Культура и быт удмуртов села Варклед-Бодья
Агрызского района Республики Татарстан
Агрызский район Республики Татарстан является многонациональным. Среди них проживают татары, марийцы, русские, удмурты…
Село Варклед-Бодья - одна из трёх удмуртских сёл в районе, расположенное в 43 километрах к югу от Агрыза, на правом берегу реки Варклед.
По сохранившимся в деревне легендам, основателями села были переселенцы из сёл Малая Бодья и Малая Пурга Сарапульского уезда. Приблизительно в 1775 году человек по имени Багыш (сын Юртая из Малой Пурги), спасаясь от насильственного крещения, одним из первых со своими спутниками добрался до места современного села, основав деревню у реки Варклед (приток Ижа). Варклед-бодьинцы до сих пор остаются верны своим языческим традициям. Сюда приезжали этнографы и учёные из Удмуртии, Эстонии, Финляндии снимать документальные фильмы о быте, традициях, обычаях сельчан. Уроженка села Людмила Спиридонова, корреспондент ГТРК «Удмуртия», сняла документальный фильм «Я — язычник» и уроженец села Лев Вахитов, режиссёр-документалист, — фильм «Вверх подносимое», в котором отражают сохранившиеся традиции и обычаи села.
В настоящее время в Варклед-Бодье проживают 374 человека (191 мужчин, 183 женщины).
В селе действуют детский сад, начальная школа (с 1967 года), фельдшерско-акушерский пункт, многофункциональный культурный центр с библиотекой (построен в 2012 году), при котором в 2013 году создан фольклорный коллектив «Инвис» («Вдохновение»).
Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. Художественное вышивание и ткачество издавна считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды: будничная, праздничная, обрядовая.
Национальный удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто, а на голову - платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук – служило оберегом от несчастья. Монисто – ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней.
Довольно много до наших дней сохранились удмуртские традиционные украшения, которые передавались по наследству: от бабушки к матери, потом к дочери и дальше.
Нам хочется рассказать и про мужской костюм, который во многом был сходен с русским. Он состоял из рубашки в полоску, воротник, у которой был вышит узорами, как на женском костюме. Мужчины носили обрядовый, красиво вытканный пояс – оберег, который по сей день одевают на обрядовые праздники.
Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако, крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом. Мы можем утверждать, что удмурты, в большинстве случаев, миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства.
Список литературы
1. Гришкина М.В.. Удмурты. Этюды из истории / М.В. Гришкина – Ижевск: Удмуртия, 1994.- 168с.;
2. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению/ В.Е. Владыкин., Л.С. Христолюбова.- Ижевск: Удмуртия, 1997.- 248с.;
3. Удмурты: историко-этнографические очерки/ В.В. Пименов.- Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы, 1993.- 392с.;
4.Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов/ Г.А. Никитина.- Ижевск: Удмуртия, 1997.- 136с.;
5.При сборе материала нам помогли старожилы села:
1. Иванова Мария Герасимовна;
2. Михайлова Дыдык Демьяновна.