Культура и мораль
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
УРОК № 4
4 КЛАСС
Что такое культура?
КУЛЬТУРА ( лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание,
почитание):
1) возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
2) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством.
3) развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
4) воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
5) творческие достижения, ограниченной временем, местом (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);
Немного истории
- Понятие культура появилось в Древней Греции. (Культура – «возделывание земли»)
- Уход за полем – это не только обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
Х IX век Россия
- В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века.
- Оно употреблялось в двух значениях:
1. хлебопашество, земледелие
2. образованность
Культура
Материальная культура
Результат человеческой деятельности,
включающий: 1. Физические объекты, созданные человеком;
Материальная культура
2. Природные объекты, используемые человеком.
Духовная культура
Представления, мысли людей, ценности и идеалы,
традиции и обычаи, нормы и правила.
От мыслей и знаний людей зависят их поступки.
Духовная культура, в широком смысле, - " совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности .. .»
«Продукты» духовной деятельности, т.е. духовные ценности: научные результаты, открытия, книги, картины, обычаи, законы, музыка.
Духовная культура
Существует много видов духовной культура:
1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве);
2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе);
3. мораль – особый вид духовной культуры
Культура – это всё, что создано человеком, его
«вторая природа».
Естественная природа может существовать
без человека, а культура создаётся трудом
многих людей. Они продолжают её
поддерживать, развивать, обогащать.
Образ культурного человека пытался воссоздать ещё в эпоху античности древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н. э.). Кого же следует считать культурным человеком, согласно его учению?
- Во-первых, человека образованного - способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний.
- Во-вторых, умеющего владеть собой - собранного, внутренне организованного.
- И в-третьих, нравственного - поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.
Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н. э.).
Закончите предложения:
- Культурный человек никогда не…
- Культурный человек обязательно…
- Культурный человек это-
Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.
Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.
Религия
Религия- это способ общения людей с
Богом.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная
верой в сверхъестественное, включающая в себя свод
моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых
действий и объединение людей в организации
Существует 4 мировых религиозных культуры:
Культурный человек , прежде всего, будет
уважительно относится: к разным религиозным
культурам; к другим людям с которыми он
общается и с которыми ему приходится
сталкиваться.
Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.
Мораль
- Мораль (лат. moralis — нравственный, обычаи, нравы, поведение)
- Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.
Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями:
- Уважать родителей
- Выполнять обещания
- Помогать нуждающимся
- Не воровать
- Не убивать
- Не обманывать
и т.д.
И всегда, во все времена, осуждались:
- Трусость
- Предательство
- Жадность
- Жестокость
- Клевета
- Лицемерие
Мораль
морально
аморально
Уважать родителей
Предавать
Выполнять обещания
Помогать нуждающимся
Трусить
Жадничать
Не воровать
Проявлять жестокость
Не убивать
Клеветать
Лицемерить
Как формируются моральные нормы и правила?
О хорошем, добром поведении ребенка заботятся родители и родственники в семье.
В школе учителя знакомят с правилами морали и учат их применять в жизни.
Большинство законов основаны на моральных нормах (запрет на убийство, на кражу чужого имущества и др.)
Моральные нормы и правила нигде не записаны. Но с ними можно познакомиться, читая труды ученых или художественные произведения, герои которых говорят о морали.
Моральный выбор.
Выбор
Правил
много
Общественное
мнение
Личное
желание
Совесть
Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.
В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция.
Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире.
Это значит, что от каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живёт.
При этом главное – не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.
В чём особенности морали?
- Моральные нормы (правила) нигде не записаны.
- Моральные нормы не имеют документального оформления.
- Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
Есть ли единый список моральных норм?
- Нет единого свода (списка) моральных норм.
- Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живёт, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?
- О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья.
- У взрослых – сотрудники – люди, с которыми они работают.
1
2
3
5
6
4
1
2
А
Г
3
4
В
А
Домашнее задание
- Прочитать статью с. 8 -9;
- Составь перечень моральных норм(правил), принятых в вашей семье;
- Найди в баснях И. Крылова слова, осуждающие аморальные поступки;
- Найди пословицы и поговорки по данной теме