СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура, духовная жизнь, быт в XVIII веке.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская культура XVIII в. формировалась как культура зарождающейся нации. Общественная мысль стала важной идейной основой духовной культуры. Отличительными чертами были светскость, активные контакты с другими народами, развитие рационализма в общественном сознании.

Просмотр содержимого документа
«Культура, духовная жизнь, быт в XVIII веке.»

Культура, духовная жизнь,  быт в XVIII веке

Культура,

духовная жизнь,

быт в XVIII веке

Культура XVIII века Победа светского начала Способность к активным контактам с культурами других народов Развитие рационализма в общественном сознании

Культура XVIII века

Победа светского начала

Способность к активным контактам

с культурами других народов

Развитие рационализма

в общественном сознании

Грамотность, образование  I половина XVIII века Создание цифирных (начальных) школ (1714 г.). Открытие профессиональных школ (математические, навигацкие, медицинские, горные, ремесленные, кораблестроительные, инженерные…) (с 1701 г.) Создание закрытых учебных заведений для дворянских детей (Шляхетский корпус, 1731 г.) Выпуск печатных газет («Ведомости», 1703 г.) Открытие первой публичной библиотеки (1714 г.)  II половина XVIII века Основание Московского университета (1755 г.) Создание Академии художеств (1757 г.) Открытие Российской Академии (1783 г.) Создание закрытого учебного заведения для дворянских дочерей (Смольный институт благородных девиц, 1764 г.) Проведение школьной реформы в 1782-1786 гг. (4-хклассные главные народные училища, 2-хклассные малые народные училища)

Грамотность, образование

I половина XVIII века

  • Создание цифирных (начальных) школ (1714 г.).
  • Открытие профессиональных школ (математические, навигацкие, медицинские, горные, ремесленные, кораблестроительные, инженерные…) (с 1701 г.)
  • Создание закрытых учебных заведений для дворянских детей (Шляхетский корпус, 1731 г.)
  • Выпуск печатных газет («Ведомости», 1703 г.)
  • Открытие первой публичной библиотеки (1714 г.)

II половина XVIII века

  • Основание Московского университета (1755 г.)
  • Создание Академии художеств (1757 г.)
  • Открытие Российской Академии (1783 г.)
  • Создание закрытого учебного заведения для дворянских дочерей (Смольный институт благородных девиц, 1764 г.)
  • Проведение школьной реформы в 1782-1786 гг. (4-хклассные главные народные училища, 2-хклассные малые народные училища)
Московский государственный университет - 1755

Московский государственный университет - 1755

Смольный институт благородных девиц - 1764

Смольный институт благородных девиц - 1764

Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц

Учебные пособия Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л. Магницкого. (первое издание – 1707 год).

Учебные пособия

Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л. Магницкого. (первое издание – 1707 год).

Учебные пособия «Грамматика» М. Смотрицкого.

Учебные пособия

«Грамматика»

М. Смотрицкого.

В 1703 г. была издана 1-я русская газета - «Ведомости». Для облегчения образования в 1710 г. Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный - гражданский.

В 1703 г. была издана 1-я русская газета - «Ведомости».

Для облегчения образования в 1710 г. Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный - гражданский.

Наука и техника 1725 г. Академия Наук 1725-1741 гг. Экспедиции Витуса Беринга II четв. XVIII в. Токарные станки А.К. Нартова 1745 г. «Атлас Российской империи» II пол. XVIII в. Изобретения И.П. Кулибина (оптические приборы, часы, проект одноарочного моста…) 1765 г. Паровая машина И.И. Ползунова Научный подход к изучению истории В.Н. Татищев («История Российская»)  М.М. Щербатов, И.Н. Болтин

Наука и техника

1725 г.

Академия Наук

1725-1741 гг.

Экспедиции Витуса Беринга

II четв. XVIII в.

Токарные станки

А.К. Нартова

1745 г.

«Атлас Российской империи»

II пол. XVIII в.

Изобретения И.П. Кулибина

(оптические приборы, часы,

проект одноарочного моста…)

1765 г.

Паровая машина

И.И. Ползунова

Научный подход к изучению истории

В.Н. Татищев («История Российская»)

М.М. Щербатов, И.Н. Болтин

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) Московский университет Физика Закон сохранения материи и движения Изобразительное искусство Мозаика Химия Физическая химия География Северный морской путь Астрономия Атмосфера на Венере История Антинорманнская теория Литература Оды Новое стихосложение

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.)

Московский университет

Физика

Закон

сохранения

материи и

движения

Изобразительное

искусство

Мозаика

Химия

Физическая химия

География

Северный морской

путь

Астрономия

Атмосфера

на Венере

История

Антинорманнская

теория

Литература

Оды

Новое стихосложение

Развитие науки и техники   II четв. XVIII в. Токарные станки А.К. Нартова

Развитие науки и техники

II четв. XVIII в.

Токарные станки

А.К. Нартова

Развитие науки и техники Труды по истории: «История Северной войны», «Марсова книга». В.Н. Татищев «История Российская»

Развитие науки и техники

  • Труды по истории:
  • «История Северной войны», «Марсова книга».

В.Н. Татищев «История Российская»

Общественная мысль I половина XVIII века Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир Идея «регулярного государства» (абсолютная монархия, рациональное устройство, мудрая воля правителя, опора на закон) II половина XVIII века Екатерина II: монарх – философ, реформатор, лечащий общество (идеология «просвещенного абсолютизма») М.М. Щербатов: усиление влияния родовитого дворянства Н.И. Новиков: допуск к управлению дворян и свободных сословий («Трутень» , «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; «Утренний свет») А.Н. Радищев: необходимость свержения самодержавной власти («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 г.)

Общественная мысль

I половина XVIII века

Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир

Идея «регулярного государства»

(абсолютная монархия, рациональное устройство,

мудрая воля правителя, опора на закон)

II половина XVIII века

Екатерина II: монарх – философ, реформатор, лечащий общество

(идеология «просвещенного абсолютизма»)

М.М. Щербатов: усиление влияния родовитого дворянства

Н.И. Новиков: допуск к управлению дворян и свободных сословий

(«Трутень» , «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек»; «Утренний свет»)

А.Н. Радищев: необходимость свержения самодержавной власти

(«Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 г.)

Литература Классицизм Ориентация на античные художественные образцы и на гражданские доблести ода, басня, элегия, М.В. Ломоносов В.К. Тредиаковский трагедия, комедия, А.П. Сумароков повесть  (гистория), роман Г.Р. Державин Д.И. Фонвизин Силлабо-тоническое стихосложение В.К. Тредиаковский (1703-1768) и М.В. Ломоносов Сентиментализм (с кон. XVIII в.) Интерес к чувствам и переживаниям простого человека Н.И. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»

Литература

Классицизм

Ориентация на античные художественные образцы и

на гражданские доблести

ода, басня, элегия,

М.В. Ломоносов

В.К. Тредиаковский

трагедия, комедия,

А.П. Сумароков

повесть (гистория), роман

Г.Р. Державин

Д.И. Фонвизин

Силлабо-тоническое стихосложение

В.К. Тредиаковский (1703-1768) и М.В. Ломоносов

Сентиментализм (с кон. XVIII в.)

Интерес к чувствам и переживаниям простого человека

Н.И. Карамзин

«Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»

Н.М. Карамзин Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин

Н.М. Карамзин

Д.И. Фонвизин

Г.Р. Державин

Театр и музыка Ф.Г. Волков (1729-1763) Кон. 1740-х гг. – русская театральная труппа в Ярославле 1752 г. – переезд в Петербург 1756 г. – Русский театр (первый русский профессиональный постоянный публичный театр) Крепостные театры Театры Шереметевых в Кускове и Останкине Сер. XVIII в. 1738 г. Танцевальная школа Эрмитажный театр (итальянская и в Петербурге (Вагановское французская опера) балетное училище) Русская опера Д.С. Бортнянский (1751-1825) «Сокол», «Праздник сеньора» Е.И. Фомин (1761-1800) «Ямщики на подставе», «Орфей»

Театр и музыка

Ф.Г. Волков (1729-1763)

Кон. 1740-х гг. – русская театральная труппа в Ярославле

1752 г. – переезд в Петербург

1756 г. – Русский театр (первый русский

профессиональный постоянный публичный театр)

Крепостные театры

Театры Шереметевых в Кускове и Останкине

Сер. XVIII в.

1738 г.

Танцевальная школа

Эрмитажный театр

(итальянская и

в Петербурге

(Вагановское

французская опера)

балетное училище)

Русская опера

Д.С. Бортнянский (1751-1825) «Сокол», «Праздник сеньора»

Е.И. Фомин (1761-1800) «Ямщики на подставе», «Орфей»

Русский театр (первый русский  профессиональный постоянный публичный театр) Ф.Г. Волкова

Русский театр (первый русский профессиональный постоянный публичный театр)

Ф.Г. Волкова

Архитектура Летний дворец Петра I Комплекс зданий Петропавловская крепость Здание 12 коллегий «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» после пожара 1737 г. I треть XVIII века Петровское барокко («причудливый») Переплетение русских и западных традиций Доменико Трезини И.К. Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов

Архитектура

Летний дворец Петра I

Комплекс зданий Петропавловская

крепость

Здание 12 коллегий

«Комиссия о

Санкт-Петербургском

строении»

после пожара 1737 г.

I треть XVIII века

Петровское барокко («причудливый»)

Переплетение русских и западных традиций

Доменико Трезини

И.К. Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов

Архитектура Смольный монастырь Большой Екатерининский дворец в Царском Селе Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Никольский Морской собор II треть XVIII века Русское барокко («причудливый») Торжественность, нарядность, контрасты, стремление к величию и пышности Варфоломей Растрелли Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский Колокольня Троице-Сергиевой лавры

Архитектура

Смольный монастырь

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе

Зимний дворец

Большой дворец в Петергофе

Никольский

Морской собор

II треть XVIII века

Русское барокко («причудливый»)

Торжественность, нарядность, контрасты,

стремление к величию и пышности

Варфоломей Растрелли

Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский

Колокольня

Троице-Сергиевой лавры

Архитектура Дом Пашкова в Москве Михайловский замок в Петербурге Таврический дворец в Петербурге III треть XVIII века Классицизм Строгость, симметричность, использование античного декора В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Е.И. Старов Сенат в Кремле Московский университет Здание Дворянского собрания в Москве Дом-усадьба Демидова

Архитектура

Дом Пашкова в Москве

Михайловский замок

в Петербурге

Таврический дворец

в Петербурге

III треть XVIII века

Классицизм

Строгость, симметричность, использование

античного декора

В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Е.И. Старов

Сенат в Кремле

Московский университет

Здание Дворянского собрания в Москве

Дом-усадьба Демидова

Изобразительное искусство  I половина XVIII века Живопись (портрет) И.Н. Никитин (портрет канцлера Головкина, «Петр I на смертном одре») А.М. Матвеев («Автопортрет с женой») Гравюра (сражения, парады, виды Петербурга и др.) А.Ф. Зубов

Изобразительное искусство I половина XVIII века

Живопись (портрет)

И.Н. Никитин (портрет канцлера Головкина,

«Петр I на смертном одре»)

А.М. Матвеев («Автопортрет с женой»)

Гравюра (сражения, парады, виды Петербурга и др.)

А.Ф. Зубов

Изобразительное искусство  II половина XVIII века Живопись (портрет, пейзаж) Портрет: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский Пейзаж: С.Ф. Щедрин Портрет Д.А. Демидова Портрет В.Н. Суровцевой Портрет М.И. Лопухиной Скульптура (портреты) Монументальная скульптура Ф.И. Шубин Э. Фальконе (Ломоносов, Румянцев, (Медный всадник, 1782 г.) Потемкин, Павел I и др.)

Изобразительное искусство II половина XVIII века

Живопись (портрет, пейзаж)

Портрет: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский

Пейзаж: С.Ф. Щедрин

Портрет Д.А. Демидова

Портрет В.Н. Суровцевой

Портрет М.И. Лопухиной

Скульптура (портреты)

Монументальная скульптура

Ф.И. Шубин

Э. Фальконе

(Ломоносов, Румянцев,

(Медный всадник, 1782 г.)

Потемкин, Павел I и др.)

К.Б. Растрелли

К.Б. Растрелли

Ф.И. Шубин    Э.М. Фальконе

Ф.И. Шубин Э.М. Фальконе

Быт Дворяне стремились во всем подражать правителям и по всей стране появились прекрасные дворянские усадьбы. В то же время дома простых людей оставались деревянными. Из-за быстрого роста городской территории появилась необходимость нумерации домов по улицам.

Быт

  • Дворяне стремились во всем подражать правителям и по всей стране появились прекрасные дворянские усадьбы.
  • В то же время дома простых людей оставались деревянными. Из-за быстрого роста городской территории появилась необходимость нумерации домов по улицам.
В 18 в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя, которую начинают шить непосредственно в России. Модные магазины открывались иностранцами оседавшими в стране. Женское платье шьется с декольте и корсетом. Мужская одежда состояла из шелковых панталон, кружевных рубашек, бархатных кафтанов. Появляются аксессуары -шляпки, трости, перчатки, трости, часы, парики и т.д.
  • В 18 в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя, которую начинают шить непосредственно в России. Модные магазины открывались иностранцами оседавшими в стране.
  • Женское платье шьется с декольте и корсетом. Мужская одежда состояла из шелковых панталон, кружевных рубашек, бархатных кафтанов.
  • Появляются аксессуары -шляпки, трости, перчатки, трости, часы, парики и т.д.
Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей - основу составляла льняная рубаха, поверх которой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам - кокошником. Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры.
  • Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей - основу составляла льняная рубаха, поверх которой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам - кокошником.
  • Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!