СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и ее достижения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок посвящен изучению културы России

Просмотр содержимого документа
«Культура и ее достижения»


Тема урока: пар.11. «Культура и ее достижения»


Тип урока: урок открытия нового знания

Формы урока:  групповая.

Цели и задачи:

- обучающие: сформировать у учащихся представление о таких философских

понятиях, как культура, духовная культура, материальная культура, культурный человек, интеллигентный человек.

- развивающие: продолжить формирование у учащихся таких мыслительных

навыков, как сравнение, обобщение, умение выделять главное и делать

выводы, развивать  умение  применять  новые  знания,  развитие  творческих  и речевых  способностей  учащихся;

- воспитательные: воспитание ответственного отношения к последствиям деятельности

людей, уважения к достижениям культуры прошлого и настоящего, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействия учащихся в групповой работе, развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД:

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «Культура», «Культурное наследие», «Культурные ценности».

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, повышать уровень саморегуляции.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видеофрагмента, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятия: культура, виды культуры, культурный человек, интеллигент

Уметь: изучать и систематизировать информацию из различных источников; давать оценку общественным и историческим процессам;

Личностные: осознание учащимися себя гражданами России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; развитие чувства уважения к культурным традициям; понимание ценности культуры в жизни общества;

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками; формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; стратегия смыслового чтения и работа с текстом.

Ресурсы: компьютер, экран с презентацией, учебник, тетрадь,







Ход урока:

I.Организационный момент. Приветствие класса

-Ребята, сегодня вы распределены на группы и вам предстоит совместная деятельность, а это предполагает умение сотрудничать, слушать друг друга и вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении.

II. Самоопределение к деятельности. Мотивационный момент

-Учитель : для начала я предлагаю вам посмотреть фрагмент из к/ж «Ералаш»

Просмотр фрагмента из к/ж «Ералаш» о культуре («Где эта улица, где этот дом»). https://youtu.be/_XIvuZjFGo8

-Учитель: Скажите, пожалуйста, какую ситуацию вы наблюдали?

- Ответы учащихся: ( часто живя в двух шагах от памятника архитектуры или известного культурного центра, школьники не подозревают об их существовании. И если даже видят, что есть какая-то достопримечательность, то не знают или не догадываются , что это).

-Учитель: Правильно. Исходя из увиденного и ваших ответов, попробуйте предположить, о чем мы будем с вами говорить на уроке?

- Ответы учащихся: (о культуре, о достижениях культуры).

-Учитель: верно!

Итак, ребята, мы приступаем к изучению новой темы «Культура и ее достижения». Открываем тетради и записываем число, тему урока. Ребята, обратите внимание, на ваших столах лежат Рабочие листы, которые вы будете заполнять в ходе нашего урока. (Слайд 2)

III. Постановка учебной задачи.

-Учитель: а теперь, давайте попытаемся вместе определить задачи нашего урока.

- Ответы учащихся: ученики называют учебные задачи: 1.узнать, что такое культура; 2.какие виды культур бывают; 3. для чего нужна культура ; 4. также постараемся понять необходимость ответственного отношения к последствиям своей деятельности, а также уважительного отношения к достижениям культуры прошлого и настоящего.

-Учитель: Молодцы, ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока.

IV. Изучение нового материала. 

Эпиграфом к уроку станет отрывок из стихотворения «На закате» русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого : Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил (Слайд 3)



А что хотел передать поэт в своем стихотворении, объяснить нам будет проще в конце нашего урока.

-Итак, что же такое «культура». С развитием общества понятие культуры приобретало все новые определения. В переводе с латинского оно означает «возделывание или обработка почвы». Сейчас существует около 200 значений этого понятия, каждая наука дает свое определение «культуры». Например,

История- результат исторического развития

Агрономия- сорт растения, выращиваемого человеком, употребляются сочетания «культурные растения», «зерновые культуры» и др.

Археология- это вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-либо определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей или племени.

Изучением культуры в первую очередь занимается на­ука культурология.

-Учитель: ребята, сейчас вы будете работать в своих группах. Необходимо изучить дополнительную информацию о культуре, она содержится в ваших Рабочих листах, найти и записать 2 определения . Приступаем.

Ответы уч-ся: (Культура – это результат всей материальной и духовной деятельности человечества на протяжении его существования. Культурой называют все, что создано человеком. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса).

Итак, работает 1 группа, остальные внимательно слушают. Сначала Индира читает весь текст, затем свои определения. Молодцы!

2 группа ваши определения?

Пожалуйста, 3 группа, найдите в тексте ответ на вопрос: « В чем заключается одна из функций культуры?» Молодцы!

-Учитель. Ребята, давайте вспомним, какие достижения древних людей мы с вами знаем из уроков истории?

- Ответы учащихся: (лук, стрелы, гончарный круг, наскальные рисунки, древнейшие скульптуры) 

-Учитель: ребята, перед вами памятники культуры Древнего мира, сохранившиеся до наших дней. Назовите их! (слайд 4,5)

- Ответы учащихся: (Стоунхендж Великобритания, пирамиды Египта, Афинский Акрополь, Колизей в Италии, Великая Китайская стена в Китае, Храм Василия Блаженного, памятник Салавату Юлаеву, мечеть Ляля-Тюльпанв Уфе).

-Учитель: Итак, сделаем вывод. Как вы полагаете, какого отношения они требуют?



- Ответы учащихся: (Все памятники достойны уважения и сохранения, они несут историческую и культурную память и представляют историческую ценность для последующих поколений).

Учитель: А сейчас предлагаю вам решить Познавательную задачу. Определите верность утверждения: « Все живые организмы вносят определённый вклад в развитие культуры». Совещаетесь в своих группах и выбираете того, кто озвучит ответ. (Слайд 6)

Пожалуйста, начнем с 4 группы!

- Ответы учащихся: (утверждение неверно, т. к. животные не создают культуру, это результат деятельности только людей.) 1 группа, ваш ответ!?

Учитель: Итак, ребята, группы, все согласны с ответом, есть, кто думает иначе? Молодцы!

Ребята, давайте, теперь поработаем с текстом учебника, открываем стр.103 пункт 1 «Культура вокруг нас». (читает один ученик). Спасибо. Итак, что мы узнали из этого пункта?

- Ответы учащихся: (культура создается только человеком, свой вклад в культуру вносят все народы Земли, культура развивается во времени и в пространстве). Молодцы!

Учитель: ребята, посмотрите на экран, перед вами примеры культурных достижений человечества. Что мы с вами видим, перечислите! Как вы думаете, как создавались эти ценности? (Слайд 7)

- Ответы учащихся:( изготавливались руками человека, а некоторые –душой)

Учитель: ребята, как вы думаете, можем ли мы разделить культуру на виды? Какие? духовную и материальную культуру.

Верно, Материальная культура создается в процессе мате­риального производства. К ней относят материально- технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения. А также производственный опыт, умения, навыки, знания людей. А под духовной культурой понимается совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это внутренний мир человека, его мысли и чувства.

-Итак, работаем в Рабочих листах. Перед вами слова для справок, вы должны распределить их по видам культур и вписать в соответствующую колонку

Виды культур Слайд 8)

дома, одежда, машины и любая техника, например холодильник или сотовый телефон, лекарства

сказки, эпос разных народов, музыка, танцы, философские идеи и религиозные обряды и молитвы, традиции и обычаи

Материальная духовная



Учитель: проверяем, верно ли вы выполнили! Молодцы! Как вы думаете, какой из видов культуры более важен для общества?

Итак, сделаем вывод. Что будет, если один из видов культуры станет преобладать над другим.

- Ответы учащихся: (Нет необходимости в предоставлении приоритета одному из видов культуры. Эпохи меняются, но формы культуры сохраняются и не вытесняют друг друга).

- Учитель: правильно, мы не можем выделить значимость одного вида культуры и принизить другой. Для человека главное-приобщение к культуре.

Но какими же путями человек должен приобщаться к культуре?

- Ребята, а сейчас поработаем по стр.104-105 п.2 «Какими путями человек приобщается к культуре». Вслух читает Данил, остальные внимательно слушаем и следим.

-Спасибо! А теперь, ребята работаем с заданиями , предложенными в ваших Рабочих листах. Выполняем письменно.

1 группа отвечает на вопрос: «Как вы поняли, какой основной путь приобщения к достижениям культуры приводится в тексте?»

2 группа- «Мои раздумья о «Царском» пути в приобщении к достижениям культуры»

3 группа – ответить на вопрос: «Как можно приобщиться к достижениям культуры?»

4 группа- работа по с.105 , назвать известные музеи нашей республики.

1 гр. Есть два пути приобщения к культуре. Один — трудный, но радостный путь постижения мира в его сложности и красоте. Подлинный путь к культуре — это путь труда, радости и приобретения духовных ценностей, путь самостоятельного усвоения ее, глубокого проникновения в гуманистический смысл, который несет в себе истинное произведение культуры.

2 гр. Другой — путь, так сказать, престижного присвоения культурных ценностей. Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат только чтобы возвысить человека в чьих-то глазах. Тот, кто следует вторым путем, лишь поверхностно касается культуры. Часто его интересует только сюжет книги, спектакля или другого произведения искусства, чтобы при случае сказать, что это произведение ему знакомо. Для того чтобы быть настоящим ценителем прекрасного, мало обзавестись десятком собраний сочинений классиков, модных пластинок или видеокассет. Знания, которые пытаются получить «царским» путем, будут крайне скудными).

3 гр. Исторический опыт показывает, что приобщиться к культурным достижениям, накопленным всем человечеством, можно только через образование, самообразование, саморазвитие.

4 гр. Национальный музей Республики Башкортостан, Художественный музей им. М. В. Нестерова, Музей археологии и этнографии, Республиканский музей



боевой славы, историко-краеведческие музеи. В нашем городе также есть городской историко-краеведческий музей, а также есть школьные музеи.

- Учитель: Молодцы, ребята, давайте сделаем вывод, какую роль играют культура и культурные достижения в жизни человека и общества?

- Ответы учащихся: Культура играет важную роль в жизни человека и общества, благодаря культуре происходит накопление, хранение и передача человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.

- Учитель: Молодцы, ребята!

V этап урока. Закрепление изученного материала. Синквейн (Слайд 9)

- Учитель: а сейчас, ребята, вам необходимо написать Синквейн к понятию «культура». Каждая группа представит свой Синквейн. Давайте вспомним правило написания синквейна.

- Ответы учащихся на вопрос : В переводе с француз. слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

2строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4я строка -  фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

5строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личностное отношение пишущего к теме.

Культура

Духовная, материальная

Обогащает, развивает, воспитывает

Культура создается только человеком, свой вклад в культуру вносят все народы Земли

Ценность





- Учитель: Молодцы, ребята! Наш урок мы начали с вами с отрывка из стихотворения Николая Заболоцкого. Что же хотел передать поэт в своем стихотворении? О каких двух мирах идет речь?

- Ответы учащихся на вопрос : (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас. Мир, который нас сотворилэто природа. А тот, что сотворили мы – человеческое общество и все его технические и культурные проявления. Этот мир зависит от человеческих возможностей , времени, психологии, географического положения, структуры общества. Этот мир основан на техническом и культурном прогрессе).

- Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог. Чему сегодня был посвящен наш урок?

- Ответы учащихся на вопрос : (культуре и ее достижениям)

VI. Рефлексия. Прием «Три М»

Учитель: Ну, вот и подходит к концу наш урок. Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Я предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшить вашу работу на следующем уроке? Итак, 1,2,3 группы называете по одному моменту, а 4 группа одно действие.

1 группа- момент сотрудничества, т.е. совместная работа в группе

2 группа- момент доброжелательной атмосферы, комфортности

3 группа- момент взаимоподдержки

4 группа- умения работать в команде

Учитель: Мне приятно, что урок прошел плодотворно. Я хочу всех вас поблагодарить за работу на уроке и выставляю следующие оценки.

VII. Дом работа: для всех- прочит. пар.11, пересказ, по желанию-стр.108 В классе и дома задание 3. Слайд 10








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!