Культура здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения
Любченко Полина, студентка IV курса специальности «Физическая культура»
Тольяттинский социально-педагогический колледж
Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера.
Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия — это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.
Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30 — 40% — имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% — повышение артериального давления и т.д.
В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма, как источника индивидуализации здорового образа жизни.
Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, «втискивание» всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонируют ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или «избегания» занятий физкультурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите, сколько детей сидят на лавочках, «случайно» забыв спортивную форму.
Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку.
Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, «Веселые старты» и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников.
Помочь такому школьнику, обязаны, прежде всего, учителя физкультуры, родители, психологи, классный руководитель. Их задача — научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально-психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения.
Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился аппетит заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья.
Целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья, через все формы учебной и внеучебной работы, обеспечивается следующими составляющими этого процесса:
установкой на ценность собственного здоровья;
приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;
овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;
умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.
В МОУ спортивном лицее № 76, который является базовой площадкой педагогической практики отделения «Физическая культура» на протяжении нескольких лет, активно велась работа:
по формированию мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся школы, культивирование совершенствования физического развития;
по созданию оздоровительной системы физического воспитания с использованием базовых форм:
уроков физической культуры;
выполнения домашних заданий по физкультуре;
самостоятельных тренировок любимым видом спорта;
занятий ежедневной утренней гимнастикой и вариативных форм физического воспитания:
гимнастики в школе до учебных занятий и физкультминуток на уроках;
динамического часа на свежем воздухе;
проведения подвижных игр на переменах;
занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования;
семейных занятий спортивными увлечениями (походов, прогулок на лыжах, рыбалки, вечерние пробежки и т.д).
Система здоровьеохранной работы, включающая комплексную реабилитацию школьников, интеграцию образовательной, развивающей и реабилитационной деятельности, образовательного учреждения, доказывает эффективность нашей опытно-экспериментальной работы.
Студентами колледжа разработана «Стратегия формирования положительного отношения к занятиям физическими упражнениями» и на протяжении трех лет совместно с коллективом учителей МОУ сш № 76, активно внедряется в учебный процесс учащихся, параллельно велась исследовательская деятельность; изучалось влияние комплексного подхода к процессу физического воспитания учащихся старших классов. За время работы была разработана и использована гимнастика до занятий для всех учащихся школы, которая ежедневно под музыкальное сопровождение, через радиоузел школы, транслировалась на все здание.
Также студенты колледжа изучали влияние домашнего задания по физкультуре на работоспособность учащихся младших классов, влияние спортивного часа на работоспособность учащихся группы продленного дня, полученные результаты были сообщены учителям и родителям детей на родительском собрании с открытым уроком физкультуры.
Практически все полученные результаты, дают возможность сделать следующие выводы:
активная работа по физическому воспитанию в школе, дает заметные результаты;
использование доступных форм занятий повышает интерес учащихся к физической культуре и спорту;
возможность увидеть и побеседовать с выдающимися спортсменами, с учащимися школы добившимися высоких спортивных результатов, положительно отражается на качестве работы учащихся, создает необходимую мотивацию для активности на уроках физкультуры;
работа с родителями дает положительные результаты, если использовать возможность наглядно показать успехи учащихся по физическому воспитанию;
внедрение самостоятельных заданий на уроках физкультуры и домашних заданий помогает повысить интерес детей к выполнению заданий.
Проведенные исследования дают возможность студентам колледжа освоить практически необходимые, профессиональные умения и навыки, сформировать профессиональные компетенции специалистов физической культуры и спорта.