СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Древней Руси (IX - первая половина XIII в.). Презентация к уроку истории в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроках истории, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории

Просмотр содержимого документа
«Культура Древней Руси (IX - первая половина XIII в.). Презентация к уроку истории в 11 классе»

Культура Древней Руси  (IX- первая половина XIII вв.)

Культура Древней Руси (IX- первая половина XIII вв.)

Особенности древнерусской культуры 2. Древнерусская культура впитывала в себя достижения соседних народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев 1. Основа культуры – богатое наследие восточных славян – мифы и сказания, песни, сказания, былины, ремесло 4. Главным мотивом для древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов 3. Большое влияние на культуру оказала Византия и принятие христианства

Особенности древнерусской культуры

2. Древнерусская культура впитывала в себя достижения соседних народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев

1. Основа культуры – богатое наследие восточных славян – мифы и сказания, песни, сказания, былины, ремесло

4. Главным мотивом для древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов

3. Большое влияние на культуру оказала Византия и принятие христианства

1. Письменность и просвещение Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи . Болгарский автор Х в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы». Однако сами литературные памятники этой письменности не обнаружены. Скандинавская руническая надпись на амулете из Старой Ладоги

1. Письменность и просвещение

Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи .

Болгарский автор Х в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы». Однако сами литературные памятники этой письменности не обнаружены.

Скандинавская руническая надпись на амулете из Старой Ладоги

1. Письменность и просвещение Настоящая письменность появилась у славян после принятия христианства . Первая славянская азбука   «глаголица»   была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом и Мефодием по заказу правителя Великоморавской державы князя Ростислава в IX в. Глаголическое Зографское Евангелие, X–XI в

1. Письменность и просвещение

Настоящая письменность появилась у славян после принятия христианства . Первая славянская азбука   «глаголица»   была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом и Мефодием по заказу правителя Великоморавской державы князя Ростислава в IX в.

Глаголическое Зографское Евангелие, X–XI в

1. Письменность и просвещение В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему   «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности. При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги Гнёздовская надпись — древнейшая известная древнерусская кириллическая надпись на глиняном кувшине (вторая четверть — середина X века)

1. Письменность и просвещение

В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему   «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.

При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги

Гнёздовская надпись — древнейшая известная древнерусская кириллическая надпись на глиняном кувшине (вторая четверть — середина X века)

1. Письменность и просвещение На Русь со времен Владимира Святославовича стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии. При церквях и монастырях открывались школы. В них детей учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения. Беседа князя Владимира с греческим философом о христианской вере. Радзивилловская летопись, XV век

1. Письменность и просвещение

На Русь со времен Владимира Святославовича стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии. При церквях и монастырях открывались школы. В них детей учили чтению, письму, счету, основам христианского вероучения.

Беседа князя Владимира с греческим философом о христианской вере. Радзивилловская летопись, XV век

1. Письменность и просвещение В правление Ярослава Мудрого и его сыновей создавались переводы греческих книг. Первые русские книги делались на пергаменте – специально  выделанной телячьей коже. Каждая буква выписывалась по строго определенным правилам – уставу . Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, 1672, Государственный исторический музей в Москве

1. Письменность и просвещение

В правление Ярослава Мудрого и его сыновей создавались переводы греческих книг.

Первые русские книги делались на пергаменте – специально выделанной телячьей коже. Каждая буква выписывалась по строго определенным правилам – уставу .

Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, 1672, Государственный исторический музей в Москве

1. Письменность и просвещение В Древней Руси книги украшались миниатюрами. Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров. Такие книги были очень дорогими, их владельцами могли стать только самые богатые люди. Миниатюра Евангелист Лука. Остромирово Евангелие 1057 г.

1. Письменность и просвещение

В Древней Руси книги украшались миниатюрами. Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров. Такие книги были очень дорогими, их владельцами могли стать только самые богатые люди.

Миниатюра Евангелист Лука. Остромирово Евангелие 1057 г.

1. Письменность и просвещение Миниатюра с изображением семьи великого князя Святослава Ярославича. Изборник 1073 г. Миниатюра Евангелист Иоанн. Остромирово Евангелие 1057 г.

1. Письменность и просвещение

Миниатюра с изображением семьи великого князя Святослава Ярославича. Изборник 1073 г.

Миниатюра Евангелист Иоанн. Остромирово Евангелие 1057 г.

1. Письменность и просвещение Остромирово Евангелие – древнерусская рукопись, созданная в 1057 г. в Киеве священником Григорием по заказу новгородского боярина Остромира. Остромирово Евангелие 1057 г.

1. Письменность и просвещение

Остромирово Евангелие – древнерусская рукопись, созданная в 1057 г. в Киеве священником Григорием по заказу новгородского боярина Остромира.

Остромирово Евангелие 1057 г.

1. Письменность и просвещение Изборник Святослава – сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента в 1073 г. Был составлен для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками. Изборник Святослава 1073 г.

1. Письменность и просвещение

Изборник Святослава – сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента в 1073 г. Был составлен для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками.

Изборник Святослава 1073 г.

1. Письменность и просвещение На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. Люди обменивались деловыми записками письмами. Для переписки использовали бересту – специально обработанную березовую кору. Береста

1. Письменность и просвещение

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. Люди обменивались деловыми записками письмами. Для переписки использовали бересту – специально обработанную березовую кору.

Береста

1. Письменность и просвещение Раскопки археологов Новгороде и в других городах, найденные ими берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне грамотности на Руси. Почтовая марка 1978 г.

1. Письменность и просвещение

Раскопки археологов Новгороде и в других городах, найденные ими берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне грамотности на Руси.

Почтовая марка 1978 г.

1. Письменность и просвещение Рисунки 6—7-летнего мальчика Онфима (середина XIII века), автора нескольких берестяных грамот

1. Письменность и просвещение

Рисунки 6—7-летнего мальчика Онфима (середина XIII века), автора нескольких берестяных грамот

1. Письменность и просвещение Азбука, датируемая 1025—1050 гг. Фото и прорись новгородской берестяной грамоты № 591

1. Письменность и просвещение

Азбука, датируемая 1025—1050 гг. Фото и прорись новгородской берестяной грамоты № 591

1. Письменность и просвещение О высоком уровне грамотности свидетельствуют граффити – надписи или рисунки, нацарапанные на стенах зданий или сосудов. Граффити на стенах Софийского собора в Киеве

1. Письменность и просвещение

О высоком уровне грамотности свидетельствуют граффити – надписи или рисунки, нацарапанные на стенах зданий или сосудов.

Граффити на стенах Софийского собора в Киеве

2. Литература 1.  Летописание  - погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Повесть временных лет – древнейшая из дошедших до нас летописей была создана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором  Новгородская первая летопись — русская летопись, древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания. Создана в XIII — первой половине XV вв.

2. Литература

1.  Летописание  - погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях.

Повесть временных лет – древнейшая из дошедших до нас летописей была создана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором

Новгородская первая летопись — русская летопись, древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания. Создана в XIII — первой половине XV вв.

2. Литература Нестор Летописец на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Нестор Летописец. Скульптура работы М. Антокольского, 1890 г., Русский музей

2. Литература

Нестор Летописец на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Нестор Летописец. Скульптура работы

М. Антокольского, 1890 г., Русский музей

2. Литература Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV века

2. Литература

Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV века

2. Литература 2. Житие – описание жизни людей, причисленных Церковью к лику святых. Житие Феодосия Печерского — произведение о жизни преподобного Феодосия, одного из основателей и игумена Киево-Печерского монастыря, написанный в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором  Житие Бориса и Глеба - памятник древнерусской литературы, написанный в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.  Посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба

2. Литература

2. Житие – описание жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.

Житие Феодосия Печерского — произведение о жизни преподобного Феодосия, одного из основателей и игумена Киево-Печерского монастыря, написанный в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором

Житие Бориса и Глеба - памятник древнерусской литературы, написанный в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба

2. Литература «Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV в.) 1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов 2. Борис идёт на печенегов

2. Литература

«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV в.)

1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов

2. Борис идёт на печенегов

2. Литература 3. Риторическая литература - слова и поучения , написанные на различные светские и духовные темы. «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона (середина XI в.) представляет собой апологию (защитная речь) Русской земли и панегирик (восхваление) крестителю Руси князю Владимиру Святославичу и его сыну Ярославу Мудрому. Слово утверждало превосходство еще молодого русского православия над старым византийским . Слово о законе и благодати. Список второй половины XV в.

2. Литература

3. Риторическая литература - слова и поучения , написанные на различные светские и духовные темы.

«Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона (середина XI в.) представляет собой апологию (защитная речь) Русской земли и панегирик (восхваление) крестителю Руси князю Владимиру Святославичу и его сыну Ярославу Мудрому. Слово утверждало превосходство еще молодого русского православия над старым византийским .

Слово о законе и благодати. Список второй половины XV в.

2. Литература Поучение Владимира Мономаха - литературный памятник XII в., написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Князь вспоминает свою жизнь и дает понять, каким должен быть настоящий князь – образованным, смелым, деятельным, истинно верующим, заботящимся о Русской земле. Ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и братоубийственные войны. Владимир Мономах на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

2. Литература

Поучение Владимира Мономаха - литературный памятник XII в., написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Князь вспоминает свою жизнь и дает понять, каким должен быть настоящий князь – образованным, смелым, деятельным, истинно верующим, заботящимся о Русской земле. Ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и братоубийственные войны.

Владимир Мономах на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

2. Литература Особняком в литературе стоит «Моление» или «Слово» Даниила Заточника ( XIII в.). Оказавшись в опале за свою дерзость, излишнюю прямоту и испытав в изгнании все тяготы нищенской жизни, Даниил обращается κ князю с просьбой помиловать его и вернуть в княжескую дружину, Рукопись «Моления Даниила Заточника». Список XVI в.

2. Литература

Особняком в литературе стоит «Моление» или «Слово» Даниила Заточника ( XIII в.). Оказавшись в опале за свою дерзость, излишнюю прямоту и испытав в изгнании все тяготы нищенской жизни, Даниил обращается κ князю с просьбой помиловать его и вернуть в княжескую дружину,

Рукопись «Моления Даниила Заточника». Список XVI в.

2. Литература 4. Эпические поэмы «Слово о полку Игореве» - поэтическое произведение (автор неизвестен) , повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г . Автор слова выступает за единство Руси, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и риск, без поддержки других князей, в погоне за добычей и доблестями. Перов В. Г. «Плач Ярославны», 1881 г.

2. Литература

4. Эпические поэмы

«Слово о полку Игореве» - поэтическое произведение (автор неизвестен) , повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г . Автор слова выступает за единство Руси, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и риск, без поддержки других князей, в погоне за добычей и доблестями.

Перов В. Г. «Плач Ярославны», 1881 г.

2. Литература  Васнецов В. М. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 г. Третьяковская галерея

2. Литература

Васнецов В. М. «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 г. Третьяковская галерея

2. Литература 5. Хождения (хожения) -  рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран.  Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли (XII в.) – рассказ о паломничестве игумена (духовный сан в Православной церкви, руководитель православного монастыря) Даниила в Святую землю, т.е. Иерусалим.  Гроб Господень. Миниатюра XVII в.

2. Литература

5. Хождения (хожения) -  рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. 

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли (XII в.) – рассказ о паломничестве игумена (духовный сан в Православной церкви, руководитель православного монастыря) Даниила в Святую землю, т.е. Иерусалим.

Гроб Господень. Миниатюра XVII в.

3. Архитектура в X-XI вв. Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество .   Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы. На Руси получили распространение крестово-купольные храмы.

3. Архитектура в X-XI вв.

Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество .  

Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы.

На Руси получили распространение крестово-купольные храмы.

3. Архитектура в X-XI вв.  Внутренне устройство крестово-купольного храма 1. Купол 2. Столпы 3. Алтарь (всегда обращен на восток) 4. Хоры (балкон, на котором находился во время богослужения князь с приближенными) 5. Алтарная преграда

3. Архитектура в X-XI вв.

Внутренне устройство крестово-купольного храма

1. Купол

2. Столпы

3. Алтарь (всегда обращен на восток)

4. Хоры (балкон, на котором находился во время богослужения князь с приближенными)

5. Алтарная преграда

3. Архитектура в X-XI вв.  Внешнее устройство храма

3. Архитектура в X-XI вв.

Внешнее устройство храма

3. Архитектура в X-XI вв.  Десятинная церковь (реконструкция). X в., Киев

3. Архитектура в X-XI вв.

Десятинная церковь (реконструкция). X в., Киев

3. Архитектура в X-XI вв.  Десятинная церковь (реконструкция). X в., Киев

3. Архитектура в X-XI вв.

Десятинная церковь (реконструкция). X в., Киев

3. Архитектура в X-XI вв. Десятинная церковь — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый князем Владимиром в 989—996 годах в киевском детинце на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна. Десятинная церковь названа так потому, что на её содержание шла десятина княжеских доходов.  В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь  Серебряная монета, выпущенная в 1996 г., в честь 1000-летия возведения Детинной церкви.

3. Архитектура в X-XI вв.

Десятинная церковь — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый князем Владимиром в 989—996 годах в киевском детинце на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна.

Десятинная церковь названа так потому, что на её содержание шла десятина княжеских доходов.

В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь

Серебряная монета, выпущенная в 1996 г., в честь 1000-летия возведения Детинной церкви.

3. Архитектура в X-XI вв. Софийский собор. Киев, 1037 г. Современный вид

3. Архитектура в X-XI вв.

Софийский собор. Киев, 1037 г. Современный вид

3. Архитектура в X-XI вв. Софийский собор. Киев, 1037 г. Макет-реконструкция

3. Архитектура в X-XI вв.

Софийский собор. Киев, 1037 г. Макет-реконструкция

3. Архитектура в X-XI вв. Софийский собор (Храм Святой Софии) был построен в Киеве в 1037 г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами в 1036 г. Для строительства собора были приглашены зодчие из Константинополя. Киевский храм венчали 13 куполов (символизировавшие Иисуса Христа и его 12 апостолов).  3 рубля 1988 года «Софийский собор в Киеве. 1000-летие древнерусского зодчества».

3. Архитектура в X-XI вв.

Софийский собор (Храм Святой Софии) был построен в Киеве в 1037 г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами в 1036 г.

Для строительства собора были приглашены зодчие из Константинополя.

Киевский храм венчали 13 куполов (символизировавшие Иисуса Христа и его 12 апостолов).

3 рубля 1988 года «Софийский собор в Киеве. 1000-летие древнерусского зодчества».

3. Архитектура в X-XI вв.  Золотые ворота. Киев, XI в. Реконструкция

3. Архитектура в X-XI вв.

Золотые ворота. Киев, XI в. Реконструкция

3. Архитектура в X-XI вв.  Золотые ворота были построены в Киеве одновременно с Софийским собором в 1037 г. при Ярославе Мудром . Служили главным въездом в киевский Верхний город с южной стороны.  Золотые ворота на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651 г.)

3. Архитектура в X-XI вв.

Золотые ворота были построены в Киеве одновременно с Софийским собором в 1037 г. при Ярославе Мудром . Служили главным въездом в киевский Верхний город с южной стороны.

Золотые ворота на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651 г.)

3. Архитектура в X-XI вв.  Софийский собор. Великий Новгород, XI в.

3. Архитектура в X-XI вв.

Софийский собор. Великий Новгород, XI в.

3. Архитектура в X-XI вв.  Софийский собор (Собор Святой Софии) был построен в Новгороде в 1045-1050 гг. при Ярославе Мудром . Пятикупольный храм (символ Иисуса Христа и 4 евангелистов).  Софийский собор в Великом Новгороде. 1900 год

3. Архитектура в X-XI вв.

Софийский собор (Собор Святой Софии) был построен в Новгороде в 1045-1050 гг. при Ярославе Мудром . Пятикупольный храм (символ Иисуса Христа и 4 евангелистов).

Софийский собор в Великом Новгороде. 1900 год

4. Архитектура в XII-XIII вв.  Особенности зодчества Владимиро-Суздальского княжества Пышность и торжественность построек Постройки должны были подчеркивать силу и мощь князей Для строительства использовали белый камень - известняк Использование белокаменной резьбы – растительный орнамент сочетался с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Особенности зодчества Владимиро-Суздальского княжества

Пышность и торжественность построек

Постройки должны были подчеркивать силу и мощь князей

Для строительства использовали белый камень - известняк

Использование белокаменной резьбы – растительный орнамент сочетался с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей

4. Архитектура в XII-XIII вв.  Успенский собор. Владимир, XII в.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Успенский собор. Владимир, XII в.

4. Архитектура в XII-XIII вв.  Успенский собор во Владимире был построен при Андрее Боголюбском в 1158-1189 гг . Для постройки приглашались мастера из Галича, Киева, Греции. Высота – 32 м.Был значительно расширен при Всеволоде Большое Гнездо. Внутри фрески Даниила Черного и Андрея Рублева (XV в.). Включён в список памятников Всемирного наследства ЮНЕСКО.  Успенский собор во Владимире

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Успенский собор во Владимире был построен при Андрее Боголюбском в 1158-1189 гг . Для постройки приглашались мастера из Галича, Киева, Греции. Высота – 32 м.Был значительно расширен при Всеволоде Большое Гнездо. Внутри фрески Даниила Черного и Андрея Рублева (XV в.). Включён в список памятников Всемирного наследства ЮНЕСКО.

Успенский собор во Владимире

4. Архитектура в XII-XIII вв.  Золотые ворота. Владимир, XII в. Построены в 1164 г. при владимирском князе Андрее Боголюбском . Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка. С 1992 г. Золотые ворота включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Золотые ворота во Владимире

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Золотые ворота. Владимир, XII в.

Построены в 1164 г. при владимирском князе Андрее Боголюбском . Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка. С 1992 г. Золотые ворота включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота во Владимире

4. Архитектура в XII-XIII вв. Дворец Андрея Боголюбского. Владимир, XII в.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Дворец Андрея Боголюбского. Владимир, XII в.

4. Архитектура в XII-XIII вв.  Дворец Андрея Боголюбского. Владимир, XII в. Был построен в 10 км от Владимира в 1158—1165 годах. Загородная резиденция князя и возникший рядом городок получили название Боголюбый (ныне — Боголюбово), что впоследствии предопределило и прозвище князя — Боголюбский.  Дворец Андрея Боголюбского

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Дворец Андрея Боголюбского. Владимир, XII в.

Был построен в 10 км от Владимира в 1158—1165 годах. Загородная резиденция князя и возникший рядом городок получили название Боголюбый (ныне — Боголюбово), что впоследствии предопределило и прозвище князя — Боголюбский.

Дворец Андрея Боголюбского

4. Архитектура в XII-XIII вв. Церковь Покрова на Нерли. Владимир (Боголюбово), XII в. Построена в 1165 г. при Андрее Боголюбском в честь победы над булгарами в 1164 г. и  в память о погибшем сыне – Изяславе Андреевиче. С 1992 г. входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир (Боголюбово), XII в.

Построена в 1165 г. при Андрее Боголюбском в честь победы над булгарами в 1164 г. и  в память о погибшем сыне – Изяславе Андреевиче. С 1992 г. входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

4. Архитектура в XII-XIII вв. Дмитриевский собор . Владимир, XII в. Построен в 1194-1197 гг . при Всеволоде Большое Гнездо. Назван  и построен  честь великомученика Димитрия Солунского- небесного покровителя князя. Князь в крещении имел имя Димитрий.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Дмитриевский собор . Владимир, XII в.

Построен в 1194-1197 гг . при Всеволоде Большое Гнездо. Назван  и построен  честь великомученика Димитрия Солунского- небесного покровителя князя. Князь в крещении имел имя Димитрий.

4. Архитектура в XII-XIII вв. Дмитриевский собор . Владимир, XII в. Храм украшают более 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Рельефы имеют так много тем. что часто храм называют  «белокаменной книгой» . С 1992 г. входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Дмитриевский собор . Владимир, XII в.

Храм украшают более 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Рельефы имеют так много тем. что часто храм называют 

«белокаменной книгой» . С 1992 г. входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

4. Архитектура в XII-XIII вв. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, XIII в. Построен в 1234 г . при князе Святославе Всеволодовиче . Стены украшены причудливыми каменными рельефами, изображающими растения, зверей святых – покровителей Владимиро-Суздальской земли во главе с Георгием Победоносцем.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, XIII в.

Построен в 1234 г . при князе Святославе Всеволодовиче . Стены украшены причудливыми каменными рельефами, изображающими растения, зверей святых – покровителей Владимиро-Суздальской земли во главе с Георгием Победоносцем.

4. Архитектура в XII-XIII вв.  Особенности зодчества Новгородской земли Суровая строгость форм Монументальность композиции Простота убранства Стены храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную скульптурную пластичность и особую одухотворенность

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Особенности зодчества Новгородской земли

Суровая строгость форм

Монументальность композиции

Простота убранства

Стены храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную скульптурную пластичность и особую одухотворенность

4. Архитектура в XII-XIII вв. Георгиевский собор в Юрьева монастыря. Новгород, XII в. Заложен в 1119 г. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович . Известно имя строителя собора — мастер Пётр .

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Георгиевский собор в Юрьева монастыря. Новгород, XII в.

Заложен в 1119 г. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович . Известно имя строителя собора — мастер Пётр .

4. Архитектура в XII-XIII вв. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом, XII в. Возведена в 1198 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче . Была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. В 1199 году стены церкви были украшены фресками.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Церковь Спаса на Нередице под Новгородом, XII в.

Возведена в 1198 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче . Была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. В 1199 году стены церкви были украшены фресками.

4. Архитектура в XII-XIII вв. Церковь Параскевы-Пятницы. Новгород, XIII в. Являлась храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Церковь Параскевы-Пятницы. Новгород, XIII в. Являлась храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.

4. Архитектура в XII-XIII вв. Церковь Михаила Архангела. Смоленск, XII в. Здание имеет нетипичную для православных храмов того времени «романскую» архитектуру.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Церковь Михаила Архангела. Смоленск, XII в.

Здание имеет нетипичную для православных храмов того времени «романскую» архитектуру.

4. Архитектура в XII-XIII вв. Спасо-Преображенская церковь. Полоцк, XII в. Построен зодчим Иоанном в 1159 г.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Спасо-Преображенская церковь. Полоцк, XII в.

Построен зодчим Иоанном в 1159 г.

4. Архитектура в XII-XIII вв. Храм святой Параскевы Пятницы. Чернигов , XII в. Построен зодчим Петром Милонегом.

4. Архитектура в XII-XIII вв.

Храм святой Параскевы Пятницы. Чернигов , XII в.

Построен зодчим Петром Милонегом.

5. Живопись Мощное влияние византийской культуры испытало и изобразительное искусство Древней Руси Фреска – изображение, сделанное водяными красками по сырой штукатурке Мозаика – изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла Икона –  изображение лиц или событий библейской или церковной истории

5. Живопись

Мощное влияние византийской культуры испытало и изобразительное искусство Древней Руси

Фреска – изображение, сделанное водяными красками по сырой штукатурке

Мозаика – изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла

Икона –  изображение лиц или событий библейской или церковной истории

5. Живопись Фреска. Дочери Ярослава Мудрого. Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись

Фреска. Дочери Ярослава Мудрого. Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись Фреска. Григорий Богослов. Софийский собор. Киев, XI в. Фреска. Мученик Виктор . Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись

Фреска. Григорий Богослов. Софийский собор. Киев, XI в.

Фреска. Мученик Виктор . Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись Фреска. Константин и Елена . Софийский собор. Новгород, XI в. Фреска. Герман, патриарх Константинопольский . Софийский собор. Новгород, XII в.

5. Живопись

Фреска. Константин и Елена . Софийский собор. Новгород, XI в.

Фреска. Герман, патриарх Константинопольский . Софийский собор. Новгород, XII в.

5. Живопись Мозаика. Богоматерь Оранта . Софийский собор. Киев, XI в. Мозаика. Евхаристия . Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись

Мозаика. Богоматерь Оранта . Софийский собор. Киев, XI в.

Мозаика. Евхаристия .

Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись Мозаика. Евангелист Марк . Софийский собор. Киев, XI в. Мозаика. Христос Вседержитель с архангелами. Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись

Мозаика. Евангелист Марк . Софийский собор. Киев, XI в.

Мозаика. Христос Вседержитель с архангелами. Софийский собор. Киев, XI в.

5. Живопись Икона Знамение Пресвятой Богородицы . Софийский собор. Новгород, XII в. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы, XII в. Третьяковская галерея, Москва

5. Живопись

Икона Знамение Пресвятой Богородицы . Софийский собор. Новгород, XII в.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы, XII в. Третьяковская галерея, Москва

5. Живопись Икона Святой Георгий, XII в. Третьяковская галерея, Москва Икона Благовещение Пресвятой Богородицы, XII в. Третьяковская галерея, Москва

5. Живопись

Икона Святой Георгий, XII в. Третьяковская галерея, Москва

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы, XII в. Третьяковская галерея, Москва

5. Живопись Икона Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, XII в. Третьяковская галерея, Москва Икона Благовещение Пресвятой Богородицы, XII в. Русский музей, СПб

5. Живопись

Икона Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, XII в. Третьяковская галерея, Москва

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы, XII в. Русский музей, СПб

5. Живопись Икона Святой Димитрий Солунский, XIII в. Третьяковская галерея, Москва Икона Апостолы Пётр и Павел, XIII в. Русский музей, СПб

5. Живопись

Икона Святой Димитрий Солунский, XIII в. Третьяковская галерея, Москва

Икона Апостолы Пётр и Павел, XIII в. Русский музей, СПб

5. Живопись Владимирская икона Божией Матери — икона Богородицы, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви. На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу.

5. Живопись

Владимирская икона Божией Матери — икона Богородицы, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви.

На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу.

5. Живопись В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская.

5. Живопись

В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская.

5. Живопись Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородцкой церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

5. Живопись

Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородцкой церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

6. Декоративно-прикладное искусство Чернь - обработка  металла, при которой рисунок заполняется чёрным матовым сплавом. Скань - создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки Зернь - набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков

6. Декоративно-прикладное искусство

Чернь - обработка 

металла, при которой рисунок заполняется чёрным матовым сплавом.

Скань - создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки

Зернь - набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков

© 2021 1416 143