СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Руси IX - XIV вв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура Руси IX - XIV вв.»

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ: 9-15 вв.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материальной деятельности.
В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений человека того времени.

Отличительной чертой культуры Киевской Руси был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии

Русь в конце X – начале XII в. Русь в середине XII – начале XIII в

сер. 12 – нач. 13 вв формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.



Календарь и хронология.

До Крещения Руси (988г.) Крестьянин сам для себя делал календарь (месяцеслов) следующим образом: выбиралась крепкая чурка в 30 – 50 см. длиной, и из нее вытесывался брусок – четырех- или даже шестигранный. На каждой грани отмечали 2 или 3 месяца, а на ребрах нарезали зубцы по количеству дней в месяце. Как и сейчас в отрывных настенных календарях отмечены праздничные дни, так и поставленные напротив определенных зубцов различные значки указывали на праздники. Но не только – значками же обозначали положение солнца в тот или иной день, фазы луны и многое другое. Календарь охватывал все важные периоды хозяйственных работ на селе. Например, любой крестьянин знал, что от периода луны зависит во многом развитие посевов. Посеешь пшеницу в новолуние, хлеб вырастет и созреет быстро, но зерном окажется не богат. А посеешь в полнолуние – медленнее станет расти пшеница и с коротким стеблем, а зерна даст больше и крупнее оно будет. Название каждого месяца отражало природную характеристику данного времени:

Январь – Просинец, Сечень

Февраль - Снежень или Лютень.

Март – Сухий, Зимобором.

Апрель — Березозол

Май — Травник или Цветень

Июнь — Изок или Червень. В старину словом «изок» называли кузнечиков.

Июль — Липень, Страдник.

Август — Жнивень, Серпень

Сентябрь — Ревун и Хмурень, Вересень.

Октябрь — Листопад, Грязник, Свадебник.

Ноябрь — Грудень. Грудная дорога — замёрзшая дорога.

Декабрь — Студень, Стужень.


С 988г. до 1700 (Указ Петра I) счет лет велся от Сотворения мира. За начало отсчета была принята дата 1 сентября 5508г. – первый год «византийской эры» (по Юлианскому календарю)

Современная система (от РХ, и деление до н.э. и н.э.) была предложена в IV веке нашей эры монахом Дионисием Малым. Введение такого деления было связано с укреплением христианства в римском обществе. Порядок исчисления, предложенный монахом, окончательно утвердился в Западной Европе только в VIII веке, а в России был принят при Петре I.

О происхождении понятия «юлианский календарь». Древнеримский календарь изначально состоял из 10 месяцев, многие из которых имели названия, используемые до сих пор. Эпоха Царского (до республики) Рима ознаменовалась важной реформой под руководством царя Нума Помпилия, к календарю были добавлены дополнительные 2 месяца (январь и февраль). Второй раз календарь реформировал Юлий Цезарь во времена Римской империи. Побывав в Египте, Цезарь узнал о достижениях местных учёных в области составления календарей. Юлий пригласил в Рим египетского астронома Созигена, который по приказу Цезаря вычислил промежуток времени между днями равноденствия и определил продолжительность года. Число не являлось целым, но для удобства было округлено до 365 дней. Были введены високосные годы для учёта оставшейся дробной части. Один из месяцев (квинтилиус) переименовали в юлиус (июль) в честь Цезаря. Созданный календарь назвали Юлианским.

Позднее приемный сын Юлия Цезаря, Октавиан Август переименовал месяц секстилиус в август и добавил к нему один день, нарушив прежний порядок, установленный его отцом, по которому чётные месяцы длились 30 дней, а нечётные – 31. Юлий Цезарь строго зафиксировал начало года, так как ранее это число устанавливалась верховным жрецом понтификом, который, как утверждал Цицерон, менял дату в зависимости от собственных интересов.


Переход на григорианский календарь в 1918 году.

24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля – в стране был введен календарь нового стиля (григорианский). Происхождение понятия «григорианский календарь». Через несколько столетий после реформы Цезаря и Октавиана Августа человечество столкнулось с другой проблемой. Созиген допустил ошибку в расчетах. Продолжительность года составляет 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46,9747 сек. Созиген сложил из лишних часов, накапливающихся за пять лет, одни сутки, но оставшиеся 48 минут дали погрешность, которая привела к тому, что за каждые четыре столетия прибавлялся лишний день. Несоответствие реальному времени в XVI веке составляло 11 дней.

Проблему решили математики Папы Римского Григория XIII. Папа создал учёную комиссию и пригласил математика Луиджи Лилио, который рассчитал продолжительность года более точно. После пятницы 4 октября 1582 года наступила суббота 15 октября, а из каждых четырёхсот лет стали изымать 3 дня за счёт исключения годов с тремя нулями из списка високосных лет, если они не делятся нацело на четыре. Новая система счисления, называемая Григорианским календарём, несмотря на её явную практичность, с трудом распространялась по Европе. Решение было принято в Ватикане, и поэтому лютеранские и православные государства сопротивлялись переходу на эту систему летоисчисления. Григорианский календарь в России был принят только в 1918 г. после Революции. Новая система также даёт некоторую погрешность, но более точна, чем Юлианская. Учёные рассчитали, что Григорианский календарь дал бы несоответствие реальному времени на один день только в следующем тысячелетии.



Древнерусская культура.

Письменность.

Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси. Вероятно, еще в VIII–IX вв. у восточнославянских племен существовали начатки письменности (договоры Руси с Византийской империей существовали на греческом и на славянском языке), однако лишь после принятия христианства литературная культура получила широкое распространение в русских землях и княжествах.

Первая славянская азбука − «глаголица» − была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для  центральноевропейского славянства в IX в. В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему − «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.



Уже при Владимире I в крупных русских городах появились первые школы, которые очевидно готовили священнослужителей. Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу для детей старост и духовных лиц, в которой обучение велось на родном языке. В школе при Киево-Печерском монастыре обучали богословию, философии, риторике, грамматике.

В X в. грамотность распространилась и среди знати: ценителями «учения книжного» были великие князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Святополк II Изяславич. Как показывают находки берестяных грамоток в Новгороде и Пскове, в XI–XIII вв. грамотность не была исключением и среди простых горожан  (в том числе женщин).

Первые древнерусские книги (в основном переводы с греческого) были написаны на пергамене с помощью чернил или киновари, украшались изящными миниатюрами − иллюстрациями, сделанными от руки. Переплет наиболее ценных кодексов представлял собой настоящее произведение искусства: украшался драгоценными  камнями, финифтью, оковывался золотом. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Самым крупным было собрание книг при Софийском соборе в Киеве.



Литература

С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения. Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений).

Новгородский кодекс XI в.


обнаружен в 2000 г.


новгородский кодекс ока­зы­ва­ет­ся ис­клю­чи­тель­но цен­ным сви­де­тель­ст­вом то­го, что уже в пер­вые де­ся­ти­ле­тия по­сле Крещения на Ру­си име­лись вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ров. книж­ни­ки и кал­ли­гра­фы из чис­ла са­мих рус­ских. Од­ним из них был пе­ре­пис­чик дан­но­го па­мят­ни­ка

Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира)


Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений)

материал представляет собой свод кратких толкований с ответами на широкий круг вопросов, которые могли возникнуть у мирянина при чтении Священного Писания и(или) по различным житейским проблемам



Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры:

1. Летописание (хроники) − погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором приблизительно в 1113 г. Данное произведение описывает историю восточных славян с древнейших времен и до современной автору эпохи


К жанру летописания примыкает жанр исторической повести. Наиболее известной исторической повестью является написанное со слов очевидца произведение «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами» 1204

В год 6712 (1204)…



Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-o-vzyatii-cargrada/povest-o-vzyatii-cargrada.htm


2. Житийная литература (агиография) − жизнеописания христианских святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»

3. Риторическая литература − слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы. Так, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского (11 в) обосновывалась значимость принятия христианства, прославлялись русская земля и князья. «Поучение Владимира Мономаха» (12в.) одновременно является автобиографией, а также политическим и нравственным завещанием князя. Оригинальным образцом риторической литературы является «Моление Даниила Заточника», созданное на территории Владимиро-Суздальского княжества в начале XIII в. Данное произведение представляет собой панегирик княжеской власти и критику боярства и церкви.

4. Хождения (хожения) − рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину»

Исследователи полагают, что жил он в Киевской Руси на рубеже XI-XII веков. Историк Николай Карамзин оставил в своем великом труде «История государства Российского» предположение, что это Даниил, поставленный епископом в городе Юрьеве-Южном в 1115 году и скончавшимся там же в 1122 году. Сегодня этот город называется Белая Церковь.

Современные историки подтверждают эти сведения, говоря, что в таком случае игумен Даниил родился под городом Черниговым и поступил в Киево-Печерскую лавру иноком, там со временем он и стал монахом, затем получил сан игумена — обычно его дают как поощрение.

Известно, что паломничество в Святую землю и Царьград игумен Даниил совершил в течение двух лет: около 1006 года, а возможно оно завершилось в 1008 или 1115 году. Это становится ясным из упоминаний  имен русских князей и правителя Константинополя, с войском которого Даниил совершил один из переходов в пути.

Этот памятник литературы был «бестселлером» в Древней Руси: о пути рассказано интересным и легким (как можно оценить этот почти тысячелетний текст и сегодня) языком, а археологи нашли более сотни рукописных списков «Хождения» — почти беспрецедентный случай для тех времен.
Литературоведы по сей день называют этот текст литературным шедевром: здесь есть и интересный сюжет, и бытовые подробности, и географические, экономические, исторические сведения. Конечно, современный человек с трудом воспринимает текст на старославянском, однако сегодня есть ряд переложений и пересказов.

Книга разделена на главы, имеющие подзаголовки по темам:

  • Путь до Иерусалима,

  • Святыни острова Патмос,

  • Остров Кипр,

  • Святая Земля: гора Голгофа и Воздвижение Креста Господня,

  • Вифлеемская пещера, где родился Спаситель.

Свой длинный путь игумен Даниил начал из Киева, и основной целью его была Святая земля Палестины, где совершил свой земной путь Господь Иисус Христос и где находятся священные для всех христиан места: Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская гора и Голгофа.

С 1099 по 1187 годы Палестина была под властью крестоносцев, поэтому в то время паломничества были особо опасны (отметим также, что в те далекие годы было в принципе страшно путешествовать). На этих землях велись постоянные войны, поэтому и игумен Даниил был под постоянной охраной воинов, путешествовал обычно с двумя спутниками-монахами, которые выехали с ним из Киевской Руси.



5. Эпические поэмы, в числе которых наиболее известное произведение древнерусской литературы домонгольского периода − «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор описывал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Данное произведение отличается исключительными художественными качествами. В нем нашли отражение не только влияние христианской традиции, но и элементы древнерусского народного творчества. Автор призывал к прекращению княжеских усобиц, к единению русских земель.

6. Наравне с официальной (высокой) литературой на Руси бурно развивалось устное народное творчество, проявившееся, прежде всего, в оформлении к XII–XIII вв. былинных циклов. Выделяется два основных былинных цикла: Киевский и Новгородский. Былины Киевского цикла повествовали о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев − богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов. Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы. Так, великий князь Владимир Красное Солнышко вобрал в себя черты Владимира I  и Владимира Мономаха. Мудрый богатырь Добрыня Никитич являлся былинным отражением реального исторического лица − дяди Владимира I Добрыни. Богатырь-оборотень Волхв Всеславович был отражением народной памяти о Вещем Олеге и полоцком князе Всеславе Брячиславиче. Героями новгородских былин были персонажи иного плана. Новгородцы ценили не столько воинскую удаль и храбрость, сколько ловкость и хитрость купца. Поэтому главными действующими лицами Новгородского цикла стали богатые купцы-гости, например знаменитый Садко.

Из документа (Д. С. Лихачев. Литература Древней Руси):

"Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни. Не то чтобы все произведения были посвящены мировой истории (хотя этих произведений и очень много); дело не в этом! Каждое произведение в какой-то мере находит свое географическое место и свою хронологическую веху в истории мира. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами. Литература рассказывает или, по крайней мере, стремится рассказать не о придуманном, а о реальном. Поэтому реальное, мировая история, реальное географическое пространство, связывает между собой все отдельные произведения.

В самом деле, вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой. Открытый вымысел не допускается. Все произведения посвящены событиям, которые были, совершились или хотя и не существовали, но всерьез считаются совершившимися. Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц — исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский… При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех исторических лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский.

Разумеется, исторически значительными лицами будут со средневековой точки зрения не всегда те, которых признаем историческими мы — с точки зрения людей нового времени. Это по преимуществу лица, принадлежащие к самой верхушке феодального общества: князья, полководцы, епископы и митрополиты, в меньшей мере — бояре. Но есть среди них и лица безвестного происхождения: святые отшельники, основатели скитов, подвижники. Они также значительны с точки зрения средневекового историка (а древнерусский писатель по большей части именно историк), так как и этим лицам приписывается влияние на ход мировой истории: их молитвами, их нравственным воздействием на людей. Тем более удивляет и восторгает древнерусского писателя это влияние, что такие святые были известны очень немногим своим современникам: они жили в уединении "пустынь" и молчаливых келий.

Мировая история, изображаемая в литературе, велика и трагична. Годичный круг праздников был повторением священной истории. Каждый день года был связан с памятью тех или иных святых или событий. Человек жил в окружении событий истории. При этом событие прошлого не только вспоминалось, — оно как бы повторялось ежегодно в одно и то же время".










Архитектура.

Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество.  Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы. Так, Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), построенная в Киеве при Владимире I в конце X в., являлась типичным образцом византийского крестово-купольного храма. В настоящее время от Десятинной церкви остался только фундамент.

Плинфа - широкий и плоский обожженный кирпич, ширина которого равна его длине (Киев, Смоленск, Чернигов, Рязань).

Граффити - изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях


Кстати, в Переславле Залесском в 2015 г. на стене Собора были найдены граффити В надписи сообщается об убийстве заговорщиками владимирского князя Андрея Боголюбского. Возможно, это древнейший письменный памятник Северо-Восточной Руси

Киевская школа - выступала хранителем древних традиций византийского храмового зодчества, потому ее последователи в основном совершенствовали унаследованные пластичные решения. в течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания.

Владимирская школа - декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал - белый известняк

Для Владимирско-Суздальской школы характерна башенность, использование резного известняка для декорирования храмовых сооружений. Храмы отличались компактным кубовидным объемом и увенчивались одной главой. Фасады украшались резьбой по камню, интерьеры расписывались фресками. Наиболее значительными архитектурными сооружениями Владимирско-Суздальской школы являются Успенский собор во Владимире (1158–1160 и 1186–1189 гг.), церковь Покрова на Нерли (1165–1166 гг.), дворец князя Андрея Юрьевича в Боголюбове (1160-е гг.), Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 гг.), Золотые ворота во Владимире (1158–1164 гг.)

Новгородская школа - суровость стиля, минимум украшений,

строгость и простота форм, приземленность здания. Силуэты новгородских церквей просты, лаконичны, в их формах отсутствует геометризированная жесткость (арки смяты, углы скошены). Здания возводились из грубого околотого камня с красной прослойкой, позже были оштукатурены. Наиболее яркими образцами новгородской школы являются Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1119–1130 гг.), церковь Спаса на Нередице (1198 г.), Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (до 1156 г.).

София Новгородская 1045—1050

Базилика -

Крестово-купольный храм



Иконопись - вид религиозной живописи - писание икон (икона по-гречески - изображение, образ)

Первоначально иконы ввозились на Русь из Византии (до сих пор наиболее почитаемой иконой в России является написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь). Икона была привезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским, чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву.

Впоследствии и в русских княжествах появились свои иконописные школы, которые, восприняв каноны византийской иконописи, творчески обогатили их в русле местных живописных традиций. 


Фреска

Фресковая живопись была чрезвычайно распространена при внутреннем украшении храмов. Изображались сцены из Евангелия, житийной литературы, иногда княжеской семьи.

Мозаика - изображение или узор, выполненные из цветных камней (смальты) и керамических плиток.

В технике мозаики, наиболее сложной и дорогостоящей, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Одной из наиболее известных древнерусских мозаик является изображение Богоматери Оранты (молящейся) в Софийском соборе.



Декоративно-прикладное искусство

Киевская Русь славилась своим декоративно-прикладным искусством. В ее городах проживали искусные кузнецы и оружейники, кожевенники и гончары, ювелиры и резчики по дереву, каменщики, стеклодувы. В декоративно-прикладном искусстве древней Руси сохранилось образы языческой мифологии. Резные корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные изделия содержат немало мифологических образов. Вещи, найденные в кладах, украшены изображениями животных-символов. Ярким образцом русского декоративно-прикладного искусства с истоками, уходящим в глубину тысячелетий, является турий рог из княжеского кургана Черная Могила в Чернигове. Турий рог у древних славян применялся в качестве священного обрядового сосуда. 

Оберегами служили женские украшения с символическими изображениями. Золотые цепи, звездчатые серебряные колты − височные подвески (Тверской клад XI–XII вв.), монисто из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, крестиков, усыпанных зернью с тончайшей сканью, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни отличались многоцветностью и украшали женские нарядные костюмы. О наличии элементов заклинательной магии в украшениях свидетельствуют птицы, змеи, драконы, вплетенные в растительные узоры чеканного орнамента серебряного браслета XIII в. из Киева, головы льва и львицы на браслете из клада в Чернигове XII–XIII вв. 

Древнерусские мастера в совершенстве владели сложной техникой скани, или финифти (создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки),  зернения (набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков), чернения, о чем свидетельствуют сохранившиеся ювелирные украшения. 

Одной из вершин декоративно-прикладного искусства Древней Руси являлись цветные эмали − перегородчатая и выемчатая. Эмаль − нанесение на ювелирные изделия тонкого стекловидного покрытия. Эмалью украшались образки, женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг. Высокого уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Центрами создания этих изделий стали монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось гладью, разноцветными шелками. Вышивальщицы, перерабатывая византийские композиции, создавали произведения, не уступающие живописным. 



Практикум


1. Его часто называют первым русским историком. Он был монахом Киево-Печерского монастыря. Его сочинения переписывались потомками на протяжении пяти столетий. В XIX в. его именем назвали научное историческое общество, а журнал этого общества именовался «Чтения...». Его бюст изваял Марк Антокольский. Кто это?

2. Этого старшего современника Нестора часто называли вещим.

3. В латинском - зет, в греческом - омега, в русском - я, а в славянском - ...

4. Именно так появилось слово азбука.

5. «Аз, веди, глагол, добро, есть, зело, земля, иже, фита, и, како, люди, мыслите, наш, кси, он, покой, червь ...». Что это?

6. С именем этого князя связано введение систематического школьного образования?

7. А кто утвердил государственную школу в Новгороде?

8. В те времена, когда вместо бумаги использовали бересту, шариковых ручек, конечно, не было. А как тогда назывался предмет для письма?

9. Особо важные тексты писали на пергамене - специально выделанной телячьей коже. И кожа эта называлась именно так.

10. Так появилось выражение «зарубить на носу».

11. В XI в. в медовый хлеб придумали добавлять корицу, гвоздику, кардамон, мяту. В результате получился...

12. Этими продуктами питания издавна на Руси встречали каждого гостя.

13. Именно так славяне называли свеклу.

14. Этот длинный, прямой балахон удерживался на плечах одной или двумя полосками материи, а носили его славяне круглый год.

15. Именно это называли на Руси мягкой рухлядью.

16. Поодиночке - ногаты, куны, резаны, веверицы, а все вместе - ...

17. Так назывались золотые монеты, привозимые на Русь с Востока.

18. А так назывался обряд поздравления молодоженов.

19. Со свадьбой на Руси связано много обрядов. Как назывался пшеничный пирог с изюмом, которым молодожены одаривали пришедших?

20. У многих народов существовал обычай расплаты жениха с родителями или братьями невесты. Как называлась такая плата на Руси?

21. Гой, гой еси - не просто присказка. А что же тогда?

22. Пал брус во всю Русь; В этом брусу двенадцать елок, В каждой елке четыре вершинки (отгадайте загадку)

23. Постарайтесь определить, о каких исторических личностях (книжниках) рассказывают следующие фразы:

  1. Автор «Слова о законе и благодати», «муж благ и книжен»;

  2. Креститель Руси, «любил словеса книжные»;

  3. Кто считал, что книга — «источник разума и мудрости, от которых рождаются добродетели»;

  4. Об этом князе говорили, что он «великий был охотник к чтению книг и научен был многим наукам... многие дела прежних князей собрал и сам писал»;

  5. Основатель одного из древнейших русских монастырей, «бодрствовал целые ночи, с прилежанием читая святые книги» и всячески поощрял «почитание книжное»;

  6. Покровитель книжного дела, «много старался для собирания книг»;

  7. Создатель первой государственной библиотеки, который читал книги «ночью и днем».



Из «Повести временных лет»:
«Поучение» князя Владимира Мономаха:
« А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я в разъездах и на охоте с 13 лет. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20.
В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не потворствуйте ни питью, ни еде, ни сну; и сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте, а оружия снимать с себя не торопитесь.
Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда, оттого ведь душа погибает и тело. Не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите, накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный ли, или посол, если не можете почтить его дарами, то пищей и питьем.
Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Леность всему [злому] мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».


Вопросы и задания

1. Какое отражение нашла в «Поучении Владимира Мономаха» жизнь Киевской Руси в конце XI - начале XII века?
2. Чему отдавалось предпочтение в воспитании детей и почему?
3. Только ли своих детей имел в виду Владимир Мономах?
4. Какие нравственные установки дает князь и почему? Имеют ли они значение для жизни современного общества России?
5. Можно ли по данному фрагменту составить представление о самом князе Владимире Мономахе? Если да, то каково оно?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!