СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура народов РС(Якутия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентационный материал по кроаеведению, культуре народов РС(якутия). Обзорная презентация

Просмотр содержимого документа
«Культура народов РС(Якутия)»

Цель : расширить представление о родном крае; вызвать интерес к изучению родного края.

Цель : расширить представление о родном крае; вызвать интерес к изучению родного края.

 Участники: обучающиеся всех уровней образования, педагоги, сторонние лица

Участники:

обучающиеся всех уровней образования, педагоги, сторонние лица

 настенные рисунки (персонажи животных, птиц и др.); традиционные предметы быта, одежда и украшения якутов; национальный музыкальный инструмент хомус; компьютерная презентация «Люблю и знаю родную Якутию» (66 слайдов); жетоны; призы.
  • настенные рисунки (персонажи животных, птиц и др.);
  • традиционные предметы быта, одежда и украшения якутов;
  • национальный музыкальный инструмент хомус;
  • компьютерная презентация «Люблю и знаю родную Якутию» (66 слайдов);
  • жетоны;
  • призы.

При проведении викторины используется карта Республики Саха (Якутия), на которой болельщики или участники команд могут показать реки, населенные пункты, месторождения полезных ископаемых Якутии.

При проведении викторины используется карта Республики Саха (Якутия), на которой болельщики или участники команд могут показать реки, населенные пункты, месторождения полезных ископаемых Якутии.

  Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Саха (Якутия), Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственный советник Республики Саха (Якутия) Президент Российской Академии естественных наук отделения Арктики и Крайнего Севера и Национального общественного комитета «Российская Семья» Председатель Совета учредителей автономной некоммерческой организации «Здоровье работающего населения России»  Инициатор создания общественного Совета по развитию кооперации в России Почетный Председатель организации «Северный Форум» Учредитель Фонда содействия развитию культуры, науки, образования
  •   Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Саха (Якутия),
  • Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Государственный советник Республики Саха (Якутия)
  • Президент Российской Академии естественных наук отделения Арктики и Крайнего Севера и Национального общественного комитета «Российская Семья»
  • Председатель Совета учредителей автономной некоммерческой организации «Здоровье работающего населения России»
  • Инициатор создания общественного Совета по развитию кооперации в России
  • Почетный Председатель организации «Северный Форум»
  • Учредитель Фонда содействия развитию культуры, науки, образования

ЯКУТЯНИН - ГЕРОЙ СССР,  ЗНАМЕНИТЫЙ СНАЙПЕР Родился в селе Крест-Хальджай Томпонского района Якутской АССР. Участвовал в организации колхоза имени Н.К. Крупской.  Механизатор. По комсомольскому призыву прибыл на золотодобывающий Алдан, где работал откатчиком. Сержант, прославленный снайпер, мастер дуэлей со снайперами врага. Уничтожил 429 немецко-фашистских солдат и офицеров, подготовил свыше 30 снайперов. Получил 12 ранений и контузий. Защищал Калининщину и Смоленщину, освобождал Белоруссию. 6 мая 1965г. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Участник Парада Победы в Москве. Ф.М. Охлопков похоронен в родном селе. Имя героя носят совхоз в Томпонском районе и морской сухогрузный теплоход «Федор Охлопков» грузоподъемностью 400 тонн.

ЯКУТЯНИН - ГЕРОЙ СССР,

ЗНАМЕНИТЫЙ СНАЙПЕР

Родился в селе Крест-Хальджай Томпонского района Якутской АССР. Участвовал в организации колхоза имени Н.К. Крупской.

Механизатор. По комсомольскому призыву прибыл на золотодобывающий Алдан, где работал откатчиком.

Сержант, прославленный снайпер, мастер дуэлей со снайперами врага.

Уничтожил 429 немецко-фашистских солдат и офицеров, подготовил свыше 30 снайперов.

Получил 12 ранений и контузий. Защищал Калининщину и Смоленщину, освобождал Белоруссию. 6 мая 1965г. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Участник Парада Победы в Москве.

Ф.М. Охлопков похоронен в родном селе. Имя героя носят совхоз в Томпонском районе и морской сухогрузный теплоход «Федор Охлопков» грузоподъемностью 400 тонн.

КТО ТАКОЙ МАКСИМ КИРОВИЧ АММОСОВ? Советский государственный, политический и общественный деятель Один из основателей автономной Якутии Арестован и расстрелян в Москве Его именем назван Якутский государственный университет   

КТО ТАКОЙ МАКСИМ КИРОВИЧ АММОСОВ?

  • Советский государственный, политический и общественный деятель
  • Один из основателей автономной Якутии
  • Арестован и расстрелян в Москве
  • Его именем назван Якутский государственный университет  

  • Родился 11(23) ноября (по другим сведениям, 22.12.1897г.) в Намском улусе Хатырыкского наслега Якутского округа в семье оленевода.
  • В революционном движении с 1916г. Член компартии с 1917г. С 1918г. секретарь Якутского совета, затем на подпольной работе в Сибири. В 1920г. уполномоченный по организации органов Советской власти в Якутии. В 1921г. председатель ревкома, с 1922г. секретарь областного Якутского бюро РКП(б). С 1923г. председатель Якутского представительства в Москве. В 1925-28 гг. председатель Совнаркома и ЦИК Якутской АССР. В 1928-30гг. - в аппарате ЦК ВКП(б). С 1932г. секретарь Западно-Казахстанского, с 1934г. первый секретарь Карагандинского, с 1936г. Северо-Казахстанского, затем Киргизского обкомов ВКП(б). С марта 1937г. первый секретарь ЦК КП(б) Киргизии. Делегат 11, 13, 16 и 17-го съездов партии. Избирался членом ЦИК СССР. C 1925 по 1928гг. совмещал должности Председателя Совнаркома и ЦИК Якутии. Впоследствии был руководителем Западно-, затем Северо-Казахстанского обкомов Компартии Казахстана и ЦК ВКП(б) Киргизии. Отстранен от работы 07.11.1937г. Арестован в г. Фрунзе 16.11.1937г., содержался во Фрунзенской тюрьме, 28.02.1938г. переведен Москву, содержался в Лефортовской тюрьме. 28.07.1938г. приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к ВМН ("измена Родине и контрреволюционная деятельность"), в тот же день приговор был приведен в исполнение. Место захоронения - Коммунарка Московской области. Реабилитирован посмертно 28.04.1956г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

Родился 25 октября 1858 г. в семье обедневших польских дворян в Игуменском уезде Минской губернии. Рано лишившись матери, воспитывался в семье двоюродного деда. Учился в Харьковском ветеринарном институте (1877-78гг.). За участие в народническом движении был сослан в Якутию. В Якутск прибыл 2 ноября 1881 г. и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Ботурусского улуса, где прожил около двадцати лет. Уже к 1887 г. Пекарский собрал 7 тысяч якутских слов, через 11 лет — 20 тысяч, а к 1930 г. — 25 тысяч слов. Ему помогали в этой работе местные знатоки якутского языка: священник Д. Д. Попов, олонхосут М. Н. Андросова-Ионова , лингвист С. А. Новгородов и всемирно известные ученые академики В. В. Радлов, К. Г. Залеман, В. В. Бартольд и др. В 1894-96гг. участвовал в экспедиции Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества, в 1903г.—в Аяно-Нельканской экспедиции. При содействии Академии наук вернулся из ссылки в Петербург (1905г.). Редактировал журнал
  • Родился 25 октября 1858 г. в семье обедневших польских дворян в Игуменском уезде Минской губернии. Рано лишившись матери, воспитывался в семье двоюродного деда.
  • Учился в Харьковском ветеринарном институте (1877-78гг.). За участие в народническом движении был сослан в Якутию.
  • В Якутск прибыл 2 ноября 1881 г. и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Ботурусского улуса, где прожил около двадцати лет. Уже к 1887 г. Пекарский собрал 7 тысяч якутских слов, через 11 лет — 20 тысяч, а к 1930 г. — 25 тысяч слов. Ему помогали в этой работе местные знатоки якутского языка: священник Д. Д. Попов, олонхосут М. Н. Андросова-Ионова , лингвист С. А. Новгородов и всемирно известные ученые академики В. В. Радлов, К. Г. Залеман, В. В. Бартольд и др.
  • В 1894-96гг. участвовал в экспедиции Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества, в 1903г.—в Аяно-Нельканской экспедиции. При содействии Академии наук вернулся из ссылки в Петербург (1905г.). Редактировал журнал "Живая старина" (1914-17гг.). В последние годы жизни работал в институте востоковедения АН СССР.

КОГО ИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ НАЗЫВАЮТ «ВИЛЮЙСКИМ УЗНИКОМ»? ПАМЯТНИКИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМУ  В Москве В Саратове

КОГО ИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ НАЗЫВАЮТ «ВИЛЮЙСКИМ УЗНИКОМ»?

ПАМЯТНИКИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМУ

В Москве

В Саратове

 Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющим путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.  За участие в заговоре декабристов в 1825 г. был сослан в  Якутск, а оттуда в 1820 г. переведён на Кавказ солдатом.  Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики.  Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено.

Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющим путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.

За участие в заговоре декабристов в 1825 г. был сослан в  Якутск, а оттуда в 1820 г. переведён на Кавказ солдатом.

Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики.

Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено.

ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА ЯКУТСКА?

ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА ЯКУТСКА?

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ, ИЛИ МАНЧААРЫ  - якутский Робин Гуд (06.1805-8.11.1870гг.) — национальный легендарный герой якутского народа, выступивший против гнёта местных феодалов. Широко известный сказитель и запевала, мастер импровизации, народный певец и олонхосут.

Уроженец Нерюктейского наслега Восточно-Кангаласского улуса.

Образ Манчаары был неоднократно освещён в русской, якутской и советской литературе.

Игры Манчаары — соревнования по национальным видам спорта, которые проводятся в Якутии каждые два года с 1968 года.

В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков-Чоочо унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, что у якутов равносильно лишению чести, а потом отправили в тюрьму на каторжные работы в Охотский солеваренный завод.

В 1830-1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых, раздавал его бедным. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.

В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, прикованным цепью к стене. По окончании срока он оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в I  Мальжагарский наслег Нюрбинского улуса, где он и скончался.

ЯКУТСКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, УЧЁНЫЙ-ФИЛОЛОГ , ДРАМАТУРГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ЯКУТСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Сын крестьянина-бедняка. В 1917 году окончил Якутскую учительскую семинарию. Первое стихотворение опубликовал в 1917 году. В 1919 году написал ставшее широко известным в то время в Якутии стихотворение «Син биир буолбаат?» (Не всё ли равно?). Его рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы народа саха. В качестве этнографа собрал и подготовил к изданию якутские эпосы олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Нюргун Бо́тур Стремительный) и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйа́рыма Куо). Обосновал использование силлабо-тонического стиха в якутском языке. Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы. Был  репрессирован: 3 февраля 1938 года арестован, а 31 октября 1939 года умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года.

ЯКУТСКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, УЧЁНЫЙ-ФИЛОЛОГ , ДРАМАТУРГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ЯКУТСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Сын крестьянина-бедняка. В 1917 году окончил Якутскую учительскую семинарию. Первое стихотворение опубликовал в 1917 году. В 1919 году написал ставшее широко известным в то время в Якутии стихотворение «Син биир буолбаат?» (Не всё ли равно?). Его рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы народа саха. В качестве этнографа собрал и подготовил к изданию якутские эпосы олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Нюргун Бо́тур Стремительный) и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйа́рыма Куо). Обосновал использование силлабо-тонического стиха в якутском языке. Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы.

Был  репрессирован: 3 февраля 1938 года арестован, а 31 октября 1939 года умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября 1955 года.

Тыгы́н Дарха́н ( XVI век — 1632) — тойон (князь, якутский царь) кангаласского племени якутов, известный герой многочисленных якутских преданий. Тыгын – якутский вождь, стремящийся объединить вокруг себя роды и племена с целью создания основ государственности. По преданиям имел усадьбы почти по всем приметным местам обширной долины Туймаады на левом берегу Лены. Держал много конного и крупного рогатого скота, воинов, холопов, зависимых табунщиков и коровников и прочей прислуги. Этот тойон (местный князь) - личность сложная и противоречивая, предстает то богатырем, героем, объединившим улусы, то коварным и кровожадным тираном. Междоусобные распри между Тыгыном и его родичами остались в памяти народа эпохой войн и раздоров - кыргыс уйэтэ. Умер Тыгын на родине своего деда в Немюгинцах в дряхлом возрасте. Есть предположение, что Тыгын Дархан происходил от аргынского рода мейрам. Его именем названа гостиница«Тыгын Дархан» в центре города Якутска. Перу якутского писателя Яковлева В. С. -Далана принадлежит роман «Тыгын Дархан».

Тыгы́н Дарха́н ( XVI век — 1632) — тойон (князь, якутский царь) кангаласского племени якутов, известный герой многочисленных якутских преданий.

Тыгын – якутский вождь, стремящийся объединить вокруг себя роды и племена с целью создания основ государственности.

По преданиям имел усадьбы почти по всем приметным местам обширной долины Туймаады на левом берегу Лены. Держал много конного и крупного рогатого скота, воинов, холопов, зависимых табунщиков и коровников и прочей прислуги.

Этот тойон (местный князь) - личность сложная и противоречивая, предстает то богатырем, героем, объединившим улусы, то коварным и кровожадным тираном. Междоусобные распри между Тыгыном и его родичами остались в памяти народа эпохой войн и раздоров - кыргыс уйэтэ.

Умер Тыгын на родине своего деда в Немюгинцах в дряхлом возрасте.

Есть предположение, что Тыгын Дархан происходил от аргынского рода мейрам.

Его именем названа гостиница«Тыгын Дархан» в центре города Якутска. Перу якутского писателя Яковлева В. С. -Далана принадлежит роман «Тыгын Дархан».

БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ ЯКУТИИ

БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ ЯКУТИИ

Изюбр - один из подвидов благородного оленя — крупное стройное животное красновато-рыжей окраски, обитает в таежных просторах Забайкалья и Дальнего Востока. Чаще всего изюбры держатся парами. Наиболее опасный враг изюбров — волк, особенно зимой. Эти хищники загоняют оленей до изнеможения. Известны случаи, когда, спасаясь от преследования волков, олени переплывали широкие реки, заплывали далеко в море. Менее опасны для них медведи, росомахи, харза. Общая численность изюбров невелика — несколько тысяч голов. В Якутии, например, ежегодно добывается около 300 голов, что дает 45 тонн мясной продукции. Но наибольшую ценность представляет не мясо оленей (хотя и его нельзя сбрасывать со счета), а панты — молодые гибкие рога. Это ценное лекарственное сырье, из которого вырабатывают пантокрин, так называемый эликсир здоровья. В последнее время в нашей стране создаются государственные охотничье-промысловые хозяйства, в которых разводят изюбров.
  • Изюбр - один из подвидов благородного оленя — крупное стройное животное красновато-рыжей окраски, обитает в таежных просторах Забайкалья и Дальнего Востока.
  • Чаще всего изюбры держатся парами. Наиболее опасный враг изюбров — волк, особенно зимой. Эти хищники загоняют оленей до изнеможения. Известны случаи, когда, спасаясь от преследования волков, олени переплывали широкие реки, заплывали далеко в море. Менее опасны для них медведи, росомахи, харза.
  • Общая численность изюбров невелика — несколько тысяч голов.
  • В Якутии, например, ежегодно добывается около 300 голов, что дает 45 тонн мясной продукции.
  • Но наибольшую ценность представляет не мясо оленей (хотя и его нельзя сбрасывать со счета), а панты — молодые гибкие рога. Это ценное лекарственное сырье, из которого вырабатывают пантокрин, так называемый эликсир здоровья. В последнее время в нашей стране создаются государственные охотничье-промысловые хозяйства, в которых разводят изюбров.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ НАЗЕМНЫЙ ХИЩНИК ЯКУТИИ

САМЫЙ БОЛЬШОЙ НАЗЕМНЫЙ ХИЩНИК ЯКУТИИ

Белый медведь — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно самцы весят 400-450 кг; длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие медведи водятся на Шпицберге, самые крупные — в Беринговом море. Белого медведя от других медведей отличают длинная  шея и плоская голова.   Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. По воспоминаниям вице-адмирала А. Ф. Смелкова, плывущий белый медведь, преследуемый субмариной, способен развивать скорость до 3,5 узлов. Занесён в Красную книгу России.
  • Белый медведь — самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1 т. Обычно самцы весят 400-450 кг; длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие медведи водятся на Шпицберге, самые крупные — в Беринговом море.
  • Белого медведя от других медведей отличают длинная  шея и плоская голова.
  •   Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски.
  • Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. По воспоминаниям вице-адмирала А. Ф. Смелкова, плывущий белый медведь, преследуемый субмариной, способен развивать скорость до 3,5 узлов.
  • Занесён в Красную книгу России.

КАКУЮ ПТИЦУ В ЯКУТИИ НАЗЫВАЮТ СВЯЩЕННОЙ ПТИЦЕЙ ЯКУТИИ? По-русски «стерх – белый журавль Якутии», по-якутски «кыталык». Редчайшая птица - белый журавль или стерх внешне выглядит скорее как цапля. Самые крупные достигают высоты 1,5 м; все они имеют длинные шею и ноги, но короткий клюв. Масса тела около 6-8 кг, рост 1,2-1,4 м, размах крыльев 2,3-2,6 м.  Стерх – удивительная магическая птица. Она славится не только своей красотой и грацией, но и умением танцевать. У древних якутов есть легенда, что человек, увидевший этот волшебный танец, станет самым счастливым человеком на земле.

КАКУЮ ПТИЦУ В ЯКУТИИ НАЗЫВАЮТ СВЯЩЕННОЙ ПТИЦЕЙ ЯКУТИИ?

По-русски «стерх – белый журавль Якутии», по-якутски «кыталык».

Редчайшая птица - белый журавль или стерх внешне выглядит скорее как цапля. Самые крупные достигают высоты 1,5 м; все они имеют длинные шею и ноги, но короткий клюв. Масса тела около 6-8 кг, рост 1,2-1,4 м, размах крыльев 2,3-2,6 м. 

Стерх – удивительная магическая птица. Она славится не только своей красотой и грацией, но и умением танцевать.

У древних якутов есть легенда, что человек, увидевший этот волшебный танец, станет самым счастливым человеком на земле.

САМЫЙ КРУПНЫЙ ИЗ ЯКУТСКИХ СОКОЛОВ Встречается в тундрах и редколесье северной Якутии.  Гнезда устраивает на скалах и лиственничных деревьях, нередко используя постройки других видов птиц (беркута), триангуляционные вышки.  Зимой кречет откочевывает в более южные широты, но часть птиц остается в районах тундры и лесотундры, изобилующих куропатками.  Внесен в Красные книги СССР, Якутской АССР.

САМЫЙ КРУПНЫЙ ИЗ ЯКУТСКИХ СОКОЛОВ

Встречается в тундрах и редколесье северной Якутии. Гнезда устраивает на скалах и лиственничных деревьях, нередко используя постройки других видов птиц (беркута), триангуляционные вышки. Зимой кречет откочевывает в более южные широты, но часть птиц остается в районах тундры и лесотундры, изобилующих куропатками. Внесен в Красные книги СССР, Якутской АССР.

ДИКАЯ КОЗА ЯКУТИИ КОСУЛЯ

ДИКАЯ КОЗА ЯКУТИИ

КОСУЛЯ

На территории РФ косуля заселяет лесостепную и частично степную зоны, лиственные и смешанные леса, а также часть тайги к востоку от Урала. Нет этих животных на Камчатке и Сахалине. Самая северная часть ареала находится в Якутии, а южная - в горах Средней Азии. За пределами СССР косуля водится в странах Западной Европы, Передней Азии, Иране, Ираке, Монголии, Северо-Восточном Китае, Восточном Тибете и в Корее. В Африке и других континентах мира косуль нет. Это говорит о том, что косуля как вид возникла сравнительно недавно, по крайней мере, после того, как исчезли сухопутные связи с Северной Америкой и образовалась устойчивая зона пустынь и полупустынь в Северной Африке и Аравии.

На территории РФ косуля заселяет лесостепную и частично степную зоны, лиственные и смешанные леса, а также часть тайги к востоку от Урала. Нет этих животных на Камчатке и Сахалине. Самая северная часть ареала находится в Якутии, а южная - в горах Средней Азии. За пределами СССР косуля водится в странах Западной Европы, Передней Азии, Иране, Ираке, Монголии, Северо-Восточном Китае, Восточном Тибете и в Корее. В Африке и других континентах мира косуль нет. Это говорит о том, что косуля как вид возникла сравнительно недавно, по крайней мере, после того, как исчезли сухопутные связи с Северной Америкой и образовалась устойчивая зона пустынь и полупустынь в Северной Африке и Аравии.

САМОЕ КРУПНОЕ ЛЕСНОЕ ЖИВОТНОЕ

САМОЕ КРУПНОЕ ЛЕСНОЕ ЖИВОТНОЕ

Лось — самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые быки бывают больше двух метров а высоту и весят до 570 килограммов, но были и такие тяжеловесы, которые вытягивали более 40 пудов. С такими великанами не осмелится вступить в бой не только волк, но и медведь. Ударом переднего копыта лось может разбить медвежий череп, разбить зверю грудь. В битве лоси с силой сталкиваются рогами и, напрягая все мускулы, теснят друг друга с поля сражения. Сильный стук рогов, стон и яростный рёв далеко разносятся по лесу. Сейчас в лесах нашей страны насчитывается более 500 тысяч лосей. Каждый год по специальным разрешениям (лицензиям) у нас добывают по 20-30 тысяч лосей. Мясо этого зверя отличается превосходным вкусом и по пищевой ценности относится к высококачественному белковому продукту, стоящему в одном ряду с мясом домашних животных. Из шкур лосей выделывают замшу высшего качества. Жители северных районов шьют из лосиных шкур дохи, шапки, рукавицы, зимнюю обувь. Из выделанных кож делают ремни, упряжь, вьючные сумы.
  • Лось — самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые быки бывают больше двух метров а высоту и весят до 570 килограммов, но были и такие тяжеловесы, которые вытягивали более 40 пудов. С такими великанами не осмелится вступить в бой не только волк, но и медведь. Ударом переднего копыта лось может разбить медвежий череп, разбить зверю грудь.
  • В битве лоси с силой сталкиваются рогами и, напрягая все мускулы, теснят друг друга с поля сражения. Сильный стук рогов, стон и яростный рёв далеко разносятся по лесу.
  • Сейчас в лесах нашей страны насчитывается более 500 тысяч лосей. Каждый год по специальным разрешениям (лицензиям) у нас добывают по 20-30 тысяч лосей. Мясо этого зверя отличается превосходным вкусом и по пищевой ценности относится к высококачественному белковому продукту, стоящему в одном ряду с мясом домашних животных.
  • Из шкур лосей выделывают замшу высшего качества. Жители северных районов шьют из лосиных шкур дохи, шапки, рукавицы, зимнюю обувь. Из выделанных кож делают ремни, упряжь, вьючные сумы.

ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЙ ПОЛУКУСТАРНИК, ПОЛУДЕРЕВО? Кедровый стланик, кедровник - вечнозелёный сильно ветвистый стелющийся кустарник, реже деревце (высотой до 3-5  м ) семейства сосновых. Хвоинки в пучках по 5, трёхгранные, длиной 4-7  см , по краю с мелкими зазубринками. Шишки яйцевидные или удлинённые, длиной 3,5-4,5  см , светло-бурые, блестящие. Водный настой хвои — хорошее противоцинготное средство. Семена содержат ореховое масло. Как декоративное разводят в садах и парках

ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЙ ПОЛУКУСТАРНИК, ПОЛУДЕРЕВО?

Кедровый стланик, кедровник - вечнозелёный сильно ветвистый стелющийся кустарник, реже деревце (высотой до 3-5  м ) семейства сосновых. Хвоинки в пучках по 5, трёхгранные, длиной 4-7  см , по краю с мелкими зазубринками. Шишки яйцевидные или удлинённые, длиной 3,5-4,5  см , светло-бурые, блестящие.

Водный настой хвои — хорошее противоцинготное средство. Семена содержат ореховое масло. Как декоративное разводят в садах и парках

НАЗВАНИЕ ЦВЕТКА - СИМВОЛА ЧИСТОТЫ И КРАСОТЫ, КОТОРЫМ НАЗЫВАЮТ ДЕВОЧЕК? По-якутски «сардана», по-русски – «лилия».

НАЗВАНИЕ ЦВЕТКА - СИМВОЛА ЧИСТОТЫ И КРАСОТЫ, КОТОРЫМ НАЗЫВАЮТ ДЕВОЧЕК?

По-якутски «сардана», по-русски – «лилия».

Ответ: село Хатыми, ООО «Сахатас» города Нерюнгри. Добыча производится в городе Томмоте.

Чароит называют сиреневым чудом Сибири и Якутии! Это ювелирно-поделочный камень. Горную породу, содержащую чароит, называют чароититом (его возраст – 125 – 145 млн. лет).    

Свое название минерал получил по месту находки (река Чара). Кстати, у многих этот чарующий (очаровательный!) минерал ассоциируется со словами «чары», «очаровывать», «очарование».

Из чароита изготавливают вазы, чаши, браслеты, кольца, серьги, кулоны, запонки, броши, декоративные панно, письменные приборы, шкатулки, пасхальные яйца и другие сувениры.

Чароитом был облицован вестибюль здания Аэрофлота в Париже; изготовлена плита саркофага папы римского Иоанна Павла II. На международных кинофестивалях 1979 и 1980 гг. главные призы были выполнены из чароита.   

В астрологии чароит гармонизирует брачные отношения.   Это камень душевной чистоты, духовного благородства и удовлетворенности; он укрепляет против искушений; придает благоразумие в мыслях и действиях; призывает к молчанию и раздумью; дает выдержку и спокойствие, нежность и отходчивость, уравновешенную психику и мечтательность; снимает умственное напряжение.   Успокаивающее воздействие на человеческую психику оказывает фиолетовая окраска этого минерала.  

В устном фольклоре якутского народа есть сказание о том, что давным-давно, пролетая в зимнюю стужу над Якутией, бог обморозил себе руку и выронил мешок с драгоценными камнями. Они рассыпались по высоким горам, бескрайним долинам рeк и тундре. Дыхание ангела застыло и обратилось в капли, сверкающие в солнечном свете всеми цветами радуги. Опустились эти капли света в землю якутскую и остались в ее недрах. Вот так, считают якуты, и появились алмазные месторождения, обнаруженные спустя несколько веков. Сегодня якутские алмазы и бриллианты прославились на весь мир своей красотой и высоким качеством. В Алмазном фонде, созданном еще при СССР, хранятся крупные алмазы Якутии высокого ювелирного качества -  свыше 100 драгоценных кристаллов, названных в честь важных событий, знаменитостей и почетных профессий.

В устном фольклоре якутского народа есть сказание о том, что давным-давно, пролетая в зимнюю стужу над Якутией, бог обморозил себе руку и выронил мешок с драгоценными камнями. Они рассыпались по высоким горам, бескрайним долинам рeк и тундре.

Дыхание ангела застыло и обратилось в капли, сверкающие в солнечном свете всеми цветами радуги. Опустились эти капли света в землю якутскую и остались в ее недрах. Вот так, считают якуты, и появились алмазные месторождения, обнаруженные спустя несколько веков.

Сегодня якутские алмазы и бриллианты прославились на весь мир своей красотой и высоким качеством.

В Алмазном фонде, созданном еще при СССР, хранятся крупные алмазы Якутии высокого ювелирного качества -  свыше 100 драгоценных кристаллов, названных в честь важных событий, знаменитостей и почетных профессий.

Цвет натурального цветного алмаза получается или из-за пластических деформаций в кристаллической решетке, или под действием естественной природной радиации, возможно и попадание примесей в камень во время его образования. Фиолетовый алмаз Зеленый алмаз Голубой  алмаз Черный алмаз Желтый алмаз Красный алмаз Розовый алмаз Серый  алмаз Бриллианты «хамелеон»   Оранжевый бриллиант Коричневый, коньячный, шоколадный бриллиант Бесцветный бриллиант

Цвет натурального цветного алмаза получается или из-за пластических деформаций в кристаллической решетке, или под действием естественной природной радиации, возможно и попадание примесей в камень во время его образования.

Фиолетовый

алмаз

Зеленый алмаз

Голубой

алмаз

Черный

алмаз

Желтый

алмаз

Красный

алмаз

Розовый

алмаз

Серый

алмаз

Бриллианты

«хамелеон»  

Оранжевый

бриллиант

Коричневый, коньячный,

шоколадный бриллиант

Бесцветный

бриллиант

Высокий снежный хребет Сунтар-хаята протяженностью 450 км открыт в 1946 году. Его наивысшая гора Мус-Хая («ледяная гора») высотой 2959 м. С открытием Сунтар-Хаята была раскрыта последняя загадка Колымо-Индигирского края, связанная с непонятным дотоле летним разливом местных рек.

Высокий снежный хребет Сунтар-хаята протяженностью 450 км открыт в 1946 году. Его наивысшая гора Мус-Хая («ледяная гора») высотой 2959 м. С открытием Сунтар-Хаята была раскрыта последняя загадка Колымо-Индигирского края, связанная с непонятным дотоле летним разливом местных рек.

Ответ: судьбу человека.

Шама́н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние.

В комплект шаманского костюма входили кафтан, шапка, обувь, рукавицы, штаны и нагрудник. Кроме костюма атрибутами шамана были бубен и колотушка. Одеяние белого шамана шилось из шкуры жеребенка светлой масти. Головной убор изготавливался из конского волоса или из мехов.

  При всем внешнем разнообразии шаманский костюм воссоздавал образ зверя-птицы, и символизировал птицу не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья.

Волосяная веревочка с застежками, подвесками, использовалась в качестве размещений на ней амулетов, оберегов, предметов для изгнания злых духов и для привлечения добрых.

КАКОЕ ОЛОНХО ПЕРЕВЕДЕНО НА ФРАНЦУЗСКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ? Нюргун Боотур Стремительный – самый великий и известный памятник якутского народного творчества, который выполнен в виде олонхо. Термин

КАКОЕ ОЛОНХО ПЕРЕВЕДЕНО

НА ФРАНЦУЗСКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ?

Нюргун Боотур Стремительный – самый великий и известный памятник якутского народного творчества, который выполнен в виде олонхо. Термин "олонхо" обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний.

Величайший памятник якутского народного творчества - олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" воссоздан на рубеже 20-30 гг. основоположником якутской советской литературы П.А. Ойунским. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов - скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркоязычных народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов. На русский язык "Нюргун Боотур Стремительный" в записи П.А. Ойунского переведен впервые.

ЫСЫА́Х (дословно можно перевести как изобилие) — день празднования Нового года в Якутии, праздник  лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый  обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками. Национальный праздник, знаменующий собой завершение «Дьыл» (прошлый год) и начало нового «Сыл» (новый год), завершение хозяйственного годового цикла. Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение  Вселенной и человека.

ЫСЫА́Х (дословно можно перевести как изобилие) — день празднования Нового года в Якутии, праздник  лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый  обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками. Национальный праздник, знаменующий собой завершение «Дьыл» (прошлый год) и начало нового «Сыл» (новый год), завершение хозяйственного годового цикла.

Кульминация праздника — обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока — кумысом. Ритуал символизирует рождение  Вселенной и человека.

КАК ЕЩЁ НАЗЫВАЕТСЯ ВАРГАННАЯ МУЗЫКА? Якутский хомус - один из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в городе Якутске. Самый маленький хомус длиной 1 см Самый большой хомус длиной 98 см

КАК ЕЩЁ НАЗЫВАЕТСЯ ВАРГАННАЯ МУЗЫКА?

Якутский хомус - один из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в городе Якутске.

Самый маленький хомус длиной 1 см

Самый большой хомус

длиной 98 см

ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА? Борьба хапсагай, как и мас-рестлинг, признаны Всемирной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA).

ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА?

Борьба хапсагай, как и мас-рестлинг, признаны Всемирной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA).

Бастынга – головной убор-начельник в виде ободка. Его солярный символ (своего рода метафора солнечного круга) обычно расположен посреди верхней части лба, на месте третьего глаза, остальные два круга или же подвески, свисающие по обеим сторонам висков, активизируют дремлющие чакры. Изготавливается из различных материалов – ткани, серебра, золота, бересты. Украшают драгоценными камнями, бисером, вышивкой. 

Бастынга – головной убор-начельник в виде ободка. Его солярный символ (своего рода метафора солнечного круга) обычно расположен посреди верхней части лба, на месте третьего глаза, остальные два круга или же подвески, свисающие по обеим сторонам висков, активизируют дремлющие чакры.

Изготавливается из различных материалов – ткани, серебра, золота, бересты. Украшают драгоценными камнями, бисером, вышивкой. 

Байанай (Баай Байанай, Барылах Байанай) — дух леса и покровитель охоты. Иччи — духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест в традиционных верованиях якутов. Согласно этим верованиям,  природа — живая, все ее объекты и явления имеют своих духов  иччи . В их мифологизации сформировались анимистические образы духов-хозяев. К иччи обращаются с помощью молитв  алгыс . Им приносят жертвы в виде украшений из конских волос и лоскутков ткани (салама), пищи неживотного происхождения, кумыса, денег.

Байанай (Баай Байанай, Барылах Байанай) — дух леса и покровитель охоты.

Иччи — духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест в традиционных верованиях якутов. Согласно этим верованиям,  природа — живая, все ее объекты и явления имеют своих духов  иччи . В их мифологизации сформировались анимистические образы духов-хозяев. К иччи обращаются с помощью молитв  алгыс . Им приносят жертвы в виде украшений из конских волос и лоскутков ткани (салама), пищи неживотного происхождения, кумыса, денег.

В октябре 1982 года при раскопках в местности у ручья Диринг-Юрях, впадающего в Лену, была обнаружена стоянка древнего человека. Эта находка сразу же стала сенсацией! Были найдены древние орудия, возраст которых по оценкам некоторых ученых составляет 1,8-2 млн. лет, что значительно превышает возраст орудий, найденных в Сибири. По возрасту эти находки приближаются и даже превышают самые древние орудия, найденные в Африке. А ведь считалось, что именно в Африке впервые появился человек. Ученые разделились на три лагеря. Одни считают, что человек впервые появился в Якутии. Другие выдвигают версию того, что человек мог появиться одновременно в нескольких местах. Третьи утверждают, что возраст орудий, найденных в местности Диринг-Юрях, был определен не верно, и первый человек появился в Африке.

В октябре 1982 года при раскопках в местности у ручья Диринг-Юрях, впадающего в Лену, была обнаружена стоянка древнего человека. Эта находка сразу же стала сенсацией! Были найдены древние орудия, возраст которых по оценкам некоторых ученых составляет 1,8-2 млн. лет, что значительно превышает возраст орудий, найденных в Сибири. По возрасту эти находки приближаются и даже превышают самые древние орудия, найденные в Африке. А ведь считалось, что именно в Африке впервые появился человек.

Ученые разделились на три лагеря.

  • Одни считают, что человек впервые появился в Якутии.
  • Другие выдвигают версию того, что человек мог появиться одновременно в нескольких местах.
  • Третьи утверждают, что возраст орудий, найденных в местности Диринг-Юрях, был определен не верно, и первый человек появился в Африке.

Первые две комнаты – тронный зал властелина холода Чысхаана, ледяная горка и Ледяной бар. Следующий зал – церемониальный. В следующей комнате сидит Хозяин Севера – человек-торос из глыбы льда. В одной из комнат расположился мини-музей палеонтологии. После визита Вы можете заглянуть в ледяной офис и получить именной сертификат из рук Архивариуса, в котором говорится, что Вы прошли через Царство вечной мерзлоты…

Первые две комнаты – тронный зал властелина холода Чысхаана, ледяная горка и Ледяной бар. Следующий зал – церемониальный.

В следующей комнате сидит Хозяин Севера – человек-торос из глыбы льда.

В одной из комнат расположился мини-музей палеонтологии.

После визита Вы можете заглянуть в ледяной офис и получить именной сертификат из рук Архивариуса, в котором говорится, что Вы прошли через Царство вечной мерзлоты…

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ Г. ЯКУТСКА?

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ Г. ЯКУТСКА?

КОГДА НАД ЯКУТСКОМ ПРОЛЕТЕЛ ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ?

КОГДА НАД ЯКУТСКОМ ПРОЛЕТЕЛ

ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ?

В КАКОМ ГОДУ В ЯКУТСКЕ ПРОХОДИЛА МАТЧЕВАЯ ВСТРЕЧА США - СССР ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ?

В КАКОМ ГОДУ В ЯКУТСКЕ ПРОХОДИЛА МАТЧЕВАЯ ВСТРЕЧА США - СССР ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ?