Культура России XVII века.
Начало секуляризации «обмирщения» культуры – традиционное церковное, религиозное мировосприятие постепенно заменяется светским, «мирским».
Всё большее влияние начинает оказывать культура стран Западной Европы.
В различных видах искусства появляются новые жанры и стили.
Распространяется просвещение.
Просвещение.
Печатный двор издает всё больше книг гражданского содержания:
Букварь Василия Бурцова в 1634 году.
Грамматика Мелетия Смотрицкого – середина XVII века.
Букварь Кариона Истомина с богатыми иллюстрациями – конец XVII века.
В 1687 году образованные греки братья Лихуды в Заиконоспасском монастыре открывают Славяно-греко-латинскую академию, выпускником которой станет в следующем веке М.В. Ломоносов.
Литература
Летописание.
«Новый летописец» - составлен в 1630 году под руководством патриарха Филарета для обоснования прав Михаила Романова на царский престол.
1652 год – летописный свод патриарха Никона.
Летописный жанр постепенно сменяется первыми историческими сочинениями:
Сильвестр Медведев «Созерцание краткое»
Андрей Лызлов «Скифская история»
Жития святых.
Знаменитые многотомные «Минеи Четьи» святителя Димитрия Ростовского
Старообрядческая литература.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Повести и сказания о Смутном времени.
«Сказание» Авраамий Палицын
«Временник» дьяк Иван Тимофеев
Бытовые и сатирические повести. (новый жанр, вымышленный герой).
Поэзия. (новый жанр)
Симеон Полоцкий – «пиит», «вития» и «философ». Воспитатель царских детей. Создатель первой свободной от контроля церкви типографии. В своём творчестве брал пример с западноевропейских образцов.
Театр.
О начале обмирщения культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра. Организатор – Артамон Матвеев. Режиссёр – пастор немецкой слободы Йоганн Готфрид Грегори. Пьесы на основе библейских сюжетов. Актёры – только мужчины и юноши. Первая постановка 17 октября 1672 года «Артаксерово действо» Алексей Михайлович просмотрел не поднимаясь с места 10 часов.
Иконопись
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1657 год.
Симон Ушаков. Троица. 1671 год. Изображение более реалистичное.
Рождение живописи.
Первым живописным жанром становится портрет или парсуна, как его называли современники.
Портреты царя Алексея Михайловича. Разных мастеров.
Портреты царя Фёдора Алексеевича. Работы Е. Елина и Л. Смолянинова.
Портрет патриарха Никона. Работа Д. Вхутерса.
Портрет полководца М.В. Скопина-Шуйского (самая ранняя парсуна).
Архитектура
Храмовое строительство.
Большое развитие получила деревянное зодчество в северных областях Архангельской, Мурманской, Новгородской и др.
Церковь Рождества в Путинках 1649-1652 года
Храм Троицы в Никтниках 1631-1634 года
Во второй половине XVII века патриарх Никон Запретил строительство шатровых храмов, как несоответствующее византийским образцам. «Правильными» считались пятиглавые храмы:
Церковь Николы на Берсеневской набережной 1656 год.
Церковь Николы в Хамовниках 1679-1682 года
Особое место занимает уникальный по архитектуре и идее комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой
Во второй половине XVII века возникает новый стиль – московское или нарышкинское барокко:
Церковь Покрова в Филях 1690-1693 года.
Церковь Троицы в Троице-Лыкове.
Гражданское строительство.
«Осьмым чудом света» называли деревянный Царский дворец в селе Коломенском. Построен в 1667-1671 годах С.Петровым и И.Михайловым. Разобран в 1768 году за ветхостью. Сегодня реконструирован.
Шатровые завершения получили башни Московского Кремля. Первой – Спасская башня в 1624-1625 годах.
Теремной дворец в Московском Кремле в 1635-1636 годах. Зодчие Б. Огурцов и Т. Шарутин
Палаты купцов Поганкиных в Пскове
Кремль в Ростове Великом
Нарышкинские палаты на Петровке в Москве.