СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Культура речи педагога ДОУ – значимая составляющая литературного образования дошкольников
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи:
уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
План проведения семинара:
Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».
Практикум «Проверьте свою грамотность».
Рефлексия.
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты!
(Сократ)
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
(Наполеон)
1. Цели и задачи литературного воспитания в детском саду.
Задача дошкольного учреждения заключается в подготовке к досрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы.
Обобщенно эти задачи можно сформировать следующим образом:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональный отклик на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;
3. Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
4. Формировать устную речь и навыки речевого общения, опирающиеся на владение родным литературным языком.
Сегодня на семинаре я хочу более подробно остановиться на задаче по формированию устной речи, на овладение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Подражая взрослым, ребенок перенимает все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
2. Практикум «Проверь свою грамотность»
2.1 Грамматическая правильность (бумага зеленого цвета)
- Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль) м.р. тюлем
Лицо скрыто (вуаль) ж.р. вуалью
Крышу кроют (толь) м.р. толем
Вымою голову (шампунь) м.р. шампунем
Голова покрыта (шаль) ж.р. шалью
- Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени). Коленей
В саду много (яблони), (вишни), (смородина). Яблонь, вишен, смородины
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).22 дня (с цифры 22 «сутки» не употребляется)
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Гра′бель
2.2 Орфоэпическая правильность (бумага желтого цвета)
- Расставить ударение и прочесть слова:
Звонит, красивее, баловать, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение, договор, средства, поняла, начался, каталог, жалюзи, диспансер, углубить, облегчить, досуг, премировать.
- Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа:
Нет кого? Чего?
Бинт, блин, торт, бант, гусь.
- Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа:
Вижу кого? Что?
Доска, река, щека, борода, стена, борона.
2.3 Лексика (бумага белого цвета)
- Исправить предложения:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
2.4 Орфография
- Словарный диктант:
Пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание
3. Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
Литература:
Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
Орфографический словарь русского языка 120 тысяч слов с грамматическими приложениями. М., «ЛадКом», 2010.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? Москва «Просвещение» 1988.
Русское литературное произношение и ударение /Под ред. Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова. М., 1955; 2-е изд. М., 1960.
Скворцов Л. И. Культура русской речи. Москва «Знание» 1995.