первым комментатором и критиком известного немецкого философа Иммануила Канта.

Развитие исторической науки связано с именем Матея Догеля, который, будучи послом Речи Посполитой, имел возможность рабо­тать в библиотеках Германии, Франции, Голландии. Также имел доступ к королевским архивам Кракова и Несвижа, что дало возможность опубликовать сборник документов по истории внешней политики под названием «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Вели­кого Княжества Литовского».

С середины XVIII в. начались изменения в школьном образовании. В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия, которая считается первым в Европе светским учреждением образования типа министерства образования. За 20 лет деятельности она открыла 20 школ средней сту­пени. Успешное их окончание давало возможность поступить в высшие учебные заведения на территории Речи Посполитой — Краковский и Виленский университеты. Благодаря усилиям Эдукационной комиссии на территории Беларуси в конце XVIII в. действовало 200 начальных школ. Среди учащихся 30 % составляли крестьянские дети.

Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство образованием перешло из рук церковных учреж­дений к государственным органам. Большое значение имело изучение польского языка и природоведения. Один из руководителей органа пиаров Станислав Конарский обосновал необходимость эстетического и физического воспитания детей. Популярными среди учеников школ были учебники по всеобщей истории Кароля Вырвича, который считал, что история — совокупность изменений в политической жизни, обычаях, религии, науке, искусстве.


2.XVIII в. стал началом периодической печати, что связано с деятельностью Яна Пашаковского и Франтишка Папроцкого, которые занимались изданием календарей. В этих календарях перечислялись
астрономические явления, важнейшие события из истории ВКЛ.Ф. Папроцкий также издавал еженедельник
«Курьер Литэвски» (на польском языке). В нем была напечатана книга «Домашние сведе-
ния о Великом Княжестве Литовском», которая считается первой энциклопедией, содержащей информацию по географии и истории белорусско-литовских земель. В 1776 г. вышла в свет первая периодическая газета на территории Беларуси — «Газета Гродненская» (на польском языке). Король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский ввел должность цензора, который не допускал в печать «ненадежные» для правительства статьи.


3.В отрасли архитектуры под влиянием французских образцов по проектам лучших европейских архитекторов в имениях магнатов и шляхты начинают возводиться дворцово-замковые комплексы. Среди них резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапег — в Ружанах, Огинских — в Слониме, Тизенгаузов — в Гродно и др. По высказыванию знаменитого российского историка Василия Иосифовича Ключевского, «государство (имеется в виду Речь Посполитая) закрылось во дворцах». В архитектуре конца XVIII в.
барокко постепенно сменил
классицизм. Среди памятников, для которых характерно сочетание элементов этих стилей, выделяется дворцово-парковый ансамбль Сапег в Ружанах.

Дворцово-парковая архитектура была связана со строительством в магнатских резиденциях парков с многочисленными водоемами, ка­налами, каменными гротами и т. д., которые закладывались на самых живописных территориях. Вид парка — «пейзаж» — играл основную роль при его планировании. В дворцово-парковой архитектуре нашла отражение идея французского просветителя Жан -Жака Руссо о культе (поклонении) натуральной природы. Ж.-Ж. Руссо сам собирался в 1778 г. поселиться в Беловеже, где для него обещали построить идил­лический домик и отмежевать его от «испорченной городской цивили­зации». Здесь же в соответствии со взглядами знаменитого философа формировался пейзажный сад. Своеобразным строительным материа­лом при создании пейзажей стали деревья и растения.


4.В живописи популярными оставались портретный и исторический жанры. Здесь превалировали представители Виленской художественной школы — преподавате­ли Виленского университета Франтишек Смуглевич, который разработал первую программу обучения живописи, и Ян Рус­тем. Им принадлежит множество картин на историческую тематику, вт. ч. посвященных личности Т. Костюшко. При дворе польских королей работали профессиональные ев­ропейские мастера, полотна которых стали своеобразной школой для местных художни­ков. Так, европейским мастером во второй половине XVIII в. был создан портрет Михала Казимира Огинского, а местный при­дворный художник Юзеф Ксаверий Гесский нарисовал портрет последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Художник не мог рисовать короля с натуры, поэтому пользовался уже сущес­твующими зарисовками. Это обусловило ту особенность картины, которая сразу бро­сается в глаза, — непропорциональность нижней и верхней частей фигуры короля.


5. Самым ярким явлением в развитии культуры второй половины XVIII в. стал крепостной театр. Наибольшую извест­ность приобрели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были пьесы по произведени­ям хозяйки Несвижа Франтишки Уршули Радзивилл, которая была женой магната Михала Казимира Радзивилла (по прозвищу Рыбонька). Ее пьесы были отображением стиля рококо, который театрализовал быт. Сюжеты постановок отображали повсе­дневную жизнь в Несвиже.

Европейскую известность получил театр Михала Казимира Огинского в Слониме и был назван «усадьбой муз». В нем проходили грандиозные постановки на сцене, размеры которой позволяли заезжать на нее на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений. Спектакль могли смотреть до 2500 зрителей. Сам Михал Казимир Огинский был высокообразованным, одаренным человеком, представителем известного магнатского рода. По просьбе французского просветителя Дени Дидро он написал статью о таком музыкальном инструменте, как арфа, для его «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Среди личных друзей Михала Казимира Огинского был Йозеф Гайдн,
которому он подсказал сюжет оратории (музыкального произведения) «Сотворение мира» (в Слониме состоялась его премьера).

Многие воспитанники крепостных театров Беларуси выступали на сценах Варшавы и Петербурга. Вельможи из этих городов часто приезжали в небольшой город Шклов (современная Могилевская область), где находился театр фаворита российской императрицы Екатерины II графа Семена Зорича, чтобы посмотреть на чудесное мастерство танцовщиков.

Во второй половине XVIII в. по-прежнему действовали кукольные театры (батлейки) и школьные театры при иезуитских коллегиумах. В некоторых из них использовался белорусский язык, например, в по-
становках
Каэтана Марашевского и Михала Цецерского. Они показывали тяжелое положение крепостного населения, а также создали множество образов белорусских крестьян.


6.На первый план среди искусств в XVIII в, вышла музыка, которая стала господствовать во дворцах магнатов. Наиболее популярным музыкальным жанром среди шляхты были оперы с комическим сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты. Так, инициатором создания оперы «Агатка, или Приезд Пана» (стихи Матея Радзивилла, музыка Яна Давида Голанда) был виленский воевода, князь Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку (именно с этими словами он обычно обращался к собеседникам). С его именем связано много исторических анекдотов. Например, родители не очень заставляли учиться сына-лентяя, который в 15 лет еще не умел читать. Научил его буквам очень оригинальным способом один учитель. Он рисовал мелом на доске буквы, а потом просил ученика целиться в них из ружья. В Несвиже и сегодня можно услышать рассказ о том, как Пане Коханлея в санках, запряженных медведями. Рассказывают также, что однажды во время одного из балов, проходившего в летнюю жаркую ночь, ане Коханку пообещал гостям наутро зиму. Он приказал посыпать при­везенной из-за границы солью дорогу и устроил катание по ней на санях.

Пане Коханку в его выдумках можно сравнить с бароном Мюнхаузеном, переносившим свои выдумки в реальную жизнь и образовывающим таким образом выдуманную картину мира. Так, например, любимое за­нятие Кароля Станислава Радзивилла — рассказывать шляхте разные небылицы наподобие той, когда однажды он выстрелил в оленя перси­ковой косточкой, из которой потом между рогами животного выросло целое дерево. В его жизни воплотился универсальный принцип «Вся жизнь — театр, а люди в нем — актеры», принадлежащий Уильяму Шекспиру. Около Несвижа по приказу Пане Коханку построили де­ревню для обедневшей шляхты, жизнь которой была театрализованной и бутафорской. Вообще, жизнь Кароля Станислава Радзивилла явля­ется примером физического и морального разложения магнатов и всей феодально-крепостнической системы.

Популярным музыкальным жанром являлись также полонезы. Авто­ром одного из них стал участник восстания 1794 г. Михал Клеофас Огинский, племянник Михала Казимира Огинского. Полонез получил название «Прощание с Родиной». Поместье Залесье возле Сморгони (современная Гродненская область), принадлежавшее Михалу Клеофасу Огинскому, получило название «Северные Афины».

Директором императорских театров и создателем официального гим­на Российской империи стал уроженец Могилевщины Осип Козлов­ский. Участник русско-турецкой войны, он, по случаю взятия войсками Суворова турецкой крепости Измаил, написал полонез под названием «Гром победы, раздавайся», много лет использовавшийся в качестве российского гимна.


7.Примерами декоративно-прикладного искусства являются изде­лия мануфактур. Одна из первых — Уречская стекольная мануфактура (на территории современной Минской области), созданная по образцу Дрезденской королевской зеркальни. Здесь выпускались зеркала, кото­рые приобрели европейскую известность. Династии местных мастеров изготавливали также столовую посуду из цветного молочного стекла и хрусталя, украшенную гравировкой и гранением.

Мировую славу имела Слуцкая мануфактура шелковых поясов. Ши­рокий шелковый пояс был необходимой частью магнатского и шля­хетского костюмов. В качестве образца для слуцких поясов служили изделия, привезенные из Малой Азии и Персии (отсюда название ману­фактур — персиарни). Стоили привозные пояса очень дорого, поэтому в ВКЛ было налажено свое производство. Первая персиарня возникла в Несвиже, откуда в середине XVIII в. она была перенесена в Слуцк. Первоначально на персиарнях работали турецкие, а потом местные мастера. Литературоведы называют «гениальной ошибкой» стихо­творение Максима Богдановича «Слуцкие ткачихи», потому что он не знал истории Слуцкой мастерской, где работали в основном мужчины. Однако созданный им образ девушек-ткачих впечатляет. В год на одном станке изготавливалось около 45 м тканых поясов. На Слуцкой перси- арне было 24 станка. Один пояс составлял от 2 до 4 м в длину с узором на две половины и метками на обоих концах. Большая коллекция поясов имелась в Несвижском дворце Радзивиллов.

Еще одна ткацкая мануфактура Радзивиллов по изготовлению по­лотна для обивки стен, скатертей, безворсовых ковров (гобеленов) су­ществовала в Кореличах (современная Гродненская область). Здесь местными мастерами была выткана серия гобеленов с сюжетами на исторические темы.

Просмотр содержимого презентации
«Культура Беларуси во второй половине XVIII в»

Культура Беларуси во второй половине XVIII в. Подготовка к экзамену 10 класс

Культура Беларуси во второй половине XVIII в.

Подготовка к экзамену

10 класс

План

План

  • Развитие образования и науки в условиях Просвещения
  • Начало периодической печати
  • Архитектура
  • Живопись
  • Крепостной театр
  • Музыка
  • Декоративно-прекладное искусство
Основные понятия: идеи физиократов, диссиденты, рококо Персоналии: Иоахим Хрептович, Жана Эммануэля Жилибера, Антоний Тизенгауз, Адам Нарушевич, Иосиф Еленский, Михаил Карпович, Мартин Почобот- Обляницкий, Казимир Нарбут, Соломон Майман, Матей Догель, Станислав Конарский, Кароль Вырвич, Ян Пашаковский, Франтишка Папроцкий, Франтишек Смуглевич, Ян Рустем, Юзеф Ксаверий Гесский, Франтишек Уршуль Радзивил, Михаил Казимир Огинский

Основные понятия: идеи физиократов, диссиденты, рококо

Персоналии: Иоахим Хрептович, Жана Эммануэля Жилибера, Антоний Тизенгауз, Адам Нарушевич, Иосиф Еленский, Михаил Карпович, Мартин Почобот- Обляницкий, Казимир Нарбут, Соломон Майман, Матей Догель, Станислав Конарский, Кароль Вырвич, Ян Пашаковский, Франтишка Папроцкий, Франтишек Смуглевич, Ян Рустем, Юзеф Ксаверий Гесский, Франтишек Уршуль Радзивил, Михаил Казимир Огинский

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения Развитие образования и науки во второй половине XVIII в. осу­ществлялось в условиях проникновения из Европы идей просвещения, которые проповедовали приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом объявлялся образованный человек. Просвещение на белорусских землях не имело такого революционного характера, как, например, во Франции. Новые идеи укоренялись путем реформ, направленных на решение аграрного вопроса, обеспечение равноправия представителей разных слоев, организацию системы образования.

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения

Развитие образования и науки во второй половине XVIII в. осу­ществлялось в условиях проникновения из Европы идей просвещения, которые проповедовали приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом объявлялся образованный человек.

Просвещение на белорусских землях не имело такого революционного характера, как, например, во Франции. Новые идеи укоренялись путем реформ, направленных на решение аграрного вопроса, обеспечение равноправия представителей разных слоев, организацию системы образования.

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения Иоахим Хрептович , занимавший посты маршалка, а потом канцлера ВКЛ, основал в Варшаве Товарищество друзей наук , а в своем имении — образцовую сельскохозяйственную общину. Гродненский староста, меценат Антоний Тизенгауз пригласил в Гродно французского хирурга, анатома, доктора медицины, ботаника Жана Эммануэля Жилибера. Под его руковод­ством начала действовать медицинская школа в Гродно, при которой были созданы клинический госпиталь, анатомический кабинет, аптека, анатомический музей, ботанический парк, библиотека. Благодаря уси­лиям Ж. Жилибера были открыты акушерская, ветеринарная, финан­совая, чертежная, художественная школы. Иоахим Хрептович Жан Эммануэлm Жилибер Антоний Тизенгауз

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения

Иоахим Хрептович , занимавший посты маршалка, а потом канцлера ВКЛ, основал в Варшаве Товарищество друзей наук , а в своем имении — образцовую сельскохозяйственную общину.

Гродненский староста, меценат Антоний Тизенгауз пригласил в Гродно французского хирурга, анатома, доктора медицины, ботаника Жана Эммануэля Жилибера. Под его руковод­ством начала действовать медицинская школа в Гродно, при которой были созданы клинический госпиталь, анатомический кабинет, аптека, анатомический музей, ботанический парк, библиотека. Благодаря уси­лиям Ж. Жилибера были открыты акушерская, ветеринарная, финан­совая, чертежная, художественная школы.

Иоахим Хрептович

Жан Эммануэлm Жилибер

Антоний Тизенгауз

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения Просветители поддерживали концепцию натурального права , кото­рое, по их мнению, дано Богом, закреплено общественным договором с властью и должно охватывать и объединять все население.  Выходец из бедной шляхетской семьи Иосиф Еленский, которого историки считают первым «шляхетским революционером», критиковал крепостное право, выступал за равенство сословий и де­мократическую республику. Адам Нарушевич по просьбе короля Речи Посполитой подготовил «Историю польского народа», выступал за монархию с сильной центральной влас­тью. Адам Нарушевич

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения

Просветители поддерживали концепцию натурального права , кото­рое, по их мнению, дано Богом, закреплено общественным договором с властью и должно охватывать и объединять все население.

Выходец из бедной шляхетской семьи Иосиф Еленский, которого историки считают первым «шляхетским революционером», критиковал крепостное право, выступал за равенство сословий и де­мократическую республику.

Адам Нарушевич по просьбе короля Речи Посполитой подготовил «Историю польского народа», выступал за монархию с сильной центральной влас­тью.

Адам Нарушевич

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения Широко распространились в Беларуси идеи физиократов — фран­цузских буржуазных экономистов, признающих землю и земледелие единственным источником богатства, а сельскохозяйственную работу — единственным производственным трудом. Приверженцем таких взглядов в Беларуси стал Михал Карпович . Определенную роль в становлении идей Просвещения сыграл за­щитник православия Георгий Конисский . Его взгляды имели ре­лигиозный характер. Бога он считал первопричиной всего существу­ющего на земле. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Посполитой и пропагандировал необходимость центральной власти. Защищал права диссидентов — шляхты некатолического вероисповедания. Георгий Конисский

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения

Широко распространились в Беларуси идеи физиократов — фран­цузских буржуазных экономистов, признающих землю и земледелие единственным источником богатства, а сельскохозяйственную работу — единственным производственным трудом. Приверженцем таких взглядов в Беларуси стал Михал Карпович .

Определенную роль в становлении идей Просвещения сыграл за­щитник православия Георгий Конисский . Его взгляды имели ре­лигиозный характер. Бога он считал первопричиной всего существу­ющего на земле. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Посполитой и пропагандировал необходимость центральной власти. Защищал права диссидентов — шляхты некатолического вероисповедания.

Георгий Конисский

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения Мартин Почобут-Одляницкий Центром образования и науки являлась Главная школа ВКЛ (с 1781 г.так стала называться Виленская иезуитская академия). Большой вклад в развитие науки внес ее ректор Мартин Почобут-Одляницкий. Он изу­чал планету Меркурии, определил координаты многих населенных пунктов на территории Беларуси. Был избран членом-корреспондентом Париж­ской академии наук и Лондонского астрономического товарищества. Виленская иезуитская академия

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения

Мартин Почобут-Одляницкий

Центром образования и науки являлась Главная школа ВКЛ (с 1781 г.так стала называться Виленская иезуитская академия).

Большой вклад в развитие науки внес ее ректор Мартин Почобут-Одляницкий. Он изу­чал планету Меркурии, определил координаты многих населенных пунктов на территории Беларуси. Был избран членом-корреспондентом Париж­ской академии наук и Лондонского астрономического товарищества.

Виленская иезуитская академия

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения Казимир Нарбут считал, что философия должна служить обществу, поддерживал реформы в стране, высказывал свое увлечение развитием мануфактур. Соломон Майман Европейскую популярность своими трудами получил философ-просветитель Соломон Майман. Являлся первым комментатором и критиком известного немецкого философа Иммануила Канта. Казимир Нарбут Матей Догель Развитие исторической науки связано с именем Матея Догеля, который опубликовал сборник документов по истории внешней политики под названием «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Вели­кого Княжества Литовского»

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения

Казимир Нарбут считал, что философия должна служить обществу, поддерживал реформы в стране, высказывал свое увлечение развитием мануфактур.

Соломон Майман

Европейскую популярность своими трудами получил философ-просветитель Соломон Майман. Являлся первым комментатором и критиком известного немецкого философа Иммануила Канта.

Казимир Нарбут

Матей Догель

Развитие исторической науки связано с именем Матея Догеля, который опубликовал сборник документов по истории внешней политики под названием «Дипломатический кодекс Королевства Польского и Вели­кого Княжества Литовского»

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения С середины XVIII в. начались изменения в школьном образовании. В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия, которая считается первым в Европе светским учреждением образования типа министерства образования. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство образованием перешло из рук церковных учреж­дений к государственным органам. Большое значение имело изучение польского языка и природоведения. Один из руководителей Станислав Конарский обосновал необходимость эстетического и физического воспитания детей. Популярными среди учеников школ были учебники по всеобщей истории Кароля Вырвича, который считал, что история — совокупность изменений в политической жизни, обычаях, религии, науке, искусстве. Станислав Конарский

1. Развитие образования и науки в условиях Просвещения

С середины XVIII в. начались изменения в школьном образовании. В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия, которая считается первым в Европе светским учреждением образования типа министерства образования.

Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство образованием перешло из рук церковных учреж­дений к государственным органам. Большое значение имело изучение польского языка и природоведения. Один из руководителей Станислав Конарский обосновал необходимость эстетического и физического воспитания детей. Популярными среди учеников школ были учебники по всеобщей истории Кароля Вырвича, который считал, что история — совокупность изменений в политической жизни, обычаях, религии, науке, искусстве.

Станислав Конарский

2. Начало периодической печати XVIII в. стал началом периодической печати, что связано с деятельностью Яна Пашаковского и Франтишка Папроцкого, которые занимались изданием календарей. В этих календарях перечислялись астрономические явления, важнейшие события из истории ВКЛ.Ф. Папроцкий издавал еженедельник «Курьер Литэвски» (на польском языке). В нем была напечатана книга «Домашние сведения о Великом Княжестве Литовском» В 1776 г. вышла в свет первая периодическая газета на территории Беларуси — «Газета Гродненская». Король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский ввел должность цензора, который не допускал в печать «ненадежные» для правительства статьи.

2. Начало периодической печати

XVIII в. стал началом периодической печати, что связано с деятельностью Яна Пашаковского и Франтишка Папроцкого, которые занимались изданием календарей. В этих календарях перечислялись астрономические явления, важнейшие события из истории ВКЛ.Ф. Папроцкий издавал еженедельник «Курьер Литэвски» (на польском языке). В нем была напечатана книга «Домашние сведения о Великом Княжестве Литовском»

В 1776 г. вышла в свет первая периодическая газета на территории Беларуси — «Газета Гродненская».

Король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский ввел должность цензора, который не допускал в печать «ненадежные» для правительства статьи.

3. Архитектура В отрасли архитектуры под влиянием французских образцов по проектам лучших европейских архитекторов в имениях магнатов и шляхты начинают возводиться дворцово-замковые комплексы. По высказыванию знаменитого российского историка Василия Иосифовича Ключевского, «государство (имеется в виду Речь Посполитая) закрылось во дворцах». В архитектуре конца XVIII в.  барокко постепенно сменил классицизм.  Несвижский замок. Резиденция Радивилов Резиденция Сапег в Ружанах Резиденция Огинских в Слониме. Реконструкция Дворцово-парковая архитектура была связана со строительством в магнатских резиденциях парков с многочисленными водоемами, ка­налами, каменными гротами и т. д., которые закладывались на самых живописных территориях. Вид парка — «пейзаж» — играл основную роль при его планировании.

3. Архитектура

В отрасли архитектуры под влиянием французских образцов по проектам лучших европейских архитекторов в имениях магнатов и шляхты начинают возводиться дворцово-замковые комплексы. По высказыванию знаменитого российского историка Василия Иосифовича Ключевского, «государство (имеется в виду Речь Посполитая) закрылось во дворцах». В архитектуре конца XVIII в. барокко постепенно сменил классицизм.

Несвижский замок. Резиденция Радивилов

Резиденция

Сапег в Ружанах

Резиденция Огинских в Слониме. Реконструкция

Дворцово-парковая архитектура была связана со строительством в магнатских резиденциях парков с многочисленными водоемами, ка­налами, каменными гротами и т. д., которые закладывались на самых живописных территориях. Вид парка — «пейзаж» — играл основную роль при его планировании.

4. Живопись В живописи популярными оставались портретный и исторический жанры. Преподавате­ли Виленского университета Франтишек Смуглевич, который разработал первую программу обучения живописи, и Ян Рус­тем. Им принадлежит множество картин на историческую тематику, вт. ч. посвященных личности Т. Костюшко. Ян Рустем, картина

4. Живопись

В живописи популярными оставались портретный и исторический жанры.

Преподавате­ли Виленского университета Франтишек Смуглевич, который разработал первую программу обучения живописи, и Ян Рус­тем. Им принадлежит множество картин на историческую тематику, вт. ч. посвященных личности Т. Костюшко.

Ян Рустем,

картина "Мария Мирская

Франтишек

Смуглевич

Франтишек Смуглевич

Персидские послы у короля Эфиопии

Ян Рустем

4. Живопись Юзеф Ксаверий Гесский нарисовал портрет последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Художник не мог рисовать короля с натуры, поэтому пользовался уже сущес­твующими зарисовками. Это обусловило ту особенность картины, которая сразу бро­сается в глаза, — непропорциональность нижней и верхней частей фигуры короля. Станислав  Август  Понятовский , последний  король  Речи  Посполитой

4. Живопись

Юзеф Ксаверий Гесский нарисовал портрет последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Художник не мог рисовать короля с натуры, поэтому пользовался уже сущес­твующими зарисовками. Это обусловило ту особенность картины, которая сразу бро­сается в глаза, — непропорциональность нижней и верхней частей фигуры короля.

Станислав Август Понятовский ,

последний король Речи Посполитой

5. Крепостной театр Самым ярким явлением в развитии культуры второй половины XVIII в. стал крепостной театр. Наибольшую извест­ность приобрели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были пьесы по произведени­ям хозяйки Несвижа Франтишки Уршули Радзивилл , которая была женой магната Михала Казимира Радзивилла (по прозвищу Рыбонька). Ее пьесы были отображением стиля рококо, который театрализовал быт. Сюжеты постановок отображали повсе­дневную жизнь в Несвиже. Франтишка Уршула Радзивилл

5. Крепостной театр

Самым ярким явлением в развитии культуры второй половины XVIII в. стал крепостной театр. Наибольшую извест­ность приобрели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были пьесы по произведени­ям хозяйки Несвижа Франтишки Уршули Радзивилл , которая была женой магната Михала Казимира Радзивилла (по прозвищу Рыбонька). Ее пьесы были отображением стиля рококо, который театрализовал быт. Сюжеты постановок отображали повсе­дневную жизнь в Несвиже.

Франтишка Уршула Радзивилл

5. Крепостной театр Европейскую славу в этот период получил Слонимский крепостной театр Михала Казимира Огинского , Огинский был чрезвычайно разносторонней и талантливой личностью:  оперным композитором,  музыкантом-виртуозом,  поэтом.  Театр был назван

5. Крепостной театр

Европейскую славу в этот период получил Слонимский крепостной театр Михала Казимира Огинского , Огинский был чрезвычайно разносторонней и талантливой личностью:

  • оперным композитором,
  • музыкантом-виртуозом,
  • поэтом.

Театр был назван "усадьбой муз ".

Он вмещал 2500 зрителей.

Здесь давались грандиозные представления на сцене, размеры которой позволяли выезжать на нее на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений.

5. Крепостной театр Во второй половине XVIII в. по-прежнему действовали кукольные театры ( батлейки ) и школьные театры при иезуитских коллегиумах. В некоторых из них использовался белорусский язык, например, в постановках Каэтана Марашевского и Михала Цецерского. Они показывали тяжелое положение крепостного населения, а также создали множество образов белорусских крестьян.

5. Крепостной театр

Во второй половине XVIII в. по-прежнему действовали кукольные театры ( батлейки ) и школьные театры при иезуитских коллегиумах. В некоторых из них использовался белорусский язык, например, в постановках Каэтана Марашевского и Михала Цецерского. Они показывали тяжелое положение крепостного населения, а также создали множество образов белорусских крестьян.

6. Музыка 2. В XVIII в. на первый план в развитии искусства вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты стала опера на сюжет из жизни дворян или крестьян. Так, инициатором создания одной из опер стал виленский воевода Кароль Станислав Радзивилл , известный своим прозвищем Пане Коханку. Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханка»

6. Музыка

2. В XVIII в. на первый план в развитии искусства вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов.

Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты стала опера на сюжет из жизни дворян или крестьян.

Так, инициатором создания одной из опер стал виленский воевода Кароль Станислав Радзивилл , известный своим прозвищем

Пане Коханку.

Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханка»

6. Музыка Популярным музыкальным жанром являлись также полонезы. Авто­ром одного из них стал участник восстания 1794 г. Михал Клеофас Огинский , племянник Михала Казимира Огинского. Полонез получил название «Прощание с Родиной». Поместье Залесье возле Сморгони (современная Гродненская область), принадлежавшее Михалу Клеофасу Огинскому, получило название «Северные Афины». Михал Клеофас Огинский Осип Козлов­ский Директором императорских театров и создателем официального гим­на Российской империи стал уроженец Могилевщины Осип Козлов­ский. Участник русско-турецкой войны, он, по случаю взятия войсками Суворова турецкой крепости Измаил, написал полонез под названием «Гром победы, раздавайся», много лет использовавшийся в качестве российского гимна.

6. Музыка

Популярным музыкальным жанром являлись также полонезы. Авто­ром одного из них стал участник восстания 1794 г. Михал Клеофас Огинский , племянник Михала Казимира Огинского. Полонез получил название «Прощание с Родиной». Поместье Залесье возле Сморгони (современная Гродненская область), принадлежавшее Михалу Клеофасу Огинскому, получило название «Северные Афины».

Михал Клеофас Огинский

Осип Козлов­ский

Директором императорских театров и создателем официального гим­на Российской империи стал уроженец Могилевщины Осип Козлов­ский. Участник русско-турецкой войны, он, по случаю взятия войсками Суворова турецкой крепости Измаил, написал полонез под названием «Гром победы, раздавайся», много лет использовавшийся в качестве российского гимна.

7. Декоративно-прикладное искусство Примерами декоративно-прикладного искусства являются изде­лия мануфактур. Одна из первых — Уречская стекольная мануфактура (на территории современной Минской области), созданная по образцу Дрезденской королевской зеркальни. Здесь выпускались зеркала, кото­рые приобрели европейскую известность. Мировую славу имела Слуцкая мануфактура шелковых поясов. Ши­рокий шелковый пояс был необходимой частью магнатского и шля­хетского костюмов. В качестве образца для слуцких поясов служили изделия, привезенные из Малой Азии и Персии (отсюда название ману­фактур — персиарни). Еще одна ткацкая мануфактура Радзивиллов по изготовлению по­лотна для обивки стен, скатертей, безворсовых ковров (гобеленов) су­ществовала в Кореличах (современная Гродненская область). Здесь местными мастерами была выткана серия гобеленов с сюжетами на исторические темы.

7. Декоративно-прикладное искусство

Примерами декоративно-прикладного искусства являются изде­лия мануфактур. Одна из первых — Уречская стекольная мануфактура (на территории современной Минской области), созданная по образцу Дрезденской королевской зеркальни. Здесь выпускались зеркала, кото­рые приобрели европейскую известность.

Мировую славу имела Слуцкая мануфактура шелковых поясов. Ши­рокий шелковый пояс был необходимой частью магнатского и шля­хетского костюмов. В качестве образца для слуцких поясов служили изделия, привезенные из Малой Азии и Персии (отсюда название ману­фактур — персиарни).

Еще одна ткацкая мануфактура Радзивиллов по изготовлению по­лотна для обивки стен, скатертей, безворсовых ковров (гобеленов) су­ществовала в Кореличах (современная Гродненская область). Здесь местными мастерами была выткана серия гобеленов с сюжетами на исторические темы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!