Культура и искусство первой половины
XX века
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга
Конько Татьяна Владимировна
Цели урока:
- Познакомитесь с основными направлениями развития западного искусства XX века.
- Познакомимся с открытиями в области естествознания;
- Определим место культуры в жизни человека.
План урока:
- Революция в естествознании.
- Особенности художественной культуры.
- Символизм
- Литература
Революция в естествознании
- Открытие элементарных частиц
- Проникли в тайны материи
- Раскрыли строение атома ( электрон, нейтрон, протон, позейтрон, кванты)
- В конце 30-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии.
Революция в естествознании
- Теория относительности Энштейна изменила понимание пространства, времени и движения.
- Были заложены основы науки о передаче наследственных признаков ( генетика)
- Получила распространение биохимия, физическая химия, геофизика, электрохимия .
Революция в естествознании
- Больших успехов достигла микробиология и фармацевтическая промышленность.
- Популярными стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше
А. Шопенгауэр
Ф. Ницше
Революция в естествознании
- Популярность приобретают работы Зигмунда Фрейда о психоанализе
З. Фрейд
Революция в естествознании
- Большое значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона.
А. Бергсон
Революция в естествознании
В конце XIX – начале XX ВЕКА В Европе и США получает популярность социология – наука о развитии общества и общественного поведения людей. Популярными становятся труды
М. Вебера
М. Вебер
Революция в естествознании
- В начале 20 века по- иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания
- В конце 19 – начале 20 века в странах Европы и США получила развитие социология – наука о различных сторонах развития обществ и общественного поведения людей.
Особенности художественной культуры
( 1900-1914 гг.):
20-30- е годы:
- Получил название « декаданс» - упадок
- Кризис – это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового
- Время взлётов, талантов, новых идей
- Влияние оказали совершенно новые явления и события;
- Фашизм и нарастающая угроза войны способствовала оттоку творческой интеллигенции
- Худ. мир переселился в Нью - Йорк
Модернизм -
- Это условное обозначение периода культуры конца XIX – середины XX века от импрессионизма до театра абсурда
Символизм
одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков
Представители символизма
М. Вагнер –
музыка
Ш. Бодлер
П. Верлен
Литература
Черты символизма:
1) Предполагает сочетание реального и таинственного , социального и индивидуального, обращение к мифам, поиск мистического откровения
2) В основе – символ
3) Центром был культ Вечной Женственности – как символ и земной образ высшего совершенства
Художники – символисты:
«Пещера сплина»
Одри Бердслей
( Англия)
« Павлинья юбка»
Художники – символисты:
Пюви де Шаванн
( Франция)
«Смерть и девушки»
Художники – символисты:
Густав Климт
( Австрия)
Художники – символисты:
«Остров мёртвых»
Арнольд Бёклин
( Германия)
«Весна»
Кинематограф
Первые комики
Макс Линдер
Андре Дид
Импрессионизм
- направление, появившееся в последней трети XIX века, стремящееся передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, писали дробными мазками
Импрессионист Э. Мане
« Мальчик в красном »
« Портрет Эмиля Золя»
Импрессионист Э. Дега
« Урок танцев»
«Голубы́е танцо́вщицы»
французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей
импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого
сентиментальности;
Огюст Ренуар
французский
живописец, один из первых и наиболее
последовательных представителей
импрессионизма .
Камиль Писсарро
« Бульвар Монмартр в Париже»
французский
живописец, один из основателей
импрессионизма .
Клод Моне
Постимпрессионизм
- Дальнейшие поиски привели к появлению нового направления
- От импрессионистов они унаследовали чистоту цвета
- Работы отличались одухотворённостью, эмоциональностью
Винсент
Ван Гог
французский художник-живописец, яркий представитель
постимпрессионизма
Поль Сезанн
Постимпрессионизм
Поль Гоген
Кубизм
- Авангардное направление в живописи начала XX века, представители которого изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов
Кубизм
Основатель: П. Пикассо
Фовизм
- Течение во французской живописи начала XX века, в основе которого используются яркие контрастные цвета.
Фовизм
Представители: А. Матисс, П. Гоген, П. Сезанн.
Экспрессионизм
- Художественное направление XX века, для которого характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием
Экспрессионизм
Представитель: Э. Мунк
Неопримитивизм – характеризуется интересом к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи
Представители:
А. Руссо, Н. Гончарова
Абстракционизм - отказ от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета. Линий, форм.
Основатели: В. Кандинский и П. Мондриан
Супрематизм – одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической абстракции
Представители: К. Малевич
Дадаизм – крайнее авангардное течение отрицающее классические традиции
Представители: М. Дюшан, М. Эрнст, Т. Тцара
Сюррелизм
- Авангардное течение в искусстве XX века, представители которого обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному
Литература
Психологический реализм
У.Фолкнер Э.Хемингуэй Г. Бёлль С. Цвейг
В центре внимания их творчества – личность, её судьба в меняющемся мире, поиск ею смысла жизни. Их герои, как правило – человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к любви. Главная его победа – это победа над самим собой.