СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура здоровья

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура здоровья. доклад.

Очень подробный рассказ о культуре здоровья педагога.

Просмотр содержимого документа
«Культура здоровья»

Культура здоровья педагога


Педагог — профессия особенная. Учитель всегда на виду.


План


  1. Содержание и структура культуры здоровья личности педагога.

  2. Стресс: характеристика, физиологический механизм возникновения, симптомы, причины стресса.

  3. Способы профилактики и преодоления чрезмерного стресса.


    1. Содержание и структура культуры здоровья

личности педагога.

Культура здоровья педагога – компонент общей и профессиональной культуры учителя, отражающий научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности.

В структуре культуры здоровья педагога выделяются основные его компоненты:

1. Устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);

2. Профессиональная компетентность в области ЗОЖ;

3. Владение здоровьесберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровьесберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»).

Несмотря на то, что каждый учитель является зрелой личностью, он сталкивается с такими явлениями, как педагогический криз, эмоциональное истощение и профессиональное выгорание. В связи с этим каждому учителю можно и нужно пытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому педагогу.


    1. Стресс: характеристика, физиологический механизм возникновения, симптомы, причины стресса.

Необходимо подчеркнуть огромную роль и ответственность, а, следовательно, значимость фигуры педагога, с которого и начинается в образовательном учреждении весь здоровьесберегающий процесс. Перефразируя афоризм о друге – «Скажи, воспитатель, как ты относишься к своему здоровью, и я скажу, как ты будешь относиться к своим детям и к своим воспитанникам». Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, представлены во многих профессиограммах. И если сравнить их – заметим, что такие качества как здоровье и жизнестойкость занимают последние места в перечне качеств, необходимых педагогу, а в некоторых профессиограммах и вовсе отсутствуют.

Педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Существует профессиональная подверженность нервным срывам, стрессам, синдрому эмоционального сгорания. По данным ученых Манчестерского университета, вероятность получить то или иное психическое расстройство в результате стресса у педагога составляет 7,5 балла (по десятибалльной шкале). У трети педагогов показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами. Также уязвимы у педагога голосовые связки (заболеваемость голосовых органов составляет около 62%).

Многих проблем можно избежать, если владеть приемами педагогического туалета. Но многие ли педагоги знают, что это такое? К сожалению, нет. В педагогических вузах этому либо не учат, либо уделяют недостаточного внимания. «Педагогический туалет педагога» включает такие компоненты как психофизическая саморегуляция, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гигиенический (для расслабления органов дыхания, способствующее снятию физического и эмоционального напряжения) и вибрационный (для приведения органов речи из расслабленного в рабочее состояние, и придания им тонуса) виды массажа.

Следует отметить, что у педагога не сформирована культура отношения к своему здоровью. К сожалению, многие «уходят с головой в работу», не заботясь о своем здоровье. Но ведь больному педагогу значительно труднее организовать и провести занятие в спокойном и нужном темпе; «держать руку на пульсе науки»; обучать увлекая и увлекать обучая. Здоровье педагога (и физическое, и психическое, и социальное) является определяющим фактором здоровья детей, поскольку именно он непосредственно взаимодействует с ребенком.

Учитывая вышеизложенное остановимся более подробно на таком феномене как стресс. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982 гг.). Медик по образованию, биолог с мировой известностью, директор Института экспериментальной медицины и хирургии в Монреале на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса.

Стресс (от англ, stress – давление, напряжение) – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или как бессонницу во время экзаменационной сессии.

Есть два термина в стрессологии – «положительный» (eustress – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс» или «положительный стресс») и «отрицательный» (distress – негативный вид стресса). Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

Положительные (эустрессы или эвстрессы) или незначительные стрессы неизбежны и безвредны – они мобилизуют человека. Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояние «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. Стресс как бы готовит организм к столкновению с повышенными требованиями. Происходит мобилизация источников энергии, чтобы во всеоружии встретить опасность, угрожающую нормальному функцио­нированию организма.

Специалисты отмечают, что важную роль при стрессе играет время,то есть длительность его протекания. Более вредным считается хотя и незначительный, но продолжительный стресс (так называемыйдистресс). Тогда нарушаются резервные возможности организма и он дает сбои в состоянии здоровья. Начинают формироваться различные болезни и нарушения во взаимоотношениях людей. 

В своей книге "Психология стресса" доктор биологических наук, профессор Ю. Щербатых выделяет четыре группы симптомов стресса: физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие.

  Физиологические симптомы: 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли; 2. Повышение или понижение артериального давления (АД); 3. Учащенный или неритмичный пульс; 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование); 5. Нарушение свободы дыхания; 6. Ощущение напряжения в мышцах; 7. Повышенная утомляемость; 8. Дрожь в руках, судороги; 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний; 10. Повышенная потливость; 11. Снижение иммунитета, частые недомогания; 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела.

Эмоциональные симптомы: 1. Беспокойство, повышенная тревожность; 2. Подозрительность; 3. Мрачное настроение; 4. Ощущение постоянной тоски, депрессия; 5. Раздражительность, приступы гнева; 6. Эмоциональная "тупость", равнодушие; 7. Циничный, неуместный юмор; 8. Уменьшение чувства уверенности в себе; 9. Уменьшение удовлетворенности жизнью; 10. Чувство отчужденности, одиночества; 11. Потеря интереса к жизни; 12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой.

Интеллектуальные признаки стресса: 1. Преобладание негативных мыслей; 2. Трудность сосредоточения; 3. Ухудшение показателей памяти; 4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы; 5. Повышенная отвлекаемость; 6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе; 7. Плохие сны, кошмары; 8. Частые ошибки, сбои в вычислениях; 9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого; 10. Нарушение логики, спутанное мышление; 11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения; 12. Сужение поля зрения, кажущееся уменьшение возможных вариантов действия.

  Поведенческие признаки стресса: 1. Потеря аппетита или переедание; 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий; 3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь; 4. Дрожание голоса; 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье; 6. Хроническая нехватка времени; 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями; 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность; 9. Антисоциальное поведение; 10. Низкая продуктивность деятельности; 11. Нарушение сна или бессонница; 12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя.

Существует две формы реакции на стресс, внешне очень различные, но сходные по отношению к конечному результату.

1. Первая из них – тормозная реакция  характеризуется:

- заторможенностью двигательной активности,

- трудностью восприятия и запоминания новой информации,

- невозможностью переключить внимание даже при подсказке со стороны,

- неспособностью выполнить простые действия.

Основными эмоциями являются страх, беспомощность на фоне вялости и апатии, безразличие к возможным последствиям. Человек как бы замирает, пассивно пережидая неприятность, а исправить ситуацию должен кто-то другой, со стороны.

2. Другая, внешне противоположная реакция, получила названиеимпульсивной. Внешне человек:

- проявляет максимум активности,

- находится в постоянном движении,

- суетлив,

- многословен,

- хватается за выполнение одновременно различных дел, но ни одно из них не доводит до конца,

- мысли скачут, часто застревая на несущественных мелочах.

- настроение крайне неустойчивое, возбуждение сменяется агрессией.

Для разных людей характерны различные типы поведения в трудных ситуациях – у одних преобладает тормозная, у других импульсивная форма реагирования.

Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности – это способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основные типа стрессоустойчивости личности:

- одни люди могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу – «стресс вола».

- другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои – «стресс кролика».

- третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса – «стресс льва».

Следует указать, что необходимо в себе формировать и развивать, в том числе и сознательными усилиями по самовоспитанию, такое качество как уравновешенность. Неуравновешенный человек часто сам становится источником стресса для окружающих, он болезненно реагирует на мелочи, всего боится, вносит излишнее напряжение. Уравновешенность – способность человека противостоять стрессу, сохранять спокойствие в сложных жизненных ситуациях. Уравновешенный человек не реагирует на пустяки, сохраняет спокойствие и контролирует сложные ситуации. Фактически это и есть устойчивость к стрессу.

Представление о физиологии стресса.

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Что происходит в организме человека? Во-первых, в коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма – переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас надо иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (далее АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). Во время этой фазы подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следует отметить, что восемь из десяти человек склонны переживать травматическое событие или эпизод заново. Это проявляется в неожиданных, ярких воспоминаниях, сопровождающихся болезненными эмоциями.

Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивидуума.

1. Организационные факторы.

Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка – задание, которое следует завершить за конкретный период времени. В этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь.

Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным. Например, молодой педагог выдвигает ряд инициатив или предлагает свою помощь в каком-либо деле, однако администрация по каким-то причинам (может быть, из-за «перестраховки», не знания возможностей, компетентности нового специалиста) не поддерживает его активность.

2. Ролевые конфликты.

Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, директор дошкольного учреждения требует, чтобы воспитатель уделяла больше времени родителям воспитанников во время вечерней прогулки, когда детей забирают домой. В то же время заместитель директора указала педагогу на то, что не следует беседовать с родителями, так как дети не должны оставаться без присмотра.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания.

Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.

Конфликт может возникнуть и из-за неопределенности ролей. Неопределенность ролей возникает, когда педагог не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать. Например, поручая педагогу составить какой-либо отчет, руководитель должен дать четкий алгоритм, касающийся его содержания и критерии оценки.

3. Неинтересная работа.

Исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомо­ганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, следует указать, что взгляды на понятие «интересная работа» у людей различаются: то, что ка­жется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интерес­ным или скучным для других.

4. Личностные факторы.

Частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. Следует отметить, что положительные жизненные события, например повышение по службе или значительное увеличение дохода, могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные, или даже больший.

5. В дополнение к этим факторам отметим, что стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.


3. Способы профилактики и преодоления чрезмерного стресса.

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе, могут попытаться применить следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу сле­дующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что пони­маете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении но­вого задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения но­вого задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего босса уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные по­ручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяс­нить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивную позицию; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки не ясны(неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полно­стью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыс­лям или образам, чтобы освежить мозг... Уходите время от времени из организации (например во время обеденного перерыва или во время «окна»), чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживай­тесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

8. Уделяйте внимание спорту и физкультуре.

Полезны также следующие приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести даже недолгая прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет: оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь, обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. д."

2. Снижайте значимость событий. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: "не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать". Помните: кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите. Любая творческая работа может исцелять от переживаний, так что – рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Эмоциональная разрядка может быть самой разнообразной, так что смело:

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен…", "Меня это обидело…").

6. Рефрейминг. Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм" (рамка), и дословно его можно перевести как "переобрамление". Таким образом, рефрейминг – это смена точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
















Список литературы


  1. Арон И.С. Психологическое здоровье педагога / Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации: Материалы 14 научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2008. – С.160-164.

  2. Болотова Е.Л. Медицинские обследования здоровья учителя // Администратор образования – 2008. – №15. – С.65-69.

  3. Иванова В.М. Профессиональное здоровье педагога: взгляд практического психолога // Биология в школе – 2008. – №4. – С. 16-18.

  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2007. – № 4. С. 2-21.

  5. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: психологический и телесный аспект / Н.Н. Малярчук. Тюмень, 2005.

  6. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: современный аспект проблемы / Н.Н. Малярчук // Инновации в образовании. – 2008. – № 12.– С.98-103.

  7. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагогов: проблемы и пути решения / Н.Н. Малярчук // Научное обозрение. - 2008. - № 6. - С.108-111.

  8. Малярчук Н.Н. Модель развития культуры здоровья педагогов общеобразовательной школы / Н.Н. Малярчук // Педагогические науки. – 2008. –№ 6. – С. 29-33.

  9. Малярчук Н.Н. Особенности культуры здоровья педагога как социально значимой профессиональной группы / Н.Н. Малярчук // Вестник развития науки и образования. – 2008. – № 6. – С. 83-86.

  10. Малярчук Н.Н. Понятийное поле культуры здоровья педагога / Н.Н. Малярчук // Научное обозрение. 2008. – № 6. – С.105-108.

  11. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов /Айсмонтас Б.Б. - М.: Наука, 2003. С. 150-153.

  12. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса / Под общ. ред. Т.В. Поштаревой. – Учебное пособие. – Ставрополь, 2011. – С. 109-115.

  13. Шингаев С.М. Профессиональное здоровье педагогов и антистрессовые защиты // Психология обучения – 2009. – № 1. – С. 96-101.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!