СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения. Любченко Полина, студентка IV курса специальности «Физическая культура» Тольяттинский социально-педагогический колледж

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение под­меняют многочасовым сидением у телевизора, компьютера.

Мно­гие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоро­вья.

Просмотр содержимого документа
«Культура здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения. Любченко Полина, студентка IV курса специальности «Физическая культура» Тольяттинский социально-педагогический колледж»

Культура здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения


Любченко Полина, студентка IV курса специальности «Физическая культура»

Тольяттинский социально-педагогический колледж


Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение под­меняют многочасовым сидением у телевизора, компьютера.

Мно­гие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоро­вья. Гиподинамия — это не просто недостаток движения, это свое­образная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообра­щения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в ста­тическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, за­держку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.

Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,70% де­тей страдают от последствий гиподинамии, 30 — 40% — имеют из­быточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% — повышение артериального давления и т.д.

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрез­мерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необхо­димо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма, как источника индивидуализации здорового образа жиз­ни.

Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-мас­совой работы, «втискивание» всех детей в рамки единых требова­ний без учета предела их физических возможностей наносит ко­лоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармони­руют ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защит­ные реакции протеста или «избегания» занятий физкультурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите, сколько детей сидят на лавочках, «случайно» забыв спортивную форму.

Ребенок по­падает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергает­ся насмешкам со стороны сверстников, что понижает его само­оценку.

Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, «Веселые старты» и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников.

Помочь такому школь­нику, обязаны, прежде всего, учителя физкульту­ры, родители, психологи, класс­ный руководитель. Их задача — научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально-пси­хологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения.

Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился аппетит заниматься физической культурой, спортом, что­бы он понимал полезность движения для своего здоровья.

Целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья, через все формы учебной и внеучебной работы, обеспечивается следующими составляющими этого процесса:

  • установкой на ценность собственного здоро­вья;

  • приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;

  • овладением способами поведения, сохраня­ющими и приумножающими здоровье;

  • умением применить общие формы накопле­ния здоровья к особенностям своего организма;

  • созданием ситуации успеха в овладении на­выками накопления собственного здоровья.

В МОУ спортивном лицее № 76, который является базовой площадкой педагогической практики отделения «Физическая культура» на протяжении нескольких лет, активно велась работа:

  • по формированию мотивации физического само­совершенствования, накопления собственного здо­ровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, про­паганду спортивных достижений учащихся школы, культивирование совершенствования физи­ческого развития;

  • по созданию оздоровительной системы физичес­кого воспитания с использованием базовых форм:

  • уроков физической культуры;

  • выполнения домашних заданий по физ­культуре;

  • самостоятельных тренировок любимым видом спорта;

  • занятий ежедневной утренней гимнастикой и вариативных форм физического воспитания:

  • гимнастики в школе до учебных занятий и физкультминуток на уроках;

  • динамического часа на свежем воздухе;

  • проведения подвижных игр на переменах;

  • занятий в спортивных секциях в школе или уч­реждениях дополнительного образования;

  • семейных занятий спортивными увлечениями (походов, прогулок на лыжах, рыбалки, вечерние про­бежки и т.д).

Система здоровьеохранной работы, включа­ющая комплексную реабилитацию школьников, интеграцию образовательной, развивающей и реабилитационной деятельности, образовательного учреждения, дока­зывает эффективность нашей опытно-экспери­ментальной работы.

Студентами колледжа разработана «Стратегия формирования положительного отношения к занятиям физическими упражнениями» и на протяжении трех лет совместно с коллективом учителей МОУ сш № 76, активно внедряется в учебный процесс учащихся, параллельно велась исследовательская деятельность; изучалось влияние комплексного подхода к процессу физического воспитания учащихся старших классов. За время работы была разработана и использована гимнастика до занятий для всех учащихся школы, которая ежедневно под музыкальное сопровождение, через радиоузел школы, транслировалась на все здание.

Также студенты колледжа изучали влияние домашнего задания по физкультуре на работоспособность учащихся младших классов, влияние спортивного часа на работоспособность учащихся группы продленного дня, полученные результаты были сообщены учителям и родителям детей на родительском собрании с открытым уроком физкультуры.

Практически все полученные результаты, дают возможность сделать следующие выводы:

  • активная работа по физическому воспитанию в школе, дает заметные результаты;

  • использование доступных форм занятий повышает интерес учащихся к физической культуре и спорту;

  • возможность увидеть и побеседовать с выдающимися спортсменами, с учащимися школы добившимися высоких спортивных результатов, положительно отражается на качестве работы учащихся, создает необходимую мотивацию для активности на уроках физкультуры;

  • работа с родителями дает положительные результаты, если использовать возможность наглядно показать успехи учащихся по физическому воспитанию;

  • внедрение самостоятельных заданий на уроках физкультуры и домашних заданий помогает повысить интерес детей к выполнению заданий.

Проведенные исследования дают возможность студентам колледжа освоить практически необходимые, профессиональные умения и навыки, сформировать профессиональные компетенции специалистов физической культуры и спорта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!