I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Рассмотрите карту России XVI в. Какие положительные и отрицательные последствия для Российского государства имело включение в его состав новых территорий? Что потеряли и что приобрели народы, проживающие в Западной Сибири и Поволжье, в результате вхождения в состав России? При- ведите примеры, подтверждающие ваше мнение. Как создание единого государства повлияло на развитие культуры России в целом? | Использовать историческую карту как источник информации. Определять влияние объединения страны на материальную и духовную культуру России (на примерах) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Назовите известные вам достижения средневековой культуры стран Западной Европы и Востока. Почему были важны культурные контакты России с другими странами? Кратко охарактеризуйте исторические условия, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на развитие культуры России XVI в. | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Связывать историю культуры страны, её народов с историческими особенностями развития государства. Систематизировать характерные черты развития культуры страны (в форме тезисов) | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Беседа. Составление тезисного плана |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Работа с учебником 3. Работа с картой 4. Работа с учебником | Выясните, сколько лет прошло от создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе до создания И. Фёдоровым первой печатной книги в России. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания? Чем творческая манера Андрея Рублёва отличалась от стилей большинства художников того времени? Какое влияние оказал иконописец на дальнейшее развитие русского искусства? Укажите на карте города, где развернулось крепостное строительство. Прочитайте п. 4 параграфа. Что объединяло героев былин и эпоса различных народов? Какие человеческие качества прославлялись? Презентация проектов «Русская культура ХVI в.: традиции и новаторство»: рассмотрите изображения памятников культуры (по видам искусства ХVI в.: живописи, литературы, архитектуры и др.) и укажите общие и новые черты произведений ХVI в., раскройте их историческое и культурное значение. На основе презентаций проектов продолжите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры ХVI в.» | Применять полученные знания. Использовать приёмы характеристики памятников культуры для доказательства выводов, суждений (тезис и его аргументация). Определять особенности, историческое и культурное значение памятников культуры. Публично представлять результаты проектной деятельности. Формулировать обобщающие выводы на примерах развития русского искусства. Систематизировать информацию по теме (в форме таблицы) | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1.Заполнение таблицы. 2. Работа с текстом 3. Записи в карте 4. Устные Ответы 5. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Какие новые темы, жанры появились в культуре XVI в.? Перечислите основные живописные шедевры, созданные в конце ХVI в. Каковы были достижения русского зодчества конца ХVI в.? Предположите, какие чувства вызывали эти шедевры у современников. Как формировалась самобытная культура различных народов России? Каким образом складывалась единая российская культура? Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов России? Приведите примеры взаимодействия культур этих народов. Используйте краеведческие сведения. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и России в ХVI в. вы можете указать? Приведите примеры связей России с Европой. Что нового вы узнали и чему научились при изучении культуры России XVI в.? Какие вопросы вас особенно заинтересовали? | Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов. Устанавливать причины развития культуры, приводить примеры взаимодействия культур, в том числе используя краеведческий материал. Моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным культурным объектам. Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к культуре всех народов России, мира. Оценивать собственные результаты познавательной деятельности | 1.Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Каковы были особенности развития российской культуры в XVI в.? 2. Почему были важны культурные контакты России с другими странами? 3. Что объединяло героев былин и эпоса различных народов? 4. Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений. 5*. Используя материалы для самостоятельной работы и Интернет, определите, какой новый строительный материал пришёл в это время на смену природному камню. Из какой страны в Россию была привезена технология его изготовления? Работаем с картой: Найдите на карте территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 11 | Конкретизирует домашнее задание Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.» изучаются самостоятельно. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |