СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура общения на разных этапах развития цивилизации.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам "Первобытное общество", "Древний Рим".

Просмотр содержимого документа
«Культура общения на разных этапах развития цивилизации.»

Вопросы для дискуссии: Всегда ли существовал этикет? Можно ли говорить о вежливости первобытного человека?

Вопросы для дискуссии:

Всегда ли существовал этикет?

Можно ли говорить о вежливости первобытного человека?

Зарождение этикета в древности. Этикет – явление историческое.  С самых первых шагов человечество, чтобы выжить в борьбе с суровой природой, должно было объединить свои усилия. Личные интересы каждого нужно было согласовать, а порой и подчинять интересам племени, поэтому уже в первобытном обществе в процессе совместного труда вырабатывались определенные требования, нормы поведения, которым следовали все члены общества. Этикет и вежливость появились тогда, когда Человек стал осознавать себя членом коллектива

Зарождение этикета в древности.

Этикет – явление историческое.

С самых первых шагов человечество, чтобы выжить в борьбе с суровой природой, должно было объединить свои усилия. Личные интересы каждого нужно было согласовать, а порой и подчинять интересам племени, поэтому уже в первобытном обществе в процессе совместного труда вырабатывались определенные требования, нормы поведения, которым следовали все члены общества.

Этикет и вежливость появились тогда, когда Человек стал осознавать себя членом коллектива

Сформулируйте основные правила этикета древнего человека…

Сформулируйте основные правила этикета древнего человека…

Основные правила этикета древнего человека. 1. Приветствовать  друг друга; 2. Защищать слабых членов рода; 3. Оказывать знаки почтения старикам; 4. Быть гостеприимным; 5 . Совершать погребальные ритуалы .

Основные правила этикета древнего человека.

1. Приветствовать друг друга;

2. Защищать слабых членов рода;

3. Оказывать знаки почтения старикам;

4. Быть гостеприимным;

5 . Совершать погребальные ритуалы .

Прокомментируйте афоризм:  «Моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос моего ближнего».

Прокомментируйте афоризм:

«Моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос моего ближнего».

Этикет античности.  Анти́чность  (восходит к лат.  antiquitas  — древность) — это « греко-римская древность », иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.  Вопрос для размышления.  Как вы считаете, этикетных правил на протяжении истории развития античного общества становилось больше или меньше?

Этикет античности. Анти́чность  (восходит к лат.  antiquitas  — древность) — это « греко-римская древность », иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

Вопрос для размышления.

Как вы считаете, этикетных правил на протяжении истории развития античного общества становилось больше или меньше?

  О правилах поведения в античности можно судить по дошедшим до нас литературным и культурным источникам.  Поступки, образ мыслей богов и героев предлагаются в качестве образца для подражания простым  смертным. Гомер «Одиссея» Пир в честь Одиссея .   Одиссей в пещере Полифема. 17 век, Музей имени Пушкина, Москва. Телемах и Нестор

О правилах поведения в античности можно судить по дошедшим до нас литературным и культурным источникам. Поступки, образ мыслей богов и героев предлагаются в качестве образца для подражания простым смертным.

Гомер «Одиссея»

Пир в честь Одиссея .

  Одиссей в пещере Полифема. 17 век, Музей имени Пушкина, Москва.

Телемах и Нестор

Не наносят ущерба чести благородного человека: Власть Религия Война Спорт Римский Сенат Гай Юлий Цезарь

Не наносят ущерба чести благородного человека:

Власть

Религия

Война

Спорт

Римский Сенат

Гай Юлий Цезарь

Правила поведения в условиях войны: Поводом к войне - личная, часто кровная месть, негодование против клятвопреступника.  Возникло понятие долга, его силы и значения как основы справедливости. Честь военного требовала от него следовать правилам:  - пощади того, кто покорился и просит пощады;  - соблюдай перемирие;  - уважай посла;  - не препятствуй погребению мертвых и воздержись  от похвальбы над трупом врага.

Правила поведения в условиях войны:

  • Поводом к войне - личная, часто кровная месть, негодование против клятвопреступника.
  • Возникло понятие долга, его силы и значения как основы справедливости.
  • Честь военного требовала от него следовать правилам:

- пощади того, кто покорился и просит пощады;

- соблюдай перемирие;

- уважай посла;

- не препятствуй погребению мертвых и воздержись

от похвальбы над трупом врага.

Правила поведения в политической сфере. 1.Участие в политической жизни с 20-летнего возраста. 2.Владение ораторским искусством. 3.Демократизм в общении императора с римскими гражданами. «Если у тебя нет времени, не будь императором!» – закричала ему вдогонку старуха. 4. Во время зрелищ первый ряд сидений оставался свободным для сенаторов (во времена Божественного Августа). 5. Женщины сидели только на самых верхних местах. 6.Перед заседанием сенаторы должны были приносить жертву вином и ладаном на алтарь того бога, в храме которого проходило собрание. 7. Сенаторы носили сенаторскую тунику.  Публий Элий Траян Адриан

Правила поведения в политической сфере.

1.Участие в политической жизни с 20-летнего возраста.

2.Владение ораторским искусством.

3.Демократизм в общении императора с римскими гражданами.

«Если у тебя нет времени, не будь императором!» – закричала ему вдогонку старуха.

4. Во время зрелищ первый ряд сидений оставался свободным для сенаторов (во времена Божественного Августа).

5. Женщины сидели только на самых верхних местах.

6.Перед заседанием сенаторы должны были приносить жертву вином и ладаном на алтарь того бога, в храме которого проходило собрание.

7. Сенаторы носили сенаторскую тунику.

Публий Элий Траян Адриан

Одежда  Носить тогу имел право только римский гражданин*.  Тога надеваемая поверх туники, была поначалу большим куском шерстяной материи, которую оборачивали вокруг тела, статуи и настенные росписи говорят о том, что тога состояла из полукруглого куска ткани длиной пять с половиной метра. Затем она приобрела более сложный покрой, у нее появились особые складки. Многие римляне не любили носить тогу: она была тяжелой и громоздкой, к тому же ее трудно было стирать.  Но императоры настойчиво приучали римлян носить тогу, ибо она была таким характерным одеянием.   Тоги сенаторов, как и их туники, имели широкую пурпурную полосу.   Тоги иногда окрашивались в разные цвета; так, черную тогу надевали при погребальных церемониях. 

Одежда

Носить тогу имел право только римский гражданин*. Тога надеваемая поверх туники, была поначалу большим куском шерстяной материи, которую оборачивали вокруг тела, статуи и настенные росписи говорят о том, что тога состояла из полукруглого куска ткани длиной пять с половиной метра. Затем она приобрела более сложный покрой, у нее появились особые складки. Многие римляне не любили носить тогу: она была тяжелой и громоздкой, к тому же ее трудно было стирать. Но императоры настойчиво приучали римлян носить тогу, ибо она была таким характерным одеянием.  Тоги сенаторов, как и их туники, имели широкую пурпурную полосу.  Тоги иногда окрашивались в разные цвета; так, черную тогу надевали при погребальных церемониях. 

Римские пословицы. 1.Каждому человеку судьбу создают его нравы. 2.Честная смерть лучше позорной жизни. 3. Хочешь мира – готовь войну. 4.По отношению к врагу все позволено. 5.Всегда чти следы прошлого. 6.Все побеждает упорный труд. 7. Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой. 8. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволено.

Римские пословицы.

1.Каждому человеку судьбу создают его нравы.

2.Честная смерть лучше позорной жизни.

3. Хочешь мира – готовь войну.

4.По отношению к врагу все позволено.

5.Всегда чти следы прошлого.

6.Все побеждает упорный труд.

7. Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой.

8. Похвально делать то, что подобает, а не то, что дозволено.

Знаменитые мудрецы Древней Греции сформулировали этикетные нормы:  - почитай старших;  - обуздывай гнев;  - спеши угодить родителям;  - о богах говори: они есть;  - предпочитай старые законы, но свежую еду.

Знаменитые мудрецы Древней Греции сформулировали этикетные нормы:

- почитай старших;

- обуздывай гнев;

- спеши угодить родителям;

- о богах говори: они есть;

- предпочитай старые законы, но свежую еду.

Домашнее задание. 1. Какие правила поведения в дипломатической сфере сформировались в Древнем Риме? 2.Каково было положение женщин в античном обществе? 3. Каковы были задачи школьного образования в античном обществе?

Домашнее задание.

1. Какие правила поведения в дипломатической сфере сформировались в Древнем Риме?

2.Каково было положение женщин в античном обществе?

3. Каковы были задачи школьного образования в античном обществе?

Этикет эпохи Средневековья. «поступать  по-рыцарски»  «Сражаться с ветряными  мельницами» Из нравоучительной литературы можно узнать, что французский рыцарь должен был владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы, уметь слагать стихи возлюбленной даме.   «рыцарская галантность» Вспомните, какие умения ценились в эпоху  античности.

Этикет эпохи Средневековья.

«поступать

по-рыцарски»

«Сражаться с ветряными

мельницами»

Из нравоучительной литературы можно узнать, что французский рыцарь должен был владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы, уметь слагать стихи возлюбленной даме.

«рыцарская

галантность»

Вспомните, какие умения ценились в эпоху

античности.

 Из нравоучительной литературы 12-14 веков можно узнать, что французский рыцарь должен был владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы, уметь слагать стихи возлюбленной даме.

Из нравоучительной литературы 12-14 веков можно узнать, что французский рыцарь должен был владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы, уметь слагать стихи возлюбленной даме.