СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурно-антропологический принцип как основа преподавания дисциплины история при реализации ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об образовательном хакатоне "Как совершить исторический переход?". Культурно-исторический принцип и переход на новое УМК. Пример занятия по истории: Россия в правление Ивана Грозного.

Просмотр содержимого документа
«Культурно-антропологический принцип как основа преподавания дисциплины история при реализации ФГОС»

Культурно-антропологический принцип как основа преподавания дисциплины история при реализации ФГОС Зеленова В.А., преподаватель истории ГБПОУ ИО «Ангарский политехнический техникум»

Культурно-антропологический принцип как основа преподавания дисциплины история при реализации ФГОС

Зеленова В.А., преподаватель истории

ГБПОУ ИО «Ангарский политехнический техникум»

 Об образовательном хакатоне «Как  совершить исторический переход?»    Хакатон  (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon — марафон) – термин, рожденный в 1999 году в среде хакеров и обозначающий совместный творческий поиск нестандартных путей решения задач прикладного характера. Со временем хакатонами стали называть коллективные творческие мастерские, где перед участниками ставится цель в сжатые сроки решить какую-либо острую проблему в конкретной области знания.

Об образовательном хакатоне «Как совершить исторический переход?» Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon — марафон) – термин, рожденный в 1999 году в среде хакеров и обозначающий совместный творческий поиск нестандартных путей решения задач прикладного характера. Со временем хакатонами стали называть коллективные творческие мастерские, где перед участниками ставится цель в сжатые сроки решить какую-либо острую проблему в конкретной области знания.

 Образовательный хакатон «Как совершить исторический переход?» проводился 25-26 августа 2015 г. и объединил усилия учителей-практиков РФ  и специалистов издательства «Просвещение» в продуктивном поиске  решения проблемы перехода с концентрической системы преподавания  отечественной истории на линейную (6–10 кл.).   В экспертную группу вошли авторы и сотрудники издательства: Данилов Александр Анатольевич – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, руководитель Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»; Колупалин Павел Андреевич – заместитель руководителя Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»; Хлебников Олег Сергеевич – заведующий редакцией истории, обществознания и права АО «Издательство «Просвещение».    Как результат, педагогическое сообщество продемонстрировало, что совместными интеллектуальными усилиями можно решить любую задачу,  в том числе доказать, что комфортный переход на линейную  систему возможен уже в наступающем учебном году.

Образовательный хакатон «Как совершить исторический переход?» проводился 25-26 августа 2015 г. и объединил усилия учителей-практиков РФ и специалистов издательства «Просвещение» в продуктивном поиске решения проблемы перехода с концентрической системы преподавания отечественной истории на линейную (6–10 кл.). В экспертную группу вошли авторы и сотрудники издательства: Данилов Александр Анатольевич – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, руководитель Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»; Колупалин Павел Андреевич – заместитель руководителя Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение»; Хлебников Олег Сергеевич – заведующий редакцией истории, обществознания и права АО «Издательство «Просвещение». Как результат, педагогическое сообщество продемонстрировало, что совместными интеллектуальными усилиями можно решить любую задачу, в том числе доказать, что комфортный переход на линейную систему возможен уже в наступающем учебном году.

Участники рабочей группы   Семма Лариса Александровна (г. Москва) Чухров Дмитрий Сергеевич (г. Москва) Левкина Людмила Анатольевна (Кировская обл.) Кузнецова Татьяна Александровна (Новосибирская обл.) Зеленова Владлена Альевна (Иркутская обл.)

Участники рабочей группы

Семма Лариса Александровна (г. Москва)

Чухров Дмитрий Сергеевич (г. Москва)

Левкина Людмила Анатольевна (Кировская обл.)

Кузнецова Татьяна Александровна (Новосибирская обл.)

Зеленова Владлена Альевна (Иркутская обл.)

Обоснование для обучающихся перехода на новый УМК    Ребята, наверное, каждый из вас задумывался о том, почему наши учебники именно такие. Дело в том, что инициатива создания линейки учебников истории для средней школы была предложена президентом России В. В. Путиным. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований и выверены стилистически[1].  Здесь мы видим принципиально новый учебник. В его основу положен классический учебник Данилова - Косулиной для 10-11 классов, но вся структура учебника была кардинально перестроена и обновлена. В основу его был положен культурно-антропологический принцип, поэтому вопросам культуры и особенностям веры, повседневной жизни населения, различных его слоев с разных территорий уделено намного больше места, чем в ранее выходивших учебниках. 1. Президент: Учебники истории должны иметь единую концепцию. //Российская газета. - 5.05. 2013 .

Обоснование для обучающихся перехода на новый УМК

Ребята, наверное, каждый из вас задумывался о том, почему наши учебники именно такие. Дело в том, что инициатива создания линейки учебников истории для средней школы была предложена президентом России В. В. Путиным. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований и выверены стилистически[1].

Здесь мы видим принципиально новый учебник. В его основу положен классический учебник Данилова - Косулиной для 10-11 классов, но вся структура учебника была кардинально перестроена и обновлена. В основу его был положен культурно-антропологический принцип, поэтому вопросам культуры и особенностям веры, повседневной жизни населения, различных его слоев с разных территорий уделено намного больше места, чем в ранее выходивших учебниках.

1. Президент: Учебники истории должны иметь единую концепцию. //Российская газета. - 5.05. 2013 .

Обоснование для обучающихся перехода на новый УМК

  • Особенностью учебника является рубрика по всем сложным темам. В рубрике «Историки спорят» приведены разные точки зрения историков по всем сложным темам истории. Вместе с тем, каждый крупный раздел учебника начинается с отражения всемирного контекста российской истории, показа ее места в Европе и мире на разных этапах исторического процесса.
  • На наших занятиях, с помощью учебника и рабочей тетради мы продолжим учиться: определять роль и место отечественной истории в русле мировых событий; самостоятельно рассуждать об основных событиях; анализировать исторические тексты; сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации; формировать навыки исследовательской и проектной деятельности; развивать свое критическое мышление.
  • Таким образом, новый УМК создает условия для более прочных знаний истории России как многонационального государства. А ведь, как известно, без знания прошлого, нельзя понять настоящего и строить свое будущее. Как можно осмыслить картину происходящих перемен, если ты плохо знаешь факторы, которые привели к этому. Как можно называть себя гражданином своей страны, когда не знаешь условий и особенностей ее создания? Поэтому изучение истории - это познание себя самого себя, своего «я» и своих корней. Не зря еще знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учителем жизни.

История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, живая память старины

Содержание учебника для профессий  и специальностей технического, естественно - научного, социально -экономического профилей. В 2 частях. РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВÂ Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв. ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ. ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ. ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В. ТЕМА 11 РОССИЯ В XIX в.

Содержание учебника для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально -экономического профилей. В 2 частях.

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

ТЕМА 1 ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВÂ

Тема 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА

ТЕМА 4 ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА

РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТЕМА 7 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVI —XVIII вв.

ТЕМА 8 РОССИЯ В XVI —XVIII ВВ.

ТЕМА 9 СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВВ.

ТЕМА 10 СТРАНЫ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XlX В.

ТЕМА 11 РОССИЯ В XIX в.

ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в. ТЕМА 14 МИР В 1900-1914 ГГ . ТЕМА 15 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В. ТЕМА 16 ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ТЕМА 17 РОССИЯ В 1917 г. ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ. ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ. ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг. ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.

ТЕМА 12 СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД КОЛОНИАЛИЗМА

ТЕМА 13 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.

ТЕМА 14 МИР В 1900-1914 ГГ .

ТЕМА 15 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.

ТЕМА 16 ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

ТЕМА 17 РОССИЯ В 1917 г.

ТЕМА 18 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 1918-1939 ГГ.

ТЕМА 19 РОССИЯ В 1918-1941 ГГ.

ТЕМА 20 СТРАНЫ АЗИИ В 1918-1939 гг.

ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА

ТЕМА 22 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в.

Цикл ОГСЭ «История» Учебник может быть использован при изучении дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОГСЭ

Цикл ОГСЭ «История»

  • Учебник может быть использован при изучении дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОГСЭ "История" в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей.
  • Учебник посвящен современному этапу истории человечества. Освещаются основные направления развития ключевых регионов мира, раскрывается сущность межгосударственных конфликтов, рассматриваются политические, экономические, культурные процессы, деятельность важнейших международных организаций, содержание главных законодательных актов мирового значения. Особое внимание уделяется истории России.

Раздел 4. История нового времени. Тема 4.1. Россия в ХVI – ХVII вв.: от великого княжества к царству. Занятие № 15. Россия в правление Ивана Грозного .

  • План изучения нового материала:
  • Дальнейшее усиление Московского государства. Церковные дела. Начало правления Ивана III. Присоединение Новгорода.
  • Падение ордынского ига. Окончательное объединение русских земель. Война с Казанью, Ливонским орденом, Литвой и Швецией. Новое государство. Правление Василия III.
  • Начало правления Ивана Грозного. Внешняя политика. Опричнина.
  • Войны с Турцией и Крымом. Конец опричнины. Завершение ливонской войны. Разорение страны. Закрепощение крестьян.
  • Задание на дом.
  • Вопросы:

1. Какое значение для Русского государства имело установление автокефалии русской православной церкви?

2. В чем политический смысл этого события?

Правление Ивана III относиться к третьему этапу объединения Руси, когда оно приобрело новую динамику.

  • Задания и вопросы:
  • Как вы думаете, за счет чего Василия Темному удалось укрепить свою власть в столь сложных для него условиях?
  • Поясните политическое и социальное значение заключения мира с Казанским ханством и требования возврата пленных соотечественников.
  • При Иване III начинает складываться система органов централизованного управления государством. Какие факторы этому способствовали?
  • Предположите, какова была бы альтернатива в отношениях между Великим Новгородом и Великим князем Московским.
  • Почему факту присоединения Новгорода к Русскому государству придавалось особое значение?
  • [1] С.161-178.
  • Проблемные задания:
  • При Василии Темном появляются служилые князья. Некоторые из них были местными князьями до присоединения их княжеств к Москве. Московский князь назначил их наместниками, воеводами в уезды (бывшие их владения). Он приближал к себе неименитых, но верных людей, которые пополняли слой служилых. Так стало оформляться сословие служилых людей – дворян. Объясните, в чем состоял компромисс между Москвой и мелкими князьями.
  • Историки характеризуют Василия II как слабого князя. Тем не менее он провел перепись податного населения, сократил земельные пожалования боярам и увеличил число условных держателей земли – помещиков, которые являлись верными слугами Великого московского князя. Прокомментируйте смысл этих преобразований. Кровавые события второй четверти XV в. Ускорили объединение русских земель. На Руси в этот период формируется новая система отношений, усиливается роль поместного землевладения.

Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно изучить материал о падении ига и выполнить задания.

  • Задания: Укажите причины похода хана Ахмата на Русь. Определите последствия похода хана Ахмата на Русь. Изучите текст «Летопись о «Стоянии на Угре» (XV в.)» (Дидактические материалы к учебнику, с. 94) и выполните задание по нему.
  • Преподаватель отмечает, что усилия последних княжений подвергались опасности в связи со смертью Василия III в 1533 г. и переходом престола к его трехлетнему сыну Ивану XIV (1533 – 1584). Обучающимся предлагается ознакомиться с отрывком «Из «Летописной книги», приписываемой И.М. Катыреву – Ростовскому. О русских царях XVI – начала XVII в. (1626 г.)» ( Дидактические материалы к учебнику, с. 113) и составить две краткие характеристики Ивана IV: а) как монарха и б) как русского человека.
  • Перечислите позитивные для России последствия присоединения Поволжья. В разное время историки по разному оценивали опричнину (см. высказывания «Историки об опричнине» - Дидактические материалы к учебнику, с. 103 – 105). Начали дискуссию по этому поводу Иван IV и Андрей Курбский.
  • Задания:
  • Охарактеризуйте опричнину как политический курс.
  • Раскройте особенности земщины.
  • Дайте собственную взвешенную оценку опричнины (предпосылки, цель, методы, последствия).
  • Покажите на конкретных примерах стремление Ивана IV сосредоточить власть под своим началом.

Преподаватель демонстрирует военные успехи русского войска на Востоке (под Астраханью, на Дону, на Северном Кавказе, при Молодях) с помощью карты. Царствование Ивана IV - это непрерывный поиск пути России, и поэтому оно сопряжено со многими противоречиями. Например, после заявления об отмене опричнины по-прежнему устраивались расправы и казни, связанные с болезненной подозрительностью царя.

  • Задания и вопросы:
  • Почему 1579 г. Считают рубежным в Ливонской войне?
  • Объясните, почему опричников называли кромешниками. Кого из последующей истории вы охарактеризовали бы так же?
  • Сравните положение крестьян в России XVI в., описанное английским послом Дж. Флетчером, и «Указ об урочных летах» ( Дидактические материалы к учебнику, с. 105 – 108). Охарактеризуйте ситуацию с позиции Дж. Флетчера.
  • В конце XVI в., со смертью Ивана Грозного наступило Смутное время». С помощью конкретных фактов обоснуйте правильность этого утверждения.
  • Практические задания:
  • Изучите карту Москвы XVI в. и определите, какие районы современного города входили в опричнину. Почему?
  • Проанализируйте карту, вспомните ранее изученный материал и назовите причины достаточно быстрых в Ливонской войне в 1558-1559 гг. и разгрома Ливонского ордена.
  • Объясните, почему в XVI в. главной из задач России был выход к Балтийскому морю.
  • Д. Кедрин посвятил стихи тем далеким событиям. Вот отрывок из них:

Мы можем землей этой тучной владеть,

Ее разделивши по-братски,

Мне в пору Кучумовы бармы надеть

И сделаться князем остяцким.

Кто мог произнести эти слова? Почему герой называет себя остецким князем?

  • Соотнести дату и события:

1) 1550 г.; а) принятие Судебника;

2) 1552 г.; б) смерть Ивана IV;

3) 1556 г.; в) Ливонская война;

4) 1581 г.; г) присоединение Астрахани;

5) 1583 г.; д) Стоглавый собор;

6) 1565 – 1572 гг.; е) безуспешная осада Пскова Стефаном Баторием;

7) 1558 – 1583 гг.; ж) взятие Казани;

8) 18 марта 1584 г.; з) перемирие с ливонским орденом;

9) 1554 г.; и) Плюсское перемирие;

10) 1551 г. к) деление земель на опричнину и земщину.

Ответы: 1-а; 2-ж; 3-г; 4-е; 5-и; 6-к; 7-в; 8-б; 9-з; 10-д.

Преподаватель обобщает изученный материал. Итоги царствования Ивана IV трагичны. Обрекая общество на патриархальность и невежество, крепостничество не допускало проникновения культурных ценностей в народную среду. Правление Ивана IV завершилось провалом внутренней и внешней политики. Свою слабость власть пыталась компенсировать необузданной жестокостью, запугиванием людей. Она пыталась найти эффективный путь развития страны, но все попытки были неудачными. Неслучайно ХVI век называют «столетием выбора».

Задание на дом:

  • Прочитать и проанализировать § 25, 26.
  • Письменно выполнить задание 7 к § 25.
  • Опережающее задание: подготовить иллюстрированные сообщения об иконописцах: Феофане Греке, Андрее Рублеве, Дионисии (по выбору).

Методическая поддержка преподавателя

УДИ «Борьба Руси с внешней опасностью в период завершения объединения русских земель вокруг Москвы» моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической ситуацией (ретроспективный тип). Обучающийся получает роль современника или потомка, исследующего историческое событие (археолог, писатель, журналист, ученый и т.д.). Возможны 2 других подвида такой игры:

  • игра-обсуждение, когда воображаемая ситуация воссоздается очевидцами в процессе спора, дискуссии (диспуты, симпозиумы и конференции ученых, круглые столы, телемосты и т.д.). Подобная игра строиться на диалоге, импровизации;
  • игра-исследование, которая также связана с современным взглядом на события прошлого, но в отличие от предыдущей формы основана на рефлексивных действиях «героя», который пишет письмо, учебник, книгу, статью, доклад о том или ином историческом событии.

Организационный момент. Обучающиеся делятся на группы. Одна из групп – эксперты. В каждую группу назначается свой эксперт, который оценивает работу каждого члена группы. Эксперты тянут жребий (конверты с заданиями: «Отношения с Казанью», «Отношения с Литвой», «отношения с Ливонским орденом», «Отношения со Швецией»), какой группе какое из четырех направлений представлять. Группа готовит сообщение по своему вопросу по примерному плану: цель Руси, цель ее противника, основные события, результат.

Выбирается ведущий – председатель, который отвечает за ход игры, активность ее участников, обобщает информацию и т.д. Каждая группа выбирает докладчика 9и содокладчика).

План УДИ:

  • Мотивация, нацеливание обучающихся на игру, объяснение хода игры и объявление регламента ее этапов.
  • Работа в группах: подготовка выступления (используется учебник, собственные знания, другие источники, в том числе Интернет), выбор докладчика.
  • Заседание круглого стола: выступления по указанным в конвертах темам, их обсуждение, дополнение всеми участниками.
  • Подведение итогов круглого стола: выступления экспертов, председателя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!