По определению М.М. Новожиловой, культура исследовательской деятельности учащихся (КИД) – индивидуальный уровень владения системой знаний, умений, процедур творческой деятельности, ценностных ориентаций, позволяющих корректно осуществлять учебное исследование. В связи с этим в исследовательской деятельности можно выделить три уровня культуры исследовательской деятельности учащихся: базовый (достаточный), продуктивный (повышенный), творческий (высокий). Идентификация учащихся в соответствии с данными уровнями указывает индивидуальный вектор формирования культуры исследовательской деятельности и корректирует деятельность по её развитию. Охарактеризуем данные уровни.
1. Базовый уровень КИД. Авторы исследовательских (проектных) работ (с опорой на помощь руководителя):
в основном владеют умениями определять тему проектной работы, формулировать цель и задачи, гипотезу исследования, планировать работу;
имеют выработанные представления о композиции и структуре исследовательской (проектной) работы, о виде продукта работы;
умеют применять (с опорой на помощь руководителя) теоретические методы, элементы эмпирического исследования;
в основном умеют описывать источники информации и составлять тезисы исследовательской (проектной) работы;
умеют составлять доклад для защиты результатов исследовательской (проектной) работы и создавать презентацию;
степень включенности учащегося в исследование при реализации задач работы не превышает 50%.
2. Продуктивный уровень КИД. Авторы исследовательских (проектных) работ:
уверенно владеют умениями, соответствующими базовому уровню;
реализуют исследовательские (проектные) работы с обязательным применением методов эмпирического (практического) исследования и последующей апробацией его результатов;
имеют выработанные представления о составлении паспорта исследовательской части работы;
обладают умениями моделирования презентации проектной работы на основе защитной речи, а также умениями вести дискуссию по теме работы;
степень включенности учащегося в исследование при реализации задач работы не превышает 75%.
3. Творческий уровень КИД. Авторы исследовательских (проектных) работ:
уверенно владеют умениями, соответствующими продуктивному уровню культуры исследовательской деятельности учащихся;
проявляют самодеятельность в вопросах формулирования проблемы исследования, выдвижения и проверки гипотезы, формулирования цели и задач исследования, поиска, анализа и синтеза информации, составления паспорта исследовательской части работы, применения методов эмпирического исследования (лабораторный эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование и др.);
демонстрируют развитые умения обработки, количественного и качественного анализов данных экспериментального исследования, представления и оформления результатов деятельности как конечного продукта, формулирования нового знания, обсуждения и оценки полученных результатов, определения перспективы применения результатов исследования в новых (изменённых) условиях;
степень включенности учащегося в исследование – 100%.
Главное отличие охарактеризованных уровней КИД состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения учебного проекта или исследования, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя учебного проекта или исследования, являются основной задачей оценочной деятельности.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.