СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и быт в XVIIвеке.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить знакомство  с развитием русской культуры в 17 веке;

                                         показать её многообразие   и   своеобразие,  противоречивость  и

                                         сочетание старых и новых элементов, обобщение отдельных  знаний в  

                                         систему.

                                       -  развитие умений самостоятельного поиска нужной информации,   

                                          мышления, рассуждения.

                                       - воспитание коммуникативности и сотрудничества, воспитать чувство   

                                         прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважения к  

                                         культурному достоянию России.

Просмотр содержимого документа
«Культура и быт в XVIIвеке.»

ТЕМА: Культура и быт в XVIIвеке.


Цели урока:- продолжить знакомство с развитием русской культуры в 17 веке;

показать её многообразие и своеобразие, противоречивость и

сочетание старых и новых элементов, обобщение отдельных знаний в

систему.

-  развитие умений самостоятельного поиска нужной информации,

мышления, рассуждения.

- воспитание коммуникативности и сотрудничества, воспитать чувство

прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважения к

культурному достоянию России.

Оборудование: компьютер, презентация, таблички, индивидуальные бланки, тетради,


Основные термины и понятия урока: «обмирщение» культуры,

сатирическая повесть, биографическая повесть, автобиографическая

повесть, «дивное узорочье», «московское барокко», икона, фреска,

парсуны.

Опережающее задание: учащиеся получают опережающее задание,

подготовить презентацию о отдельных областях культуры и практические

задания.

План урока:

1. Орг. Момент.

2. Вступительное слово учителя.

Проверка д/з.

3. Выступления учащихся с презентациями

А)Литература.

Б) Архитектура.

В)Живопись.

Г)Театр.

4. Закрепление учебного материала.

5. Заключительное слово учителя (подведение итогов).




Ход урока


I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами на прошлом уроке совершили заочное путешествие в 17век, с целью познакомиться с культурой России в означенный период, выявить особенности развития отечественной культуры по сравнению с предшествующим периодом. В ходе нашего путешествия мы узнали о достижениях ученых, о географических открытиях русских первопроходцев, изменениях в образовании.

Проверка д/з . Давайте сейчас о них вспомним в ходе игры

«Крестики нолики»( Х- правильный ответ, О- неверный.)



1. В 17 веке возникла потребность в широком распространении

1х

2о

3о

4х

5х

6о

7х

8о

9х

грамотности и просвещения.

2. Очень быстро грамотность распространялась среди

женщин.

3. Для воспитания детей царя Алексея Михайловича были

приглашены братья Лихуды.

4. В 1687г. первое высшее учебное заведение в России - Славяно-

греко- латинская училище(академия).

5. Во 2пол. 17в. Печатный двор выпустил более 300тыс. букварей

и около 150 тыс. церковных учебных книг.

6. В 1678г. была издана первая печатная история Русского

государства с древнейших времен до 70-х годов 17в.-

«Хронограф», по которой в 18в. изучалась история нашей

страны.

7. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой.

8. Россия не прочно утвердилась на востоке Азии и не смогла дать

миру первые научные знания об этих краях.

9. Хабаров, составил первый «Чертеж реки Амур».


Сегодня мы продолжим наш разговор на тему «Культура и быт России в 17веке» за «Круглым столом» и постараемся дать ответ на главный вопрос, который был поставлен перед нами в начале прошлого урока:

« Как изменения в государстве, произошедшие в 17веке, отразились на развитии культуры?»

А в этом нам помогут ваши отчеты о проделанной работе. На прошлом уроке вы разделились на 3 группы –

«Филологи» - специалисты в области литературы.

«Архитекторы» - специалисты в области архитектуры.

«Искусствоведы» - специалисты в области живописи.

для того чтобы более подробно изучить отдельную область культуры наших предков 17века.

В своих работах вы должны будете показать и рассказать нам о многообразии, своеобразии и противоречивости культуры 17в., в исследуемой вами области; охарактеризовать сочетание старых и новых элементов, а также подготовить практические задания для своих коллег.

В ходе нашей работы, мы продолжим заполнение таблицы, которую мы начали заполнять на предыдущем уроке.

Итак, начинаем работу «Круглого стола».




III. Выступления учащихся с презентациями.

1. Литература - выступление филологов.

Заполнение таблицы


Сферы культурной жизни

Старые

элементы в культуре 17века

Новые

элементы в культуре 17века

Литература

Церковные произведения




Жития святых

-«Светские» произведения.

-запись устного народного творчества (песни былины, пословицы, песни, заговоры).

-сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «Повесть о Фоме и Ереме).

-биографическая повесть (Повесть об УлианииОсорьиной»)

-автобиографическая повесть («Житие»протопопа Аввакума)

-зарубежная литература (рыцарский роман, новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы)

-рукописные и печатные книги



Обмирщение литературы


- Практическая работа

Некоторые пословицы отражают прошлое, не столь уж давнее:

1. «Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест».

Вопрос к учащимся: О чем эта пословица? (Об ордынской неволе)

2. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (об отмене Юрьева дня)

3. «Аз, буки, веди страшат, что медведи» - Для XVII века характерна насмешка

над людьми, не желающими учиться грамоте.

4. «В боярский двор ворота широки, а со двора узки», «Холопье слово, что

рогатка».В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам,

возникающее в народе сознание своей силы:


2. Архитектура - выступление архитекторов.


Заполнение таблицы


Сферы культурной жизни

Старые

элементы в культуре 17века

Новые

элементы в культуре 17века

Архитектура

Затишье в строительстве

- бурное строительство –церковное зодчество – гражданское стр-во


деревянное каменное(кирпичное)

«дивное узорочье» «московское барокко»или нарышкинское


Дворец в Коломенском, Новоиерусалимский монастырь

Теремной дворец колокольня Новодевичьего монастыря

Церковь Ильи Пророка церковь Покрова в Филях

и другие


Обмирщение архитектуры


- Практическая работа









3. Живопись - выступление искусствоведов.


Заполнение таблицы


Сферы культурной жизни

Старые

элементы в культуре 17века

Новые

элементы в культуре 17века

Живопись

иконы

-Иконы

-Художественные центры – Симон Ушаков «Спас Нерукотворный»

-Портретная живопись(парадный портрет)

Парсуны (Скопин–Шуйского С.Ушаков)

1пол.17в. 2пол.17в.

яичными красками на доске масляными красками на холсте

портреты: Алексея Михайловича портреты: Нарышкина

Федора Алексеевича Репина


-фрески- трудовая жизнь простых людей

и другие


Обмирщение живописи



- Практическая работа



4. Театр – выступление учителя

История тетра в России берет свое начало со скоморошьей, балаганной культуры, в частности представления с участием Петрушки. Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества.

Враждебно относилась церковь и к народному театру.

Тем не менее развитие связей с западными странами побудило царяАлексея Михайловича и его приближенных организовать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 году под руководством пастора Грегори. Сначала пьесы - исключительно библейского содержания - шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык, наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Потом появились светские пьесы - "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". В 1675 году на подмостках русского театра впервые появился балет. После смерти царя Алексея Михайловича под влиянием враждебно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима 1676г.театр был закрыт.


Сферы культурной жизни

Старые

элементы в культуре 17века

Новые

элементы в культуре 17века

Театр



1672г. - открытие при дворе Алексея Михайловича первого театра в России.

1676г.- театр закрыт




-Ребята, как вы думаете, чем отличается русский театр XVII века от современного?




IV. Закрепление учебного материала.

- Итак, ребята, мы с вами прослушали ваши сообщения и давайте теперь ответим на наш вопрос:

« Как изменения в государстве, произошедшие в 17веке, отразились на развитии культуры?»

  • (Началось постепенное разрушение традиционного средневекового религиозного мировоззрения – «обмирщение» культуры.

- В 17в. в русской культуре активно развиваются светские элементы, т.е. проявилось

заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви;

- Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные

черты;)


При наличии времени провести тестирование.


Тестовые задания.


1. В середине XVII века в архитектуре получил распространение стиль

А) «дивное узорочье»

Б) нарышкинское барокко

В) шатровый

Г) «палаццо»

2. Яркой иллюстрацией стиля «нарышкинское барокко» является

А) Церковь Покрова в Филях в Москве

Б) Церковь Ильи Пророка в Ярославле

В) Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве

Г) Успенский собор Московского Кремля

3. Первый в России театр был открыт

А) в 1648 г.

Б) в 1654 г.

В) в 1672 г.

Г) в 1687 г.

4. В XVII в. появился новый литературный жанр

А) былина

Б) «житие»

В) сатирическая повесть

Г) «хождение»

5. В XVII веке популярными в народе оставались жития святых. В многочисленных списках ходило по стране «Житие»:

А) протопопа Сильвестра

Б) протопопа Аввакума

В) ученого-монаха Симеона Полоцкого

Г) митрополита Макария.

6. Особым расположением царской семьи пользовался ученый-монах Симеон Полоцкий, который выделялся своими успехами в:

А) учении книжном

Б) поэзии

В) медицине

Г) богословии.


V. Заключительное слово учителя (подведение итогов).

- Выставление оценок.

- Д/З. §10

- вспомнить кто такие казаки.

- провести сравнительный анализ (общее и разное) «Культура и быт казаков в 17в.» с культурой и бытом русского народа. §11.


























Тестовые задания.


1. В середине XVII века в архитектуре получил распространение стиль

А) «дивное узорочье»

Б) нарышкинское барокко

В) шатровый

Г) «палаццо»

2. Яркой иллюстрацией стиля «нарышкинское барокко» является

А) Церковь Покрова в Филях в Москве

Б) Церковь Ильи Пророка в Ярославле

В) Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве

Г) Успенский собор Московского Кремля

3. Первый в России театр был открыт

А) в 1648 г.

Б) в 1654 г.

В) в 1672 г.

Г) в 1687 г.

4. В XVII в. появился новый литературный жанр

А) былина

Б) «житие»

В) сатирическая повесть

Г) «хождение»

5. В XVII веке популярными в народе оставались жития святых. В многочисленных списках ходило по стране «Житие»:

А) протопопа Сильвестра

Б) протопопа Аввакума

В) ученого-монаха Симеона Полоцкого

Г) митрополита Макария.

6. Особым расположением царской семьи пользовался ученый-монах Симеон Полоцкий, который выделялся своими успехами в:

А) учении книжном

Б) поэзии

В) медицине

Г) богословии.