3) Открытие новых знаний | –Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. – Как вы понимаете слово «религия»? – В переводе с латинского языка-«религия» - «связывать», «соединять». – Как вы думаете кого и чего связывает и соединяет религия? – Совершенно верно религия объединяет людей, которые верят в одного Бога. Существуют различные религии, но Бог один, который создал нашу Землю и людей, но только в каждой религии Бога по-разному называют. Давайте с вами вспомним, как зовут Бога христиане, как мусульмане, как буддисты? (ответы детей). – Ребята, а как вы думаете какие бывают религии? – Да, вы правы, но религия существовала с глубокой древности. Верования самых древних людей называются первобытные верования. Одним из таких верования является магия. Люди обращались к различным тайным силам для того, чтобы повлиять на события. Например, вызывали дождь, если была засуха, проводили различные обряды с жертвоприношением, чтобы урожай был хороший, или чтобы охота прошла удачно. Также были древние религии. В Египте, например, обожествляли фараона. В Древней Греции каждый бог имел свою специальность: бог грома и молнии, бог виноделия, богиня мудрости, богиня любви и верности и т.д. В Древнем Египте Боги нередко изображались с головами животных, потому что каждый бог олицетворял какое-либо животное, с головой шакала -хитрый, с головой волка -сильный и т.д. Также существовали традиционные верования. До сегодняшнего дня эти традиции в нашей стране сохранились у народов Севера – чукчей, ненцев. Давайте теперь рассмотрим национальные религии. Эту религию проповедуют люди, живущие в одной стране, т.е. нация, отсюда и название национальные. Самые многочисленные из таких религий индуизм (религия индусов) и иудаизм (религия евреев). Наряду с этими религиями, существуют мировые религии- это христианство, буддизм и ислам. Как вы думаете, почему они называются мировыми? Правильно, потому что их исповедуют большое количество людей. – Теперь возьмите рабочий лист и посмотрите на задание №2. (Имя) прочитай нам его, пожалуйста (вписывают религии). – Видеоролик про религии России. Возвращаемся к рабочему листу задание тоже, в видео вы увидели религиозные символы, теперь вам нужно вклеить символы каждой религии. – Поменяйтесь друг с другом и проверьте с доски. – Каждая из религий внесла свой бесценный вклад в культуру. – Ребята, что вы понимаете под словом «культура»? – В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Эти выражения тоже связаны со словом «культура». – Ребята, а кто такой, по вашему мнению, культурный человек? – В науке есть такое определение: «Культура» – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории. Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружия, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые. – Давайте проверим, как вы поняли, что такое материальная и духовная культура. Определите, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную (на слайде). – Видеоролик влияние религии на культуру. – Задание в рабочем листе №3. Вопрос: «Связана ли культура и религия между собой?» | -Вера в сверхъестественное. То, что объединяет людей -Предположение детей (объединяет людей, которые верят в одного Бога) -у христиан - Бог, у мусульман - Аллах, у буддистов - Будда -у христиан - Бог, у мусульман - Аллах, у буддистов - Будда - Их исповедуют большое кол-во людей - Выполняют задание - Культура – это нормы и правила, существующие в обществе. - Культурный человек — это образованный, воспитанный, ответственный человек - Выполняют задание | Средства: речь, презентация Методы: беседа, рассказ, объяснение Форма: фронтальная |
4) Первичное закрепление | – Задание в рабочем листе №4. К каждой букве вам надо подобрать слово, которое каким-то образом подходит к слову «культура». – А теперь посмотрим на слайде, какие слова подобрала я. – Следующее наше задание в листе №5. (Имя) прочитай нам задание. Приступайте. – Давайте проверим, что вы выделили красным, а что зеленым. – Интерактивное задание «Раздели по группам» По-очереди выходим к доске. Вам необходимо правильно разделить слова по группам. К 1 группе будут относиться слова материальной культуры, а ко 2 – духовной. | К – красота У – уникальность Л – личность Ь Т – традиции У – уважение Р – развитие А – архитектура -Выполняют задание. Учащиеся по очереди выходят к доске (по поднятой руке) и выполняют задание. Делят по группам на «духовное» и «материальное». | Средства: речь, практические упражнения Методы: беседа Форма: фронтальная, |