СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение основных изменений, произошедших в культуре и в повседневной жизни народов России в конце XVI в

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить основные изменения в культуре и повседневной жизни; рассмотреть новые жанры в искусстве, литературе и живописи.

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVI в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания   http://nsportal.ru/node/1340631

1) Особенности развития культуры России в XVI в.    2) Просвещение.                                                3) Начало книгопечатания.

4) Летописание. Исторические произведения.              5) Публицистика. Светская литература.         6) Архитектура.

7) Изобразительное искусство.                                       8) Музыкальная культура.                                9) Религиозные праздники и повседневный быт

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Единая русская культура. Мектебе и медресе. Нарты. Джангар. Публицистика. Шатровый стиль. Бытийное письмо. Народные и церковные праздники

Просмотр содержимого документа
«Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.»

ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Определение основных изменений, произошедших в культуре и в повседневной жизни народов России в конце XVI в

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить основные изменения в культуре и повседневной жизни; рассмотреть новые жанры в искусстве, литературе и живописи.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVI в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Особенности развития культуры России в XVI в. 2) Просвещение. 3) Начало книгопечатания.

4) Летописание. Исторические произведения. 5) Публицистика. Светская литература. 6) Архитектура.

7) Изобразительное искусство. 8) Музыкальная культура. 9) Религиозные праздники и повседневный быт

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Единая русская культура. Мектебе и медресе. Нарты. Джангар. Публицистика. Шатровый стиль. Бытийное письмо. Народные и церковные праздники

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах


Опережающие задания к уроку 18: как проходил процесс превращения России в крупнейшую европейскую державу? На какие основные этапы можно разделить процесс освоения русским населением присоединённых территорий? Проект (внеурочная деятельность) «Рождение Российского многонационального государства»: в ХVI в. в состав России в ходе войн и добровольного присоединения вошли многие народы. Подготовьте презентацию «Народы Западной Сибири и Поволжья» (присоединение территорий, формирование новой администрации, проблема вероисповедания на присоединённых землях)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Рассмотрите карту России XVI в. Какие положительные и отрицательные последствия для Российского государства имело включение

в его состав новых территорий?

Что потеряли и что приобрели народы, проживающие в Западной Сибири и Поволжье, в результате вхождения в состав России? При-

ведите примеры, подтверждающие ваше мнение. Как создание единого государства повлияло на развитие культуры России в целом?

Использовать историческую карту как источник информации.

Определять влияние объединения

страны на материальную и духовную культуру России (на примерах)

Фронтальная

Работа



Беседа.

Работа с текстом


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа

Назовите известные вам достижения средневековой культуры стран Западной Европы и Востока. Почему были важны культурные контакты России с другими странами? Кратко охарактеризуйте исторические условия, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на развитие культуры России XVI в.

Актуализировать знания из курса

всеобщей истории. Связывать историю культуры страны, её народов с историческими особенностями развития государства. Систематизировать характерные черты развития культуры страны (в форме тезисов)

Беседа. Работа с источником, картой

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Беседа.

Составление тезисного плана

III.

Изучение

нового

материала



17

1. Беседа






2. Работа
с учебником




3. Работа с картой


4. Работа
с учебником





Выясните, сколько лет прошло от создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе до создания И. Фёдоровым первой печатной книги в России. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?

Чем творческая манера Андрея Рублёва отличалась от стилей большинства художников того времени? Какое влияние оказал иконописец на дальнейшее развитие русского искусства?

Укажите на карте города, где развернулось крепостное строительство.

Прочитайте п. 4 параграфа. Что объединяло героев былин и эпоса различных народов? Какие человеческие качества прославлялись?

Презентация проектов «Русская культура ХVI в.: традиции и новаторство»: рассмотрите изображения памятников культуры (по видам искусства ХVI в.: живописи, литературы, архитектуры и др.) и укажите общие и новые черты произведений ХVI в., раскройте их историческое и культурное значение. На основе презентаций проектов продолжите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры ХVI в.»

Применять полученные знания.

Использовать приёмы характеристики памятников культуры для доказательства выводов, суждений (тезис и его аргументация).

Определять особенности, историческое и культурное значение памятников культуры.

Публично представлять результаты проектной деятельности.

Формулировать обобщающие выводы на примерах развития русского искусства.

Систематизировать информацию по теме (в форме таблицы)

Беседа.



Работа с учебником



Работа с картой




Дискуссия.




Индивидуальная работа




Дискуссия

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1.Заполнение таблицы.



2. Работа с текстом





3. Записи в карте



4. Устные

Ответы



5. Записи в рабочих тетрадях






IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

Какие новые темы, жанры появились в культуре XVI в.? Перечислите основные живописные шедевры, созданные в конце ХVI в. Каковы были достижения русского зодчества конца ХVI в.? Предположите, какие чувства вызывали эти шедевры у современников. Как формировалась самобытная культура различных народов России? Каким образом складывалась единая российская культура? Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов России? Приведите примеры взаимодействия культур этих народов. Используйте краеведческие сведения.

Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и России в ХVI в. вы можете указать? Приведите примеры связей

России с Европой. Что нового вы узнали и чему научились при изучении культуры России XVI в.? Какие вопросы вас особенно заинтересовали?

Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов. Устанавливать причины развития культуры, приводить примеры взаимодействия культур, в том числе используя краеведческий материал. Моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным культурным объектам. Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту

наших предков, проявлять уважение к культуре всех народов России, мира. Оценивать собственные результаты познавательной деятельности

1.Фронтальная работа с текстом

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы



V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

1. Каковы были особенности развития российской культуры в XVI в.? 2. Почему были важны культурные контакты России с другими странами? 3. Что объединяло героев былин и эпоса различных народов? 4. Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений. 5*. Используя материалы для самостоятельной работы и Интернет, определите, какой новый строительный материал пришёл в это время на смену природному камню. Из какой страны в Россию была привезена технология его изготовления?

Работаем с картой: Найдите на карте территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке











Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 11

Конкретизирует домашнее задание

Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.» изучаются самостоятельно.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа




Дополнительный материал к уроку

ИЗУЧАЕМ ДОКУМЕНТ

ИЗ «ДОМОСТРОЯ»

Како дети учити и страхом спасати. Казни (наказывай — О. Ж.) сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрёт но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебы в старости и принесёт тебе честь.

Как избная парядня устроити хорошо и чисто Стол и блюда и ставцы и лошки и всякие суды и ковши и братены, воды согрев из утра перемыти и вытерьти и высушить, а после обеда такоже и вечере а ведра и ночвы и квашни и корыта и сита и решета и горшки и кукшины и корчаги також всегды вымыти, и выскресть и вытерть и высушить и положить в чистом месте, где будет пригоже быти всегда бы всякие суды и всякая порядня вымыто и чисто было бы а по лавке и по двору и по хоромам суды не волочилися бы а ставцы и блюда и братены и ковши и лошки по лавке не валялися бы, где устроено быти в чистом месте лежало бы опрокинуто ниц а в каком судне што ества или питие и то бы покрыто было чистоты ради и всякие суды с ествою или с питием или с водою, или квашня ростворить всегды бы покрыто было а в ызбе и повязано от тороканав и от всякия нечистот… А мужу на жену не гневатися, а жене на мужа всегды жити в любви и в чистосердии и слуги и дети, тако же посмотря по вине и по делу наказывати и раны возлогати да казнив пожалоти…, а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно и здорова

Послание и наказание ото отца к сыну Благословение от благовещеньскаго попа Селивестра возлюбленному моему единородно сыну Анфиму Прибегаи всегды с верою ко святым Божиим церквам и бедных и скорбных и странных пришелцов призываи в дом свои и по силе накорми и напои и согреи и милостыню даваи от своих праведных трудов и храни чистоту телесную паче всего да наступи на совесть свою яко же на лютаго врага и возненавиди яко же милаго душетленнаго дъруга хмелного пития Господа ради отверзи от себе пияньство удержи язык свои от зла и устне свои еже не глаголати льсти храни себе ото лжа и от похвалы и от клеветы и сам ни в чём не величаися а домочадцов своих одеваи и корми доволно а жену свою люби и в законе живи по завоведи и всякому вежьству и промыслу и рукоделью и домашнему обиходу и всякои порядне умела бы сама и печи и варити и всякую домашнюю порядню умела и всякое женьское рукоделье знала коли сама всё знает и умеет ино умеет и детеи и слуг всему научити и наряжати и наказати во всем и сама бы хмелново питья отнюд не любила а не гневаися на жену а жена на тебе наказуи наедине да наказав примолви и жалуи и люби ея тако же и детеи и домочатцов своих учи страху Божию и всяким добрым делом…


Запоминаем новые слова

Публицистика — литературные произведения, посвящённые актуальным общественно-политическим вопросам.

Регалии — предметы, являющиеся символами власти.

Шатровый стиль — тип храмовой постройки, который завершается высокой многогранной пирамидой — шатром.

Энциклопедия — справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.

Эпос — фольклорное героическое повествование о богатырях, их подвигах и странствиях.

Юродивый — странствующий монах, религиозный подвижник.